Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2016. Том 6. № 4. С. 75–87
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Имплицитное научение в условии диадного взаимодействия
Аннотация
Изучалось влияние диадного взаимодействия на применение имплицитных знаний в за-даче перцептивной категоризации. На первом этапе участники выполняли задачу по запоми-нанию изображений из целевой категории, а на втором и третьем этапах классифицировали новые стимулы. В диадном условии второй этап выполнялся в паре с другим участником, а третий — индивидуально. В индивидуальном условии участники самостоятельно проходили все три этапа. Имплицитные знания проявились в обоих условиях, но их устойчивость во времени была выше после работы в парах. Уровень осведомленности о неявной закономерности в обоих условиях оказался крайне низким, однако участники диад упоминали меньше нерелевантных характеристик стимулов в качестве значимых в постэкспериментальном опросе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что диадное взаимодействие способствует применению имплицитных знаний.
Общая информация
Ключевые слова: имплицитное научение, перцептивная категоризация, вербализация, диады, социальная верификация
Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии
Тип материала: научная статья
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-36-01355.
Для цитаты: Тихонов Р.В., Морошкина Н.В. Имплицитное научение в условии диадного взаимодействия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. Том 6. № 4. С. 75–87.
Литература
Ashby F. G., Maddox W. T. Human Category Learning // Annual Review of Psychology. 2005. Vol. 56, N 1. P. 149–178.
Hart A. Knowledge Acquisition for Expert Systems // Knowledge, Skill and Artifi cial Intelligence. 1988. London: Springer. P. 103–111.
Червинская К. Р. Извлечение экспертных знаний: трудности и пути их разрешения // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. No 3–2. С. 23–33.
Морошкина Н. В., Иванчей И. И. Имплицитное научение: исследование соотношения осознаваемых и неосознаваемых процессов в когнитивной психологии // Методология и история психологии. 2012. Т. 7, вып. 4. С. 109–131.
Wilson T. D., Schooler J. W. Thinking too much: Introspection can reduce the quality of preferences and decisions. // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 60, N 2. P. 181–192.
Schooler J. W., Engstler-Schooler T. Y. Verbal overshadowing of visual memories: Some things are better left unsaid // Cognitive Psychology. 1990. Vol. 22, N 1. P. 36–71.
Flegal K. E., Anderson M. C. Overthinking skilled motor performance: Or why those who teach can’t do // Psychonomic Bulletin & Review. 2008. Vol. 15, N 5. P. 927–932.
Melcher J. M., Schooler J. W. Perceptual and conceptual training mediate the verbal overshadowing effect in an unfamiliar domain // Memory & Cognition. 2004. Vol. 32, N 4. P. 618–631.
Melcher J. M., Schooler J. W. The misremembrance of wines past: Verbal and perceptual expertise differentially mediate verbal overshadowing of taste memory // Journal of memory and language. 1996. Vol. 35, N 2. P. 231–245.
Chin J. M., Schooler J. W. Why do words hurt? Content, process, and criterion shift accounts of verbal overshadowing //European Journal of Cognitive Psychology. 2008. Vol. 20, N 3. P. 396–413.
Festinger L. A Theory of Social Comparison Processes // Human Relations. 1954. Vol. 7, N 2. P. 117–140.
Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.13. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). СПб.: Печатный двор, 1993. 325 с.
Ross M., Spencer S. J., Blatz C. W., Restorick E. Collaboration reduces the frequency of false memories in older and younger adults // Psychology and Aging. 2008. Vol. 23, N 1. P. 85–92.
Hamilton R. W., Puntoni S., Tavassoli N. T. Categorization by groups and individuals // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2010. Vol. 112, N 1. P. 70–81.
Гершкович В. А., Морошкина Н. В., Науменко О. В., Аллахвердов В. М. Социальная верификация гипотез при решении задач высокой степени неопределенности // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2010. С. 372–376.
Galton F. Vox Populi // Nature. 1907. Vol. 75, N 1949. P. 450–451.18. Peirce J. W. PsychoPy — psychophysics software in Python // Journal of neuroscience methods. 2007. Vol. 162, N 1. P. 8–13.
Иванчей И. И. Влияние противоречивой обратной связи на осознание имплицитного знания // Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления: матер. Третьей конф. молодых ученых памяти К. Дункера. М.: РГГУ, 2012. С. 66–72.
Jacoby L. L. A process dissociation framework: Separating automatic from intentional uses of mem-ory // Journal of Memory and Language. 1991. Vol. 30, N 5. P. 513–541.
Mealor A. D., Dienes Z. Explicit feedback maintains implicit knowledge // Consciousness and Cognition. 2013. Vol. 22, N 3. P. 822–832.
Nihei Y., Terashima M., Suzuki I., Morikawa S. Why are four eyes better than two? Effects of collabo-ration on the detection of errors in proofreading // Japanese Psychol Res Japanese Psychological Research. 2002. Vol. 44, N 3. P. 173–179.
Meissner C. A., Brigham J. C., Kelley C. M. The influence of retrieval processes in verbal overshadowing // Memory and Cognition. 2001. Vol. 29, N 1. P. 176–186.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 111
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 47
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1