Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников

965

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось раскрытие специфики взаимосвязи осознанной саморегуляции учебной деятельности, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников (N=156). Диагностика включала оценивание регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств (опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности, ССУД-М»), показателей субъективного благополучия учащихся в трех сферах («Многомерная детская шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ, Сычев и др., 2018), а также сбор данных об академической успеваемости. Обнаружено, что уровень благополучия в школе имеет более тесные связи с уровнем развития осознанной саморегуляции, чем с показателями академической успеваемости. Подтверждена реципрокность связи субъективного благополучия и академических достижений. С помощью структурного моделирования проведена оценка моделей причинно-следственных связей саморегуляции, школьного благополучия и успеваемости. Отмечается, что показатели саморегуляции и субъективного благополучия объясняют больший процент дисперсии академической успеваемости школьников, чем показатели саморегуляции и успеваемости — в дисперсии показателей школьного благополучия учащихся.

Общая информация

Ключевые слова: осознанная саморегуляция, субъективное благополучие, академическая успеваемость

Рубрика издания: Психология состояний

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120313

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 17-36-00037.

Для цитаты: Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 3. С. 164–175. DOI: 10.17759/exppsy.2019120313

Фрагмент статьи

Значительный интерес к проблеме субъективного благополучия учащихся, наблюдающийся сегодня в психологии, обусловлен рядом причин. Во-первых, образовательная среда рассматривается как значимый фактор удовлетворенности жизнью современных школьников: отношение к учебе, академическая успешность, характер взаимодействия со сверстниками и учителями во многом влияют на их субъективное благополучие.

Литература

  1. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно- историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 46—58. doi: 10.17759/chp.2016120205/
  2. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 3. C. 32—42. doi: 10 .17759/pse .2019240303
  3. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. №. 10. С. 13—24.
  4. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению как ресурсы академической успешности // Вопросы психологии. 2017. №. 4. С. 64—75.
  5. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
  6. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно- мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. С. 5—21. doi:10.17759/ pse.2019240401
  7. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция учебной деятельности как ресурс субъективного благополучия школьников при изменении условий обучения // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 62—74.
  8. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124—135.
  9. Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. C. 5—15. doi: 10 .17759/pse .201823060
  10. Фомина Т.Г., Ефтимова О.В., Моросанова В.И. Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 2. C. 64—76. doi: 10.17759/psyedu.2018100206
  11. Bücker S., Nuraydin B.A., Simonsmeier M., Schneider M., Luhmann М. Subjective well-being and academic achievement: A meta-analysis // Journal of Research in Personality. 2018. Vol. 74. С. 83—94. doi: 10 .1016/j .jrp .2018 .02 .007
  12. Caprara G.V., Steca P., Gerbino M., Paciello M., Vecchio G.M. Looking for adolescents’ well-being: Self-efficacy beliefs as determinants of positive thinking and happiness // Epidemiology and Psychiatric Sciences. 2006. Vol. 15(1). P. 30—43. doi: 10.1017/S1121189X00002013
  13. Crede J., Wirthwein L., McElvany N., Steinmayr R. Adolescents’ academic achievement and life satisfaction: the role of parents’ education // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. С. 52. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2015.00052
  14. Daniels L.M., Haynes T.L., Stupnisky R.H., Perry R.P., Newall N.E., Pekrun R. Individual differences in achievement goals: A longitudinal study of cognitive, emotional, and achievement outcomes // Contemporary Educational Psychology. 2008. Vol. 33. № 4. С. 584—608. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2007.08.002
  15. Datu J.A.D., King R.B. Subjective well-being is reciprocally associated with academic engagement: A two-wave longitudinal study // Journal of School Psychology. 2018. Vol. 69. С. 100—110. https://doi. org/10.1016/j.jsp.2018.05.007
  16. Fomina T.G., Eftimova O.V., Morosanova V.I. Self-Regulation and Personality characteristics of elementary school children with different level of school life satisfaction // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2017. С. 104—112. https://doi.org/10.15405/epsbs.2017.12.11
  17. Gestsdottir S., Lerner R.M. Positive development in adolescence: The development and role of intentional self-regulation // Human Development. 2008. Vol. 51 (3) P. 202—224. doi: 10.1159/000135757
  18. Gillham J. et al. Character strengths predict subjective well-being during adolescence // The Journal of Positive Psychology. 2011. Vol. 6. № 1. С. 31—44. https://doi.org/10.1080/17439760.2010.536773
  19. Kirkcaldy B., Furnham A., Siefen G. The relationship between health efficacy, educational attainment, and well-being among 30 nations // European Psychologist. 2004. Vol. 9. № 2. С. 107—119. https://doi. org/10.1027/1016-9040.9.2.107
  20. Morosanova V.I., Fomina T.G., Bondarenko I.N. Academic achievement: Intelligence, regulatory, and cognitive predictors // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8. № 3. С. 136—157. doi: 10.11621/ pir.2015.03011
  21. Morosanova V.I., Fomina T.G., Kovas Y.V. Bogdanova O.E. Cognitive and regulatory characteristics and mathematical performance in high school students // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 90. С. 177—186. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.10.034
  22. Ng Z.J., Huebner S E., Hills K.J. Life satisfaction and academic performance in early adolescents: Evidence for reciprocal association // Journal of school psychology. 2015. Vol. 53. № 6. С. 479—491 https://doi. org/10.1016/j.jsp.2015.09.004
  23. Proctor C., Linley P.A., Maltby J. Very happy youths: Benefits of very high life satisfaction among adolescents // Social Indicators Research. 2010. Vol. 98. № 3. P. 519—532. https://doi.org/10.1007/ s11205-009-9562-2
  24. Salmela-Aro K., Tynkkynen L. Trajectories of life satisfaction across the transition to post-compulsory education: Do adolescents follow different pathways? // Journal of Youth and Adolescence. 2010. Vol. 39. № 8. С. 870—881. https://doi.org/10.1007/s10964-009-9464-2
  25. Schunk D.H. Metacognition, self-regulation, and self-regulated learning: Research recommendations // Educational Psychology Review. 2008. Vol. 20. № 4. С. 463—467. https://doi.org/10.1007/s10648-008- 9086-3
  26. Steinmayr R., Crede J., McElvany N., Wirthwein L. Subjective well-being, test anxiety, academic achievement: Testing for reciprocal effects // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 6. С. 1994. https://doi. org/10.3389/fpsyg.2015.01994
  27. Suldo S.M., Riley K.N., Shaffer E.J. Academic correlates of children and adolescents’ life satisfaction // School Psychology International. 2006. Vol. 27. № 5. P. 567—582. https://doi. org/10.1177%2F0143034306073411
  28. Tavakolizadeh J., Yadollahi H., Poorshafei H. The role of Self regulated learning strategies in psychological well being condition of students // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 69. P. 807—815. doi: 10.1016/j.sbspro.2012.12.002
  29. Tian L., Yu T., Huebner E.S. Achievement goal orientations and adolescents’ subjective well-being in school: the mediating roles of academic social comparison directions // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. P. 37. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00037
  30. Tuominen-Soini H., Salmela-Aro K., Niemivirta M. Achievement goal orientations and academic well-being across the transition to upper secondary education // Learning and Individual Differences. 2012. Vol. 22. № 3. C. 290—305. doi: 10.1016/j.lindif.2012.01.002
  31. Zhu X., Tian L., Zhou J., Huebner E.S. The developmental trajectory of behavioral school engagement and its reciprocal relations with subjective well-being in school among Chinese elementary school students // Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 99. С. 286—295. https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2019.01.024
  32. Zimmerman B.J. Self-regulated learning and academic achievement: An overview // Educational Psychologist. 1990. Vol. 25. № 1. С. 3—17.
  33. Zimmerman S.M., Phelps E., Lerner R.M. Intentional self-regulation in early adolescence: Assessing the structure of selection, optimization, and compensation processes // International Journal of Developmental Science. 2007. Vol. 1. № 1. C. 272—299. doi 10.3233/DEV-2007-1310

Информация об авторах

Фомина Татьяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5097-4733, e-mail: tanafomina@mail.ru

Моросанова Варвара Ильинична, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «Психологический институт РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7694-1945, e-mail: morosanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 7458
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 965
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 1