Имплицитное запоминание последовательности временных интервалов

269

Аннотация

В статье рассмотрены исследования, выполненные в парадигме «выучивание последовательностей» (Sequence Learning). Частным случаем этого экспериментального подхода является метод запоминания временных последовательностей, элементами которых являются не стимулы или их пространственная локализация, а интервалы времени. Проведено и описано исследование, предметом которого являлось имплицитное усвоение последовательности временных интервалов. Цель эксперимента — проверить возможность неосознанного выучивания собственно хронометрических последовательностей, не связанных с последовательностями другого типа организации. Для обработки полученных результатов использовались смешанные линейные модели. Было установлено, что запоминание последовательностей временных интервалов может происходить независимо от наличия закономерности в порядке реагирования (моторный тип последовательности), правил организации стимулов (структурная последовательность) или их локализации (пространственная последовательность).

Общая информация

Ключевые слова: имплицитное научение, выучивание последовательностей, временные последовательности

Рубрика издания: Когнитивная психология

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140104

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00103.

Для цитаты: Агафонов А.Ю., Фомичева А.Д., Старостин Г.А., Крюкова А.П. Имплицитное запоминание последовательности временных интервалов // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 1. С. 108–121. DOI: 10.17759/exppsy.2021140104

Литература

  1. Агафонов А.Ю., Бурмистров С.Н., Козлов Д.Д., Крюкова А.П. Имплицитное выучивание комбинированных последовательностей // Интеграция образования. 2018. Том 22. № 2. С. 340—353. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.340-353
  2. Агафонов А.Ю., Деева Т.М., Шилов Ю.Е. Имплицитное усвоение категориальных последовательностей [Электронный ресурс] // Когнитивные исследования на современном этапе: материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке (19— 22 ноября 2018 г.). Электронные текстовые данные. Архангельск: САФУ, 2018. С. 9—11. URL: https://narfu.ru/upload/medialibrary/ec1/Sbornik-KISE_2018-_isbn_-.pdf#page=10 (дата обращения: 04.03.2019).
  3. Бурмистров С.Н., Крюкова А.П., Агафонова С.В. Эксплицитные и имплицитные процессы: эффекты интерференции при решении задач разного типа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Том 19. № 2. С. 33—37.
  4. Крюкова А.П., Агафонов А.Ю., Бурмистров С.Н., Козлов Д.Д., Шилов Ю.Е. Эффект переноса имплицитного знания на сенсомоторную деятельность // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 3. С. 63—77. DOI:10.17759/exppsy.2018110305
  5. Морошкина Н.В. Влияние конфликта имплицитных и эксплицитных знаний субъекта на результаты научения в задаче классификации // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 3. С. 62—73.
  6. Морошкина Н.В., Иванчей И.И. Имплицитное научение: исследование соотношения осознаваемых и неосознаваемых процессов в когнитивной психологии // Методология и история психологии. 2012. Том 6. № 4. С. 109—131.
  7. Четвериков А.А. Линейные модели со смешанными эффектами в когнитивных исследованиях // Российский журнал когнитивной науки. 2015. Том 2. № 1. С. 41—51.
  8. Bates D., Maechler M., Bolker B., Walker S. Fitting Linear Mixed-Effects Models Using lme4 // Journal of Statistical Software. 2015. Vol. 67(1). P. 1—48. DOI:10.18637 / jss.v067.i01
  9. Cleeremans A., Destrebecqz A., Boyer M. Implicit learning: news from the front // Trends in Cognitive Sciences. 1998. Vol. 2. № 10. P. 406—416. DOI: https://doi.org/10.1016/S1364-6613(98)01232-7
  10. Cohen. A., Ivry R.I., Keele S.W. Attention and structure in sequence learning // Journal of Experimental psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1990. Vol. 16. № 1. P. 17—30. DOI: https://doi. org/10.1037/0278-7393.16.1.17
  11. Deroost N., Soetens E. Perceptual or motor learning in SRT tasks with complex sequence structures // Psychological Research. 2006. Vol. 70. № 2. P. 88-102. DOI: 10.1007/s00426-004-0196-3 · Source: PubMed
  12. Destrebecqz A., Cleeremans A. Temporal effects in sequence learning // Advances in Consciousness Research. 2003. Vol. 48. P. 181—214. DOI: 10.1075/aicr.48.11des
  13. Gheysen F., Gevers W., Schutter E.D., Wealvelde H.V., Fias W. Disentangling perceptual from motor implicit sequence learning with a serial color-matching task // Experimental Brain Research. 2009. Vol. 197. P. 163—174. DOI: 10.1007/s00221-009-1902-6
  14. Heuer H., Schmidtke V., Kleinsorge T. Implicit learning of sequences of tasks // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2011. Vol. 27 (4). P. 967—983. DOI: 10.1037//0278- 7393.27.4.967
  15. Huang H.X., Zhang J.X., Liu D.Z., Li Y.L., Wang P. Implicit Sequence Learning of Background and Goal Information Under Double Dimensions // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. P. 2989—2993. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.694
  16. Kuznetsova A., Brockhoff P., Christensen R. lmerTest Package: Tests in Linear Mixed Effects Models // Journal of Statistical Software. 2017. Vol. 82(13). P. 1—26. DOI: 10.18637/jss.v082.i13
  17. Mayr U. Spatial Attention and Implicit Sequence Learning: Evidence for Independent Learning of Spatial and Nonspatial Sequences // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1996. Vol. 22, № 2. P. 350—364. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.22.2.350.
  18. Nissen M.J., Bullemer P. Attentional requirements of learning: Evidence from performance measure // Cognitive Psychology. 1987. Vol. 19. № 1. P. 1—32. DOI: 10.1016/0010-0285(87)90002-8
  19. Olson I.R., Chun M.M. Temporal Contextual Cuing of Visual Attention // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2001. Vol. 27. № 5. P. 1299-1313. DOI: 10.1037//0278- 7393.27.5.1299
  20. R Core Team. R: A language and environment for statistical computing. R Foundation for Statistical Computing, Vienna, Austria, 2019. URL: https://www.R-project.org
  21. Remillard G. Pure perceptual-based sequence learning // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2003. Vol 29. № 4. P. 581—597. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.29.4.581
  22. RStudio Team. RStudio: Integrated Development for R. RStudio, Inc., Boston, MA, 2016. URL: http:// www.rstudio.com/
  23. Seger C. A. Implicit learning // Psychological Bulletin. 1994. Vol. 115. № 2. P. 163—196. DOI: https:// doi.org/10.1037/0033-2909.115.2.163
  24. Shin J., Ivry R. Concurrent learning of temporal and spatial sequences // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2003. Vol. 28. № 3. P. 445—457. DOI: 10.1037//0278- 7393.28.3.445
  25. Stadler M.A. On learning complex procedural knowledge // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1989. Vol. 15. № 6. P. 1061—1069. DOI: https://doi.org/10.1037/0278- 7393.15.6.1061
  26. Willingham D.B., Nissen M.J., Bullemer P. On the development of procedural knowledge // Journal of Experimental psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1989. Vol. 15. № 6. P. 1047—1060. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.15.6.1047

Информация об авторах

Агафонов Андрей Юрьевич, доктор психологических наук, профессор, Заведующий кафедрой общей психологии, заместитель декана по научной работе психологического факультета Социально-гуманитарного института, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1546-605X, e-mail: aa181067@yandex.ru

Фомичева Арина Дмитриевна, студент факультета психологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (ФГАОУ ВО «Самарский университет»), Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2622-1816, e-mail: fomar1999@mail.ru

Старостин Григорий Анатольевич, аспирант кафедры общей психологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (ФГАОУ ВО «Самарский университет»), Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4850-1504, e-mail: star.gregori@gmail.com

Крюкова Алена Павловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (ФГАОУ ВО «Самарский университет»), Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8232-3951, e-mail: kryukova.1991@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 484
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 269
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 1