Психологический климат в школе: к вопросу о структуре понятия

2425

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению структуры понятия школьного климата. Традиционно выделяемые составляющие школьного климата – структура и культура – дополняются центральным для области безопасности уровнем индивида, который фактически занимает доминирующую позицию в оценке и коррекции школьного климата. Обсуждается необходимость разработки сбалансированной модели школьного климата, учитывающего в равной степени три составляющие: структурную, культурную и индивидуальную.

Общая информация

Ключевые слова: школьный климат, школьная структура, школьная культура

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Федунина Н.Ю. Психологический климат в школе: к вопросу о структуре понятия [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 1. С. 117–124. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n1/69066 (дата обращения: 02.12.2023)

Литература

  1. Astor R.A., Benbenishty R., Estrada J.N. School Violence and Theoretically Atypical Schools: The Principal's Centrality in Orchestrating Safe Schools // American Education Research Journal. 2009. Vol. 46, № 2. P. 423–461.
  2. Astor R.A., Guerra N., Van Acker R. How Can We Improve School Safety Research? // Educational researcher. 2010. Vol. 39, № 1. P. 69–78.
  3. Boulter L. Family-school connection and school violence prevention // The Negro educational review. 2004. Vol. 55, № 1, January. P. 27–40.
  4. Carra C. Pour une approche contextuelle de la violence [Electronic resource]: Le rôle du climat d'école // International Journal on Violence and School. 2009. Vol.°8, April. URL: http://www.cndp.fr/tenue-de-classe/fileadmin/user_upload/PDF/international/ijvs/ijvs8.pdf (Accessed: 15.01.2014).
  5. Carra C., Sicot F. Perturbations et violences à l'école // Déviance et société. 1996. Vol. 20, № 1. P. 85–97.
  6. Fox J.A., Burstein H. Violence and security on campus: From preschool through college Santa Barbara, California: Praeger, 2010. 374 p.
  7. Furlong M., Morrison G. The school in school violence: definitions and facts // Journal of Emotional & Behavioral Disorders. 2000. Vol. 8, № 2, Summer. P. 71–82.
  8. Gottfredson G. The Effective school: User’s manual. Maryland: University of Maryland, 2011. 113 р.
  9. Leinhardt A.M.C., Willert H.J. Involving Stakeholders in Resolving School Violence // NASSP Bulletin. 2002. Vol. 86, № 631. P. 32–43. 
  10. Moreno J.M., Debarbieux E., Mancel C. Le côté sombre de l'école: Politique et recherche sur le comportement anti-social dans les écoles espagnoles // Revue française de pédagogie. 1998. Vol. 123. P. 63–71.
  11. Mulvey E.P., Cauffman E. The Inherent Limits of Predicting School Violence // American Psychologist. 2001. Vol. 56, № 10, October. P. 797–802.
  12. Neal A., Griffin M.A. Safety Climate and Safety Behaviour // Australian Journal of Management. 2002. Vol. 27. P. 67–76.
  13. Peterson R.L., Skiba R. Creating school climates that prevent school violence // Preventing school failure. 2000. Spring. P. 122–129.
  14. Réflexions phénoménologiques sur le sens de la violence scolaire au Chili [Electronic resource] / Blaya C., Debarbieux E., Flores L.M., Zeron A.M. // International Journal on Violence and School. 2009. №8, April. URL: http://www.ijvs.org/files/Revue-08/03.-Blaya-Ijvs-8.pdf (Accessed: 15.01.2014).
  15. School Climate: Historical Review, Instrument Development, and School Assessment / Zullig K.J., Koopman T.M., Patton J.M., Ubbes V.A. // Journal of Psychoeducational Assessment. 2010. Vol. 28. P. 139–152.
  16. School Climate: Research, Policy, Teacher Education and Practice / Cohen J., McCabe L., Michelli N.M., Pickeral T. // Teachers College Record, 2009. Vol. 111, №1. P. 180–213.
  17. Testanière J. Chahut traditionnel et chahut anomique dans l'enseignement du second degré // Revue française de sociologie. 1967. Vol. 8. P. 17–33.
  18. Testanière J. Crise scolaire et révolte lycéenne // Revue française de sociologie. 1972. Vol. 13. P. 3–34.
  19. Threat Assessment in Schools: A Guide to Managing Threatening Situations and to Creating Safe School Climates / Fein R., Vossekuil B., Pollack W., Borum R., Modzeleski W., Reddy M., U.S. Department of Education,  Washington, D.C.: National Threat Assessment Center, 2002. 95 p.
  20. van Zanten A. Le quartier ou l'école? Déviance et sociabilité adolescente dans un collège de banlieue // Déviance et société. 2000. Vol. 24, № 4. P. 377–401.
  21. Vienne Ph. Comprendre les violences à l’école. Deuxième édition revue et actualisée. Bruxelles: de Boeck, 2008. 225 p. («Pratiques pédagogiques»).
  22. Welsh W.N. The Effects of School Climate on School Disorder // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2000. Vol. 567, №1, January. P. 88–107.

Информация об авторах

Федунина Наталия Юрьевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр экстренной психологической помощи Московского государственного психологического университета, психолог, Центр спортивных технологий (ГКУ «ЦСТиСК Москомспорта»), Москва, Россия, e-mail: natalia_fedunina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3595
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2425
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0