Личностные детерминанты девиантного поведения студентов учреждений среднего профессионального образования

815

Аннотация

В статье приводятся данные исследования по выявлению личностных детерминант различных типов девиантного поведения у студентов учреждений среднего профессионального образования. Исследование является ретроспективным. В исследовании принимали участие 82 студента — юноши и девушки в возрасте от 15 до 17 лет. Нами изучались следующие типы девиантного поведения: социально-психологическая дезадаптация, первичная девиация, аддиктивное поведение, агрессивное поведение и делинквентное поведение. Объективные индикаторы для каждого типа девиантного поведения фиксировались на основе данных личных дел студентов. Личностные детерминанты оценивались с помощью методик психологического тестирования. В результате исследования было установлено, что наиболее встречающимися типами девиантного поведения являются первичная девиация и делинквентное поведение. Кроме того, было показано, что личностными детерминанта- ми социально-психологической дезадаптации студентов являются доминирование, привязанность, сотрудничество, уважение других, беззаботность, эмотивность и любознательность; первичной де- виации — проявление чувств, пластичность; аддиктивного поведения — склонность к преодолению норм и правил, нарушение волевого контроля эмоциональных реакций; агрессивного поведения — уважение других, экспрессивность, артистичность, демонстративность, возбудимость, эмотивность, склонность к саморазрушающему поведению; делинквентного поведения — сотрудничество, уважение других, дистимичность циклотимность, склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению. Общими личностными детерминантами, характерными для разных типов девиантного поведения, являются сотрудничество, уважение других, эмотивность, склонность к преодолению норм и правил, гипертимность, циклотимичность, застревание и экзальтированность.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, подросток с девиантным поведением, подросток-правонарушитель, девиантное поведение, девиантное поведение детей и подростков, личностные детерминанты, социально-психологическая дезадаптация, первичная девиация, аддиктивное поведение, агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, делинквентное поведение, студенты среднего профессионального образования

Рубрика издания: Клиническая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140313

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-011-00385.

Для цитаты: Корнеева Я.А., Корнеева А.В. Личностные детерминанты девиантного поведения студентов учреждений среднего профессионального образования // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 3. С. 183–201. DOI: 10.17759/exppsy.2021140313

Полный текст

Введение

Одними из основных направлений социально-педагогической работы в образовательном учреждении являются диагностика, профилактика и коррекция девиантного поведения, которые осуществляются на основании выявления совокупности причин, побудительных мотивов, факторов, составляющих явные и скрытые механизмы поведения личности, не соответствующего принятым в обществе нормам и правилам.

Актуальность темы исследования обусловлена запросом Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Архангельска в связи с тенденцией роста совершения особо тяжких преступления среди подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Только за 2018 год в Архангельской области предварительно расследовано 591 уголовное дело, совершенное подростками или при их соучастии, из них 87 тяжких и 11 особо тяжких (прирост +10) преступлений [5]. С начала 2019 года уже рассматривается 115 преступлений с участием подростков, 97 человек понесли наказание [6]. Исследование проводилось на базе Архангельского политехнического техникума, студентами которого за 2017—2018 учебный год совершено 10 деликтов (административных и уголовных). Таким образом, результаты данной работы имеют практическую значимость для профилактики преступности среди подростков, как для конкретного учебного заведения, так и для региона.

Анализ причин девиантного поведения является предметом исследований, которые проводятся в рамках различных направлений научного познания и практической деятельности — философии, криминологии, педагогики, психологии и др., на основании концепций таких ученых, как Ю.М. Антонян [1], Д.И. Фельдштейн [26], И.С. Кон [12], А.Е. Личко [16], М.Р. Гинзбург [4], Е. De Jong [32], L. Delgado-Lobete [33] и многих других. Среди большого количества причин, детерминирующих девиантное поведение, выделяются также индивидуально-психологические особенности, к которым относятся: заниженная самооценка и повышенная тревожность [25], самоуверенность [24]; особенности детско-родительских отношений [20; 31]; различные виды аддиктивного поведения, в том числе интернет-аддикция [8; 30]; особенности морально-нравственного самосознания [29], ценностных ориентаций [22; 23]; наличие поддержки со стороны сверстников [35].

Глубокое изучение всего спектра отклонений поведения студентов среднего профессионального образования (СПО) и подростков в целом, в том числе и делинквентного поведения, позволяет утверждать, что индивидуально-характерологические особенности данной категории лиц отличаются от особенностей взрослых делинквентов наличием существенных психологических противоречий, характерных для периода взросления и формирования личности. Таким образом, определение личностных детерминант девиантного поведения студентов учреждений СПО позволит отобрать эффективные методы его диагностики и разработать мероприятия по профилактике возникновения отклонений в личностном развитии.

Несмотря на существование множества подходов к определению причин и факторов девиантного поведения, большинство исследований проведены после совершения деликта. Предлагаемое исследование опиралось на диагностику, которую студенты проходили до проявления объективных критериев девиаций. То есть осуществлялась попытка выявления личностных детерминант девиантного поведения в предшествующем совершению преступления периоде, которые оказали влияние на возникновение девиаций.

Цель исследования состояла в выявлении общих и индивидуальных личностных детерминант различных типов девиантного поведения у студентов учреждений СПО для разработки профилактической работы в техникуме.

Гипотезы исследования: 1) студенты СПО, которые характеризуются такими типами девиантного поведения, как социально-психологическая дезадаптация и агрессивное поведение, аддиктивное и делинквентное поведение, имеют общие личностные детерминанты; 2) существуют различия в личностных детерминантах у подростков с первичной девиацией и агрессивным поведением.

Материалы и методы исследования

Исследование является ретроспективным, так как основывается на зафиксированных объективных проявлениях различных типов девиантного поведения студентов в течение их обучения в техникуме, а также на результатах проведенной психологической диагностики подростков при поступлении в данное учебное заведение СПО. Такой поход был выбран в связи с необходимостью дальнейшей разработки программы профилактической работы в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов техникума, в том числе подростков группы риска, и выявления личностных характеристик подростков, отличающихся склонностью к проявлению девиантного поведения.

Этапы исследования.

1.Анализ личных дел студентов СПО за весь период обучения для выявления объективных проявлений различных типов девиантного поведения (согласно рис. 1) для формирования состава выборки исследования.

2.Отбор данных первичной диагностики, проводимой с подростками при их поступлении в техникум, по тем студентам, в личных делах которых были зафиксированы случаи проявления различных типов девиантного поведения в течение их обучения в техникуме.

3.Составление социально-демографической характеристики студентов с разными типами девиантного поведения.

4.Определение ведущих типов девиантного поведения студентов учреждений СПО.

5.Выявление взаимосвязи объективных критериев различных видов девиантного поведения студентов учреждений СПО.

6.Определение личностных детерминант различных видов девиантного поведения студентов учреждений СПО для разработки профилактической работы в техникуме.

В соответствии с целью и задачами исследования в работе использованы следующие методы:

1) анализ личных дел студентов СПО за весь период обучения для выявления объективных проявлений различных типов девиантного поведения, согласно рис. 1;

2) беседы с классными руководителями студентов для уточнения информации о подростках;

3)  анализ результатов психодиагностики студентов на момент поступления в СПО;

4) статистические методы.

В настоящем исследовании под личностными детерминантами понимаются психологические особенности личности подростков, которые в сочетании с побудительными мотивами, обстоятельствами, механизмами поведения, не соответствующими принятым в обществе нормам и правилам, способствуют проявлению различных девиаций.

При поступлении в техникум каждый студент проходит психологическую диагностику, которая в данном учебном заведении осуществляется в соответствии с регламентом проведения следующего набора тестов (результаты которых использовались в настоящем исследовании для выявления у студентов личностных детерминант девиантного поведения):

а) адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда—Г. Шмишека [14];

б)  стандартизированный тест-опросник склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) [10];

в)  пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае и П. Коста в адаптации В.Е. Орла в соавторстве с А.А. Рукавишниковым и И.Г. Сениным) [28].

Обработка проводилась с помощью пакета программ SPSS 23.00 (лицензионное соглашение № Z125-3301-14). Для статистической обработки данных использовались описательные статистики и многомерный дисперсионный анализ.

Исследование проводилось на базе Архангельского политехнического техникума в течение января—марта 2019 года. За это время нами проанализированы более 500 дел студентов и отобрано 71 дело, где зафиксированы неоднократные объективные проявления различных типов девиантного поведения, согласно рис. 1. Группу сравнения составили 11 студентов, относящихся к «группе риска» (по критериям: подростки—сироты и оставшиеся без попечения родителей; подростки, чьи семьи находятся в социально опасном положении), но не проявляющие девиаций.

Таким образом, все подростки были разделены на семь групп с учетом данных шести групп, выделенных на основании соответствия каждому типу отклоняющегося поведения, и данных группы сравнения.

В исследовании мы опирались на классификацию девиантного поведения и его объективные критерии, разработанные специалистами факультета юридической психологии и центра экстренной психологической помощи МГППУ [19]. Так как процент студентов, проявляющих рискованное поведение (1,2%) и суицидальное поведение (2,4%), оказался низким, эти типы девиаций мы не учитывали в исследовании (рис. 1).


Таблица 1

Социально-демографические характеристики студентов СПО, в % относительно каждой группы

Социально-демографический признак

Социально­психологическая дезадаптация

Первичная девиация

Аддиктивное поведение

Агрессивное поведение

Делинквентное поведение

Девиаций не обнаружено

Пол

Мужской

79,4

70,8

80

100

81,8

9,1

Женский

20,6

29,2

20

0

18,2

90,9

Семья

Полная семья

32,4

27,1

30

33,3

36,4

33,3

Неполная, где воспитывает мать

55,9

60,4

55

33,3

54,5

54,4

Неполная, где воспитывает отец

0

4,2

7,5

0

2,3

3,5

Воспитывается родственниками

5,9

2,1

2,5

33,3

4,5

3,5

Сирота

2,9

4,2

2,5

0

2,3

1,8

Лишение родительских прав во время обучения

2,9

2,1

2,5

0

0

3,5

Интерес родителей к учебе

Проявляет

47,1

47,9

50

83,3

52,3

50,9

Не проявляет

52,9

52,1

50

16,7

47,7

49,1

Успеваемость

Удовлетворительно

94,1

91,7

87,5

100

86,4

87,7

Хорошо

5,9

8,3

12,5

0

13,

12,3

Хобби и дополнительные занятия

Отсутствует

53

45,9

47,5

83,3

47,7

48

Кружки, секции

8,8

8,3

7,5

0

9,1

8

Внеклассные мероприятия

14,7

22,9

20

0

22,7

24

Внеклассные мероприятия, кружки, секции

23,5

22,9

25

16,7

20,5

20

 


На первом этапе нами были проанализированы социально-демографические характеристики студентов СПО (табл. 1), влияющие в той или иной степени на формирование личности и выработку того или иного поведенческого типа; результатом проведенного анализа явились характеристики студентов с конкретной девиацией.

Обоснование возраста испытуемых обусловлено данными официальной статистики и современных исследований, согласно которым наибольший удельный вес среди лиц с де­линквентной девиацией (36—40%) составляют подростки в возрасте 16 лет [7].

Как можно увидеть из данных табл. 1, молодые люди, склонные к проявлению девиантно­го поведения, отличаются следующим особенностями учебной деятельности: а) удовлетворительной успеваемостью отличаются все студенты, вне зависимости от типа девиаций; б) хобби во внеучебное время отсутствует у большинства подростков; в) проявление активности в рамках концертов, спортивных соревнований внутри техникума опосредовано получением положительной характеристики обучающегося для отделений полиций, судов и социальных служб (последнее свойственно студентам с аддиктивным и делинквентным поведением); г) проявление со стороны родителей интереса к процессу обучения детей и стремление общаться с преподавательским составом. Большее число подростков, попавших в выборку исследования как проявляющих девиантное поведение, — это подростки, воспитывающиеся только матерью.

Результаты исследования

На следующем этапе исследования была проанализирована выраженность проявлений различных типов девиантного поведение среди студентов учреждений СПО (рис. 2).

Результаты анализа, представленные на рис. 3, свидетельствуют о том, что наиболее распространенными типами девиантного поведения являются первичная девиация и де­линквентное поведение, наименее — агрессивное поведение.

Далее мы определили частоту проявлений объективных критериев различных типов девиантного поведения у студентов учреждений СПО (табл. 2).

С помощью таблиц сопряженности была проанализирована взаимосвязь различных типов девиантного поведения студентов (табл. 3).

Для определения психологических особенностей студентов с разными типами деви­антного поведения применен многомерный дисперсионный анализ MANOVA, где в качестве зависимых переменных были выбраны личностные детерминанты (параметры, измеренные по методикам: адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда—Г. Шмишека; определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла; пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае и П. Коста), а независимыми фиксированными факторами — типы девиантного поведения. Результаты теста различий ковариационных матриц равны между собой (значение р-уровня значительно превышает 0,05). То есть выполняется главное допущение для многомерного анализа, и результаты могут быть приняты к рассмотрению.

На основе данных одномерных тестов выявлены статистически значимые различия в выраженности личностных детерминант различных типов девиантного поведения (табл. 4—6; рис. 3, 4).

Максимально значимым личностным детерминантом данного типа девиантного поведения является любознательность студентов (при р<0,01) (табл. 4). Подросток, оказавшись в новых для себя условиях (переход из школы в техникум), начинает изучать их с точки зрения осуществления собственных целей и установления взаимоотношений с окружающими: при наличии недостижимых в данных обстоятельствах целей появляется установка на поиск любых средств для воплощения этих целей.

Таблица 2

Частота проявлений критериев различных типов девиантного поведения
обучающихся учреждений СПО

Тип

Критерий

Процент выраженности внутри типа девиации

X2

Значение

Р

Социально­психологическая дезадаптация

Отказ посещать учебное заведение

55,9

34,913а

<0,001

Проблема межличностных отношений

23,5

12,515а

<0,001

Первичная девиация

Прогулы или отказ посещать учебное заведение, сочетающиеся с академической неуспеваемостью

68,8

39,117а

<0,001

Аддиктивное поведение

Курение

25

11,958а

<0,001

Употребление алкоголя

75

49,673а

<0,001

Употребление ПАВ

17,5

8,036а

0,005

Агрессивное поведение

Физическое насилие

50

39,443а

<0,001

Психологическое насилие

66,7

53,265а

<0,001

Делинквентное поведение

Скрытая форма

38,6

18,522а

<0,001

 

Таблица 3

Взаимосвязь различных типов девиантного поведения у обследованных студентов (p уровень значимости)

Типы

Социально­психологическая дезадаптация

Первичная девиация

Рискованное поведение

Суицидальное поведение

Аддиктивное поведение

Агрессивное поведение

Делинквентное поведение

Социально-психологическая дезадаптация

-

0,020

0,397

0,228

0,480

0,31

0,002

Первичная девиация

0,020

-

0,232

0,804

0,108

0,200

0,145

Рискованное поведение

0,397

0,232

-

0,874

0,326

0,777

0,279

Суицидальное поведение

0,228

0,804

0,874

-

0,162

0,687

0,123

Аддиктивное поведение

0,48

0,108

0,326

0,162

-

0,951

0,004

Агрессивное поведение

0,31

0,200

0,777

0,687

0,951

-

0,130

Делинквентное поведение

0,002

0,145

0,279

0,123

0,004

0,130

-

Примечание: полужирным шрифтом отмечены статистически значимые связи различных типов деви­антного поведения у обследованных студентов.

Для периода юности характерна беззаботность. Совершая необдуманные поступки, подросток не чувствует за них ответственность. Например, в совокупности с изменением мотивации к обучению, его успеваемость начинает снижаться. Для него это будет считаться нормой, так как отсутствует осознание необходимости получать образование [17].

 

Таблица 4

Личностные детерминанты социально-психологической дезадаптации студентов учреждений СПО

Методика

Личностный детерминант

Среднее значение при наличии девиации

Среднее значение при отсутствии девиации

Интервал среднего уровня выраженности признака (по итогам стандартизации методики разработчиками)

Значение р

Пятифакторный личностный опросник

Доминирование — Подчинение

10,41

9,33

7—11

0,041

Привязанность — Обособленность

50,7

54,7

41—50

0,050

Сотрудничество — Соперничество

10,09

11,27

7—11

0,041

Уважение Других — Самоуважение

11,09

12,02

7—11

0,035

Тревожность — Беззаботность

7,91

9,90

7—11

0,019

Любознательность — Реалистичность

10,38

12,21

7—11

<0,01

Опросник

К. Леонгарда —

Г. Шмишека

Эмотивность

11,12

13,94

7—12

0,022

Примечание: курсивом помечен тот полюс на шкале оценки личностных черт, который преобладает у

данной группы студентов

 

При наличии у подростка тенденции к проявлению уважения по отношению к окружающим и сотрудничеству с ними его внимание будет концентрироваться на мнении окружающих людей, которое может отличаться от его собственного. Такое разногласие может повлиять на успеваемость и учет своих интересов. Однако при склонности к доминированию чужая точка зрения может вызвать агрессию, что повлечет за собой межличностные конфликты.

Дезадаптация может быть связана с проявлениями чувства привязанности/отдаления: у подростков возникают сложности с перестройкой к условиям обучения при необходимости построения взаимоотношений с новым для них окружением, вынужденностью проживания вдали от дома или необходимостью разлучаться со школьными друзьями. Показатели степени выраженности такой черты, как эмотивность, при наличии которой происходящее вызывает сильные и устойчивые эмоции, находятся также на статистически значимом уровне (при р=0,022) и также могут служить критериями проявления дезадаптации.

Стоит отметить, что все значения выявленных детерминант являются более высокими у испытуемых группы сравнения, нежели у испытуемых, характеризующихся проявлениями девиантного поведения. Можно предположить, что для возникновения девиантного поведения требуется наличие одновременно нескольких личностных особенностей, а также влияния других факторов на поведение подростка (например, состав семьи или наличие увлечений).

Первичная девиация — это не наносящее значительный ущерб обществу или личности, свойственное каждому человеку поведение, опосредованное групповыми ценностями. Характерными личностными особенностями для студентов с таким отклонением в поведении являются проявление чувств и пластичность (см. рис. 3).

Подростки ориентированы на нормы, принятые в новом обществе, могут легко подстраиваться под ситуацию. При проявлении девиантного поведения среди одногруппников существует большая вероятность того, что подросток поступит как большинство его сверстников (например, прогуляет занятие, солжет о причинах отсутствия домашнего задания) [33; 35].


 

Интервал среднего уровня выраженности признака (по итогам стандартизации опросника А.Н. Орел разработчиками) равен 50—70

Согласно полученным данным (рис. 4), студенты с зависимым поведением характеризуются средними значениями склонности к преодолению норм и правил и склонности к волевому контролю эмоциональных реакций. Можно сделать вывод, что подросткам с аддиктивным поведением недостаточно только развивать самоконтроль для преодоления трудных жизненных ситуаций, а необходимо расширять сферу применения своих сильных сторон для расширения возможностей самореализации.

Таблица 5

Личностные детерминанты агрессивного поведения студентов учреждений СПО

Методика

Личностный детерминант

Среднее значение при наличии евиации

Среднее значение при отсутствии девиации

Интервал среднего уровня выраженности признака (по итогам стандартизации методики разработчиками)

Значение р

Пятифакторный личностный опросник

Уважение Других — Самоуважение

11,78

9,38

7—11

0,020

Экспрессивность — Практичность

54,68

46,83

41—50

0,034

Артистичность — Неартистичность

11,08

8,50

7—11

0,010

Опросник К. Леонгарда — Г. Шмишека

Демонстративность

13,03

9,33

7—12

0,025

Возбудимость

11,84

4,5

7—12

0,002

Эмотивность

13,11

8,5

7—12

0,048

Опросник А.Н. Орла

Склонность к саморазрушающему поведению

49,86

40,17

50—70

0,011

Примечание: курсивом помечен тот полюс на шкале оценки личностных свойств, который преобладает у данной группы студентов.

Согласно результатам, представленным в табл. 5, студенты, проявляющие агрессивное поведение, склонны к демонстративности, любят обращать на себя внимание, проявляют артистичность. Но если у них отсутствуют ярко выраженные таланты, посредством которых они могли бы привлечь людей вокруг, молодые люди прибегают к антисоциальным поступкам (например, издеваются над более слабыми сверстниками). При среднем значении равном 54,68 ведущим полюсом шкалы «Экспрессивность—практичность» является экспрессивность. Такие подростки отличаются большим доверием к собственным чувствам и интуиции, чем к здравому смыслу, в меньшей степени обращают внимание на текущие повседневные дела и обязанности и стремятся избежать рутинной работы. Также подростки с данным типом девиантного поведения отличаются импульсивностью и нарушением контроля над эмоциями.

Сотрудничество и уважение других являются значимыми личностными детерминантами делинквентного поведения (Табл. 6). Такая взаимосвязь определяет групповой характер совершаемых преступлений. Кроме того, для данной группы студентов характерна предрасположенность к поиску трудностей, нарушению правил, уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.

Показатели выраженности такой черты, как циклотимность, при значении 15,27 свидетельствуют об акцентуации, выражающейся в том числе в высокой поисковой, ориентировочной активности, направленной на удовлетворение сиюминутной потребности, которая затем может смениться чувством бессилия и растерянностью, в желании совершить подвиг или какой-либо запоминающийся поступок.

Таблица 6

Личностные детерминанты делинквентного поведения студентов учреждений СПО

Методика

Личностный детерминант

Среднее значение при наличии девиации

Среднее значение при отсутствии девиации

Интервал среднего уровня выраженности признака (по итогам стандартизации методики разработчиками)

Значение р

Пятифакторный личностный опросник опросник

Сотрудничество — Соперничество

9,89

11,82

7—11

0,001

Уважение других — Самоуважение

11,16

12,18

7—11

0,019

Опросник К. Леонгарда — Г. Шмишека

Дистимичность

7,91

5,84

7—12

0,025

Циклотимность

15,27

12,47

7—12

0,019

Опросник А.Н. Орла

Склонность к преодолению норм и правил

57,98

48,76

50—70

0,029

Склонность к аддиктивному поведению

58,07

48,34

50—70

0,048

Примечание: курсивом помечен тот полюс в шкале, который преобладает у данной группы студентов.

 

Значения показателей сотрудничества и уважения других у испытуемых-подростков группы сравнения являются более высокими, нежели у подростков, для которых характерны проявления девиантного поведения. Поэтому при данном типе девиации необходимо проведение комплексной диагностики с целью выявления возможных акцентуаций характера, которые определяют развитие склонности к отклоняющемуся поведению.

 

Как видно из данных, представленных на рис. 5, существуют общие личностные детерминанты, характерные для нескольких типов девиантного поведения: сотрудничество, уважение к другим, эмотивность и склонность к преодолению норм и правил. Следовательно, учитывая при разработке и проведении коррекционных мероприятий данные личностные особенности подростков, мы можем способствовать профилактике деви­антного поведения в целом.

Кроме того, коррекционные мероприятия должны проводиться на основании учета тех черт и качеств, способностей, желаний и стремлений, убеждений, склонностей и интересов, которые составляют структуру личности и способствуют достижению целей и преодолению кризисных ситуаций. Подобные черты могут способствовать более эффективной коррекции и профилактике девиантного поведения. Так, любознательность позволит студентам открыться новым людям и новому опыту, проявление чувств позволит выразить свои эмоции и переживания на групповых или индивидуальных консультациях.

Для выявления общих личностных детерминант различных типов девиантного поведения были построены профили акцентуаций характера студентов каждого из исследуемых типов (рис. 6).

Результаты анализа, представленные на рис. 6, свидетельствуют о равных и достаточно высоких значениях показателей выраженности таких характерологических особенностей, как циклотимичность, застревание и экзальтированность, при проявлении любой из девиаций, кроме агрессивного поведения; следовательно, эти личностные особенности могут являться общими личностными детерминантами для всех типов девиантного поведения у студентов СПО.

Обсуждение результатов

Результаты проведенного нами исследования указывают на преобладающую тенденцию к возникновению отклоняющегося поведения среди лиц мужского пола. Гендерную предрасположенность к девиации некоторые ученые связывают с различием половых ролей: женская роль заключается в выполнении материнской, супружеской обязанности и таким образом противоречит возникновению отклонений от норм общества [27].

Большое значение имеет возраст, в котором человек начал употреблять алкоголь: в молодом возрасте легче возникает привычка к выпивке и далее зависимость от алкоголя. Важно отметить, что в этом возрасте основным мотивом употребления алкоголя является подражание, а также стремление «забыться», уйти от травмирующей ситуации, освободиться от комплексов, снять стресс [34].

Такие выводы подтверждаются и данными проведенного нами исследования: аддиктивное поведение является одним из наиболее распространенных типов отклоняющегося поведения среди учащихся СПО, а склонность к такому типу связана с другим видом деви­аций — делинквентным поведением (при р= 0,048).

Анализ спеицифики влияния состава семьи на вероятность возникновения девиант­ного поведения указывает на более сильную подверженность девиации подростков, воспитывающихся в неполных семьях [3].

Одной из форм девиантного поведения признается поисковая активность, направленная на удовлетворение потребности в новой информации, в новых переживаниях, расширении своего опыта. Однако в случае акцентуации все эти свойства приобретают чрезмерно усиленный характер. Кроме того, подросток, который характеризуется такой формой акцентуации, не только излишне любознателен, крайне нестабилен и в высшей степени склонен к существованию в неопределенности [11], но и не задумывается о последствиях собственных действий.

По мнению многих исследователей, подростки являются высоко внушаемой категорией правонарушителей. Д.И. Фельдштейн называет таких подростков «случайными правонарушителями», которых отличает безволие, легкомысленность и исполнительность [18; 26]. Действительно, в нашем исследовании беззаботность является статистически значимым показателем девиантного поведения (при р <0,01).

Стремление к проявлению уважения к окружающим и сотрудничеству с ними без необходимого подкрепления может вызвать внутренний конфликт, чувство неуверенности в себе, чувство неполноценности. Люди используют различные пути для компенсации чувства неполноценности, в том числе путь подавления других или проявления насилия по отношению к ним [9]. Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют в пользу наличия взаимосвязи между стремлением к сотрудничеству и выраженностью уровня дезадаптации, агрессивного и делинквентного поведения.

Кроме того, стремление к нахождению в группе и принятию сверстниками, к сотрудничеству, которое проявляется в гипертрофированном виде, может привести к зависимости от группы, к формированию стремления достичь признания любыми средствами. В таком случае подросток, оказавшийся в одной группе с правонарушителями, девиантами или преступниками, начинает рассматривать девиантное поведение и как норму данной группы, и как норму собственного поведения [33].

Ограничение настоящего исследования заключается в том, что оно проводилось на неравных группах сравнения, что было связано с ограниченным количеством студентов, относящихся к «группе риска», но не проявляющих девиаций. На остальных студентов, которые не проявляли в период обучения девиантного поведения, а также не относились к «группе риска», психологом не составлялась социально-демографическая характеристика. То есть ограниченность состава выборки привела к затруднению в отношении уравнивания групп по основным параметрам исследования и включения дополнительной группы сравнения в анализ данных.

Для дальнейшего изучения данного феномена необходимо расширение выборочной совокупности и включение в контрольную группу не только подростков из числа «группы риска», но и не относящихся к ней, и не проявляющих девиантного поведения. Кроме того, расширение методического материала за счет методов диагностики мотивационной сферы личности также будет способствовать преодолению ограничений настоящего исследования, и позволит дополнить уже выделенные детерминанты новым комплексом личностных особенностей, что в результате позволит составить классификацию личностных и социально обусловленных характеристик подростков, отличающихся склонностью к девиантному поведению [13].

Выводы

Наше исследование показало, что среди студентов учреждения СПО наиболее встречающимися типами девиантного поведения являются первичная девиация и делинквент­ное поведение.

Общими личностными детерминантами, характерными для разных типов девиантного поведения, являются сотрудничество, уважение других, эмотивность, склонность к преодолению норм и правил, гипертимность, циклотимичность, застревание и экзальтированность.

Результаты психодиагностической оценки позволили выявить следующие детерминанты разных типов девиантного поведения: а) доминирование, беззаботность, эмотивность; б) склонность к проявлению чувств; в) склонность к преодолению норм и правил; г) уважение других, экспрессивность, демонстративность, возбудимость, эмотивность, склонность к саморазрушающему поведению; д) дистимичность, циклотимность, склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению.

Данные сочетания индивидуально-психологических характеристик носят противоречивый характер и требуют дальнейшего исследования наряду с изучением механизмов и триггеров девиантного поведения с целью оптимизации психокоррекционной работы и работы по противодействию преступности несовершеннолетних, изучением механизмов, лежащих в основе выявленных психологических противоречий.

 

Литература

  1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений // М.: Юрист. 1996. 335 с.
  2. Вайберт М.И., Петрова Л.А., Ермакова Н.В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация подростков при переходе на новую ступень обучения в школе // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. Вып. 51. Ч. 7. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2016. С. 312—321.
  3. Васичева А.Н., Маринина А.Е. Роль семейного воспитания в возникновении девиантного поведения // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники: сб. науч. стат. междун. конф. / Отв. ред. Е.Д. Родионов. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. С. 78—82.
  4. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19—26.
  5. Данные портала правовой статистики генеральной прокуратуры Российской Федерации по показателям преступности в России с января 2018 года по декабрь 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 02.12.2018).
  6. Данные портала правовой статистики генеральной прокуратуры Российской Федерации по показателям преступности в России с января 2019 года по март 2019 года [Электронный ресурс] URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 21.03.2019).
  7. Дубинин С.Н. Алкоголизм как одна из форм девиантного поведения несовершеннолетних подростков и меры борьбы с алкоголизацией несовершеннолетних подростков // Вестник ЮУрГГПУ. 2011. № 6. С. 51—67.
  8. Дувалина О.Н., Чернявская Е.А. Феномен интернет-аддикции как одна из причин девиантного поведения подростков // Colloquium-journal. 2019. № 6(30). С. 28—30.
  9. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2017. 351 с.
  10. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 290 с.
  11. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2001. 160с.
  12. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
  13. Корнеева Я.А., Симонова Н.Н., Скрипченко Н.Ю. Сравнительный анализ мотивационной структуры личности подростков, совершивших, не совершивших преступления, а также входящих в группу риска (по материалам исследования, проведенного в Архангельской области) // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Том 10. № 1. С. 138—147. DOI: 10.17150/1996-7756.2016.10(1). 138—147
  14. Кортнева Ю.В. Диагностика актуальной проблемы: методика Леонгарда—Шмишека. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. 240 с.
  15. Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация младших подростков: индивидуально- личностный подход // Наука и школа. 2007. № 5. С. 52—55.
  16. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. М.: ООО Апрель ПРЕСС; ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 416 с.
  17. Ловпач Ф.Г., Мамышева З.З. Особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 4(169). С. 100—106.
  18. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М.: МЕДпресс, 2001. 432с.
  19. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М: МГППУ, 2018. 52с.
  20. Миннегалиев М.М. Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков // Вестник ТГУ. 2012. № 7. С. 213—218.
  21. Санникова А.И., Редькина Н.В. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 251—254.
  22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
  23. Смирнова А.Н. Ценностные ориентации и поведенческие риски подростков // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2011. № 3. С. 351—358.
  24. Сорокина Т.В. Индивидуально-психологические особенности подростков с различными формами отклоняющегося поведения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 3. С. 94—98.
  25. Татьянченко Н.П. Личностные детерминанты в формировании девиантного поведения у студентов техникума // Психолог. 2018. № 4. С. 38—45.
  26. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. 2-е изд. М.: Воронеж: МПСИ МОДЭК, 2008. 206 с.
  27. Фомина Н.А., Теняева О.В. Гендерные различия психологической структуры ответственности подростков с девиантным поведением // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 3. С. 10—15.
  28. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2000. 23 с.
  29. Церковникова Н.Г. Деформация морально-нравственного самосознания как одна из причин девиантного поведения подростка // Образование и наука. 2004. № 5(29). С. 61—69.
  30. Щелина Т.Т., Маслова В.С. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков // Молодой ученый. 2014. № 21.1(80.1). С. 143—145.
  31. Chang, Yu -Chun с соавт. Effects of academic performance on the relationship between child maltreatment and deviant behavior: A national study in Taiwan [Электронный ресурс] // CHILD ABUSE & NEGLECT. 2019. Vol. 98. № 104224. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S0145213419304016?via%3Dihub. DOI: 10.1016/j.chiabu.2019.104224 (дата обращения: 16.05.2020).
  32. De Jong E., at al. Situational Correlates of Adolescent Substance Use: An Improved Test of the Routine Activity Theory of Deviant Behavior [Электронный ресурс] // Journal of Quantitative Criminology. 2019. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10940-019-09433-w. DOI 10.1007/s10940-019- 09433-w (дата обращения: 16.05.2020).
  33. Delgado-Lobete L. c соавт. Individual and Environmental Factors Associated with Tobacco Smoking, Alcohol Abuse and Illegal Drug Consumption in University Students: A Mediating Analysis. // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. 17(9):3019. DOI https://doi.org/10.3390/ijerph17093019
  34. Galkina E.A., Degtyarev A.V. Deviant behavior and autoaggression in juveniles with body modification [Электронный ресурс] // Psychyology and Law. 2015. Vol. 1. P. 90—107. URL: http;//psyandlaw.ru/ journal/2015/n1/Galkina_Degtyarev.phtml. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw
  35. Khasmohammadi M., at al. The Impact of Addictive Behaviors on Adolescents Psychological Well- Being: The Mediating Effect of Perceived Peer Support [Электронный ресурс] // Journal of Genetic Psychology.2019. Vol. 181. P. 39—53 URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00221325.2 019.1700896?journalCode=vgnt20. DOI:10.1080/00221325.2019.1700896 (дата обращения 16.05.2020).

Информация об авторах

Корнеева Яна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, высшая школа психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (ФГАОУ ВО САФУ), Архангельск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9118-9539, e-mail: ya.korneeva@narfu.ru

Корнеева Анастасия Валерьевна, младший научный сотрудник отдела целевых научных программ и проектов, научно-исследовательское управление, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (ФГАОУ ВО САФУ), Архангельск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7146-0800, e-mail: arh.a.korneeva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1065
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 37

Скачиваний

Всего: 815
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 27