Экспериментальная психология
2018. Том 11. № 3. С. 120–139
doi:10.17759/exppsy.2018110309
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Ценностные противоречия как психодиагностические критерии профессиональной компетентности и внутриличностного конфликта
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психодиагностический критерий, ценностные оппозиции, показатель ценностно-интенциональной согласованности, внутриличностный конфликт, профессиональная компетентность
Рубрика издания: Психодиагностика
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110309
Для цитаты: Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Шаповал В.А., Тулупьева Т.В. Ценностные противоречия как психодиагностические критерии профессиональной компетентности и внутриличностного конфликта // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 3. С. 120–139. DOI: 10.17759/exppsy.2018110309
Фрагмент статьи
Традиционная для кадрового менеджмента компетентностная парадигма (Бояцис, 2008; Голянич, 2011; Кудрявцева, Голянич, 2012) сравнительно недавно получила законодательное закрепление в Трудовом кодексе Российской Федерации и Федеральном законе № 236-ФЗ от 3 декабря 2012 г. В этих документах квалификация работника трактуется как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, а профессиональный стандарт — как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Федеральный закон № 236-ФЗ от 03.12.2012 г.).
Литература
-
Агапов В. С. Психолого-правовые инварианты профессиональной деятельности адвоката // Акмеология. 2015. № 3. С. 21—24.
-
Акимова М.К., Киселева М. К. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивности в юношеском возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 3. С. 49—57.
-
Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 426—433.
-
Аптер М. Дж. Теория реверсивности и человеческая психика // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 162—169.
-
Аргентова Т.Е., Тополова Е.В. Внутриличностные конфликты современных подростков [Электронный ресурс] // Сибирская психология сегодня / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово, 2004. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/840/67840/41208?p_ page=13 Дата обращения 28.09.2018
-
Батарчук Д.С. Влияние мотивации на развитие поликультурности личности // Акмеология. 2015. № 3. С. 38—39.
-
Беляев, И. А. Интенциональность целостного мироотношения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 1. С. 29—35
-
Бондарук А.Ф. Система ценностных ориентаций курсантов в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13984 (дата обращения: 22.01.2017).
-
Бондарук А.Ф., Голянич В.М., Глазырин А.А. Новый подход к аксиологической оценке кандидатов в кадровый резерв // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2012. Т. 3. Вып. 3. № 7. С. 41—64.
-
Бондарук А.Ф., Голянич В.М., Шаповал В.А. Динамика параметров ценностно-интенционального конфликта у курсантов в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1. С. 247—256.
-
Бояцис Р. Компетентный менеджер: Модель эффективной работы. М.: Гиппо, 2008. 352 с.
-
Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. № 5. С. 38—44.
-
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ. 1984. С. 128—136.
-
Галашкина Ю. М. Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции. Формирование компетенции как фактора конкурентоспособности работника // Вопросы экономики и управления. 2016. № 5. С. 138—142.
-
Голянич В.М. Наука и научная школа в современном вузе: ожидания, виртуалии и реалии // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. 2011. Т. 2. Вып. 3. С. 303—318.
-
Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Глазырин А.А. Ценностные противоречия как психодиагностические критерии интенциональной компетентности // Управленческое консультирование. 2013. № 11. С. 92—103.
-
Голянич В.М., Шаповал В.А., Тулупьева Т.В. Новые подходы к оценке степени ценностного единства личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 3. С. 198—206.
-
Голянич В.М., Тулупьева Т.В., Шаповал В.А. Ценностная согласованность и психодинамическая репрезентация личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер. 12. Вып. 1. С. 140— 150.
-
Денисов А.А., Терёхина Н.В. Внутриличностные конфликты в ценностно-смысловой сфере личности как фактор развития синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов // Cathedra. 2012. № 39. С. 72—76.
-
Ефремов А.Ю. Ценностные основы формирования исследовательских компетенций в процессе обучения [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2016. Т. 12. № 2. С. 344—348. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36448 (дата обращения: 11.10.2017).
-
Жданов В.Л. Интенциональность ценностных ориентаций как объект социологического анализа // Вестник Приволжского института управления. 2009. № 1. С. 203—207.
-
Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. М.: Ин-т психологии РАН. 2013. 524 с.
-
Ивков Н.Н. Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости: дисс… канд. психол. наук. М., 2002. 233 с.
-
Капцов А.В. Противоречия в аксиосфере как фактор развития личностных качеств студентов // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 2. С. 30—36.
-
Капцов А.В. Противоречия в аксиосфере личности: сущность и методы исследования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2012. Т. 1. №. 11. С. 153—167.
-
Капцов А.В. Методика определения противоречий в ценностной сфере личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2014. Т. 2 №16. С. 3—17.
-
Капцов А.В. Противоречия в ценностном основании сознания личности // Мир психологии. 2016. № 2. С. 233—242.
-
Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 c.
-
Карпинский К.В. Конфликт ценностей как предпосылка смысложизненного кризиса в развитии личности // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 78—93.
-
Кирьякова А.В., Бероева Е.А. Ценностные аспекты развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. Т. 191. №. 3. С. 14—19.
-
Компетентностный подход в образовании: методологический аспект: монография // Под ред. С.Д. Якушевой. Новосибирск: Изд. СибАК., 2016. 248 c.
-
Корчемный П.А. Психологические аспекты компетентностного и квалификационного подходов в обучении [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» 2012 № 1. URL:http://evestnik-mgou.ru/vi/Articles/Doc/173. Дата обращения 28.09.2018
-
Краева М.Ю. Кризис «середины жизни» и ценностные конфликты личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. Т. 5. № 2. С. 213—221.
-
Кудрявцева Е.И. Голянич В.М. Акмеология управленческих компетенций: контекстность и концептуализация как факторы развития управленческой эффективности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2012. № 1. Т. 5. С. 84—96.
-
Лукьянова М.И., Данилов С.В. Аксиологическая модель современного образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15348 (дата обращения: 11.10.2017).
-
Лысогорская М.В. Внутриличностный ценностный конфликт как индикатор качества жизни личности // Проблемы социальной психологии личности: межвуз. сб. науч. тр. Вып.2. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. С. 112—118.
-
Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С. 33—42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9227836 (дата обращения: 16.12.2017).
-
Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. 199 с.
-
Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. С. 38—50. URL: https://psyjournals.ru/files/1706/ kip_2006_n3_Novgorodtseva.pdf (дата обращения: 16.12.2017).
-
Самойлов Е.А. Ценностные аспекты образования в информационном обществе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2. С. 1336—1343.
-
Сивцова А.В. Ценностные ориентации личности: от внутренних конфликтов к саморазвитию: монография. Барнаул, 2010. 218 с.
-
Симановская М.А. Ценностная основа компетентности // Известия ВГПУ 2010. Т 48. № 4. С. 80—84.
-
Султанова Л.Б. Проблема неявного знания в науке. Уфа: Издательство УГНТУ, 2004. 184 с.
-
Сульчинская Э.Э. Личностные детерминанты ценностно-мотивационных конфликтов преподавателей высшей школы // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Т. 5. № 6. С. 211—222.
-
Толстых Н.Н. Особенности интенциональности личности разностатусных подростков // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 90—102.
-
Федеральный закон № 236-ФЗ от 03.12.2012 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»».
-
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 273 с.
-
Хухлаев О.Е., Бучек А.А., Зинурова Р.И., Радина Н.К., Тудупова Т.Ц., Хакимов Э.Р. Этнонациональные установки и ценности современной молодежи (на материале исследования студенчества нескольких регионов России) [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. URL:https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/63066164 (дата обращения: 16.12.2017).
-
Шаповал В.А. Инновационные подходы в разработке эффективных технологий для массовых психодиагностических обследований сотрудников правоохранительных органов // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России: сб. матер. I Всерос. науч.-практ. конф. специалистов ведомственных психологических служб. Т. I. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2012. С. 287—294.
-
Шаповал В.А., Голянич В.М. Инновационная технология психодинамической оценки компетенций персонала // Управленческое консультирование. 2013. № 6. Т. 55. С. 7—21.
-
Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука. 1975. С. 89—105.
-
Яницкий М.С. Ценностные ориентиры личности как динамическая система // Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 189 с.
-
Abessolo M., Rossier J., Hirschi A. Basic Values, Career Orientations, and Career Anchors: Empirical Investigation of Relationships [Электронный ресурс] // Front Psychol. 2017. Vol. 8. P. 1556. doi: https:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5600941/
-
Apter M.J. Some data inconsistent with the optimal arousal theory ofmotivation // Perceptual and Motor Skills. 1976. № 43. P. 1209—1210.
-
Bouckenooghe D., Buelens M., Fontaine J.,&Vanderheyden K. The prediction of stress by values and value conflict // Journal of Psychology: Interdisciplinary and Applied. 2005. Vol. 139. № 4. Р. 369—382.
-
Fischer R., Boer D. Motivational basis of personality traits: A meta-analysis of value-personality correlation // Journal of Personality. 2015. Vol. 83. Р. 491—510.
-
Hanel P.H.P., Wolfradt U. The ‘dark side’ of personal values: relations to clinical constructs and their implications // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 97. Р. 140—145.
-
Lawler E. From Job-Based to Competency-Based Organizations // Journal of Organizational Behavior. 1994. Vol. 15. P. 3—15.
-
Parks L., Guay R.P. Personality, values and motivation // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 47. Р. 675—684.
-
Roccas S., Sagiv L., Schwartz S.H., Knafo A. The big five personality factors and personal values // Personality and Social Psychology Bulletin. 2002. Vol. 28. Р. 789—801.
-
Schwartz S.Н. & Bilsky W. Towards a psychological structure of human values // Journal of Personality & Social Psychology. 1987. Vol. 53. Р. 550—562.
-
Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology / M.P. Zanna (Ed.). New York: Academic Press, 1992. Vol. 25. P. 1—65.
-
Schwartz S.Н. Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. Р. 19—45.
-
Schwartz S.H. Instructions for Computing Scores for the 10 Human Values and Using them in Analyses // Documentation for ESS-1. 2003.
-
Schwartz S.H. Basic human values: Theory, Measurement, and Applications // Revue française de sociologie. 2006. Vol. 47. №. 4. P. 929—968.
-
Schwartz S.H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. Vol. 2. № 1. doi: https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116
-
Smith P.B. Acquiescent Response Bias as an Aspect of Cultural Communication Style // Journal of Cross-cultural Psychology. 2003. Vol. 20. № 10.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2487
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1005
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1