Введение
Интерпретация СБ, как отношения личности к важнейшим модусам своей жизни, сопровождающегося переживанием удовлетворенности, в качестве конструкта, включающего эмоционально-мотивационные, когнитивно-эмоциональные компоненты, принимается многими исследователями [Леонтьев, 2020; Осин, 2020; Павлоцкая, 2016; Шамионов, 2008], которые обращаются к поиску факторов, определяющих СБ/неблагополучие [Карапетян, 2017; Лебедева; Трошихина, 2017] на различных этапах жизненного пути [Брук; Егорова; Ковалева Ю.В, 2020; Ослон, 2022]. Наряду с изучением многообразия факторов СБ, в контексте этого направления обсуждается проблема предикторов взаимосвязей между самооценками ВО и СБ. Возникновение такого направления исследований не является случайным, поскольку на протяжении десятилетий рассматривались взаимосвязи между рядом показателей СБ и самооценками ВО, образом тела. Обзор таких исследований представлен в ряде наших публикаций [Лабунская, 2019а; Лабунская]. Несмотря на постоянный интерес к изучению проблемы «ВО и СБ», до настоящего время трудно однозначно ответить на вопрос о направлении детерминации связей между самооценками ВО и СБ. Непрямолинейные ответы на этот вопрос находятся в исследованиях [Kokoszka, 2022], которые фиксируют связи между самооценками тела и депрессивными симптомами, которые входят в качестве показателя в конструкт «субъективное благополучие» [Соколова, 1996], или в работах [Кирюхина, 2021], в которых указывается на связь возникшей дисрегуляции у женщин с неудовлетворенностью своим телом. Зафиксировано [Earl, 2023], что самооценка связана с удовлетворенностью ВО, которая, в свою очередь, позитивно взаимодействует с внутренней мотивацией и отрицательно — с внешней. О снижении СБ у женщин свидетельствует работа [Chevallereau, 2021], в которой рассматривается эффект переживания высокого уровня метадегуманизации, сопровождаемой гневом, печалью в ответ на сосредоточенность партнера на ВО. Результаты исследований [Епанчинцева, 2021; Rahmawati, 2019] указывают на интенсивное совместное влияние самооценки и образа тела на СБ подростков и молодых людей. Воспринимаемый подростком ВО своего тела, уровень физической активности значимо связаны с воспринимаемым благополучием [Sollerhed A.-C, 2021]. В других исследованиях [Хавыло, 2021] утверждается, что удовлетворенность образом тела выступает в роли компонента СБ человека, либо приписывается образу тела и самооценке функция медиатора взаимосвязей между физическими упражнениями и СБ [Shang , Xie, 2021]. Наряду с данным типом работ, проводятся исследования, в которых утверждается, что активное использование социальных сетей, ориентированных на ВО, напрямую связано с более низкой оценкой удовлетворенности физическим компонентом ВО и благополучия [Jarman, 2021].
Таким образом, на основе краткого обзора исследований, касающихся проблемы «ВО и СБ», можно прежде всего зафиксировать, что превалируют работы, в которых акцент сделан на физическом компоненте ВО в связи с изучением различных составляющих СБ. Кроме этого, можно отметить, что, в качестве как детерминант СБ, так и факторов самооценок ВО изучаются различные социально-демографические характеристики. Проведение такого рода исследований является многолетним трендом изучения СБ и ВО. Необходимо отметить также, что нарастает количество исследований, в которых самооценки, оценки ВО рассматриваются в качестве детерминант СБ или в качестве медиатора взаимосвязей между теми или иными факторами СБ. При этом дискуссионным является вопрос о направлении детерминации связей между самооценками ВО и СБ, иными словами, вопрос о том: самооценки ВО определяют самооценки СБ или самооценки СБ детерминируют отношение к своему ВО? Исходя из сформулированных выводов, цель данного исследования — определение типов структур взаимосвязей между самооценками ВО, его привлекательности, удовлетворенности, обеспокоенности им и самооценками СБ, его составляющих. Гипотезы исследования: 1) социально-демографические характеристики участников исследования и их сочетание могут оказывать различное по силе влияние на самооценки ВО и самооценки СБ; 2) структура взаимосвязей между самооценками ВО и самооценками СБ может преобразовываться в результате влияния социально-демографических факторов, образуя различные типы.
В задачи исследования входит: 1) определение влияния социально-демографических характеристик на самооценки компонентов ВО, его привлекательности, удовлетворенности, обеспокоенности им и на самооценки СБ, его составляющих;2) выявление структуры взаимосвязей между самооценками ВО и СБ при включении в факторный анализ социально-демографических характеристик.
Процедура исследования
Методики эмпирического исследования
- Социально-демографический опросник, фиксирующий: пол; возраст (полное количество лет на момент исследования); образование: среднее и не полное высшее, высшее; экономический статус, определяемый на основе идентификации с группами: скорее бедный, чем богатый; скорее богатый, чем бедный. В таблицу заносятся обозначения по каждому социально-демографическому критерию, а возрастные группы создаются с помощью процедуры преобразования и присвоения возрастной группе ранга.
- С целью изучения самооценок ВО использовались: 1) опросник: «Самооценки внешнего облика», созданный В.А. Лабунской [Лабунская, 2019]. На основе этого опросника определяются следующие виды самооценок компонентов ВО: самооценка лица; самооценка тела; самооценка оформления ВО, — затем рассчитывается интегральная самооценка ВО (суммируются баллы по каждому виду самооценок (самооценка лица + телосложения + оформления ВО, сумма баллов делится на число видов самооценок).В данном исследовании рассматриваются перечисленные виды самооценок компонентов ВО, интегральная самооценка ВО. В указанный опросник входит шкала «самооценка привлекательности ВО». В инструкции указывается, что 1 балл — крайне негативная самооценка привлекательности ВО, а 10 баллов — самая высокая позитивная самооценка; 2) десятибалльные шкалы, фиксирующие самооценки удовлетворенности и обеспокоенности ВО [Лабунская, 2019], от низкого до высокого уровня удовлетворенности и обеспокоенности ВО.
- Для диагностики самооценки СБ применялась шкала «Субъективное благополучие» (Perrudet-Badoux, Mendelsohn, Chiche), русскоязычная версия которой была создана В.М.Соколовой [Соколова, 1996]. Общая (интегральная) самооценка СБ является производной от оценок следующих его составляющих: 1) напряженность и чувствительность; 2) признаки, сопровождающие основную психическую симптоматику, такую как депрессия, сонливость, рассеянность и т.д.; 3) изменения настроения; 4) значимость социального окружения; 5) самооценка здоровья; 6) степень удовлетворенности повседневной деятельностью. По замыслу создателей данной методики, чем больше баллов набирает участник исследования, чем выше общая (интегральная) самооценка СБ, тем сильнее у него выражено неблагополучие. Такой способ обработки первичных данных учитывается в исследовании.
Математические процедуры: описательные статистики, частотный, факторный анализ, многомерный дисперсионный анализ — МАNOVA (IBM SPPS Statistic 23.0).
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 188 человек. Распределение участников исследования в соответствии с их принадлежностью к определенному полу, возрастной группе, к уровню образования, в соответствии с выбором экономического статуса представлено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение участников исследования в соответствии с их социально-демографическими характеристиками
|
Социально-демографические характеристики участников исследования |
N |
% |
|
|
Пол |
1. (М) |
64 |
35 |
|
2. (Ж) |
124 |
65 |
|
|
Возрастная группа |
1.(18—20 лет) |
49 |
26 |
|
2. (21—25) |
56 |
29,78 |
|
|
3. (26—35) |
55 |
29,25 |
|
|
4. (36—45) |
28 |
14,89 |
|
|
Образование |
1.Среднее |
82 |
43 |
|
2.Неполное высшее, высшее |
106 |
57 |
|
|
Экономический статус |
1.Скорее бедный, чем богатый |
105 |
56 |
|
2.Скорее богатый, чем бедный |
83 |
44 |
|
Исходя из данных, приведенных в табл. 1, можно констатировать, что большинство участников исследования идентифицируют себя с группой «женщины» (65%), принадлежат к тем возрастным группам, которые относятся к категории «молодые (18-35 лет — 85%) В целом по выборкеМвозраста=26,6. Более половины участников исследования имеют неполное высшее или высшее образование (57%), а также считают, что они «скорее бедные, чем богатые» (56%). Перечисленные социально-демографические характеристики участников исследования учитывались в процессе решения сформулированных задач.
Результаты
Приступая к решению первой задачи, мы установили однородность дисперсий изучаемых переменных на основе статистики Ливиня. Значимость данного критерия у 12 из 14 переменных ровняется р≥0,05, что позволяет применять процедуру МANOVA.
Многомерный дисперсионный анализ выполнялся дважды. В одном и в другом случаях в качестве независимых переменных рассматривались социально-демографические характеристики участников исследования (пол, принадлежность к определенной возрастной группе, образование, субъективный экономический статус), но в первом случае в качестве зависимых переменных рассматривались: самооценка лица, самооценка тела, самооценка оформления внешнего облика, интегральная самооценка ВО, самооценка привлекательности ВО, удовлетворенности и обеспокоенности ВО (табл. 2). Во втором случае определялось влияние социально-демографических факторов на самооценки субъективного благополучия и его составляющие (табл. 3). В каждой из таблиц приведены только те социально-демографические факторы и их сочетание, которые оказывают значимое влияние на самооценки ВО и СБ.
С целью проверки гипотезы о том, что социально-демографические характеристики участников исследования и их сочетание могут оказывать различное по силе влияние на самооценки ВО и СБ, сравним показатели, приведенные в табл. 2 и 3.
Таблица 2
Интенсивность воздействия социально-демографических факторов и их сочетания на самооценку внешнего облика
|
Зависимые переменные |
Самооценка лица |
Самооценка тела |
Самооценка оформления ВО |
Интегральная самооценка ВО |
Самооценка привлекательности ВО |
Обеспокоенность ВО |
Удовлетворенность ВО |
|||||||
|
Показатели |
F |
Р |
F |
Р |
F |
Р |
F |
P |
F |
P |
F |
P |
F |
P |
|
Скорректированная модель |
4,1 |
,000 |
3,6 |
,000 |
3,9 |
,000 |
16,8 |
,000 |
3,9 |
,000 |
2,7 |
,000 |
5,0 |
,000 |
|
Влияние независимых переменных — социально-демографических характеристик на самооценки ВО |
||||||||||||||
|
Принадлежность к возрастной группе |
3,3 |
,021 |
3,2 |
,024 |
4,0 |
,008 |
35,5 |
,000 |
3,8 |
,010 |
7,5 |
,000 |
8,1 |
,000 |
|
Образование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6,9 |
,009 |
|
Субъективный экономический статус |
11,7 |
,001 |
7,6 |
,006 |
7,8 |
,006 |
13,3 |
,000 |
10,6 |
,001 |
|
|
|
|
|
Образование, субъективный экономический статус |
7,9 |
,005 |
5,1 |
,024 |
|
|
6,8 |
,010 |
3,6 |
,058 |
|
|
|
|
|
Пол, принадлежность к возрастной группе, субъективный экономический статус |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,8 |
,039 |
|
Пол, принадлежность к возрастной группе, субъективный экономический статус, образование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5,6 |
,018 |
5,5 |
,020 |
Примечание. F — влияние независимых социально-демографических характеристик, которые имеют уровень значимости Р ≤ 0,05.
Таблица 3
Интенсивность воздействия социально-демографических факторов и их сочетания на самооценку субъективного благополучия
|
Зависимые переменные |
Общая (интегральная) Самооценка СБ |
Напряженность и чувствительность |
Признаки, сопровождающие основную психическую симптоматику: депрессия, сонливость, рассеянность и т.д. |
Изменчивость настроения |
Значение социального окружения |
Самооценка здоровья |
Удовлетворенность повседневной деятельностью |
|||||||
|
Показатели |
F |
Р |
F |
Р |
F |
Р |
F |
P |
F |
P |
F |
P |
F |
P |
|
Скорректированная модель |
1,59 |
,041 |
2,83 |
,000 |
1,27 |
,181 |
,835 |
,701 |
2,02 |
,004 |
1,12 |
,319 |
1,37 |
,115 |
|
Влияние независимых переменных — социально-демографических характеристик на самооценку СБ |
||||||||||||||
|
Пол |
|
|
|
|
|
|
|
|
6,47 |
,012 |
|
|
|
|
|
Принадлежность к возрастной группе |
|
|
8,92 |
,000 |
4,67 |
,004 |
|
|
|
|
|
|
5,16 |
,002 |
|
Образование |
3,87 |
,051 |
|
|
4,93 |
,028 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. F — влияние независимых социально-демографических характеристик, которые имеют уровень значимости Р ≤ 0,05.
Из данных, приведенных в табл. 2, видно, что пол участников исследования не выступает в качестве самостоятельного фактора самооценок ВО, но, учитывая средние показатели, можно говорить о том, что у женщин выше, чем у мужчин, самооценки обеспокоенности ВО (Ммужчины=5,38; Мженщины=5,90).
Интенсивное и самостоятельное влияние оказывает принадлежность к определенной возрастной группе. Самые высокие средние показатели самооценок ВО зафиксированы в возрастной группе от 26 до 35 лет (М≈ 8,00). Самооценки обеспокоенности ВО также выше в этой возрастной группе (М=6,433) и у участников исследования от 36 до 45 лет (М=6,714). У тех участников исследования, которые принадлежат к возрастному диапазону 18—25 лет выше самооценки удовлетворенности ВО (М= 6,435) и ниже обеспокоенности им (М=4,866).
Такой фактор, как образование, оказывает влияние только на самооценки обеспокоенности и удовлетворенности ВО. При этом надо учесть следующее: в группе участников исследования, имеющих незаконченное высшее или высшее образование, средние показатели самооценок компонентов ВО (М≈7,049), самооценок привлекательности ВО (М=7,200) и обеспокоенности им (М=6,064) выше, чем в группе участников исследования, имеющих среднее образование. Они, в отличие от тех, кто имеет незаконченное высшее и высшее образование (М=4,519), в большей мере удовлетворены своим ВО (М=6,402).
Самостоятельным фактором, оказывающим влияние на самооценки компонентов ВО, на самооценку привлекательности ВО, выступает идентификация участника исследования с определенным экономическим статусом. Участники исследования, идентифицирующие себя с группой «скорее богатые, чем бедные», выше оценивают компоненты ВО (М≈6,889), его привлекательность (М=7,473), чем те, которые относят себя к группе «скорее бедные, чем богатые». У этих двух групп одинаковые средние самооценки удовлетворенности и обеспокоенности ВО (Мудовлетворенность ВО=5,626; М=5,429), (Мобеспокоенность ВО=5,626; М=5,856).
Сочетание таких социально-демографических характеристик, как образование и экономический статус оказывает влияние на самооценки ВО. Участники исследования, имеющие незаконченное высшее образование или высшее образование, идентифицирующие себя с теми, кто «скорее богатый, чем бедный», выше оценивают компоненты своего ВО, его привлекательность. Сочетание пола, принадлежности к возрастной группе, к экономическому статусу оказывает воздействие на самооценки удовлетворенности ВО.
Пол участников исследования оказывает влияние на самооценку такой составляющей СБ, как «значение социального окружения» (табл. 3), которое выше в группе мужчин (М=3,639) по сравнению с группой женщин (М=3,165).
Влияние возраста участника исследования на самооценки СБ заключается в принадлежности к возрастной группе 26—35 лет. В этой возрастной группе средние самооценки таких составляющих СБ, как«напряженность и чувствительность» (М=6,236),«признаки, сопровождающие основную психическую симптоматику: депрессия, сонливость, рассеянность и т.д.» (М=5,091), «удовлетворенность повседневной деятельностью» (М=5,327), выше, чем в других возрастных группах.
Наиболее высокая общая (интегральная) самооценка СБ (М=5,634) — в группе участников исследования, которые имеют среднее образование, а показатель самооценки «признаков, сопровождающих основную психическую симптоматику: депрессия, сонливость, рассеянность и т.д.» выше в группе с незаконченным высшим и высшим образованием (М=4,526).
С целью проверки гипотезы о преобразовании структур взаимосвязей между самооценками ВО и СБ под влиянием социально-демографических факторов был дважды выполнен факторный анализ: факторный анализ 14 переменных (табл.4) и факторный анализ этих же переменных с прибавлением к ним социально-демографических характеристик (табл. 5). Высокую адекватность применения факторного анализа к рассматриваемым показателям подтверждает критерий адекватности выборки Кайзара—Мейера—Олкина (КМО) — он равен 0,810, а также уровень значимости критерия сферичности Барлетта, который является показателем многомерной нормальности для распределения переменных (р= 0,000).
Учитывая график собственных значений (рис. 1), была выбрана факторная структура, включающая три фактора.
Рис.1. График собственных значений:
1 — самооценка обеспокоенности ВО,2 — самооценка удовлетворенности ВО; 3 —самооценка лица;4 — самооценка тела; 5 — самооценка оформления ВО; 6 — интегральная самооценка ВО; 7 — самооценка привлекательности ВО; 8 — общая (интегральная) самооценка СБ; 9 — напряженность и чувствительность; 10 — признаки, сопровождающие основную психическую симптоматику, такую, как депрессия, сонливость, рассеянность и т.д.; 11 — изменения настроения; 12 — значимость социального окружения; 13 — самооценка здоровья; 14 — степень удовлетворенности повседневной деятельностью
Факторы, полученные в результате вращения по методу варимакс и процедуры главных компонент, объясняют 70,943% от общей дисперсии. В структуре первого фактора (табл. 4) имеют самые высокие нагрузки переменные, свидетельствующие о самооценке компонентов ВО, а среди них первое место занимают самооценки лица и привлекательности ВО; за ними следуют самооценки тела, оформления ВО и интегральные самооценки ВО. Они входят в положительный полюс данного фактора, а отрицательный полюс образуют переменные: общая (интегральная) самооценка СБ и ряд ее составляющих, — которые получили низкие нагрузки. Структура и содержание первого фактора указывают на тип взаимосвязи между самооценками компонентов ВО и самооценками СБ. Его можно назвать «Самооценки компонентов ВО».
Таблица 4
Повернутая матрица компонентов
|
Переменные |
Компонент |
||
|
1 |
2 |
3 |
|
|
Самооценка лица |
,925 |
–,117 |
|
|
Самооценка привлекательности ВО |
,915 |
–,123 |
|
|
Самооценка тела |
,897 |
|
|
|
Самооценка оформления ВО |
,880 |
–,131 |
|
|
Интегральная самооценка ВО |
,843 |
|
,449 |
|
Интегральная самооценка субъективного благополучия |
–,442 |
,814 |
–,157 |
|
Признаки, сопровождающие основную психическую симптоматику: депрессия, сонливость, рассеянность |
|
,809 |
,231 |
|
Самооценка здоровья |
|
,804 |
|
|
Удовлетворенность повседневной деятельностью |
|
,772 |
,221 |
|
Изменчивость настроения |
–,155 |
,744 |
|
|
Значение социального окружения |
–,133 |
,685 |
–,117 |
|
Напряженность и чувствительность |
,128 |
,457 |
,424 |
|
Самооценка удовлетворенности ВО |
|
–,109 |
–,815 |
|
Самооценка обеспокоенности ВО |
,119 |
|
,783 |
Примечание: метод выделения факторов — метод главных компонент; метод вращения — варимакс с нормализацией Кайзера, вращение сошлось за 5 итераций.
Структура второго фактора (объясняет 24,320% от общей дисперсии). Она существенно отличается от структуры первого фактора — самые высокие нагрузки имеют переменные, относящиеся к СБ: общая (интегральная) самооценка СБ и самооценки таких ее составляющих, как «признаки, сопровождающие основную психическую симптоматику: депрессия, сонливость, рассеянность», «самооценка здоровья». Самооценки компонентов ВО (самооценка лица, привлекательность ВО, оформления ВО), самооценка удовлетворенности ВО имеют весьма низкие с отрицательным знаком нагрузки.
Третий фактор объясняет всего 10,347% от общей дисперсии включенных переменных, среди которых самые высокие нагрузки имеют самооценки удовлетворенности и обеспокоенности ВО, принадлежащие к различным полюсам. Положительный полюс объединяет интегральную самооценку ВО, обеспокоенность им, самооценки составляющих СБ, а отрицательный полюс представлен взаимосвязями самооценок удовлетворенности ВО с некоторыми самооценками составляющих СБ. Данный фактор получил название: «Удовлетворенность—обеспокоенность ВО».
Таблица 5
Повернутая матрица компонентов
|
Переменные |
Компонент |
||
|
1 |
2 |
3 |
|
|
Интегральная самооценка ВО |
,957 |
–,211 |
,178 |
|
Самооценка тела |
,956 |
–,206 |
,163 |
|
Самооценка оформления ВО |
,953 |
–,200 |
,183 |
|
Самооценка привлекательности ВО |
,938 |
–,201 |
,181 |
|
Самооценка лица |
,935 |
–,225 |
,177 |
|
Напряженность, чувствительность |
–,373 |
,371 |
,300 |
|
Общая (интегральная) самооценка СБ |
–,253 |
,942 |
|
|
Самооценка здоровья |
–,102 |
,785 |
|
|
Удовлетворенность повседневной деятельностью |
–,164 |
,780 |
,129 |
|
Признаки, сопровождающие основную психическую симптоматику: депрессия, сонливость, рассеянность и т.д. |
–,233 |
,779 |
|
|
Изменчивость настроения |
–,138 |
,656 |
–,177 |
|
Значение социального окружения |
|
,652 |
–,408 |
|
Самооценка обеспокоенности ВО |
|
–,449 |
|
|
Экономический статус |
,243 |
–,140 |
,640 |
|
Принадлежность к возрастной группе |
|
–,204 |
–,550 |
|
пол |
,114 |
|
,534 |
|
Самооценка удовлетворенности ВО |
|
,215 |
–,416 |
|
образование |
,254 |
|
,393 |
|
Примечание. Метод выделения факторов: метод главных компонент. Метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера. Вращение сошлось за 5 итераций. |
|||
|
|
|||
Исходя из факторной структуры, приведенной в табл. 5, в которую включены социально-демографические характеристики, наиболее сильным фактором является совокупность самооценок ВО в сочетании с уровнем образования и идентификацией с определенным экономическим статусом. Вторым фактором по силе воздействия выступает фактор «Самооценка субъективного благополучия». Третий фактор назван «Социально-демографические характеристики», учитывая вес этих переменных в структуре данного фактора.
Выводы
- Социально-демографические факторы оказывают влияние как на самооценки компонентов ВО, на самооценку его привлекательности, на самооценку обеспокоенности, удовлетворенности им, так и на самооценки СБ, его составляющие.
- Различия в воздействии социально-демографических характеристик заключаются в том, что на самооценку ВО не оказывает влияние образование, но оно воздействует на самооценку СБ и самооценку обеспокоенности и удовлетворенности ВО.
- Идентификация участника исследования с определенным экономическим статусом оказывает влияние на самооценки компонентов ВО, его привлекательности, но не воздействует на самооценки СБ, не дифференцирует самооценки обеспокоенности и удовлетворенности ВО.
- Сочетание таких социально-демографических характеристик, как образование и экономический статус, оказывающих влияние на самооценки ВО, также, как и сочетание всех изучаемых социально-демографических характеристик, оказывающих влияние на самооценки удовлетворенности и обеспокоенности ВО, не было обнаружено в качестве факторов самооценки СБ.
- Пол участников исследования не выступает в качестве самостоятельного фактора самооценок ВО, но воздействует на самооценки составляющих СБ.
- Достаточно интенсивное и самостоятельное влияние оказывает принадлежность к определенной возрастной группе на самооценки ВО и на самооценки ряда составляющих СБ.
- Независимо от пола, от экономического статуса, но в связи с переходом в возрастную группу 35—45 лет, с получением высшего образования увеличивается самооценка обеспокоенность ВО и снижается самооценка удовлетворенности им, а переход в возрастную группу 26—35 лет приводит к снижению самооценки СБ у тех, кто имеет среднее образование.
- Выявлены три типа взаимосвязей между самооценками ВО и СБ и три типа факторов, обладающих различной объяснительной силой изменчивости изучаемых взаимосвязей: первый тип — «Самооценки ВО», второй тип — «Самооценка субъективного благополучия», третий тип — «Удовлетворенность и обеспокоенность ВО».
- Наиболее сильным фактором является совокупность самооценок компонентов ВО в сочетании с самооценкой привлекательности ВО. Под влиянием этого совокупного фактора взаимосвязи носят обратно-пропорциональный характер и указывают на то, что уровень самооценок ВО может повышать самооценку СБ.
- Социально-демографические характеристики, включенные в факторную матрицу, объединяясь по-разному с тремя типами факторов, изменяют их объяснительную силу, образуют, исходя из величины факторного веса, иные взаимосвязи между самооценками ВО и самооценками СБ, формируют совокупные факторы: «Самооценки ВО, образование, экономический статус», «Самооценка субъективного благополучия», «Социально-демографические характеристики».
- Самооценки ВО, сопряженные с уровнем образования, экономическим статусом, могут повышать самооценку субъективного благополучия,
Заключение
Таким образом, гипотеза о различной силе воздействия социально-демографических характеристик и их сочетания на самооценки ВО и СБ, а также гипотеза о преобразовании типов структур взаимосвязей между самооценками ВО и СБ в результате влияния социально-демографических характеристик получили свое подтверждение. На наш взгляд, если и остается дискуссионным вопрос о том «самооценки ВО определяют самооценки СБ или самооценки СБ детерминируют отношение к своему ВО?», — то, исходя из полученных типов связей между ними, можно утверждать, что данные взаимосвязи не являются устойчивыми и однозначными. В одном случае они определяются совокупностью самооценок компонентов ВО в сочетании с самооценкой привлекательности ВО; в другом случае — знаком самооценок удовлетворенности, обеспокоенности, в третьем случае наблюдается автономия самооценок ВО и самооценок СБ, в плоть до отсутствия значимых взаимосвязей между ними. Вместе с этим наиболее сильным фактором, определяющим тип взаимосвязей между самооценками ВО и СБ, является совокупность самооценок компонентов ВО в сочетании с самооценкой привлекательности ВО. Под влиянием этого совокупного фактора взаимосвязи носят обратно-пропорциональный характер и указывают на то, что уровень самооценок ВО может повышать самооценку СБ.
Включение социально-демографических характеристик в качестве медиаторов связей самооценок ВО и СБ приводит к преобразованию типов структур взаимосвязей. Социально-демографические характеристики, объединяясь по-разному с тремя типами факторов, изменяют их, формируют совокупные факторы: «Самооценки ВО, образование, экономический статус», «самооценка субъективного благополучия», «Социально-демографические характеристики». Эти данные уточняют ответ на вопрос: «самооценки ВО определяют самооценки СБ или самооценки СБ детерминируют отношение к своему ВО?». Во-первых, наиболее сильным фактором, определяющим тип взаимосвязей между самооценками ВО и СБ остаются самооценки ВО. Влияние этого фактора на самооценку СБ усиливается в результате сопряженности с уровнем образования, экономическим статусом и возрастом. Чем старше участники исследования, тем выше у них самооценка компонентов ВО, самооценка привлекательности ВО, самооценка обеспокоенности им, но ниже самооценка СБ. Во-вторых, в случае определенного сочетания пола, возраста, образования, экономического статуса (женщины, «скорее богатые, чем бедные», образование — незаконченное высшее, высшее, возраст — от 26 до 35—45 лет) появляется такой тип взаимосвязей, при котором увеличение самооценки СБ снижает самооценки компонентов ВО, удовлетворенности им, но повышает самооценки обеспокоенности ВО. Иными словами, самооценка СБ дифференцированно влияет на самооценки ВО.
В целом, полученные результаты не столько дополняют или уточняют выводы других исследователей [Kokoszka, 2022; Shang , Xie, 2021], сколько вступают с ними в противоречие в связи с включением в исследование совокупности социально-демографических характеристик; в связи с изучением самооценок трех компонентов ВО, его интегральной самооценки, привлекательности, удовлетворенности, обеспокоенности; в связи с использованием шкал диагностики самооценок СБ, которые не совпадают с методическими приемами отечественных и зарубежных исследователей; в связи с тем, что в нашей работе приводятся данные, собранные на российской выборке.
С практической точки зрения, выполненное исследование способствует созданию дифференцированных практико-ориентированных программ, учитывающих различные направления детерминации самооценок ВО и СБ, воздействие на их взаимосвязи социально-демографических характеристик участников этих программ. Перспективным направлением является проведение исследований, учитывающих этапы жизненного пути, и, в соответствии с ними, жизненную динамику самооценок ВО и СБ, взаимосвязи между ними, включение в состав медиаторов этнокультурных факторов.
