Введение

316

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060400

Для цитаты: Солдатова Г.У., Холмогорова А.Б. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 5–6. DOI: 10.17759/jmfp.2017060400

Полный текст

Обращение нашего журнала к проблемам киберп­сихологии в современном обществе не случайно. Беспрецедентная скорость развития рынка информационных технологий и внедрения этих технологий в жизнь каждого человека безусловно требуют роста возможностей трансформации образовательной среды. Однако трансформация психологических ресурсов и познавательных возможностей не может происходить с той же скоростью, с которой происходят изменения в сфере цифровых технологий. Образующаяся «вилка» указывает на ключевое значение психолого-педагогического научного и практического знания для освоения глобального информационного пространства и управления им, для создания качественно новых стратегий образовательной практики, бережного развития и использования когнитивных ресурсов и формирования защитных ресурсов жизнестойкости у обучающихся в насыщенной информационной среде.

Следует признать, что современное поколение, с детства погруженное в среду интернета, находится в принципиально новой социальной ситуации развития. Меняются процессы коммуникации, получения информации, научения, присвоения культурного опыта. У воспитателей, педагогов, родителей возникает множество вопросов к специалистам-психологам относительно возрастной специфики взаимодействия с интернетом — когда, в какой форме, как регулировать время и контролировать поведение ребенка в интернете, не приведет ли неуклонный рост времени пребывания в интернете к искажениям развития. У специалистов же нет пока научно обоснованных и однозначных ответов на многие из этих вопросов. Более того, нередко результаты исследований противоречат друг другу и ставят все новые и новые вопросы. Закономерно, что вопросами киберп­сихологии, включая цифровую социализацию и кибербезопасность, научная мировая школа занимается все шире — среднестатистический ежегодный объем публикаций по этой теме за последние 10 лет возрос более чем в семь раз.

Киберпсихология, или «психология Интернета», представляет собой инновационное направление психологических исследований деятельности человека, осуществляемой посредством применения компьютеров, мобильных средств связи и Интернета. Пространство это объединяет методологию, теорию и практику взаимодействия людей с цифровыми технологиями. Киберпсихология тесно связана с теорией медиа, информатикой, коммуникативистикой, другими научными дисциплинами. Из отраслей психологии она стоит близко к медиапсихологии. Представляется, что перечисленные отраслевые аспекты смыкаются с аспектами образования и подготовки кадров для новых специальностей, а значит, с аспектами психолого­педагогической практики и психологии образовательного процесса в новом его качестве.

Так, например, внедрение цифровых технологий во все сферы человеческой деятельности сопровождается исследованиями по киберпсихологии во всех направлениях психологической науки; их отличительная особенность — комплексный и межотраслевой характер.

В рамках возрастной психологии сегодня изучаются такие «компьютерно-психологические» проблемы, как онлайн-риски, особенности цифровой социализации, ранняя одаренность и возрастная специфика в использовании инфокоммуникационных технологий и др.

Социальные психологи исследуют опосредованные онлайн-пространством коммуникации и групповое взаимодействие. В парадигме клинической психологии могут рассматриваться проблемы Интернет- и игровой аддикции, нарушений развития коммуникативных и социальных навыков, кибербуллинга, суицидальных рисков, заострения дезадаптивных личностных черт, связанного с активным использованием Сети. С другой стороны, растет число ресурсов интернета, предназначенных для общения и поддержки людей с проблемами психического здоровья, что расширяет возможности получения помощи нуждающимися и остро ставит вопросы о наиболее оптимальных путях использования интернета в этих целях. На фоне стремительно меняющейся среды социального взаимодействия в эпоху информационного общества возникают новые междисциплинарные направления, такие, например, как социальная клиническая психология.

Организационная психология исследует трансформацию и возникновение новых форм трудовой занятости и организационного поведения в условиях цифрового мира. Групповое и индивидуальное обучение с помощью компьютеров, набирающее популярность дистанционное обучение и игровые программы становятся предметом исследования в педагогической психологии.

В рамках дифференциальной психологии сопоставляются личностные типы в условиях непосредственного и опосредствованного Интернетом общения. Когнитивные психологи изучают влияние ИКТ на развитие высших психических функций, особенности восприятия информационных блоков Сети, распределение объемов внимания, оперирование «внешней» памятью, медиа-многозадачность. В русле психологии общения и психолингвистики исследуются такие феномены, как синхронное и асинхронное общение, общение в форме полилога, речевые особенности онлайн-коммуникации. В рамках психологии личности разрабатываются феномены цифровой личности, конструирования идентичности и самопрезентации личности в цифровом пространстве, культурные онлайн-практики. Этот ряд можно продолжать. Следует иметь в виду, что в рамках киберпсихологии такое внутридисциплинарное деление является в некоторой степени условным в связи с интегративным характером этой области научного знания.

Данные исследований в каждой из перечисленных областей стремительно накапливаются и заслуживают специального освещения, поэтому, как нам представляется, этот номер можно считать началом серии выпусков, которые будут посвящены более специальным вопросам киберпсихологии.

В номере представлены обзоры по проблемам киберпсихологии, в том числе по проблемам исследования цифрового поколения детей и подростков.

Значение инфокоммуникационных технологий для познавательного поведения пользователей раскрывает А.Е. Войскунский. Автор сравнивает познавательную деятельность «до инфокоммуникационных технологий» и в настоящее время, уделяя внимание психологическому содержанию процесса работы с гипертек­стами в связи с методологией процессов поиска, чтения и понимания информации в цифровой среде.

В статье Т.В. Ермоловой c соавторами приведены доказательства того, что система образования на ее сегодняшнем уровне развития все еще не готова в полной мере использовать потенциал информационных технологий. Представляется чрезвычайно актуальной идея о том, что компьютерная грамотность учащихся имеет решающее значение для процесса управлении рисками, возникающими в системе образования при использовании информационных технологий.

Статья О.В. Кузнецовой и Н.И. Скрыльниковой посвящена сравнительному анализу направлений отечественных и зарубежных исследований в киберп­сихологии. Авторы приходят к заключению о том, что большинство исследовательских направлений в России и за рубежом связаны с изучением влияния компьютерных игр на различные аспекты жизни современных детей и подростков (интернет-зависимость, специфика общения в социальных сетях, особенности обучения, психотерапии и реабилитации в Интернете, конструирование новых форм идентичности, самопрезентация и самораскрытие в виртуальном пространстве, обусловленность поведения людей в Интернете их индивидуальными чертами и психическими состояниями, кибербуллинг). Указано на существенное отставание разработок в России по сравнению с зарубежными.

Зарубежные исследования, посвященные использованию «умных» компьютерных игр («Serious Games») в образовательной работе с детьми, рассматривают Е.Е. Клопотова и Т.Ю. Кузнецова. Авторы дифференцируют три основных группы игр такого типа: направленные на повышение физической активности детей, направленные на информирование ребенка по заданной теме и направленные на изменение поведения ребенка.

Б.Б. Айсмонтас и Н.В. Жукова приводят ряд работ с определенными параметрами типажа и социального поведения современных подростков: с одной стороны — развитие личности, самоидентификация, социализация, с другой — использование ими социальных сетей как коммуникационного пространства.

Статья Н.В. Богачевой и А.Е. Войскунского посвящена поиску связей характеристик креативности, в том числе ее негативных аспектов, и компьютерной игровой деятельности. Авторы подчеркивают, что положительные корреляции между креативностью и увлеченностью компьютерными играми развенчивают популярный миф об отрицательном влиянии игр на творческие и интеллектуальные способности пользователей.

В статье Г.У. Солдатовой и О.И. Теславской представлен обзор эмпирических исследований по проблеме увлеченности детей и подростков видеоиграми в качестве фактора, детерминирующего их академическую успеваемость и проблемы с вниманием. Авторы приходят к заключению, что единая точка зрения на оценку влияния увлеченности видеоиграми на когнитивное развитие, в первую очередь внимание, и академическую успеваемость учащихся отсутствует. Приводятся доказательства как в пользу негативного влияния гейминга на школьные оценки, так и его отсутствия, а также имеются данные о позитивном влиянии гейминга на данные показатели.

Информация об авторах

Солдатова Галина Уртанбековна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), заведующая кафедрой социальной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «МИП»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6690-7882, e-mail: soldatova.galina@gmail.com

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 752
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 316
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2