Проблема риска и безопасности игровой среды в зарубежной психологии

1093

Аннотация

В статье представлен новый подход к исследованию безопасности игровой среды, характерный для современной зарубежной психологии и педагогики. Согласно этому подходу разумный риск рассматривается как необходимое условие психического развития и как предмет психолого-педагогического анализа. В статье рассмотрены некоторые наиболее актуальные вопросы, связанные с проблемами риска и безопасности игровой среды. Показано различие понятий риска и опасности. Рассматривается специфика рискованной игры. Приводятся исследования поведения детей на игровых площадках, связанные с риском и подходы к разработке методов оценки риска в игровой среде.

Общая информация

Ключевые слова: риски , опасность, игровая среда, рисковая игра, индивидуальные особенности , оценка рисков

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050102

Для цитаты: Шеина Е.Г., Соколова М.В. Проблема риска и безопасности игровой среды в зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 1. С. 16–23. DOI: 10.17759/jmfp.2016050102

Литература

  1. Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. М.: Издательство ОГИ. 2007. 304 с.
  2. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5–10. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2013/n1/58592.shtml (дата обращения: 15.01.2016).
  3. Смирнова Е.О. Типология игры в зарубежной и отечественной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 4. С. 5–17. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2014/n4/75350.shtml (дата обращения: 16.03.2016).
  4. Соколова М.В., Шеина Е.Г., Котляр (Корепанова) И.А. [Важность принятия риска: отчет о XIV междисциплинарной научно-практической конференции] // Вопросы психологии. 2015. № 6. С. 161–162.
  5. Affordances in a simple playscape: Are children attracted to challenging affordances? / Prieske B. [et al.] // Journal of Environmental Psychology. 2015. Vol. 41. P. 101–111. doi: 10.1016/j.jenvp.2014.11.011.
  6. Apter M.J. Danger: Our quest for excitement. Oxford: Oneworld. 2007. 239 p.
  7. Ball D., Gill T., Spiegal B. Managing Risk in Play Provision [Электронный ресурс]: Implementation guide // Play Safety Forum. London: Play England. 2008. 120 p. URL: https://playsafetyforum.files.wordpress.com/2015/03/managing-risk-in-play-provision.pdf (дата обращения 15.01.2016).
  8. Ball D.J., Ball-King L.N. Public Safety and Risk Assessment: Improving decision making. London and New York: EARTHSCAN/Routledge. 2011. 224 p.
  9. Bourke T., Sargisson R. A behavioral investigation of preference in a newly designed New Zealand playground // American Journal of Play. 2014. Vol. 6. № 3. P. 370–391.
  10. Children’s play and leisure – promoting a balanced approach [Электронный ресурс] // Health and Safety Executive. 2012. 3 p. URL: http://www.hse.gov.uk/entertainment/childrens-play-july-2012.pdf (дата обращения  15.01.2016).
  11. Christensen P., Mikkelsen M.R. Jumping off and being careful: children's strategies of risk management in everyday life // Sociology of Health and Illness. 2008. Vol. 30. № 1. P. 112–130. doi: 10.1111/j.1467-9566.2007.01046.x.
  12. Hughes B. Play Types: Speculations and Possibilities. London: London Centre for Playwork Education and Training, 2006. 140 p.
  13. Jongeneel D., Withagen R., Zaal F.T.J.M. Do children create standardized playgrounds? A study on the gap-crossing affordances of jumping stones // Journal of Environmental Psychology. 2015. Vol. 44. P. 45–52. doi:10.1016/j.jenvp.2015.09.003.
  14. Little H., Eager D. Risk, challenge and safety: implications for play quality and playground design // European Early Childhood Education Research Journal. 2010. Vol. 18. № 4. P. 497–513. doi: 10.1080/1350293X.2010.525949
  15. Mitchell, R., Cavanagh M., and Eager D. Not all risk is bad, playgrounds as a learning environment for children // International Journal of Injury Control and Safety Promotion. 2006. Vol. 13. № 2. P. 122–126.
  16. Risk management policy for play services [Электронный ресурс] / Wrexham County Borough Council // Wrexham. 2013. 8 p. URL: http://www.wrexham.gov.uk/assets/pdfs/play/risk_management_policy_for_play_services.pdf (дата обращения  15.01.2016).
  17. Sandseter E.B.H. Categorising risky play – how can we identify risk taking in children's play? // European Early Childhood Education Research Journal. 2007. Vol. 15. № 2. P. 237–252. doi:10.1080/13502930701321733
  18. Sandseter E.B.H., Kennair L.E.O. Children's risky play from an evolutionary perspective: the anti-phobic effects of thrilling experiences // Evolutionary Psychology. 2011. Vol. 9. № 2. P. 257–284. doi: 10.1177/147470491100900212
  19. Sandseter E.В.H. Characteristics of risky play // Journal of Adventure Education and Outdoor Learning. 2009. Vol. 9. № 1. P. 3–21.
  20. Ten Ways to Restrict Children's Freedom to Play: The Problem of Surplus Safety / Wyver Sh. [et al.] // Contemporary Issues in Early Childhood. 2010. Vol. 11. № 3. P. 263–277. doi: 10.2304/ciec.2010.11.3.263

Информация об авторах

Шеина Елена Георгиевна, преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3723-812X, e-mail: leshgp@gmail.com

Соколова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, старший научный сотрудник, Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, методист, Центр игры и игрушки ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sokolovamw@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2670
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1093
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3