Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения

4780

Аннотация

В статье представлены описания методик исследования повседневности современных подростков, одновременно фиксирующих события происходящие в реальном и виртуальном пространстве: «Дневник онлайн и оффлайн» и «15 минут». Данные пилотных исследований показали, что присутствие подростка онлайн в основном связано с общением в социальных сетях. Обнаружен факт конвергенции он- и оффлайн пространств взросления, их неразделимость самими респондентами. Благодаря активному использованию социальных сетей, современный подросток одновременно находится в разных социальных средах. Постоянная проверка новостей и сообщений в соцсетях является новым, свойственным подростковой повседневности, ритуалом. Так называемые «красные зоны», когда подросток по своему желанию отказывается от возможности «ухода» в параллельную реальность, связаны со значимыми событиями повседневности, в то время как ощущение скуки ведет к компенсации посредством «перемещения» в виртуальное пространство

Общая информация

Ключевые слова: современное детство, подростковый возраст, интернет, социальная сеть, социальные медиа, мобильные технологии, дневник

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050207

Для цитаты: Королева Д.О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 55–61. DOI: 10.17759/jmfp.2016050207

Литература

  1. Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Постановка проблемы: девиантное поведение подростков, социальная ситуация и Интернет [Электронный ресурс] // Юридическая психология. 2013. № 1. С. 18–24. URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/30/1283395448/Kondrashkin_Hlomov_9-03pp102-113.pdf (дата обращения: 03.06.2016).
  2. Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224. doi: 10.17323/1814-9545-2016-1-205-224
  3. Павлов C.В. Досуговые практики городских подростков в современной России [Электронный ресурс] // Диссертационное исследование ВАК 22.00.06. Москва, 2013. 30 p. URL: http://emsu.ru/face/dissert/avtoreferat_pavlovsv.pdf (дата обращения: 03.06.2016).
  4. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР / Е.В. Аржаных [и др.]. Москва, 2014. 107 с.
  5. Цымбаленко С.Б. Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства [Электронный ресурс]: Результаты социологического исследования. // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. URL: http://mic.org.ru/4-nomer-2012/162-vliyanie-interneta-na-rossijskikhpodrostkovi-yunoshestvo-v-kontekste-razvitiya-rossijskogo-informatsionnogo-prostranstva  (дата обращения: 06/06/2016).
  6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под редакцией Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. С. 66–86.  URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-0661.htm (дата обращения: 03.06.2016).
  7. Aarsand P.A. Around the screen: Computer activities in children’s everyday lives [Электронный ресурс] // Digitala Vetenskapliga Arkivet. Linköping: The Department of Child Studies; Linköping University, 2007. 76 p. URL: http://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:23606/FULLTEXT01.pdf  (дата обращения: 03.06.2016).
  8. Berne E. Games people play: the psychology of human relationships. New York: Grove Press, 1964. 216 p. Publ. for the San Francisco Social Psychiatry Seminars.
  9. Boyd D. It's complicated: The social lives of networked teens. Нью-Хейвен, CT, USA: Yale University Press, 2014. 296 p/
  10. Bronfenbrenner U., Condry Jr.J.C. Two worlds of childhood: US and USSR. New York: Russell Sage Foundation 1970. 190 p.
  11. Feldon D. F., Kafai Y. B. Mixed methods for mixed reality: understanding users’ avatar activities in virtual worlds [Электронный ресурс] // Educational Technology Research and Development. 2008. Т. 56. № 5–6. С. 575-593. URL: http://link.springer.com/article/10.1007/s11423-007-9081-2 (дата обращения: 03.06.2016).
  12. Goffman E. Forms of talk. Philadelphia, Pa: University of Pennsylvania Press, 1981. 115 p.
  13. Leander K.M., McKim K.K. Tracing the everyday 'sitings' of adolescents on the internet: A strategic adaptation of ethnography across online and offline spaces [Электронный ресурс] // Education, Communication & Information. 2003. Т. 3. № 2. P. 211–240. doi:10.1080/14636310303140

Информация об авторах

Королева Диана Олеговна, Аналитик, Центр «Исследования современного детства», Москва, Россия, e-mail: koroleva_dia@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5144
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 4780
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0