Экспериментальная психология
2023. Том 16. № 3. С. 197–213
doi:10.17759/exppsy.2023160313
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Разработка и валидизация опросника «Духовная ориентация личности»
Аннотация
В статье представлены результаты разработки и валидизации нового опросника «Духовная ориентация личности», теоретическую основу которого составила концепция духовных способностей, предложенная автором. Приводятся характеристики конструкта «духовная ориентация личности», описываются психометрические свойства методики. В исследовании, направленном на выявление психометрических характеристик новой методики, приняли участие 702 респондента (выборка 1); для проверки конвергентной валидности участниками исследования стали 296 человек (выборка 2); в проведения теста—ретеста участвовали 58 человек (выборка 3). Все полученные результаты исследования (проверка факторной структуры, надежности, конвергентной валидности) позволяют говорить о хорошей пригодности данного психодиагностического инструмента для изучения меры выраженности духовной ориентации личности.
Общая информация
Ключевые слова: социальная ориентация личности, направленность личности, базовые ценности, личностные смыслы, моральные ценности, духовные ценности
Рубрика издания: Психодиагностика
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2023160313
Получена: 04.06.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Ожиганова Г.В. Разработка и валидизация опросника «Духовная ориентация личности» // Экспериментальная психология. 2023. Том 16. № 3. С. 197–213. DOI: 10.17759/exppsy.2023160313
Полный текст
Введение
Интерес к психологическим исследованиям духовных аспектов личности, в частности, духовного интеллекта и духовных способностей, возникший в самом конце XX века, сохраняется и в наши дни. В зарубежной психологии рассматриваются такие вопросы, как влияние на моральную ответственность решения проблем, основанного на духовности [19]; влияние духовного интеллекта на личностные характеристики [24]; связь духовного интеллекта с нравственным интеллектом и психологической устойчивостью [26]; связь между духовным и нравственным интеллектом и чертами личности [20]. В отечественной психологии проводится глубокий теоретический анализ понятия «духовные способности» [5; 7; 15], а также осуществляются эмпирические исследования духовных способностей: входящих в их состав компонентов и субкомпонентов [9; 10].
Для изучения духовного интеллекта и духовных способностей необходимы эффективные психодиагностические инструменты. В зарубежной психологии имеется ряд методик, направленных на исследование духовных проявлений. Особо распространенным является опросник духовного интеллекта, разработанный Д.Б. Кингом и Т.Л. ДеЧикко (The Spiritual Intelligence Self-Report Inventory-SISRI-24) [22; 23]. Этот опросник адаптируется в разных странах, например в Польше [18].Отметим, что в нашей стране отсутствуют методики изучения духовного интеллекта, но адаптация данного опросника для целей нашего исследования не представлялась возможной в силу различия теоретических оснований, на которых строилась методика Д.Б. Кинга и Т.Л. ДеЧикко, изучающая духовный интеллект, и нашей концепции духовных способностей. Поэтому возникла необходимость не в адаптации уже существующего психодиагностического инструмента, а в создании собственного опросника, который мы назвали «Духовная ориентация личности».
В предложенной нами психологической модели духовных способностей представлены три компонента: 1) моральный; 2) ментальный; 3) трансцендентный [4; 5; 7; 8]. Моральный компонент связан с проявлением высших моральных способностей, он включает такой субкомпонент, как «духовная ориентация личности» [7; 8].
Духовная ориентация личности определяется нами как движение в сторону духовного Я, устремленность к духовно-нравственным идеалам, высшим ценностям, смыслам, нацеленность на их реализацию в своей жизнедеятельности.
Конструкт «духовная ориентация личности» раскрывается нами исходя из понятия направленности, представленного в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.).
Согласно С.Л. Рубинштейну, направленность личности включает: потребности, интересы, идеалы, мотивы, тенденцию долженствования, установку, мировоззренческие взгляды, позицию личности [12]. К.К. Платонов выделяет во многом сходные составляющие направленности: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения [11]. Рубинштейн подчеркивает, что определение направленности связано с ответом на вопрос «Чего человек хочет, к чему он стремится?» [12, c. 534]. Таким образом, рассуждения о направленности невозможны без рассмотрения ценностно-смысловых устремлений личности, которые, собственно, и являются стержнем всех перечисленных элементов направленности, представляя собой движущую силу, ведущую к реализации личностной позиции. О связи ценностной сферы с мотивационной пишет Д.А. Леонтьев, формулируя «…представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую 1) общественных идеалах, выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве "моделей должного" начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т. д., и т. п. по бесконечной спирали. Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям» [2].
При рассмотрении духовной направленности личности ценностно-смысловая сфера играет особо важную роль. Мы исходим из того, что ценности и смыслы тесно связаны друг с другом. Эта мысль находит подтверждение в работах разных исследователей. Согласно М.С. Яницкому, системы личностных смыслов и ценностей взаимосвязаны [16]. В.Э. Чудновский определяет смысл жизни через ее цель, которая становится для человека ценностью высшего порядка [14]. В. Франкл связывает смысл бытия с ценностями, выделяя: 1) созидательные ценности; 2) ценности переживания; 3) ценности отношения, включаемые в группу высших ценностей [13].
Раскрывая понятие «духовная ориентация личности», подчеркнем, что речь идет не просто о ценностях, а о высших ценностях (истина, добро, красота, справедливость), которые неразрывно связаны с высшими общечеловеческими принципами морали.
От того, какие жизненные ценности и смыслы предпочитает человек, будут ли эти ценности и смыслы связаны с эгоцентрической или альтруистической направленностью личности, отражающей морально-ценностную установку, зависит уровень духовного развития. Ответ на вопрос, что является главной ценностью и смыслом бытия для человека: только он сам и его потребности или другие люди и общество в целом, — свидетельствует о наличии духовной направленности субъекта или ее отсутствии. Необходимо определить, насколько человек способен двигаться от своего эгоцентрического Я в сторону духовного Я, выявить меру выраженности его духовной ориентации.
Для решения этой задачи нами предложен опросник «Духовная ориентация личности», позволяющий исследовать моральный компонент духовных способностей.
Духовная направленность раскрывается в отношениях «Я—Я»; «Я—Другие», «Я—Мир», «Я—Абсолют». Применяя понятие «отношения», мы использовали идеи А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева и др.
Все выделенные типы отношений тесно связаны. Так, улучшение мира (отношения «Я—Мир») начинаются с улучшения себя (отношение «Я—Я»), что неминуемо порождает изменение отношения к другим — переориентацию сфокусированности на собственном Я на заботу о других людях, причем вся цепочка связанных с этим действий направляется и регулируется отношениями «Я—Абсолют».
В основе духовной направленности лежат: 1) ценностно-смысловые устремления, связанные с высшими ценностями и смыслами; 2) высшие чувства — как отражение стремления к воплощению высших универсальных принципов абсолютной морали; 3) морально-ценностная установка на добродетельное поведение и продуктивную деятельность на благо социума — как отражение готовности проявлять бескорыстную заботу о людях, оказывать им помощь и поддержку, совершать нравственные поступки, добросовестно выполнять свои обязанности и служить обществу; 4) моральная сила духа — проявление мужества, смелости, решительности, твердости характера, настойчивости, целеустремленности, ответственности в стремлении к духовно-нравственным идеалам.
Таким образом, в опроснике «Духовная ориентация личности» мы выделили четырех соответствующих шкалы.
- Шкала «Ценностно-смысловые устремления» отражает убеждения, мировоззренческие взгляды, связанные с высокими духовно-нравственными идеалами, высшими ценностями и смыслами; показывает стремление к реализации высших ценностей, таких как истина, добро, красота, справедливость, к нахождению смысла в человечности и мудрости; предпочтение духовных ценностей материальным. Шкала связана с ценностно-смысловой сферой, где высшие ценности выступают как источник мотивации духовного развития, движения к духовному Я и стремления к его воплощению.
- Шкала «Высшие нравственные чувства» репрезентирует такие чувства, как бескорыстная любовь, дружелюбие, благодарность, сострадание, совесть и др., показывающие высокое морально-ценностное отношение человека к другим людям, всему живому. Высшие нравственные чувства обусловлены общечеловеческими принципами морали. Шкала связана с эмоциональной сферой, где высшие ценности выступают как источник высших нравственных чувств.
- Шкала «Склонность к добродетельному поведению, действиям и поступкам» показывает готовность человека сознательно делать добро, бескорыстно помогать людям, улучшать и совершенствовать окружающий мир благодаря добросовестной работе, проявлять великодушие, совершать поступки, приносящие людям благо, т. е. воплощать высшие моральные принципы в своей жизнедеятельности. Таким образом, отражается стремление личности к воплощению духовного Я, к реализации своих высших духовно-нравственных свойств. Это позволяет деятельно противостоять притяжению к полюсу своего эгоцентрического Я. Шкала связана со сферой жизнедеятельности, где высшие ценности выступают как источник мотивации добродетельного поведения, действий и поступков.
- Шкала «Моральная сила духа» охватывает волевые проявления человека, которые способствуют достижению поставленной цели, связанной с совершением высоконравственных поступков. Сознательная волевая регуляция своей деятельности и поведения, имеющая отношение к проявлению мужества, смелости, принципиальности, позволяет преодолевать препятствия и трудности благодаря стремлению к высоким духовно-нравственным идеалам. Шкала связана с волевой сферой, где высшие ценности выступают как источник мотивации к достижению поставленных целей в условиях реальных трудностей.
Методы исследования
Выборка 1 — для установления психометрических характеристик новой методики. В исследовании приняли участие 702 респондента: 528 человек женского пола и 174 —мужского пола; возраст — 17—62 года (M=24,46; SD=9,57).Исследование проводилось онлайн, в нем участвовали жители Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России; студенты и служащие.
Выборка 2 — для проверки конвергентной валидности. Участниками исследования стали 296 человек (из них — 163 женщины и 133 мужчины); студенты и служащие; жители г. Москвы и других городов России; возраст 18—65 лет (М=25,55; SD=10,33).
Выборка 3 — для проведения теста—ретеста. В исследовании приняли участие 58 человек (из них 41 человек — женcкого пола; 17 — мужского пола); студенты и служащие; жители г. Уфа; возраст 17—60 лет (М=22; SD=6,25).
Все респонденты участвовали в предложенных исследованиях на добровольной основе.
Использовались следующие методики.
- Опросник «Измерение альтруистических установок» М.И. Ясина [17] — ориентирован на выявление установочных и поведенческих составляющих альтруизма; показывает направленность на помогающее поведение, а также отражает понимание мира как полного добра и того, что люди склонны помогать друг другу; содержит 18 утверждений и одну шкалу. По результатам подсчитывается суммарный балл.
- Опросник «Духовная личность» А. Хусейна, М. Анаса, адаптация Г.В. Ожигановой [6] — отражает степень выраженности духовно-нравственных качеств личности; включает 28 утверждений и пять шкал: 1) высокая нравственность и мудрость; 2) самоконтроль; 3) надежность и ответственность; 4) духовность отношений; 5) правдивость и удовлетворенность. Имеется общий показатель.
- Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [3] — показывает осмысленность собственной жизни; содержит 20 утверждений и пять шкал: 1) цель в жизни; 2) процесс жизни; 3) результативность жизни (продуктивность прожитой части жизни; удовлетворенность самореализацией); 4) локус контроля — Я (Я — хозяин жизни); 5) локус контроля — жизнь. В опроснике помимо показателей по шкалам высчитывается также суммарный балл.
Для обработки данных использовались программы Statistica, версия 10 64-bit; SPSS (версия 22); Jamovi (Version 2.3.18), 2022.
Результаты исследования
Факторная структура. Теоретическое исследование конструкта «духовная ориентация личности», выделение его основных, существенных характеристик позволили отразить их в опроснике с помощью 51 вопроса. Эти вопросы (пункты) были сгруппированы в четыре шкалы. Формулирование пунктов и выделение шкал проводилось исходя из результатов теоретического анализа понятий «духовность» и «направленность личности». В первую шкалу было включено 13 пунктов; во вторую — 12, в третью — 15, в четвертую — 11. Таким образом, было сформировано четкое представление о четырехфакторной структуре методики.
Согласно мнению Д. Наварро и Д.Р. Фокскрофта: «Если у исследователя существует довольно четкое представление о первоначальных “предполагаемых” факторах, то можно сразу перейти к конфирматорному факторному анализу (КФА) и пропустить этап эксплораторного факторного анализа (ЭФА). Используете ли вы ЭФA, а затем переходите к КФA или сразу переходите к КФA, зависит от вашего суждения и от того, насколько вы изначально уверены в том, что у вас есть правильная модель с точки зрения количества факторов и переменных» [25, p. 440]. Применяя эту стратегию, в основе которой лежало наше четкое теоретическое представление о структуре модели, мы сразу перешли к проведению конфирматорного факторного анализа для того, чтобы проверить четырехфакторную модель.
В процессе достижения соответствия четырехфакторной модели были удалены 11 пунктов, которые не позволяли приблизиться к требуемым показателям пригодности модели. Таким образом, осталось всего 40 пунктов по 10 пунктов в каждой шкале. Факторная нагрузка этих пунктов варьировалась в диапазоне от 0,455 до 0,808 (р < 0,001) (табл. 1).
Таблица 1
Соотнесение шкал с пунктами и факторная нагрузка
Шкала 1. «Ценностно-смысловые устремления» — 10 пунктов |
||
№ пункта |
Содержание пункта |
Факторная нагрузка |
3 |
Ценить красоту человечности больше, чем материальную выгоду |
0,601 |
5 |
Признать ценность и смысл духовного саморазвития, важность улучшения себя |
0,672 |
6 |
Реализовывать в своем поведении стремление к высшим ценностям: истине, добру, справедливости, красоте |
0,808 |
8 |
Стремиться к самопознанию и открытию своей духовной сущности |
0,744 |
11 |
Стремиться к постижению тайны и высшего смысла бытия |
0,590 |
21 |
Стремиться к высшим смыслам бытия: человечности и мудрости |
0,730 |
26 |
Видеть смысл в избавлении от эгоизма и проявлении любви к людям |
0,591 |
28 |
Стремиться к познанию высшей истины, к Божественному, Абсолюту |
0,536 |
32 |
Ценить то, что имеешь |
0,577 |
36 |
Видеть смысл не в накопительстве, а в развитии духовного потенциала |
0,605 |
Шкала 2. «Высшие нравственные чувства» — 10 пунктов |
||
№ пункта |
Содержание пункта |
Факторная нагрузка |
1 |
Проявлять бескорыстную любовь к людям |
0,557 |
4 |
Радоваться успехам и достижениям других людей |
0,624 |
7 |
Любить все живое |
0,593 |
13 |
Проявлять к окружающим дружелюбие |
0,779 |
15 |
Проявлять отсутствие враждебности к кому бы то ни было |
0,537 |
16 |
Быть благодарным за то хорошее, что сделали люди |
0,714 |
17 |
Желать, чтобы другие были счастливы |
0,761 |
20 |
Видеть хорошее в людях |
0,753 |
27 |
Проявлять сострадание в реальных жизненных ситуациях |
0.719 |
34 |
Слушать и понимать голос совести |
0.664 |
Шкала 3. «Склонность к добродетельному поведению, действиям и поступкам» — 10 пунктов |
||
№ пункта |
Содержание пункта |
Факторная нагрузка |
9 |
Не обижать других |
0,648 |
10 |
Совершать поступки, приносящие людям благо |
0,762 |
12 |
Помогать другим людям, не думая о вознаграждении |
0,650 |
19 |
Жить и действовать в соответствии с совестью |
0,666 |
22 |
Не проявлять жадность |
0,600 |
23 |
Стремиться улучшить мир с помощью своей деятельности (учебной, профессиональной, творческой, общественной и любой другой) |
0,659
|
24 |
Проявлять великодушие в реальном поведении |
0,782 |
30 |
Выполнять свои обязанности добросовестно |
0,668 |
31 |
Видеть свое предназначение в стремлении делать добро, помогать людям, совершенствовать мир |
0,699
|
35 |
Проявлять добродетельное поведение в реальных жизненных ситуациях |
0,777
|
Шкала 4. «Моральная сила духа» — 10 пунктов |
||
№ пункта |
Содержание пункта |
Факторная нагрузка |
2 |
Отстаивать истину, даже когда все вокруг против |
0,455 |
14 |
Быть правдивым и честным даже в трудных ситуациях |
0,639 |
18 |
Принимать любую жизненную ситуацию, извлекая из нее опыт для саморазвития |
0,639 |
25 |
Стремиться к достижению высокой цели, несмотря ни на какие препятствия |
0,688 |
29 |
Оказывать действенную помощь другим в экстренной ситуации |
0,641 |
33 |
Сохранять оптимизм даже в трудных ситуациях |
0,594 |
37 |
Стойко переносить удары судьбы |
0,668 |
38 |
Признавать свои ошибки, при этом исправляя их |
0,678 |
39 |
Проявлять мужество, защищая справедливость |
0,646 |
40 |
Не поддаваться унынию |
0,510 |
В результате проведения конфирматорного факторного анализа были получены следующие показатели (табл. 2).
Таблица 2
Показатели конфирматорного факторного анализа
CFI |
TLI |
SRMR |
RMSEA |
Нижний доверительный интервал |
Верхний доверительный интервал |
0,903 |
0,890 |
0,043 |
0,056 |
0,053 |
0,058
|
Эти показатели соответствуют установленным критериям и свидетельствуют о пригодности четырехфакторной модели. Результаты СFIсоответствуют требуемым> 0,90, также как и SRMR<0,05; значения TLIочень близки к требуемым > 0,90; значения показателя RMSEA соответствуют диапазону от 0,05 до 0,08, приближаясь к наиболее приемлемому, показывающему близкое соответствие теоретической модели эмпирическим данным<0,05.
Таким образом, конфирматорный факторный анализ позволил подтвердить наличие четырехфакторной структуры методики.
Надежность. Альфа Кронбаха для всего опросника «Духовная ориентация личности» (общий показатель) составила—0,961. Значения альфы Кронбаха для каждой из четырех шкал также показали высокую согласованность-надежность (табл. 3). Это свидетельствует о высокой надежности-согласованности опросника.
Таблица 3
Альфа Кронбаха для каждой шкалы четырехфакторной модели опросника «Духовная ориентация личности»
Шкала |
Альфа Кронбаха |
Стандартизированная альфа |
1. Ценностно-смысловые устремления |
0,875 |
0,876 |
2. Высшие нравственные чувства |
0,887 |
0,890 |
3. Склонность к добродетельному поведению, действиям и поступкам |
0,899 |
0,900 |
4. Моральная сила духа |
0,859 |
0, 860 |
Было проведено изучение того, насколько каждый пункт коррелирует с итоговой шкалой. Установлено, что исправленная корреляция между пунктом и шкалой не была ниже 0,421.Это говорит о том, что все вопросы согласованы с итоговым баллом; также не было выявлено пунктов, при удалении которых альфа Кронбаха существенно увеличивалась (если удалить, не была выше 0,873 — для шкалы 1; 0,882 — для шкалы 2; 0,895 — для шкалы 3; 0,858 — для шкалы 4. Полученные результаты также свидетельствуют о высокой надежности опросника «Духовная ориентация личности».
Ретест. Проведение ретеста проходило через четыре недели после выполнения теста. Было установлено, что между показателями теста и ретеста существует высокая значимая корреляция между суммарным баллом теста и ретеста (r= 0,825; p = 0,000; корреляция значима на уровне 0,001). Использовался коэффициент корреляции Спирмена.
Это говорит о большой устойчивости во времени методики «Духовная ориентация личности», показывая ее высокую ретестовую надежность.
Конвергентная валидность. Проведено исследование конвергентной валидности. Получены значимые положительные корреляции показателя методики «Духовная ориентация личности» (суммарный балл) с духовно-нравственными качествами (методика «Духовная личность» — суммарный балл), склонностью к альтруизму («Измерение альтруистических установок») и смысложизненными ориентациями (методика «СЖО» — суммарный балл) (табл. 4).
Таблица 4
Корреляции Спирмена показателей методик «Духовная ориентация личности», «Духовная личность», «Измерение альтруистических установок» и «СЖО»
Показатели |
Духовная личность, суммарный балл |
Альтруизм
|
СЖО, суммарный балл |
Духовная ориентация личности (ДОЛ) (суммарный балл) |
0,597*** |
0,554*** |
0,505*** |
Р значения |
0,000 |
0,000 |
0,000
|
Примечание:«***»—р< 0,001.
Помимо выявления связи суммарного балла методики «Духовная ориентация личности» и суммарных баллов методик «Духовная личность», «Измерение альтруистических установок» и «СЖО», было проведено исследование связи всех шкал методики «Духовная ориентация личности» и ее суммарного балла со всеми показателями этих методик.
Исследовалось наличие связи всех шкал методики «Духовная ориентация личности» с альтруизмом.
Выявлены значимые положительные корреляции всех шкал методики «Духовная ориентация личности» с альтруизмом (табл. 5).
Таблица 5
Корреляции Спирмена показателей четырех шкал методики «Духовная ориентация личности» и альтруизма
Показатели |
Духовная ориентация личности
|
|||
Шкала 1. Ценностно-смысловые устремления |
Шкала 2. Высшие нравственные чувства |
Шкала 3. Добродетельное поведение |
Шкала 4. Моральная сила духа |
|
Альтруизм |
0,463*** |
0,546*** |
0,580*** |
0,400***
|
р значения |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000
|
Примечание:«***»—р< 0,001.
Помимо установленной связи суммарного балла методики «Духовная ориентация личности» с суммарным баллом методики «Духовная личность», проверялось наличие связи суммарного балла и всех шкал методики «Духовная ориентация личности» со всеми шкалами и суммарным баллом методики «Духовная личность».
Были выявлены значимые положительные корреляции всех шкал и суммарного балла методики «Духовная ориентация личности» со всеми шкалами и суммарным баллом методики «Духовная личность» (табл. 6).
Таблица 6
Корреляции Спирмена показателей методики «Духовная ориентация личности» и духовно-нравственных качеств (методика «Духовная личность»)
Показатели |
Духовно-нравственные качества (методика «Духовная личность») |
|||||
Суммарный балл |
Шкала 1. Высокая нравственность и мудрость |
Шкала 2. Самоконтроль |
Шкала 3. Надежность и ответственность |
Шкала 4. Духовность отношений |
Шкала 5. Правдивость и удовлетворенность |
|
Духовная ориентация личности (ДОЛ) (суммарный балл) |
0,597*** |
0,510*** |
0,344*** |
0,409*** |
0,499*** |
0,489*** |
р значения |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Шкала 1 (ДОЛ). Ценностно-смысловые устремления |
0,480*** |
0,445*** |
0,232*** |
0,310*** |
0,399*** |
0,440*** |
р значения |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Шкала 2 (ДОЛ). Высшие нравственные чувства |
0,556*** |
0,489*** |
0,277*** |
0,376*** |
0,483*** |
0,440*** |
р значения |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Шкала 3 (ДОЛ). Добродетельное поведение |
0,553*** |
0,468*** |
0,282*** |
0,411*** |
0,510*** |
0,428*** |
р значения |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Шкала 4 (ДОЛ). Моральная сила духа |
0,541*** |
0,414*** |
0,423*** |
0,379*** |
0,405*** |
0,432*** |
р значения |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Примечание: «***»—р< 0,001.
Проверялось также наличие связи всех шкал и суммарного балла методики «Духовная ориентация личности со всеми шкалами и суммарным баллом методики «СЖО».
Установлены значимые положительные корреляции всех шкал и суммарного балла методики «Духовная ориентация личности» со всеми шкалами и суммарным баллом методики «СЖО» (табл. 7).
Таблица 7
Корреляции Спирмена всех показателей методики «Духовная ориентация личности» и смысложизненных ориентаций (методика «СЖО»)
Показатели |
Смысложизненные ориентации (методика «СЖО») |
|||||
Суммарный балл |
Шкала 1. Цели в жизни |
Шкала 2. Процесс жизни |
Шкала 3. Результативность жизни |
Шкала 4. Локус контроля — Я |
Шкала 5. Локус контроля — жизнь |
|
Духовная ориентация личности (ДОЛ) (суммарный балл) |
0,505*** |
0,440*** |
0,482*** |
0,444*** |
0,473*** |
0,434*** |
р значения |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Шкала 1 (ДОЛ). Ценностно-смысловые устремления |
0,456*** |
0,402*** |
0,437*** |
0,401*** |
0,417*** |
0,396*** |
р значения |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Шкала 2 (ДОЛ). Высшие нравственные чувства |
0,447*** |
0,360*** |
0,431*** |
0,397*** |
0,406*** |
0,403*** |
р значения |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Шкала 3 (ДОЛ). Добродетельное поведение |
0,441*** |
0,400*** |
0,426*** |
0,380*** |
0,418*** |
0,365*** |
р значения |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Шкала 4(ДОЛ). Моральная сила духа |
0,458 *** |
0,406*** |
0,447*** |
0,403*** |
0,453 *** |
0,378*** |
р значения |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Примечание: «***»—р< 0,001.
Половые различия. Половые различия проверялись с помощью критерия Манна—Уитни. Были выявлены половые различия только по шкале 4 «Моральная сила духа». Значения по этой шкале выше у мужчин. По остальным трем шкалам и общему показателю различия не были установлены. Размер эффекта для достоверных различий, который оценивался по Kerby [21], оказался очень слабым; тем не менее, выявленное различие по шкале 4 является достоверным (табл. 8). Половые различия необходимо учитывать при интерпретации результатов.
Таблица 8
Половые различия по шкалам и общему показателю опросника «Духовная ориентация личности»
|
Мужская выборка |
Женская выборка |
U |
Z |
p |
Размер эффекта |
||
Медиана |
Среднее значение |
Медиана |
Среднее значение |
|||||
Шкала 1 |
36,5 |
36,19 |
37 |
36,59 |
44182,500 |
- 0,757 |
0,449 |
0,028571 |
Шкала 2 |
38 |
38,09 |
39 |
38,38 |
42966,500 |
- 1,282 |
0,200 |
0,048385 |
Шкала 3 |
38 |
38 |
39 |
37,76 |
45807,500 |
- 0,055 |
0,956 |
0,002075 |
Шкала 4 |
38 |
37,59 |
36 |
36,21 |
410048 |
- 2,109 |
0,035 |
0,079599 |
Общий показатель |
151 |
149,87 |
151 |
148,93 |
45834,500 |
- 0,044 |
0,965 |
0,001660 |
Интерпретация полученных показателей. Для респондентов мужского пола (табл. 9) и респондентов женского пола (табл. 10) интерпретация результатов осуществлялась исходя из интервалов размером ±1 стандартного отклонения. В качестве средних показателей интерпретируются те баллы, которые не отклоняются от среднего значения по выборке на величину большую, чем единица стандартного отклонения.
Таблица 9
Интерпретация результатов проведения методики «Духовная ориентация личности» для респондентов мужского пола
Опросник «Духовная ориентация личности»
|
|||||
Показатели |
Шкала 1 |
Шкала 2 |
Шкала 3 |
Шкала 4 |
Общий показатель |
Среднее значение |
36,59 |
38,38 |
37,76 |
36,21 |
148,93 |
Стандартное отклонение |
7,34 |
7,07 |
7,13 |
6,92 |
26,01 |
Низкое значение |
До 28 |
До 30 |
До 30 |
До 29 |
До 122 |
Среднее значение |
29—43 |
31—44 |
31—44 |
30 43 |
123—174 |
Высокое значение |
Выше 44 |
Выше 45 |
Выше 45 |
Выше 44 |
Выше 175 |
Таблица 10
Интерпретация результатов проведения методики «Духовная ориентация личности» для респондентов женского пола
Опросник «Духовная ориентация личности» |
|||||
Показатели |
Шкала 1 |
Шкала 2 |
Шкала 3 |
Шкала 4 |
Общий показатель |
Среднее значение |
36,19 |
38,09 |
38 |
37,59 |
149,87 |
Стандартное отклонение |
7,68 |
6,85 |
7,26 |
7,06 |
25,73 |
Низкое значение |
До 28 |
До 30 |
До 30 |
До 30 |
До 123
|
Среднее значение |
29—43 |
31—44 |
31—44 |
31—44 |
124—175
|
Высокое значение |
Выше44 |
Выше45 |
Выше45 |
Выше45 |
Выше176
|
Обсуждение результатов и заключение
Полученные нами результаты эмпирических исследований, связанные с разработкой новой методики «Духовная ориентация личности», подтвердили четырехфакторную структуру опросника, выделенную в теоретическом анализе. Основные показатели конфирматорного анализа полностью соответствуют требуемым (CFI=0,903; RMSEA=0,056). Была продемонстрирована высокая надежность методики α Кронбаха (общий показатель = 0,961; α Кронбаха четырех шкал — 0,859—0,899). Отмечается высокая ретестовая надежность (r=0,825).
Проверка конвергентной валидности показала, что концептуально близкие конструкту «духовная ориентация личности» (схожие) психические свойства личности, такие как духовно-нравственные качества, альтруизм, смысложизненные ориентации, значимо положительно связаны с показателями опросника «Духовная ориентация личности». Полученные значимые положительные корреляции всех шкал и суммарного балла методики «Духовная ориентация личности» с альтруизмом свидетельствуют о том, что все параметры опросника ДОЛ связаны с духовной альтруистической направленностью, представляющей собой основу духовности личности. Духовная альтруистическая направленность отражает движение от эгоцентрического Я в сторону духовного Я [7].
Установленные значимые положительные корреляции всех шкал и суммарного балла методики «Духовная ориентация личности» со всеми шкалами и суммарным баллом методики «Духовная личность» показывают важность духовно-нравственных качеств, особенно таких, которые имеют отношение к высокой нравственности и мудрости, духовности отношений, правдивости и удовлетворенности, отражают ориентацию на высшие общечеловеческие ценности.
Выявленные значимые положительные корреляции всех шкал и суммарного балла методики «Духовная ориентация личности» со всеми шкалами и суммарным баллом методики «СЖО» показывают, что стремление к осмысленности жизни является необходимым элементом духовности. В методике «ДОЛ» отражены конкретные жизненные смыслы — высшие, свидетельствующие о духовности личности.
Полученные нами результаты демонстрируют связь показателей духовной ориентации личности(имеющей отношение к способности двигаться от своего эгоцентрического Я в сторону духовного Я, совершать поступки, приносящие благо другим людям и обществу в целом) со всеми показателями СЖО, что соотносимо с результатами современных исследований, проведенных А.П. Кожевиной и Е.В. Зиминой [1]. Эти авторы, использовали Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО) и методику «Направленность личности» В. Смекала, М. Кучеры (V. Smekal, M. Kucera, 1988) в адаптации Л.А. Верещагина, которая диагностирует три типа направленности: 1) направленность на себя(преобладание стремления к собственному благополучию, первенству, престижу, сосредоточенность на себе и своих потребностях), что можно квалифицировать как индивидуализм, эгоцентрическую ориентацию; 2) направленность на взаимодействие (коллективистские тенденции: интерес к совместной деятельности, поступки обусловлены потребностью в общении, стремлением устанавливать хорошие отношения с людьми: коллегами по работе) — ориентация на других; 3) направленность на задачу (увлеченность самим процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, желание осваивать новые умения и навыки; сотрудничество с коллективом для достижения наибольшей продуктивности) — ориентация на деятельность (ее эффективное осуществление) для выполнения поставленной задачи. Второй и третий типы направленности могут рассматриваться как обладающие ресурсом для духовной ориентации личности. Исследователи установили, что самые высокие показатели осмысленности жизни по всем шкалам методики «СЖО» (выше среднего) имеют группы респондентов с типом направленности личности на взаимодействие и на задачу, т.е., лица, не склонные к эгоцентризму. Респонденты с типом направленности на себя по сравнению с другими группами (типом направленности на взаимодействие и типом направленности на задачу) характеризуется более низкими показателями по методике «СЖО», им присуща меньшая целеустремленность, слабая выраженность удовлетворенности своей самореализацией и жизнью в настоящем, они склонны меньше верить в свои силы, свободу выбора и возможность контролировать свою собственную жизнь [1]. Таким образом, лица, ориентированные на взаимодействие с другими людьми, добрые отношения с коллегами и стремление к продуктивному решению задач деятельности, не проявляющие эгоцентрических тенденций, демонстрируют большую осмысленность и продуктивность собственной жизни. Это особо подчеркивает высокую значимость духовной ориентации личности, связанной с активным дистанцированием от эгоцентрического Я и движением в сторону духовного Я, устремленностью к духовно-нравственным идеалам, высшим ценностям и смыслам, желанием реализовать их в своей жизнедеятельности, сделать собственную жизнь максимально продуктивной.
Все полученные результаты исследований, связанных с созданием опросника «Духовная ориентация личности» (проверка факторной структуры, надежности, конвергентной валидности), позволяют говорить о хорошей пригодности данного психодиагностического инструмента для изучения выраженности духовной ориентации личности, рассматриваемой нами в качестве одного из основных субкомпонентов морального компонента духовных способностей.
Разработанная нами методика позволяет не только проводить научные исследования направленности личности (степени выраженности ее духовной ориентации), но и может быть использована в практических целях — психологическом консультировании.
Приложение
Бланк опросника «Духовная ориентация личности» (40 пунктов)
Инструкция. Представьте, что Вы встретили человека, который обладает нижеприведенными способностями. Пожалуйста, подумайте, насколько этот человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас: Очень похож на меня; Похож на меня; Немного похож на меня; Не похож на меня; Совсем не похож на меня.
|
Этот человек способен: |
Очень похож на меня |
Похож на меня |
Немного похож на меня |
Не похож на меня |
Совсем не похож на меня |
1 |
Проявлять бескорыстную любовь к людям |
|
|
|
|
|
2 |
Отстаивать истину, даже когда все вокруг против |
|
|
|
|
|
3 |
Ценить красоту человечности больше, чем материальную выгоду |
|
|
|
|
|
4 |
Радоваться успехам и достижениям других людей |
|
|
|
|
|
5 |
Признать ценность и смысл духовного саморазвития, важность улучшения себя |
|
|
|
|
|
6 |
Реализовывать в своем поведении стремление к высшим ценностям: истине, добру, справедливости, красоте |
|
|
|
|
|
7 |
Любить все живое |
|
|
|
|
|
8 |
Стремиться к самопознанию и открытию своей духовной сущности |
|
|
|
|
|
9 |
Не обижать других |
|
|
|
|
|
10 |
Совершать поступки, приносящие людям благо |
|
|
|
|
|
11 |
Стремиться к постижению тайны и высшего смысла бытия |
|
|
|
|
|
12 |
Помогать другим людям, не думая о вознаграждении |
|
|
|
|
|
13 |
Проявлять к окружающим дружелюбие |
|
|
|
|
|
14 |
Быть правдивым и честным даже в трудных ситуациях |
|
|
|
|
|
15 |
Проявлять отсутствие враждебности к кому бы то ни было |
|
|
|
|
|
16 |
Быть благодарным за то хорошее, что сделали ему люди |
|
|
|
|
|
17 |
Желать, чтобы другие были счастливы |
|
|
|
|
|
18 |
Принимать любую жизненную ситуацию, извлекая из нее опыт для саморазвития |
|
|
|
|
|
19 |
Жить и действовать в соответствии с совестью |
|
|
|
|
|
20 |
Видеть хорошее в людях |
|
|
|
|
|
21 |
Стремиться к высшим смыслам бытия: человечности и мудрости |
|
|
|
|
|
22 |
Не проявлять жадность |
|
|
|
|
|
23 |
Стремиться улучшить мир с помощью своей деятельности (учебной, профессиональной, творческой, общественной и любой другой) |
|
|
|
|
|
24 |
Проявлять великодушие в реальном поведении |
|
|
|
|
|
25 |
Стремиться к достижению высокой цели, несмотря ни на какие препятствия |
|
|
|
|
|
26 |
Видеть смысл в избавлении от эгоизма и проявлении любви к людям |
|
|
|
|
|
27 |
Проявлять сострадание в реальных жизненных ситуациях |
|
|
|
|
|
28 |
Стремиться к познанию высшей истины, к Божественному, Абсолюту |
|
|
|
|
|
29 |
Оказывать действенную помощь другим в экстренной ситуации |
|
|
|
|
|
30 |
Выполнять свои обязанности добросовестно |
|
|
|
|
|
31 |
Видеть свое предназначение в стремлении делать добро, помогать людям, совершенствовать мир |
|
|
|
|
|
32 |
Ценить то, что имеет |
|
|
|
|
|
33 |
Сохранять оптимизм даже в трудных ситуациях |
|
|
|
|
|
34 |
Слушать и понимать голос совести |
|
|
|
|
|
35 |
Проявлять добродетельное поведение в реальных жизненных ситуациях |
|
|
|
|
|
36 |
Видеть смысл не в накопительстве, а в развитии духовного потенциала |
|
|
|
|
|
37 |
Стойко переносить удары судьбы |
|
|
|
|
|
38 |
Признавать свои ошибки, при этом исправляя их |
|
|
|
|
|
39 |
Проявлять мужество, защищая справедливость |
|
|
|
|
|
40 |
Не поддаваться унынию |
|
|
|
|
|
Подсчет результатов ДОЛ. За ответы респондентов присваиваются баллы следующим образом: Очень похож на меня — 5; Похож на меня — 4; Немного похож на меня — 3; Не похож на меня — 2; Совсем не похож на меня — 1.
Высчитывается общий показатель ДОЛ — суммируются баллы по всем 40 пунктам. Высчитываются баллы по каждой из четырех шкал (суммируются баллы за ответы по десяти пунктам каждой шкалы).
Шкала 1. «Ценностно-смысловые устремления» — 10 пунктов
3, 5, 6, 8, 11, 21, 26, 28, 32, 36
Шкала 2. «Высшие нравственные чувства» — 10 пунктов
1, 4, 7, 13, 15, 16, 17, 20, 27, 34
Шкала 3. «Склонность к добродетельному поведению, действиям и поступкам» — 10 пунктов
9, 10, 12, 19, 22, 23, 24, 30, 31, 35
Шкала 4. «Моральная сила духа» — 10 пунктов
2, 14, 18, 25, 29, 33, 37, 38, 39, 40
Литература
- Кожевина А.П., Зимина Е.В. Смысложизненные ориентации при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов // Лидерство и менеджмент. 2021. Том 8. № 2. С. 253—264. DOI:10.18334/lim.8.2.112168
- Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. C. 13—25.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2006.
- Ожиганова Г.В. Психологические аспекты духовности: духовные способности // Психологический журнал. 2010. № 5. С. 39—53.
- Ожиганова Г.В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН, 2016.
- Ожиганова Г.В. Адаптация опросника «Духовная личность» на русскоязычной выборке // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 4. С. 160—176. DOI:17759/exppsy.2019120413
- Ожиганова Г.В. Духовная личность. М.: Институт психологии РАН, 2020.
- Ожиганова Г.В. Понятие «духовные способности» // Разработка понятий в современной психологии (Методология, история и теория психологии). Т. 3 / Oтв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенкова, Г.А. Виленская. М.: Институт психологии РАН, 2021. С. 404—443. DOI:10.38098/thry_21_0439
- Ожиганова Г.В. Ценностно-смысловые составляющие морального компонента духовных способностей: исследование взаимосвязи на выборке российской студенческой молодежи // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2021. Том 18. № 4. С. 854—874. DOI:10.22363/2313-1683-2021-18-4-849-868
- Ожиганова Г.В. Морально-ценностный субкомпонент духовных способностей: исследование взаимосвязи духовно-нравственных качеств с позитивными и негативными свойствами личности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. № 3(43). С. 185—193. DOI:23951/2307-6127-2022-3-185-193
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М: Наука, 1972.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от внешнего и внутреннего // Психологический журнал. 1995. Том 16. № 2. С. 15—26.
- Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
- Ясин М.И. Методика измерения альтруистических установок // Психологический журнал. Том 41. № 1. С. 77—85. DOI:10.31857/S020595920007898-3
- Atroszko P.A., Skrzypińska К., Balcerowska J.M. Is There a General Factor of Spiritual Intelligence? Factorial Validity of the Polish Adaptation of Spiritual Intelligence Self-Report Inventory // Journal of Religion and Health. 2021. Vol. 60. № Р. 3591—3605.
- Bagherpur M., Abdollahzadeh H., Rad M.E., Kolagar M. Effectiveness of spirituality-based problem solving on moral responsibility, and spiritual education of students // International Journal of Children's Spirituality. 2022. Vol. 27. № 1. Р. 10—22. DOI:10.1080/1364436X.2021.1982679
- Dacka M., Rydz E. Personality Traits and the Spiritual and Moral Intelligence of Early Adulthood in Poland: Research Reports // Religions. 2023. Vol. 14.№ 1(78). DOI:3390/rel14010078
- Kerby D.S. The Simple Difference Formula: An Approach to Teaching Nonparametric Correlation // Comprehensive Psychology. 2014. Vol. 3. Р. 2165—2228. DOI:10.2466/11.IT.3.1
- King D.B. Rethinking Claims of Spiritual Intelligence: A Definition, Model, and Measure. Trent University, Peterborough, Master’s thesis, 2008.
- King D.B., DeCicco T.L.A viable model and self-report measure of spiritual intelligence // International Journal of Transpersonal Studies. 2009. Vol. 28. № 1. P. 68—85.
- Madalaimuthu A., Kadhiravan S. Influence of Spiritual Intelligence on Personality Factors Among College Students // International Journal of Education and Psychological Research. 2016. Vol. 5. № 2. Р. 75—77.
- Navarro D.J., Foxcroft D.R. Learning statistics with jamovi: a tutorial for psychology students and other beginners (Version 0.75). DOI:10.24384/hgc3-7p15. URL: https://www.learnstatswithjamovi.com/ (дата обращения: 28.05.2023).
- Ramezanzadeh S., Moslehamirdehi H. Explain the relationship between moral intelligence, spiritual intelligence and psychological resilience in students: The role of mediating spiritual intelligence // SurvayIn Teaching Humanities. 2020. Vol. 6. № 21. Р. 29—38.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 824
В прошлом месяце: 72
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 390
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 9