Введение
Дискриминационные установки в отношении Других являются неизменными спутниками жизни современного общества. Несмотря на усилия, затрачиваемые институциональными структурами в разных странах, они не только не уменьшаются, а, напротив, распространяются все шире, достигая самых различных областей жизни. Как подчеркивает В.А. Лабунская, современному обществу присуща «множественная», маскируемая дискриминация, которая проявляется в различных контекстах жизнедеятельности человека [Этнолукизм: эмпирическая модель, 2018, с. 16]. Это значит, что влияние дискриминационных установок все менее будет распознаваться явно, но не будет менее действенным. Между тем представители дискриминируемых групп весьма часто проявляют стремление к интеграции; это может служить основой если не для принятия представителей разных этносов, то хотя бы для их адаптации, что было установлено А.Н. Татарко на примере мигрантов [Татарко, 2018].
Проведенный ранее теоретический анализ проблемы формирования дискриминационных установок позволил заключить, что дискриминационная установка — это предрасположенность субъекта к поведению, направленному на ограничение активности и лишение определенных прав других людей, основанная на предыдущем опыте социализации, регулирующая целостное отношение и поступки человека к представителям аутгрупп [Шамионов, 2018]. Между тем дискриминационные установки в отношении Другого могут формироваться на основе его внешних проявлений — этнических и расовых признаков, половых и физических (например, инвалидность или привлекательность), языковых и поведенческих. Иначе говоря, в актуализации дискриминационных установок одно из ведущих мест занимает социальная перцепция, запускающая и механизмы социального сравнения, и эффекты социализации, и другие источники регуляции поведения. Внешний облик, по заключению В.А. Лабунской, является ценностно-значимой характеристикой человека, связанной с субъективным благополучием личности [Лабунская, 2019], и одновременно пусковым механизмом различных видов дискриминации, поскольку выступает в качестве маркера инаковости [Этнолукизм: эмпирическая модель, 2018]. Немалую роль в формировании дискриминационных установок играют возрастные характеристики другого человека (проявляющиеся во внешности и поведении) как объекта дискриминации [Усова, 2018] и возрастные характеристики субъекта дискриминации [Тарасова, 2019], этнические признаки, проявляющиеся в типе внешнего облика [Кленова, 2019; Этнолукизм: эмпирическая модель, 2018], а также поведение, в котором отражаются усвоенные нормы группы в процессе социализации [Шамионов, 2018], сила этнических чувств [Шамионов, 2018а] и т. д. Дискриминационные установки, актуализирующиеся на основе восприятия внешнего облика Другого, изучаются в ряде научных центров за рубежом [Cavico, 2012; McDonald, 2015; Pettigrew, 1988] и в России [Бзезян, 2018; Лабунская, 2019; Погонцева, 2016; Этнолукизм: эмпирическая модель, 2018]. Из этих исследований становится понятно, что внешний облик выступает не только катализатором отношения, но и основой социальной категоризации людей в соответствии с установками, сформированными в процессе общей социализации личности.
Дискриминационные установки, связанные с внешним обликом, побуждают различные эмоции. В исследовании Е.Е. Бочаровой установлено, что дискриминационные установки в отношении Других, оцениваемых по внешним признакам, связаны со страхом, брезгливостью и др. [Бочарова, 2019]. Кроме того, поскольку в реальной социальной ситуации, как правило, консолидируется множество различных признаков Другого (в зависимости от наиболее общих схем категоризации), возможны различные комбинации предубеждений в отношении его внешних проявлений. Все они могут вызывать одинаковые эмоции и получать одинаковые оценки.
Одна из ключевых проблем в данной области — проблема источников дискриминации, а также слияния (накладывания) образов одной категории с образами другой категории. Так, S. Fiske и др. была предложена модель содержания стереотипа (SCM), включающая два основных измерения — сердечной теплоты (надежности, дружелюбия) и компетентности (способности, ассертивности), которые сохраняются в социальном познании при восприятии и осмысливании эмоционально-поведенческих особенностей других людей или групп. Иначе говоря, качественные различия между стереотипами основываются на таких факторах, как компетентность и сердечность (теплота) [Fiske, 2002]. В соответствии с теоретическими обобщениями авторов, формирование дискриминационной установки представляет собой цепочку взаимовлияющих факторов — социальная структура другого человека (сотрудничество, статус) предлагает стереотипы оценки его поведения (на основании теплоты и компетентности), которые, в свою очередь, предопределяют развитие определенных эмоциональных переживаний по отношению к этому человеку (гордость, жалость, презрение, зависть), и, наконец, эмоции предопределяют выработку самой установки — активную и пассивную помощь и/или вред [Fiske, 2002; Fiske, 2018].
Многочисленные исследования предубеждений, дискриминационных установок личности и группы, проведенные за последние десятилетия, позволили разработать ряд ставших на сегодняшний день хрестоматийными концепций, объясняющих происхождение установок и предлагающих средства их устранения, а также определяющих ряд важных характеристик этого явления. Одно из важнейших направлений исследования причин формирования дискриминационных установок — изучение социальных норм и идеологий, поддерживаемых большими группами. В этом отношении теория ценностей Ш. Шварца является весьма важной с точки зрения описания дискриминационных установок сквозь призму мотивационного континуума, образующегося в результате установления значимости тех или иных ценностей или их комбинаций. Она стала также одной из важнейших теорий объяснения приверженности личности («поддержки личностью») определенной идеологии. Так, J. Sinn [Sinn, 2018; Sinn, 2017] попытался объединить теорию ценностей Ш. Шварца и различные эволюционные теории для объяснения идеологических различий. В соответствии с эволюционно-коалиционной теорией, коалиционный конфликт в наследственной среде помог выделить три различные идеологические ориентации: правый авторитаризм/связывание, ориентация на социальное доминирование/эксплуатация и универсализация/освобожде- ние. Первые две включены в консервативный кластер, а последняя — в либеральный. Автор считает, что люди склонны тяготеть к какой-то одной идеологии. Таким образом, ценности могут быть связаны не просто с предубеждениями, но с идеологиями, определяющими общий уровень контроля и регуляции отношений в обществе, включая и отношения к Другим (в том числе, к наименее принимаемым представителям этого общества).
Цель настоящего исследования состояла в изучении роли ценностей и направленности на авторитаризм и социальное доминирование в виде выражения дискриминационных установок по внешним признакам и эмоционально-поведенческим проявлениям Другого. В качестве внешних признаков рассмотрены цвет кожи, этнические признаки, физические недостатки, физическая привлекательность, одежда; в качестве проявлений — поведение, язык, эмоциональные реакции других людей и др.
Предполагается, что ценности и идеологическая направленность на авторитаризм и социальное доминирование являются существенными факторами в формировании дискриминационных установок по внешним признакам Другого и его эмоционально-поведенческим проявлениям.
Задачи исследования:
1) сравнительный анализ выраженности дискриминационных установок в отношении внешних признаков, ценностей и идеологической направленности;
2) определение веса ценностей и идеологической направленности в регрессии дискриминационных установок;
3) выявление на основе структурного моделирования прямых и косвенных эффектов ценностей и идеологической направленности в предсказании специфики формирования предубеждений на основании внешних признаков и эмоционально-поведенческих проявлений другого человека.
Выборка. В исследовании приняли участие 217 человек, средний возраст — М = 28,9; SD = 11,2 (мужчин — 36%); со средним образованием — 22%, средним специальным — 53%, с высшим образованием — 13%, поствысшим образованием (магистратура или второе высшее образование) — 5,5%; с минимальным среднемесячным доходом — 18%, с доходом до среднего по региону — 23%, превышающим средний по региону на 10000 руб. — 36,8%, превышающий средний по региону более чем на 20000 руб. — 22%; по этническому составу: русских — 82%, казахов — 6%, татар — 1,8%, украинцев — 1,4%, остальных — менее 1%; сельчан — 22,7%, горожан 77%.
Методика
В исследовании были использованы следующие методики: а) анкета, направленная на оценку социально-демографических показателей (пол, возраст, место жительства, доход, образование, этническая принадлежность, религиозные предпочтения, степень приверженности религии и этносу); б) специально разработанные шкалы (с шагом 5 пунктов), направленные на выявление степени выраженности дискриминационной установки по отношению к представителям различных групп и на основании различных признаков и эмоционально-поведенческих проявлений [Шамионов, 2018а]. В данном исследовании были отобраны следующие характеристики, по которым могут проявляться дискриминационные установки: цвет кожи, необычная одежда; эмоциональные проявления; язык; необычное поведение; физические недостатки; физическая непривлекательность; иноэтнические признаки, инорелигиозные признаки (атрибуты) внешнего облика.
Выраженность ценностей определялась с помощью методики Ш. Шварца [Шварц, 2012] (Шварц, 2012), выделяющей 19 ценностей [Самостоятельность — Мысли (SDT); Самостоятельность — Поступки (SDA); Стимуляция (ST); Гедонизм (HE); Достижение (AC); Власть — Доминирование (POD);Власть — Ресурсы (POR);Репутация (FAC); Безопасность — Личная (SEP);Безопасность непосредственного окружения (SES); Традиция (TR); Конформизм — Правила (COR); Конформизм — Межличностный (COI); Скромность (HUM); Универсализм — Забота о других (UNN); Универсализм — Забота о природе (UNC); Универсализм — Толерантность (UNT); Благожелательность — Забота (BEC); Благожелательность — Чувство долга (BED) и 4 обобщенных ценности — открытость, самоутверждение, сохранение, самоопределение.
Для оценки авторитаризма правого толка, который отражает мотивацию и установки на поддержание социальной сплоченности, порядка, стабильности и коллективной безопасности и социального доминирования использовалась короткая версия методики Дж. Даккита, разработанная Д.С. Григорьевым [Григорьев, 2017]. Она включает 16 вопросов, распределенных по ряду шкал: авторитарное подчинение, авторитарная агрессия, конвенционализм, доминирование, эгалитаризм [шкалы с шагом в 9 пунктов], вера в опасный мир, вера в конкурентный мир [шкалы с шагом в 7 пунктов].
Опрос проводился анонимно с использованием распечатанных анкет и опросников с помощью распространителей. Респондентам было предложено поучаствовать в опросе на тему: «Что люди думают по поводу отношений с другими людьми».
Процедура анализа данных заключалась в следующем: первичный анализ показателей выраженности дискриминационных установок, ценностей и идеологической направленности авторитаризма и социального доминирования; затем устанавливаются порядок значимости ценностных областей и идеологических направленностей, выявляются доминирующие области, рассматриваются результаты регрессионного анализа, в котором в качестве зависимых переменных выступают дискриминационные установки, а остальные характеристики — в качестве независимых; наконец, на основе метода структурного моделирования определяются прямые и косвенные эффекты влияния ценностей и установок.
Результаты
Обратимся к данным, отражающим общие показатели дискриминации по внешним признакам другого человека.
Таблица 1
Описательные статистики показателей выраженности дискриминации по внешним признакам и корреляции с обобщенными показателями дискриминации
|
Показатели дискриминации / статистики |
ЦК |
НО |
ЭП |
ЧЯ |
НП |
ФП |
ФН |
ЭТ |
РГ |
|
М |
1,55 |
1,78 |
2,16 |
1,92 |
2,87 |
1,49 |
1,44 |
1,48 |
1,56 |
|
SD |
1,03 |
0,99 |
1,16 |
1,21 |
1,25 |
0,99 |
0,95 |
0,91 |
1,07 |
|
Альфа |
0,62 |
0,59 |
0,66 |
0,64 |
0,67 |
0,65 |
0,64 |
0,66 |
0,68 |
|
DASf |
,220** |
0,137 |
,228** |
,301** |
,326** |
0,127 |
0,075 |
,248** |
,221** |
|
DAGr |
,320** |
,249** |
,234** |
,347** |
,260** |
,619** |
,740** |
,656** |
,554** |
Примечание: приняты следующие сокращения: ЦК — цвет кожи, НО — необычная одежда; ЭП — эмоциональные проявления; ЧЯ — язык; НП — необычное поведение; ФН — физические недостатки; ФП — физическая непривлекательность; ЭТ — этнос, РГ — религия; DASf — показатель дискриминации в разных сферах; DAGr — общий показатель дискриминации; M — средняя; SD — стандартное отклонение; значимость корреляций: «**» — p<0,01; «*» — p<0,05.
Как видно из табл. 1, наиболее высокие баллы присвоены эмоциональным проявлениям, необычному поведению, языку. Наименее значимы цвет кожи, этническая принадлежность, религиозные предпочтения, физическая непривлекательность и физические недостатки.
Корреляционный анализ позволил установить взаимосвязь большинства показателей дискриминации по внешним проявлениям и показателя дискриминации в разных сферах и всех анализируемых нами показателей с общим показателем дискриминации.
Важным психологическим регулятором дискриминационного поведения являются ценности. В табл. 2 представлены первичные статистики по ценностям и идеологическим установкам. Как видно из значений стандартных отклонений, наблюдается значительный разброс показателей ценностей «Власть — доминирование», «Власть — ресурсы», «Безопасность окружения», «Традиции», что свидетельствует о наличии среди респондентов тех, кто склонен стремиться к влиянию посредством контроля обстановки, безопасности и поддержке традиций, и тех, кто не стремится к этому. В группе показателей идеологической направленности практически все характеристики демонстрируют разброс значений, однако наиболее сильным разбросом характеризуется конвенционализм, что свидетельствует о неоднозначности оценок значимости скромности и сексуального поведения людей.
Мы прибегли также к анализу комбинаций ценностей, выраженных в четырех областях (открытость, самоутверждение, сохранение и самоопределение) и комбинаций показателей авторитаризма и социального доминирования. Как видно из табл. 3, все шесть рассматриваемых параметров подчиняются закону нормального распределения, размерности сравниваемых шкал одинаковы. Поэтому можно использовать критерий Стьюдента для оценки значимости их различий.
Таблица 2
Описательные статистики ценностей и идеологических установок на авторитаризм и социальное доминирование
|
Шкала |
Средняя |
SD |
Альфа |
|
Самостоятельность — мысли (SDT) |
4,62 |
0,83 |
0,54 |
|
Самостоятельность — поступки (SDA) |
4,76 |
0,83 |
0,59 |
|
Стимуляция(ST) |
4,12 |
0,77 |
0,64 |
|
Гедонизм (HE) |
4,46 |
0,92 |
0,77 |
|
Открытость |
4,49 |
0,61 |
0,70 |
|
Достижение (AC) |
4,47 |
0,80 |
0,61 |
|
Власть — доминирование (POD) |
3,24 |
1,11 |
0,55 |
|
Власть — ресурсы (POR) |
3,53 |
1,04 |
0,55 |
|
Репутация (FAC) |
4,58 |
0,93 |
0,74 |
|
Самоутверждение |
3,75 |
0,77 |
0,67 |
|
Безопасность — личная (SEP) |
4,48 |
0,90 |
0,72 |
|
Безопасность непосредственного окружения (SES) |
4,63 |
1,11 |
0,69 |
|
Традиция (TR) |
3,69 |
1,15 |
0,72 |
|
Конформизм — правила (COR) |
3,60 |
0,98 |
0,75 |
|
Конформизм — межличностный (COI) |
3,80 |
1,05 |
0,73 |
|
Сохранение |
4,04 |
0,73 |
0,76 |
|
Скромность (HUM) |
3,67 |
0,86 |
0,75 |
|
Универсализм — забота о других (UNN) |
3,81 |
1,03 |
0,75 |
|
Универсализм — забота о природе (UNC) |
4,32 |
1,02 |
0,66 |
|
Универсализм — толерантность (UNT) |
4,16 |
0,91 |
0,72 |
|
Благожелательность — забота (BEC) |
4,82 |
1,02 |
0,69 |
|
Благожелательность — чувство долга (BED) |
4,76 |
0,96 |
0,75 |
|
Самоопределение |
4,37 |
0,69 |
0,76 |
|
Авторитарное подчинение (RWA AS) |
4,37 |
1,86 |
0,62 |
|
Авторитарная агрессия (RWA AA) |
5,82 |
1,89 |
0,75 |
|
Конвенционализм (RWA C) |
4,69 |
2,20 |
0,73 |
|
Авторитаризм |
4,96 |
1,42 |
0,75 |
|
Доминирование (SDO D) |
3,95 |
1,99 |
0,79 |
|
Эгалитаризм (SDO E) |
4,40 |
1,76 |
0,71 |
|
Соц. доминирование |
4,17 |
1,67 |
0,73 |
|
Вера в опасный мир (DW S) |
4,51 |
1,19 |
0,76 |
|
Вера в конкурентный мир (CJW_S) |
2,82 |
1,15 |
0,64 |
Примечание: полужирным отмечены обобщенные характеристики; M — средняя; SD — стандартное отклонение; Альфа — альфа Кронбаха.
Все показатели характеризуют парные сравнения в пользу различий (табл. 3). Это значит, что правомерно говорить об уровне каждой ценностной категории: наиболее выражены ценности открытости, затем следует выраженность ценностей самоопределения, сохранения, и замыкают этот ряд ценности самоутверждения. На основании этих данных можно сделать вывод о том, что ценности самоутверждения, представляющие конкурентные отношения и предполагающие стремление к достижениям, к власти над другими и контролю ресурсов выражены у испытуемых в наименьшей степени в сравнении с другими ценностями. Вместе с тем наиболее выражены ценности открытости к изменениям и самоопределения, что характеризует испытуемых как стремящихся к развитию и свободе, самостоятельности.
Таблица 3
Значимость различий ценностных областей и направленности на авторитаризм и социальное доминирование
|
№ |
Ценностные пары |
t |
P |
|
Пара 1 |
Открытость (Z=0,89) —Самоутверждение (Z=0,63) |
13,07 |
0 |
|
Пара 2 |
Сохранение (Z=1,44) — Самоопределение (Z=1,28) |
-7,99 |
0 |
|
Пара 3 |
Открытость — Сохранение |
7,27 |
0 |
|
Пара 4 |
Открытость — Самоопределение |
2,36 |
0,02 |
|
Пара 5 |
Самоутверждение — Сохранение |
-4,47 |
0 |
|
Пара 6 |
Самоутверждение —Самоопределение |
-8,73 |
0 |
|
Пара 1 |
Авторитаризм (Z=1,33)— Социальное доминирование (Z=1,48) |
4,91 |
0 |
Примечание: в скобках указаны коэффициенты Z Колмогоров-Смирнова (p>0,05), свидетельствующие о нормальности распределения; t — коэффициент Стьюдента; р — уровень значимости.
Сравнение показателей идеологических установок авторитаризма правого толка и социального доминирования позволяет говорить о значимо более высоких показателях авторитаризма. Это может указывать на стремление к социальной сплоченности, порядку, стабильности, коллективной безопасности, что связано, по заключению Д.С. Григорьева [Григорьев, 2017], с верой в опасный мир. Неслучайной в связи с этим является и значительная выраженность показателей веры в опасный мир (в сравнении с верой в конкурентный мир (t=3,56 при p<0,01)) в целом по выборке.
Обратимся к результатам регрессионного анализа. Как видно из таблицы анализа регрессионных показателей (табл. 4), ценности могут как способствовать, так и препятствовать формированию дискриминационных установок. При этом, как предикторы формирования разных установок, обозначенные ценности являются достаточно независимыми факторами, кроме ценности традиций и универсализма и в некоторой степени гедонизма. Дискриминационные установки на основе этнических и религиозных предрассудков объясняются наличием пяти одинаковых ценностей (Благожелательность — забота, Конформизм — правила и Конформизм — межличностный — отрицательно; Скромность, Благожелательность — чувство долга — положительно) и двух различающихся (Стимуляция — отрицательно и Традиция — положительно в случае этнических предубеждений; Безопасность общественная — отрицательно в случае религиозных).
Идеологические установки также выступают предикторами формирования дискриминационных установок по внешним признакам Другого. Наиболее выраженными являются: конвенционализм (RWA_C), авторитарная агрессия и вера в опасный мир (DW_S).
Обратимся к результатам структурного моделирования. Для моделирования были отобраны четыре обобщенные переменные ценностной направленности, идеологической направленности на авторитаризм и социальное доминирование, пол и возраст (как объективные независимые переменные) и все выделенные дискриминационные установки по внешности. Этот прием использован с целью экономии количества оцениваемых параметров. Из показателей согласия, приведенных под рисунком, видно, что данный вариант модели позволяет получить приемлемый результат. Альтернативные модели были отвергнуты в виду менее приемлемых показателей согласия. Основанный на построении модели анализ данных детерминации дискриминационных установок демонстрирует как прямую роль ценностей, так и опосредующю роль авторитаризма и социального доминирования в различных сферах жизни.
Таблица 4
Веса показателей ценностей и идеологической направленности в регрессии дискриминационных установок
|
Ценности |
ЦК |
НО |
ЭП |
ЧЯ |
НП |
ФП |
ФН |
ЭТ |
РГ |
|
SDT |
-0,37 |
|
|
|
|
|
-0,43 |
|
|
|
HE |
0,16 |
|
|
|
|
-0,17 |
|
|
|
|
SDA |
|
-0,25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
UNT |
|
-0,20 |
|
-0,26 |
-0,28 |
|
|
|
|
|
FAC |
|
0,24 |
|
|
0,23 |
|
|
|
|
|
AC |
|
-0,21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
SEP |
|
|
|
|
0,23 |
|
|
|
|
|
SES |
|
|
|
0,35 |
|
|
|
|
-0,15 |
|
UNN |
|
|
|
-0,33 |
-0,19 |
|
|
|
|
|
TR |
|
|
|
0,20 |
0,24 |
0,27 |
|
0,18 |
|
|
ST |
|
|
-0,20 |
|
|
|
|
|
|
|
UNC |
|
|
|
|
|
-0,36 |
|
|
|
|
BEC |
|
|
|
|
|
|
|
-0,46 |
-0,36 |
|
COR |
|
|
|
|
|
|
|
-0,31 |
-0,27 |
|
COI |
|
|
|
|
|
|
|
-0,29 |
-0,27 |
|
BED |
|
|
|
|
|
|
|
0,32 |
0,38 |
|
HUM |
|
|
|
|
|
|
|
0,25 |
0,25 |
|
ST |
|
|
|
|
|
|
|
-0,17 |
|
|
|
R2-0,13 F-14,28** |
R2-0,16 F-8,87** |
R2-0,04 F-7,55** |
R2-0,21 F-12,19** |
R2-0,27 F-13,53** |
R2-0,19 F-15,02** |
R2-0,18 F-41,94** |
R2-0,31 F-11,85** |
R2-0,28 F-11,67** |
|
Идеол. напр. |
ЦК |
НО |
ЭП |
ЧЯ |
НП |
ФП |
ФН |
ЭТ |
РГ |
|
SDO D |
|
|
0,19 |
|
|
|
|
|
0,22 |
|
RWA_ AS |
|
0,29 |
|
|
|
|
|
|
-0,20 |
|
RWA C |
|
0,30 |
0,20 |
0,21 |
|
|
|
|
0,19 |
|
DW S |
|
0,22 |
|
0,19 |
|
|
|
|
-0,18 |
|
RWA_ AA |
|
0,36 |
|
|
|
|
0,22 |
|
|
|
SDO E |
-0,20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
R2-0,04 F-8,22** |
R2-0,21 F-12,13** |
R2-0,07 F-7,15** |
R2-0,10 F-10,07** |
- |
- |
R2-0,05 F-9,39** |
- |
R2-0,13 F-7,07** |
Примечание. Уровень значимости отмечен: «**» — p<0,01; «*» — p<0,05.
Обсуждение
Сравнительный анализ показателей выраженности дискриминационных установок по внешним признакам позволил установить, что признаками, вызывающими наиболее сильное неприятие выступают необычное поведение и эмоциональные проявления, а цвет кожи является наименее раздражающим фактором.

Рис. Модель путей для ценностей, дискриминационных установок и поддержки идеологии правого авторитаризма и социального доминирования: ЦК — цвет кожи; НО — необычная одежда; ЭП — эмоциональные проявления; ЧЯ — язык; НП — необычное поведение; ФН — физические недостатки; ФП — физическая непривлекательность; DASf — общий показатель проявлений неприятия представителей дискриминируемых групп в различных сферах жизни
В результате корреляционного анализа установлена положительная связь между показателями выраженности дискриминационной установки по внешним признакам и обобщенными показателями дискриминации по группам и сферам жизни. Иначе говоря, дискриминация по внешним признакам согласуется и с дискриминацией конкретных групп и сферами жизни, где предубеждения проявляются в значительной степени.
С точки зрения «ценностной платформы» дискриминационных установок и поведения, ценности сохранения и самоутверждения являются «основным драйвером», проводником консерватизма и предрассудков [Duckitt, 2010; Sinn, 2018]. В то же время ценности самоопределения наилучшим образом согласуются с наличием у субъекта левой или либеральной идеологии, а следовательно, являются своеобразным «сдерживателем», обратным предиктором авторитаризма [Feather, 2012; McKee, 2008]. Что касается открытости к изменениям — это ценности, которые предполагают не просто свободу, но высокую степень субъектности, авторства своей жизни, а следовательно, и активности, направленной на реализацию конкретных целей, характеризуют известную смелость в восприятии нового, неизвестного, необычного [Шварц, 2012], что, очевидно, также не является причиной дискриминации другого как носителя этой неизведанности, необычности.
Идеологическая направленность на авторитаризм и социальное доминирование представляет собой две важные с точки зрения дискриминации мотивационные характеристики — сплоченность, безопасность и групповое доминирование, превосходство. Значительно больше высокая выраженность авторитаризма (в сопоставлении с доминированием) и веры в опасный мир свидетельствует в пользу дефицита безопасности респондентов. В то же время чувство безопасности является, по заключению Н.М. Лебедевой [Лебедева, 2016], главным фактором взаимного приятия.
Важно отметить, что разброс показателей идеологической направленности на авторитаризм и социальное доминирование может быть связан и с межкультурными различиями представителей разных поколений, принимавших участие в исследованиях, на что указывают связи авторитарного подчинения (r=0,162; p<0,05), авторитарной агрессии (r=0,174; p<0,05) и общего показателя дискриминации (r=0,200; p<0,01) с возрастом. Это говорит о том, что старшее поколение менее настроено поддерживать идеологию мультикультурализма.
В результате регрессионного анализа показано, что ценности определяют формирование от 4% (эмоциональные проявления) до 30% (поведенческие проявления) типов дискриминационных установок по внешним признакам другого человека. Ценности также объясняют формирование 19% типов дискриминационных установок по физической непривлекательности. Анализ ценностей, включенных в регрессионные уравнения, показывает наиболее сильное влияние ценностей традиций, безопасности социальной, репутации. Подрывающими дискриминационные установки по внешним признакам человека являются ценности «Самостоятельность — мысли», «Самостоятельность — поступки, «Универсализм — толерантность» и «Универсализм — забота о природе». Иначе говоря, ценности сохранения способствуют формированию предубеждений, а ценности самоопределения и открытости к изменениям препятствуют. Одним из, казалось бы, парадоксальных результатов является дифференциальная ценностная детерминация дискриминационных установок по цвету кожи, чужому языку и этнорелигиозным проявлениям Другого. Очевидно, ни цвет кожи, ни язык не связываются испытуемыми с этнорелигиозными проявлениями, так как большинство иноэтнических и инорелигиозных лиц, с которыми испытуемые контактируют, имеют аналогичный цвет кожи и владеют общенациональным языком.
Характеристики авторитаризма правого толка, ориентация на социальное доминирование, вера в опасный и конкурентный мир также в значительной степени объясняют вариации переменных, отражающих показатели выраженности дискриминационных установок по внешним проявлениям другого (от 4 до 21%). Наиболее сильными детерминантами здесь являются конвенционализм и вера в опасный мир. Необходимо также отметить особый статус дискриминации по признаку необычной одежды. Практически все показатели правого авторитаризма обусловливают ее вариации в объеме 21%.
В результате структурного моделирования удалось выяснить, что отдельные группы ценностей «специализируются» в детерминации определенных типов дискриминации Другого по отдельным внешним или поведенческим проявлениям. Так, ценности сохранения и самоопределения детерминируют проявления дискриминации по языку, признакам необычного поведения и физической непривлекательности. Однако их валентность противоположная: ценности сохранения способствуют проявлению дискриминационных установок, а ценности самоопределения, напротив, устраняют или уменьшают выраженность их проявления. Ценности открытости также оказывают негативное влияние на проявления дискриминационных установок (т. е. препятствуют им), но в отношении других признаков — цвета кожи, необычной одежды и эмоциональных реакций, а также физической непривлекательности. Эти данные согласуются с эволюционно-коалиционной теорией Дж.С. Синн, в соответствии с которой ценности определенного рода поддерживают предубеждения или становятся препятствующими им [Sinn, 2019].
Из данной модели также следует, что поддержка авторитаризма правого толка способствует проявлениям дискриминации в отношении необычной одежды, языка, необычного поведения, поддержка установок социального доминирования — эмоциональных проявлений и необычного поведения. Важным результатом применения модели анализа является определение модерирующей роли проявлений неприятия представителей дискриминируемых групп в различных сферах жизни, которые в значительной степени уменьшают эффект отрицательного влияния ценностей самоопределения и положительного влияния ценностей сохранения на выраженность дискриминационных установок по признаку языка и необычного поведения. Таким образом, наиболее раздражающим фактором в разных сферах взаимодействия с Другими являются чужой язык и необычное поведение. Между тем, несмотря на отсутствие корреляции между местом жительства и этими дискриминационными признаками в нашей выборке, можно предположить, что в условиях мегаполисов, например, в г. Москве, где распространены установки мультикультурализма [Лебедева, 2016], возможны несколько иные варианты взаимосвязей. Анализ специфики влияния фактора пола (отрицательно) на дискриминацию по языку свидетельствует о модерирующем воздействии авторитаризма правого толка. Несмотря на то, что, по данным Д.С. Григорьева [Григорьев, 2017, с. 65], авторитаризм и социальное доминирование являются сильными предикторами обобщенных предубеждений, наши результаты свидетельствуют в пользу различной детерминации предубеждений по отдельным признакам. В одних случаях они имеют положительный эффект, а в других — такого эффекта не наблюдается. Очевидно, такая тенденция связана с невысоким значением отдельных признаков с точки зрения реакции на «инаковость», в отношении которой «поддерживается» дискриминация с позиции авторитаризма или доминирования. Как видно из модели, совпадение прямого эффекта этих идеологических установок связано лишь с одним показателем — необычностью поведения. Отметим также, что инаковость в условиях Российской провинции может охватывать различные характеристики Другого, в том числе его экономический и социальный статус, политические и иные предпочтения [Шамионов, 2018а; Шамионов, 2019; Shamionov, 2019].
Из представленной модели видно, что мотивационные устремления способны устранять или уменьшать выраженность ряда дискриминационных установок в отношении внешних проявлений Другого. Однако ценности сохранения, напротив, способствуют их демонстрации; это касается прежде всего «контактных» проявлений Другого — языка, поведенческих проявлений и в некоторой степени физических недостатков. Эти данные согласуются с исследованиями ряда авторов, в соответствии с которыми некоторые ценности обусловливают поддержку предубеждений в отношении представителей различных дискриминируемых групп [Feather, 2012; Sinn, 2019].
Таким образом, зону риска применительно к проявлениям дискиминационных установок образуют ценности сохранения и идеологические установки авторитаризма и социального доминирования. Пока вышеупомянутые ценностей уступают иным ценностям — самоопределения и открытости, а социальное доминирование в основном не поддерживается большинством окружения, проявления дискриминационных установок будут оставаться на минимальном уровне. Однако достаточно высокие показатели авторитаризма правого толка, связанные с верой в опасный мир, являются зоной риска для возникновения очагов дискриминации, особенно при актуализации реальных или мнимых рисков в массовой культуре. В условиях необходимости инноваций и социальной модернизации в стране (и особенно в регионах) такие социально-психологические проблемы на уровне больших групп могут создавать существенные риски.
Заключение
Анализ дискриминационных установок в соотнесении с характеристиками внешнего облика Другого является важнейшей задачей современной социальной психологии. Внешний облик, включая как признаки, так и проявления, является значимым индикатором принадлежности человека к той или иной социальной категории; он атрибутируется и конструируется в соответствии с различными установками, а также является «пусковым механизмом дискриминации» (по В.А. Лабунской). Поэтому одной из основных задач изучения факторов дискриминации по внешним признакам и проявлениям является анализ ряда важнейших характеристик личности, имеющих социально-психологическую природу — ценностей, идеологических установок и др., формирующихся в процессе социализации. Ценности, будучи мотивационно-целевыми ориентирами и соответственно регуляторами поведения, предопределяют выраженность основных индикаторов дискриминационных установок по внешним признакам. В результате проведенного исследования удалось установить ряд важных характеристик взаимосвязей между дискриминационными установками и ценностями и идеологическими установками.
• Дискриминация по внешним признакам и проявлениям другого согласуется с дискриминацией и конкретных групп, и сфер жизни, где предубеждения проявляются в значительной степени.
• Установлено наиболее сильное влияние ценностей традиций, безопасности социальной, репутации на вариации дискриминационных установок по внешним признакам и эмоционально-поведенческим проявлениям. Подрывающими дискриминационные установки являются ценности «Самостоятельность — мысли», «Самостоятельность — поступки», «Универсализм — толерантность» и «Универсализм — забота о природе».
• Характеристики авторитаризма правого толка, ориентация на социальное доминирование, вера в опасный и конкурентный мир также в значительной степени объясняют вариации переменных, отражающих дискриминационные установки по внешним проявлениям Другого (от 4 до 21%). Наиболее сильными детерминантами здесь являются конвенционализм и вера в опасный мир.
• В результате структурного моделирования установлены основные компоненты взаимосвязи ценностей и дискриминационных установок через оценку модерирующих факторов — неприятия представителей дискриминируемых групп в различных сферах жизни и идеологической установки авторитаризма правого толка.
• Дискриминация по «контактным» проявлениям Другого (язык, поведенческие проявления и в некоторой степени физические недостатки) и этнорелигиозным проявлениям в большой степени обусловлена характером ценностей и идеологических установок субъекта.
Научная значимость полученных результатов исследования состоит в определении прямых и косвенных эффектов ценностей и идеологических установок авторитаризма и социального доминирования в детерминации дискриминационных установок по отдельным внешним признакам Другого. Такое знание позволит моделировать и прогнозировать риски межгрупповых отношений, а также наметить ряд мер, направленных на снижение межгрупповой напряженности в различных сферах межгрупповых отношений в обществе. Кроме того, памятуя о современных тенденциях в области инклюзии человека в социальное сообщество, требуются специальные меры, обеспечивающие этот процесс с двух сторон — как со стороны включающегося, так и со стороны принимающего [Алехина, 2016].
Ограничения исследования. В исследовании не конкретизирована принадлежность дискриминационного признака конкретным группам. С одной стороны, это позволило избежать узкогрупповой атрибуции, с другой стороны, это требует дополнительных исследований с дифференциацией стимульного материала по аутгруппам. Важным ограничением является отсутствие в выборке жителей мегаполисов (с количеством жителей более 2 млн). Поскольку в мегаполисах формируется отличная от городов регионального значения культура (мультикультура), то и характер дискриминационных установок может быть иным. Однако это, скорее всего, не влияет на результаты структурного моделирования и обнаруженные эффекты, поскольку лица с определенным ценностями и идеологическими на- правленностями, скорее всего, будут придерживаться одинаковых установок в отношении внешних признаков и проявлений инаковости.