Экспериментальная психология
2020. Том 13. № 1. С. 122–137
doi:10.17759/exppsy.2020130109
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Интеллект, креативность и успешность решения задач учащимися среднего школьного возраста в компьютерной игре «PLines»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интеллект, креативность, успешность решения задач, игра PLines
Рубрика издания: Психология интеллекта
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130109
Для цитаты: Марголис А.А., Куравский Л.С., Войтов В.К., Гаврилова Е.В., Ермаков С.С., Петрова Г.А., Шепелева Е.А., Юркевич В.С. Интеллект, креативность и успешность решения задач учащимися среднего школьного возраста в компьютерной игре «PLines» // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 1. С. 122–137. DOI: 10.17759/exppsy.2020130109
Фрагмент статьи
Данная статья представляет результаты исследования, в котором изучался характер взаимосвязи психометрических показателей интеллекта и креативности учащихся среднего школьного возраста с успешностью решения задач в компьютерной игре, варианте известной игры «Lines». В данной игре на клетчатом поле случайным образом появляются цветные шарики, а задачей игрока является выстраивание линий из шариков одного цвета.
Литература
-
Валуева Е.А., Белова С.С. Диагностика творческих способностей: методы, проблемы, перспективы // Творчество: от биологических предпосылок к культурным феноменам: коллективная монография / Под ред. Д.В. Ушакова. М., Издательство ИП РАН, 2011, С. 625—648.
-
Корнилов С.А., Тан М., Хименко Д.Д., . Фролова Е.С., Мокринский Г.М., Стернберг Р.Дж, Григоренко Е.Л. Проект Аврора: комплексная диагностика детской одаренности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Тю6. № 3. С. 117—125.
-
Куравский Л.С., Баранов С.Н., Корниенко П.А. Обучаемые многофакторные сети Маркова и их применение для исследования психологических характеристик // Нейрокомпьютеры: разработка и применение. 2005. № 12. C. 65—76.
-
Куравский Л.С., Мармалюк П.А., Алхимов В.И., Юрьев Г.А. Математические основы нового подхода к построению процедур тестирования // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 4. С. 75—98.
-
Марголис А.А., Куравский Л.С., Шепелева Е.А., Гаврилова Е.В., Петрова Г.А., Войтов В.К., Юркевич В.С., Ермаков С.С. Возможности компьютерной игры «Plines» как инструмента диагностики комплексов когнитивных способностей школьников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 38—52. doi:10.17759/jmfp.2018070304
-
Марковские модели в задачах диагностики и прогнозирования: учеб. пособие / Под ред. Л.С. Куравского. М.: РУСАВИА, 2013. 172 с.
-
Равен Дж.К., Корт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам: раздел 3: Стандартные Прогрессивные Матрицы (включая параллельные и плюс версии) / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 144 с.
-
Сорокова М.Г., Ермаков С.С. Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI—X классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 4. С. 56—70. doi:10.17759/ psyedu.2014060406
-
Федоров А.В. Краткая история компьютерных игр в России // Медиаобразование. 2013. № 4. С. 138—147.
-
Carroll J.B. Human cognitive abilities. A survey of factor-analytic studies // NewYork: Cambridge University Press. 1993. 32 p.
-
Foroughi C.K., Serraino C., Parasuraman R., Boehm-Davis D.A. Can we create a measure of fluid intelligence using Puzzle Creator within Portal 2? // Intelligence. 2016. Vol. 56. P. 58—64. doi:10.1016/j. intell.2016.026.011
-
Gallagher D., Grimm L.R. Making an impact: The effects of game making on creativity and spatial processing // Thinking Skills and Creativity. 2018. Vol. 28. P. 138—149. doi: 10.1016/j.tsc.2018.05.001
-
Harley B., Hart D. Language aptitude and second language proficiency in classroom learners of different starting ages // Studies in Second Language Acquisition. 1997. Vol. 19. № 3. P. 379—400.
-
Hawkins G. E., Rae B., Nesbitt K. V, Brown S.D. Gamelike features might not improve data // Behavior Research Methods. 2013. Vol. 45(2). P. 301—318. doi:10.3758/s13428-012-0264-3
-
Kuravsky L.S., Marmalyuk P.A., Baranov S.N., Alkhimov V.I., Yuryev G.A., Artyukhina S.V. A New Technique for Testing Professional Skills and Competencies and Examples of its Practical Applications. // Applied Mathematical Sciences. 2015. Vol. 9(21). P. 1003—1026. doi:10.12988/ams.2015.411899
-
Kuravsky L.S. and Baranov S.N. The concept of multifactor Markov networks and its application to forecasting and diagnostics of technical systems. — In: Proc. Condition Monitoring 2005 // Cambridge, United Kingdom. July 2005. P. 111—117.
-
Lumsden J., Edwards E.A., Lawrence N.S., Coyle D., Munafò, M.R. Gamification of Cognitive Assessment and Cognitive Training: A Systematic Review of Applications and Efficacy. // JMIR Serious Games. 2016. Vol. 4(2). e11. doi:10.2196/games.5888
-
Lumsden J., Skinner A., Woods A.T., Lawrence N.S., Munafò M. The effects of gamelike features and test location on cognitive test performance and participant enjoyment. 2016. Peer. J 4: e2184. doi:10.7717/peerj.2184
-
McPherson J., Burns N.R. Assessing the validity of computer-game-like tests of processing speed and working memory // Behavior Research Methods. 2008. Vol 40(4). P. 969—981. doi:10.3758/BRM.40.4.969
-
Quiroga M.Á., Román F.J., Catalán A., Rodríguez H., Ruiz J., Herranz M., Colom R. Videogame Performance (Not Always) Requires Intelligence // International Journal of Online Pedagogy and Course Design. 2011. Vol. 1(3). P. 18—32. doi:10.4018/ijopcd.2011070102
-
Quiroga M.A., Román F.J., De La Fuente J., Privado J., Colom R. The Measurement of Intelligence in the XXI Century using Video Games // The Spanish Journal of Psychology. 2016. P.89. doi:10.1017/sjp.2016.84
-
Quiroga M.A., Escorial S., Roman F.J., Morillo D., Jarabo A., Privado J., Colom R. Can we reliably measure the general factor of intelligence (g) through commercial video games? Yes, we can! // Intelligence. 2015. Vol. 53. P. 1—7. doi:10.1016/j.intell.2015.08.004
-
Rabbitt P., Banerji N., Szymanski A. Space fortress as an IQ test? Predictions of learning and of practised performance in a complex interactive video game // Acta Psychologica. 1989. Vol. 71. P. 243—257.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1162
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 437
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0