Зарубежные исследования феномена эгоцентризма и социально-политических установок детей и подростков в современном социуме

1019

Аннотация

Статья посвящена анализу зарубежных публикаций, в которых рассматривается феномен подросткового эгоцентризма и социально-политических установок современных подростков. Статья состоит из двух частей. В первой части представлен обзор исследований подросткового эгоцентризма в ситуации школьного обучения, в нравственном развитии личности; отмечено отсутствие гендерные различий в проявлениях эгоцентризма у обследованных подростков (США, ЮАР). Эгоцентризм рассмотрен как альтернатива теории децентрации по Дж.Миду. Во второй части статьи по материалам зарубежных публикаций дан обзор политических интересов подрастающего поколения; представлены исследования вовлеченности подростков в общественную жизнь и их политическая идентичность. Рецензируемые статьи зарубежных авторов опубликованы в 2010–2015 годах

Общая информация

Ключевые слова: эгоцентризм, подростки, воображаемая аудитория, личный миф, политическая идентичность, моральная идентичность

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050206

Для цитаты: Поляков П.В. Зарубежные исследования феномена эгоцентризма и социально-политических установок детей и подростков в современном социуме [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 51–54. DOI: 10.17759/jmfp.2016050206

Полный текст


Поляков П.В., студент факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, polyakovpetr@mail.ru

Статья посвящена анализу зарубежных публикаций, в которых рассматривается феномен подросткового эгоцентризма и социально-политических установок современных подростков. Статья состоит из двух частей. В первой части представлен обзор исследований подросткового эгоцентризма в ситуации школьного обучения, в нравственном развитии личности; отмечено отсутствие гендерные различий в проявлениях эгоцентризма у обследованных подростков (США, ЮАР). Эгоцентризм рассмотрен как альтернатива теории децентрации по Дж. Миду. Во второй части статьи по материалам зарубежных публикаций дан обзор политических интересов подрастающего поколения; представлены исследования вовлеченности подростков в общественную жизнь и их политическая идентичность. Рецензируемые статьи зарубежных авторов опубликованы в 2010-2015 годах.

 

Феномен эгоцентризма, открытый в ХХ веке Ж. Пиаже, изучался в России Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, Л.Ф. Обуховой, А.В. Фокиной, Т.В. Рябовой, Т.И. Пашуковой и др., за рубежом - англоязычными учеными М. Дональдсон, Д. Элкиндом, Р. Энрайтом и многими другими. Проблема социально-политических установок и, в частности, политических интересов современных подростков, не столь широко освещена в нашей стране, исключение составляют работы В.С. Собкина [1]. Зарубежные ученые успешно работают в этой области и публикуют свои исследования в ведущих журналах.

Дж. Бестер (G. Bester) из ЮАР, в статье «Adolescent egocentrism in a learning context» («Подростковый эгоцентризм в контексте обучения») проанализировал следующую проблему: может ли эгоцентризм зависеть от ситуации, в которой находится подросток? Автор работал со школьниками с 8-го по 12-й классы. В исследовании было поставлено три задачи:

1)   установить связь проявлений эгоцентричного поведения учеников с их школьной успеваемостью и достижениями;

2)   определить, существуют ли гендерные различия в эгоцентрическом поведении учащихся;

3)   выяснить, существуют ли различия в эгоцентрическом поведении между учениками разных годов обучения, от восьмого класса до окончания школы.

В исследовании Дж. Бестер использовал хорошо известный опросник Энрайта, который позволил выявить и измерить такие характеристики личностного эгоцентризма, как «воображаемая аудитория», «личный миф» и «сфокусированность на себе». Было показано, что эгоцентрическое поведение существенно влияет на отношение к школьным успехам и достижениям. Установлено, что уровень эгоцентризма в старших классах значительно выше, чем в младших. По мнению автора, эгоцентризм вряд ли резко уменьшится при поступлении выпускника школы в высшее учебное заведение. Автор рекомендует продолжить анализ динамики эгоцентризма у студентов институтов и университетов. Гендерных различий в проявлениях эгоцентризма выявлено не было. В дополнение к уже изученным в литературе характеристикам эгоцентризма («воображаемая аудитория» и «личный миф») автор предложил использовать термин «переоценка собственной ответственности» [2, с. 394]. Данный термин органично вписывается в контекст обучения, так как обозначает тенденцию подростка считать свои собственные обязанности и выполняемую им работу более значимой, чем работу других.

В статье американских ученых Дж. Мартина (J. Martin) и Б. Сокола (B. Sokol) под названием «Generalized others and imaginary audiences: A neo- Meadian approach to adolescent egocentrism» («Обобщенные другие и воображаемая аудитория: нео- мидовский подход в изучении подросткового эгоцентризма») сделана попытка по-новому взглянуть на эгоцентрические феномены. Их, по мнению авторов,следует интерпретировать не с точки зрения мыслительной дисфункции, а с точки зрения попытки подростка приспособиться и скоординировать свои представления об усложняющихся межличностных отношениях и социокультурных условиях. Для раскрытия данной проблемы используется оригинальный подход Джорджа Мида, базирующийся на идее развития психики, индивидуальности и психологической жизни через взаимодействие детей и подростков с другими людьми [6, с. 369]. В данном подходе авторы указывают на то, что феномен «воображаемая аудитория» стимулирует формирование образа «обобщенного другого» для скорейшего усвоения подростком перспектив будущего окружающего мира и отношений в нем. Эта особенность позволяет интерпретировать нео-мидовский подход как альтернативу теории децентрации.

Данное видение проблемы подросткового эгоцентризма отличается гуманистической направленностью и новизной, так как в большинстве отечественных и зарубежных исследований феномен эгоцентризма рассматривается в контексте преодоления сложностей, возникающих в результате воспитания и умственного развития.

Критический взгляд на теорию Джона Гиббса (J. Gibbs) об эгоцентризме в нравственном развитии излагается в статье Дж. Бум (J. Boom) «Egocentrism in moral development: Gibbs, Piaget, Kohlberg» («Эгоцентризм в нравственном развитии: Гиббс, Пиаже, Колберг»). Реконструируя теорию Дж. Гиббса, его использование идей Ж. Пиаже и Б. Инельдер, автор обнаруживает некоторые проблемные точки, на которые он обращает внимание. Исходя из предположения, что теория Дж. Гиббса развивает идеи Л. Колберга о моральном развитии в онтогенезе личности, автор статьи указывает на ряд противоречий. Дж. Гиббсу не удалось использовать потенциал теории Пиаже в полном объеме, т.к. он не учел того, что преодоление эгоцентризма является важным этапом на всех стадиях развития интеллекта от сенсомоторного периода до периода формального мышления [8]. Дж. Бум соглашается с Гиббсом в том, что в нравственном развитии все люди связаны между собой. Корни этой связи кроются в том, что человек просто не может актуализоваться и развиваться в изоляции, вне общества, (согласно Хабермасу и Миду). Поэтому, автор полагает, что Гиббсу следует более строго придерживаться линии аргументов Ж. Пиаже для создания более логичной точки зрения относительно морально-нравственного развития.

Вторая часть статьи содержит обзор работ ученых из Португалии и США, посвященных проблеме вовле­ченности детей и подростков в гражданскую и политическую жизнь общества.

Цель португальских ученых-исследователей Терезы Сильва Диаз (Teresa Silva Dias) и Изабеллы Менезис (Isabel Menezis) - понять развитие политической мысли и, в частности, как дети постигают понятие гражданства и вовлекаются в общественную жизнь.

В статье «Children and adolescents as political actors: Collective visions of politics and citizenship» («Дети и подростки как политические деятели: коллективное видение политики и гражданства») отмечается, что с точки зрения детей и подростков, политической моделью общества должна быть демократия. Для понимания механизмов развития политической мысли у молодого поколения авторы использовали два подхода. Первый подход опирается на концепцию Пиаже о когнитивном развитии человека, которая позволяет предположить, что развитие политических представлений, политической идентичности и предпочтений зависит от стадии развития интеллекта [7]. Второй подход опирается на понимание гражданства как инструмента для формирования политической идентичности и вовле­ченности в общественную жизнь.

Их интересует вопрос: когда именно происходит зарождение политических представлений и понятия гражданства? Для исследования был выбран метод групповых дискуссий, основанный на методике Адельсон (Adelson). Перед группой участников в форме рассказа ставилась проблемная ситуация Испытуемые попадают на необитаемый остров, с минимумом условий для выживания. На острове находится тысяча человек различных национальностей. Задача состояла в том, чтобы решить, как они будут жить и выживать в данных условиях. Участниками данного исследования были 97 детей, в возрасте от пяти до четырнадцати лет. Это позволяло выявить и проанализировать процесс формирования политических представлений и понятия гражданства у детей разных возрастов - от дошкольного до подросткового [4, с. 256]. Исследование позволяет раскрыть процесс развития политической мысли, который начинается еще до школьного обучения. Оно также показывает, что эволюция понятия гражданства и вовлеченности в общественную жизнь происходит параллельно. Широко использовавшийся метод обсуждения в фокус-группах показал, что даже пятилетние дети способны к самоорганизации на уровне демократического сообщества, соответственно своему пониманию жизни. С возрастом это понимание становится структурированным, широким и более сложным, отражая как интеллектуальное, так и политическое развитие человека. Благодаря методике Адельсон, авторы пришли к следующему выводу - активное участие в диалогах, диспутах, спорах, участие в обсуждении проблемных ситуаций может быть гораздо более эффективным, чем просто лекции на тему гражданства, политики и демократии.

Американский психолог Портер Тенель Дж. (Porter Tenelle J.) в статье «Moral and political identity and civic involvement in adolescents» («Моральная и политическая идентичность и гражданская вовлеченность подростков») рассмотрела различные подходы к пониманию моральной (нравственной) и политической идентичности. Изучалось понятие гражданской деятельности (civic action) в различных областях жизни подростков. Автор анализировала волонтерство, политические протесты и акции. В процессе изучения моральной и политической идентичности, было отмечено, что молодые люди могут относиться к политике критически. В качестве примера приводился опрос, проведенный американским ученым (Walker, 2000), в котором он попросил своих учеников описать политику такой, какой они ее видят. Ученики описывали ее как «грязную, коррумпированную, нечестную, медленную, продажную» [9, с. 242], в то время как общественная (волонтерская) работа описывалась как «альтруистичная, великодушная, помогающая, самоотверженная». Учитывая этот факт, можно предположить, что нравственная идентичность по-разному будет влиять на вовлеченность в политическую и неполитическую деятельность. В исследовании Тенель Дж. Портер искала ответы на следующие вопросы:

    каковы отношения между нравственной и политической идентичностью подростков и их гражданской деятельностью в целом?

    каковы отношения между нравственной и политической идентичностью у подростков и их политической и неполитической деятельностью.

По результатам исследования можно судить, что подростки сильнее вовлечены в сферу волонтерской, чем в сферу политической деятельности. Моральная и политическая идентичность оказывает положительное влияние на общий уровень вовлеченности в общественную жизнь. Политическая идентичность (отождествление себя с политической группой и лидером, принятие их убеждений и идеологии) положительно связана с уровнем политической вовлеченности, но с неполитической деятельностью она практически не связана. Моральная идентичность (убеждения и ценности, важные для каждого конкретного индивида) положительно связана со сферой профессиональной деятельности и экспрессивным политическим вовлечением, но отрицательно соотносится с традиционной политической ориентацией. Под экспрессивным политическим вовлечением имеется в виду политическая агитация, использующая личные мотивы и убеждения людей для их привлечения на сторону определенного политического деятеля или партии.

Подводя итоги, можно сделать несколько выводов:

    В зарубежной психологии исследования эгоцентрических феноменов становятся все более практико­ориентированными.

    В современной науке возникают новые теории и концепции исследования и понимания эгоцентрических феноменов.

    Как показывают исследования, область социально-политических установок подрастающего поколения представляет собой не менее значимую проблему для развития социально-зрелой личности в быстро меняющейся мировой социально-политической обстановке.

 

Литература

  1. Собкин B. C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 318 с.
  2. Bester G. Adolescent egocentrism in a learning context // Africa Education Review. 2013. Vol. 10. № 3. P. 393-409. doi: 10.1080/18146627.2013.853537
  3. Boom J. Egocentrism in moral development: Gibbs, Piaget, Kohlberg: Cognitive Robotics and Reevaluation of Piaget Concept of Egocentrism / Jane Boom // New Ideas in Psychology. 2011. Vol. 29. № 3. P. 355-363. doi:10.1016/j.newideapsych.2010.03.007
  4. Dias T., Menezes I. Children and adolescents as political actors: Collective visions of politics and citizenship [Электронный ресурс]: Highlighting Diversity and Intercultural Issues // Journal of Moral Education. 2014. Vol. 43. № 3. P. 250-268. doi: 10.1080/03057240.2014.918875
  5. Inhelder B., Piaget J. The growth of logical thinking from childhood to adolescence. New York: Basic Books, 1958. 378 p.
  6. Martin J., Sokol B. Generalized others and imaginary audiences: A neo-Meadian approach to adolescent egocentrism: Cognitive Robotics and Reevaluation of Piaget Concept of Egocentrism / J. Martin, B. Sokol // New Ideas in Psychology. 2011. Vol. 29. № 3. P. 364–375. doi: 10.1016/j.newideapsych.2010.03.006
  7. Piaget J. The equilibration of cognitive structures: The central problem of intellectual development. Chicago: University of Chicago Press, 1985. 160 p.
  8. Piaget J. Etudes sociologiques. Geneve: Librairie Droz, 1965. 202 p.
  9. Porter Tenelle J. Moral and political identity and civic involvement in adolescents // Journal of Moral Education. 2013. Vol. 42. № 2. P. 239-255. doi:10.1080/03057240.2012.761133

Информация об авторах

Поляков Петр Вячеславович, Студент, кафедра возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: polyakovpetr@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2318
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1019
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1