Экспресс-диагностика функционального состояния ЦНС (на примере диагностики ФС ЦНС учащихся высшего учебного заведения)

1868

Аннотация

В статье представлены результаты исследования динамики изменения функционального состояния центральной нервной системы у студентов вуза в течение учебного дня и учебного года с использованием различных методов экспресс-диагностики. В качестве основного метода экспресс-диагностики функционального состояния центральной нервной системы применялась методика «Сложная зрительно-моторная реакция», дополнительным методом выступил тест дифференциальной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение». Результаты исследования свидетельствуют о том, что функциональное состояние центральной нервной системы обеспечивает системную (от психофизиологической до личностно-психологической) реакцию субъекта на изменяющиеся условия среды, и в том числе на успешность преодоления, как в нашем случае, студентами учебного стресса и эффективность прохождения учебного процесса; студенты со сравнительно низкими показателями функционального состояния центральной нервной системы при воздействии нагрузок имеют тенденцию к развитию дезадаптации и составляют группу риска.

Общая информация

Ключевые слова: функциональное состояние центральной нервной системы, сложная зрительно-моторная реакция, тест дифференциальной самооценки функционального состояния, студенты

Рубрика издания: Психофизиология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110208

Для цитаты: Ярославцева И.В., Гутник И.Н., Конопак И.А., Гусев А.Н., Черевикова И.А. Экспресс-диагностика функционального состояния ЦНС (на примере диагностики ФС ЦНС учащихся высшего учебного заведения) // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 2. С. 110–120. DOI: 10.17759/exppsy.2018110208

Фрагмент статьи

Одна из основных задач психофизиологического мониторинга в высшем учебном заведение (вузе) — своевременное выявление студентов со сниженными функциональными возможностями центральной нервной системы с точки зрения проведения профилактической коррекционной работы. В исследованиях отечественных психологов и психофизиологов функциональное состояние (ФС) центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается как функциональный фон, определяющий в значительной степени приспособительное поведение человека и его возможности к преодолению адаптационного стресса в ходе осуществления сложных видов деятельности — творческой, трудовой, познавательной, в том числе учебной (Филиппов, 2006; Leonova, Kuznetsova, Barabanshchikov, 2013; Гутник, Ярославцева и др., 2016; Черевикова, Ярославцева, 2017).

Литература

  1. Байгужин П.А. Факторы результативности психофизиологического исследования функционального состояния центральной нервной системы у студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. 2011. № 26. С. 131—135.
  2. Барабанщиков В.А., Жердев И.Ю. Восприятие сложных социально значимых объектов во время быстрых движений глаз наблюдателя // Экспериментальная психология. 2014. T. 7. № 2. С. 5—25.
  3. Глебов В.В., Михайличенко К.Ю., Чижов А.Я. Психофизиологическая адаптация популяции человека к условиям мегаполиса: монография. М.: РУДН, 2013. 325 с.
  4. Губарева Л.И., Пономарева Т.Ю., Ермолова Л.С. Особенности функционирования центральной нервной системы у работников газотранспортной системы с разной степенью адаптации к условиям профессиональной среды // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2016. Т. 11. № 4. С. 573—576.
  5. Гутник И.Н., Ярославцева И.В., Конопак И.А., Исакова Н.Е. Исследование функционального состояния студентов разных курсов в течение учебного дня // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2016. Т. 17. С. 12—25.
  6. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 141—145.
  7. Ермакова Т.А. Психофизиологическое состояние как показатель уровня адаптации студентов // Материалы IV международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2012. С. 274—278.
  8. Земскова А.А., Кравцова Н.А. Взаимосвязь психофизиологических адаптационных реакций с личностными особенностями курсантов в условиях тренировочной ситуации // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. № 2. С. 87—92
  9. Кузнецова А.С., Барабанщикова В.В., Злоказова Т.А. Эффективность психологических средств произвольной саморегуляции функционального состояния // Экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 1. С. 102—130.
  10. Методический справочник. Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 — «Психофизиолог». Таганрог: Медиком МТД, 2004. 78 с.
  11. Моргалев Ю.Н., Моргалева Т.Г., Моргалев С.Ю., Яранцева Н.А. Взаимосвязь психофизиологического состояния при компьютерной форме обучения с уровнем функциональных резервов, обучающихся // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6. С. 223—229.
  12. Пугачев И.Ю. Интегративные научные представления о физической работоспособности обучаемых высшей школы // Интеграция образования. 2014. № 1. С. 39—46.
  13. Середа А.П., Матвиенко С.В. Совершенствование инструментария для мониторинга функционального состояния спортсменов // Материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании». М.: ЦСП, 2016. С. 299—305.
  14. Соколова Л.В., Сунцов С.А. Динамика показателей функционального состояния центральной нервной системы спортсменов-единоборцев 12—14 лет // Журнал медико-биологических исследований. 2015. № 4. С. 99—106.
  15. Сорокина М.А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у преподавателей высшей школы // Фундаментальные исследования. 2008. № 11. С. 28—32.
  16. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний. К.: МАУП, 2006. 240 с.
  17. Черевикова И.А., Ярославцева И.В. Функциональное состояние ЦНС студентов в образовательном пространстве вуза // Материалы XIII ежегодной Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Проблемы теории и практики современной психологии». Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. С. 576—580.
  18. Черевикова И.А., Ярославцева И.В. Функциональное состояние ЦНС студентов бакалавриата // Известия Иркутского государственного университета. Серия психология. 2017. Т. 21. С. 99—104.
  19. Шутова С.В., Муравьева И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2013. Т. 18. № 5. С. 2831—2840.
  20. Ярославцева И.В. Гутник И.Н., Конопак И.А., Диянова З.В., Щеголева Т.М., Кузьмин М.Ю. Психофизиологические и психологические характеристики функционального состояния студентов в разных условиях организации учебного процесса в вузе // Известия Иркутского государственного университета. Серия психологии. 2013. Т. 2. № 2. С. 83—98.
  21. Leonova A.B., Kuznetsova A.S., Barabanshchikova V.V. Job specificity in human functional state optimization by means of self-regulation training // Procedia: social and behavioral sciences. 2013. Vol. 86. P. 29—34. doi:10.1016/j.sbspro.2013.08.520.

Информация об авторах

Ярославцева Ирина Владиленовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой медицинской психологии факультета психологии, Иркутского государственного университетаи и ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», Иркутск, Россия, e-mail: ya-irk@yandex.ru

Гутник Игорь Нэрисович, доктор биологических наук, профессор, заведующий базовой кафедрой физиологии и психофизиологии, ИГУ и ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», Иркутск, Россия, e-mail: gutnikigor@mail.ru

Конопак Игорь Александрович, кандидат философских наук, доцент, декан факультета психологии, заведующий кафедрой общей психологии, ИГУ, ФГБОУ ВО «ИГУ», Иркутск, Россия, e-mail: iakonopak@gmail.com

Гусев Алексей Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9299-7092, e-mail: angusev@mail.ru

Черевикова Ирина Александровна, аспирант базовой кафедры медицинской психологии, ИГУ и ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», Иркутск, Россия, e-mail: gothic.craze@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2164
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 1868
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 32