Личностные детерминанты девиантного поведения студентов учреждений среднего профессионального образования

606

Аннотация

В статье приводятся данные исследования по выявлению личностных детерминант различных типов девиантного поведения у студентов учреждений среднего профессионального образования. Исследование является ретроспективным. В исследовании принимали участие 82 студента — юноши и девушки в возрасте от 15 до 17 лет. Нами изучались следующие типы девиантного поведения: социально-психологическая дезадаптация, первичная девиация, аддиктивное поведение, агрессивное поведение и делинквентное поведение. Объективные индикаторы для каждого типа девиантного поведения фиксировались на основе данных личных дел студентов. Личностные детерминанты оценивались с помощью методик психологического тестирования. В результате исследования было установлено, что наиболее встречающимися типами девиантного поведения являются первичная девиация и делинквентное поведение. Кроме того, было показано, что личностными детерминанта- ми социально-психологической дезадаптации студентов являются доминирование, привязанность, сотрудничество, уважение других, беззаботность, эмотивность и любознательность; первичной де- виации — проявление чувств, пластичность; аддиктивного поведения — склонность к преодолению норм и правил, нарушение волевого контроля эмоциональных реакций; агрессивного поведения — уважение других, экспрессивность, артистичность, демонстративность, возбудимость, эмотивность, склонность к саморазрушающему поведению; делинквентного поведения — сотрудничество, уважение других, дистимичность циклотимность, склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению. Общими личностными детерминантами, характерными для разных типов девиантного поведения, являются сотрудничество, уважение других, эмотивность, склонность к преодолению норм и правил, гипертимность, циклотимичность, застревание и экзальтированность.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, подросток с девиантным поведением, подросток-правонарушитель, девиантное поведение, девиантное поведение детей и подростков, личностные детерминанты, социально-психологическая дезадаптация, первичная девиация, аддиктивное поведение, агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, делинквентное поведение, студенты среднего профессионального образования

Рубрика издания: Клиническая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140313

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-011-00385.

Для цитаты: Корнеева Я.А., Корнеева А.В. Личностные детерминанты девиантного поведения студентов учреждений среднего профессионального образования // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 3. С. 183–201. DOI: 10.17759/exppsy.2021140313

Литература

  1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений // М.: Юрист. 1996. 335 с.
  2. Вайберт М.И., Петрова Л.А., Ермакова Н.В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация подростков при переходе на новую ступень обучения в школе // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. Вып. 51. Ч. 7. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2016. С. 312—321.
  3. Васичева А.Н., Маринина А.Е. Роль семейного воспитания в возникновении девиантного поведения // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники: сб. науч. стат. междун. конф. / Отв. ред. Е.Д. Родионов. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. С. 78—82.
  4. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19—26.
  5. Данные портала правовой статистики генеральной прокуратуры Российской Федерации по показателям преступности в России с января 2018 года по декабрь 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 02.12.2018).
  6. Данные портала правовой статистики генеральной прокуратуры Российской Федерации по показателям преступности в России с января 2019 года по март 2019 года [Электронный ресурс] URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 21.03.2019).
  7. Дубинин С.Н. Алкоголизм как одна из форм девиантного поведения несовершеннолетних подростков и меры борьбы с алкоголизацией несовершеннолетних подростков // Вестник ЮУрГГПУ. 2011. № 6. С. 51—67.
  8. Дувалина О.Н., Чернявская Е.А. Феномен интернет-аддикции как одна из причин девиантного поведения подростков // Colloquium-journal. 2019. № 6(30). С. 28—30.
  9. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2017. 351 с.
  10. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 290 с.
  11. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2001. 160с.
  12. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
  13. Корнеева Я.А., Симонова Н.Н., Скрипченко Н.Ю. Сравнительный анализ мотивационной структуры личности подростков, совершивших, не совершивших преступления, а также входящих в группу риска (по материалам исследования, проведенного в Архангельской области) // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Том 10. № 1. С. 138—147. DOI: 10.17150/1996-7756.2016.10(1). 138—147
  14. Кортнева Ю.В. Диагностика актуальной проблемы: методика Леонгарда—Шмишека. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. 240 с.
  15. Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация младших подростков: индивидуально- личностный подход // Наука и школа. 2007. № 5. С. 52—55.
  16. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. М.: ООО Апрель ПРЕСС; ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 416 с.
  17. Ловпач Ф.Г., Мамышева З.З. Особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 4(169). С. 100—106.
  18. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М.: МЕДпресс, 2001. 432с.
  19. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М: МГППУ, 2018. 52с.
  20. Миннегалиев М.М. Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков // Вестник ТГУ. 2012. № 7. С. 213—218.
  21. Санникова А.И., Редькина Н.В. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 251—254.
  22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
  23. Смирнова А.Н. Ценностные ориентации и поведенческие риски подростков // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2011. № 3. С. 351—358.
  24. Сорокина Т.В. Индивидуально-психологические особенности подростков с различными формами отклоняющегося поведения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 3. С. 94—98.
  25. Татьянченко Н.П. Личностные детерминанты в формировании девиантного поведения у студентов техникума // Психолог. 2018. № 4. С. 38—45.
  26. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. 2-е изд. М.: Воронеж: МПСИ МОДЭК, 2008. 206 с.
  27. Фомина Н.А., Теняева О.В. Гендерные различия психологической структуры ответственности подростков с девиантным поведением // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 3. С. 10—15.
  28. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2000. 23 с.
  29. Церковникова Н.Г. Деформация морально-нравственного самосознания как одна из причин девиантного поведения подростка // Образование и наука. 2004. № 5(29). С. 61—69.
  30. Щелина Т.Т., Маслова В.С. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков // Молодой ученый. 2014. № 21.1(80.1). С. 143—145.
  31. Chang, Yu -Chun с соавт. Effects of academic performance on the relationship between child maltreatment and deviant behavior: A national study in Taiwan [Электронный ресурс] // CHILD ABUSE & NEGLECT. 2019. Vol. 98. № 104224. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S0145213419304016?via%3Dihub. DOI: 10.1016/j.chiabu.2019.104224 (дата обращения: 16.05.2020).
  32. De Jong E., at al. Situational Correlates of Adolescent Substance Use: An Improved Test of the Routine Activity Theory of Deviant Behavior [Электронный ресурс] // Journal of Quantitative Criminology. 2019. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10940-019-09433-w. DOI 10.1007/s10940-019- 09433-w (дата обращения: 16.05.2020).
  33. Delgado-Lobete L. c соавт. Individual and Environmental Factors Associated with Tobacco Smoking, Alcohol Abuse and Illegal Drug Consumption in University Students: A Mediating Analysis. // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. 17(9):3019. DOI https://doi.org/10.3390/ijerph17093019
  34. Galkina E.A., Degtyarev A.V. Deviant behavior and autoaggression in juveniles with body modification [Электронный ресурс] // Psychyology and Law. 2015. Vol. 1. P. 90—107. URL: http;//psyandlaw.ru/ journal/2015/n1/Galkina_Degtyarev.phtml. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw
  35. Khasmohammadi M., at al. The Impact of Addictive Behaviors on Adolescents Psychological Well- Being: The Mediating Effect of Perceived Peer Support [Электронный ресурс] // Journal of Genetic Psychology.2019. Vol. 181. P. 39—53 URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00221325.2 019.1700896?journalCode=vgnt20. DOI:10.1080/00221325.2019.1700896 (дата обращения 16.05.2020).

Информация об авторах

Корнеева Яна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, высшая школа психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (ФГАОУ ВО САФУ), Архангельск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9118-9539, e-mail: ya.korneeva@narfu.ru

Корнеева Анастасия Валерьевна, младший научный сотрудник отдела целевых научных программ и проектов, научно-исследовательское управление, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (ФГАОУ ВО САФУ), Архангельск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7146-0800, e-mail: arh.a.korneeva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 813
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 606
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 1