Введение
Понимание межличностной компетенции, социального взаимодействия, а также отношений со сверстниками у одаренных детей является предметом научной дискуссии среди специалистов в области одаренности [Davis G.A, 2014; Lubinski, 2016; Subotnik, 2011].
В исследованиях Фабес и др. [Fabes, 2009], Хартуп [Hartup, 2009], Ладд [Ladd, 2009] и Рубин [Rubin, 2009] показано, что взаимодействие со сверстниками благоприятно влияет на интеллектуальное и социальное развитие детей. Согласно Рубин [Rubin, 2006; Rubin, 2009], при взаимодействии со сверстниками у детей развивается большой набор умений и навыков, которые влияют на их адаптацию в будущем.
Сверстники являются сильными социальными «агентами», которые содействуют коллективному влиянию семьи, школы и внешней среды на социальное, эмоциональное и когнитивное состояние ребенка и подростка [Rubin, 2006; Rubin, 2009].
Социальный статус ребенка среди сверстников может оказывать сильное влияние на его социальное и эмоциональное развитие [Asher, 2009; Cillessen, 2009]. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что одаренные дети строят хорошие отношения со своими обычными сверстниками [Davis G.A, 2014; Robinson, 2008], особенно в начальной школе, способны демонстрировать сильные социальные навыки [Bain, 2004] и быть не более чувствительными в социальном аспекте, чем обычные сверстники [Bain, 2004; Robinson, 2008].
Тем не менее, как отмечает Дэвис и др. [Davis G.A, 2014], некоторые одаренных дети могут не вписаться в окружение и чувствовать свое отличие от других, что способствует их попаданию в зону риска в отношении социального и эмоционального развития, и предполагает дополнительную поддержку и помощь со стороны психологов и педагогов.
Когда одаренные дети игнорируются обычными сверстниками, первые могут испытывать нехватку социальных компетенций и трудности при создании и поддержке отношений с другими людьми, включая сверстников [Silverman, 2002].
Кроме того, нежелание общаться с одаренными детьми может обострить проблемы социально-эмоционального аспекта у последних и стать результатом снижения у них мотивации, самооценки, чувства собственного достоинства и значимости [Davis G.A, 2014; Asher, 2009].
Ранние исследования Л. Холлингворс, 1925 [Santoyo, 1996] и Л. Термана в 1924 [Lubinski, 2016]свидетельствуют о том, что степень одаренности может играть свою роль в том, насколько успешно одаренные дети взаимодействуют со своими обычными сверстниками — сверходаренным детям с IQ 170 [Santoyo, 1996] и 180 [Lubinski, 2016] сложнее выстраивать отношения с окружающими, чем одаренным детям с IQ ниже 170.
Причина отличия некоторых одаренных детей от своих обычных сверстников, объясняется по-разному.
Имеет место связь и с внутренним фактором — быстрым развитием высоких умственных способностей в сравнении с психосоциальным развитием [Robinson, 2008] — и с внешним, например, семейными условиями [Davis G.A, 2014].
Факт отличия одаренных детей от их обычных сверстников в ряде источников объясняется недостатком связи между интересами и способностями одаренного ребенка и интересами и способностями его сверстников, семьи и культурного окружения [1; 7;15; 17].
Образовательная среда
Окружение в образовательном контексте, а именно образовательная среда как один из факторов, влияющих на успешное развитие одаренного ребенка, также является неоднозначной темой.
Как гомогенная, так и гетерогенная образовательная среда имеют свои преимущества и недостатки, что следует из исследований Адамс-Баерс и др. [Adams-Byers, 2004], Колеман [Coleman, 2014], Нейхарт [Neihart, 2006].
В качестве преимуществ при обучении в гетерогенном коллективе отмечаются возможность взаимодействовать с разнообразной группой детей и более располагающая обстановка для одаренного ребенка, чтобы стать успешным среди группы сверстников, например, оказывая помощь менее сильным ученикам [Adams-Byers, 2004].
При этом недостаток внимания со стороны учителей, а также нехватка сложного материала в академическом контексте отмечаются самими одаренными детьми как минус обучения в гетерогенном классе [Adams-Byers, 2004].
В отношении обучения в гомогенном классе, несмотря на благоприятные условия, в связи с наличием более или менее одинаковых одаренных детей, имеет место и социальное расслоение, так как со временем кто-то оказывается более, а кто-то менее способным [Adams-Byers, 2004; Cadenas, 2017; Coleman, 2014; Davis G.A, 2014; Neihart, 2006].
Академическая среда не единственный аспект, который необходимо принимать во внимание, когда речь идет о социальных проблемах, возникающих у одаренных детей при взаимодействии с обычными сверстниками.
Разнообразная культурная среда может также привести к появлению социальных проблем, в особенности у одаренных детей, представляющих культурные или национальные меньшинства [Davis G.A, 2014; Neihart, 2006; Rubin, 2006; Rubin, 2009].
Дети часто предпочитают дружить со сверстниками той же расы или национальности в силу того, что дружба определяется уровнем сходных черт между потенциальными друзьями [Rubin, 2006; Rubin, 2009].
Социальный статус
Силлессен [Cillessen, 2009], Родригес и др. [Rodríguez, 2001] поясняют, что понимание социального статуса ребенка может помочь выявить его потенциальные потребности и проблемы.
Изучение степени популярности ребенка среди одноклассников может осуществляться путем социометрического исследования. Номинирование одноклассников при заполнении социометрического опросника всеми учащимися класса позволяет оценить социальные предпочтения каждого ученика [Cillessen, 2009; Rodríguez, 2001].
В случае если ребенок имеет большое количество выборов со стороны одноклассников в контексте нежелания выполнять с ним совместное задание или играть, он оказывается отчужденным и отверженным.
Такой результат может быть показателем того, что одаренный ребенок испытывает чувство одиночества в классе и имеет проблемы при социальном взаимодействии [Cillessen, 2009; Davis G.A, 2014; Rodríguez, 2001].
В рамках исследования социального статуса одаренного ребенка также определяется близость отношений с остальными учениками класса, что дает информацию о том, насколько успешен одаренный ребенок в установлении близких отношений.
Социальное взаимодействие
Согласно Сантово [Santoyo, 1996], понимание природы социального взаимодействия помогает в разработке необходимых вмешательств и оказании необходимой социальной поддержки. Распознать успешность социального взаимодействия можно путем проведения поведенческого анализа на основе трех функциональных механизмов социального взаимодействия: социальной эффективности, социального (ой) соответствия (согласованности) и социальной обоюдности (реверсивность) [Santoyo, 1996].
Социальная эффективность определяется, как способность получать реакцию со стороны социального партнера в ответ на инициированное взаимодействие в социальном контексте. Социальное (ая) соответствие (согласованность) — это способность реагировать на инициированное взаимодействие в социальном контексте. Наконец, социальная обоюдность — это способность к двустороннему (реверсивному) взаимодействию в равных пропорциях между социальными партнерами в социальном контексте [Santoyo, 1996].
Изучение социального взаимодействия с помощью поведенческого анализа имеет высокую значимость именно в школе, так как школа является той средой, в которой дети ведут себя естественно в силу того, что проводят в ней много времени. Школьный контекст предлагает разнообразные возможности для социализации и позволяет вести наблюдение за ребенком, занятым интерактивной деятельностью, такой как совместная работа или игра [Asher, 2009; Santoyo, 1996].
Наблюдение в школе позволяет определить социальную роль каждого ребенка и те способы, которые он использует для того, чтобы стать социально эффективными [Santoyo, 1996].
По мнению Розе-Краснор и др. [Rose-Krasnor, 2009] ребенок способен выражать свою социальную эффективность индивидуально: одному свойственно агрессивное поведение, так как оно помогает в достижении целей; другой предпочитает оставаться незамеченным, несмотря на то, что такое поведение может привести к низкому социальному статусу среди одноклассников.
Поведенческий анализ с учетом трех функциональных механизмов, описанных выше, применялся в исследовании в Испании и дал положительные результаты, позволив выявить ученика с наиболее неуспешным социальным взаимодействием [Cadenas, 2017; Eide, 2003; Lince: multiplatform sport, 2012; The R Project].
Из исследования Каденас и др. [Cadenas, 2017] следует, что после ряда вмешательств в академическом контексте и повторного поведенческого анализа испытуемый стал демонстрировать больше паттернов, подтверждающих как наличие социальной эффективности, так и социального(ой) соответствия (согласованности) при общении со сверстниками.
Результаты пилотного исследования социального взаимодействия одаренных детей в гетерогенной
образовательной среде
Проанализировав литературу в отношении образовательной среды, социального статуса и социального взаимодействия одаренных детей со сверстниками, была поставлена задача изучить статус одаренных детей (популярен/отчужден/обычный) при выполнении совместной работы/игры; выяснить, с одноклассниками какого статуса одаренные дети взаимодействуют в большей степени — популярными, отчужденными или обычными; какие отношения одаренные дети могут устанавливать с одноклассниками — близкие или далекие; с кем одаренные дети взаимодействуют больше — с другими одаренными или неодаренными детьми; определить способность к социальному взаимодействию одаренных детей на основании анализа поведенческих паттернов, свидетельствующих о нали- чии/отсутствии социальной эффективности и социального (ой) соответствия (согласованности). Социальная обоюдность (реверсивность) не изучалась в данном исследовании.
Ниже приведен пример пилотного исследования социального взаимодействия одаренных детей в гетерогенном классе в одной из международных школ Голландии, выполненного в 2016 г.
Участники
Восемь учеников начальной школы: 5 учеников 3-го класса (2 мальчика, 3 девочки 7 лет); 1 ученик 4-го класса (мальчик 8,5 лет); 2 ученицы 5-го класса (9 и 9,5 лет). Одаренность участников исследования выявлена специалистами школы до проведения исследования на основании следующих показателей: высокая академическая успеваемость, очень быстрые навыки чтения, уверенное формулирование своего мнения, развитое критическое мышление, опережающее развитие.
Инструмент
Для определения социального статуса было выбрано социомтероическое исследование по Родригесу и Морера [Rodríguez, 2001]. Для определения успешности взаимодействия одаренных детей со сверстниками — инструмент поведенческого анализа Instrument Observational Protocol for Interactions within the Classroom (OPINTEC-v.5) [Cadenas, 2017].
Результаты
Социометрический анализ
Пять учеников 3-го класса были популярны среди своих сверстников, оказавшись в верхней части рейтинга исходя из общего числа учащихся в классе, как при выполнении совместного задания, так и при совместной игре.
Один из учащихся 3-го класса стал наиболее популярным в рамках выполнения совместного задания, другой — наиболее популярен в рамках совместной игры.
Учащиеся 4-го и 5-го классов не были популярны среди своих сверстников, причем один и тот же ученик 5-го класса оказался наиболее отчужденным и в том, и в другом контексте.
Под выполнением совместного задания в исследовании подразумевалось любое задание, данное учителем в рамках того или иного учебного предмета. Совместная игра предполагала любое социальное взаимодействие вне урока. Результаты исследования подтверждают обе точки зрения — одаренные дети могут быть как популярны среди сверстников, так и непопулярны, при этом возможны случаи как наибольшей популярности, так и наибольшего отчуждения.
Что касается близости устанавливаемых отношений, принимая во внимание утверждение Сильверман [Silverman, 2002] и Виалли и др. [Vialle, 2005], что одаренные дети склонны устанавливать далекие отношения со своими сверстниками в силу слабых социальных компетенций и низкой самооценки, на рис. 1 и рис. 2 приведены примеры результатов нашего исследования.
На каждого испытуемого делались две индивидуальные социометрические репрезентации — выполнение совместного задания и совместная игра.
В целом, можно отметить, что участники исследования устанавливали близкие отношения со своими одноклассниками. Но если сравнить между собой одаренных детей 3-го и 5-го классов, то одаренные дети 3-го класса чаще устанавливали близкие отношения со своим одноклассниками, чем одаренные дети 5-го класса.
Таким образом, подтверждаются существующие точки зрения Байн и др. [Bain, 2004] и Робинзон [Robinson, 2008] о важности общения со сверстниками, особенно в начальное школе, что может выражаться в установлении близких отношений между ними и иметь благоприятное влияние на них: Фабес и др. [Fabes, 2009], Ладд [Ladd, 2009], Ли и др. [Lee, 2012], Рубин [Rubin, 2006; Rubin, 2009].
Поведенческий анализ
Поведенческий анализ одаренных детей нашего исследования при взаимодействии со сверстниками в своих классах выявил наличие только тех паттернов, которые свидетельствовали о наличии социальной эффективности и социального (ой) соответствия (согласованности). Тем не менее, номинальное наличие этих паттернов не может говорить об одинаковой успешности или неуспешности каждого одаренного ребенка при взаимодействии с одноклассниками. Необходимо сопоставление обнаруженного паттерна с результатами других исследований.
Например, паттерн 1, демонстрирующий наличие социальной эффективности у одаренного ребенка (FCSI) при взаимодействии с одноклассником (CA) во время выполнения задания (одаренный ребенок инициирует взаимодействие с одноклассником и одноклассник отвечает на это взаимодействие) (табл. 1), проявился у семи участников из восьми в рамках своих классов и даже у участника Y5-3, который стал наиболее отчужденным ребенком в классе как в рамках выполнения совместного задания, так и в рамках игры. Не было зафиксировано этого паттерна у участника Y3-15, хотя, по результатам социометрического анализа, этот участник занимает второе место по популярности в классе в рамках совместной игры и устанавливает очень близкие и близкие отношения со сверстниками, что говорит об обоюдном желании одноклассников и этого одаренного ребенка общаться между собой.

Рис. 1. Индивидуальная социометрическая репрезентация одаренного ученика Y3-1 во время совместного задания.
Y3-X — номер обычного одноклассника; Y3-X, g. — номер другого одаренного ученика; +4 — близкие отношения между одаренным учеником и одноклассником; 0 — отсутствие отношений между одаренным учеником и одноклассником; -4 — далекие отношения между одаренным учеником и одноклассником; HighNER — значительно высокое количество выборов, полученных от одноклассника, LowNER — значительно низкое количество выборов, полученных от одноклассника, HighNRR — значительно высокое количество не выборов, полученных от одноклассника; LowNRR — значительно низкое количество не выборов, полученных от одноклассника

Рис. 2. Индивидуальная социометрическая репрезентация одаренного ученика Y5-3 во время совместной игры.
Y5-X — номер обычного одноклассника; Y5-X, g. — номер другого одаренного ученика; +4 — близкие отношения между одаренным учеником и одноклассником; 0 — отсутствие отношений между одаренным учеником и одноклассником; -4 — далекие отношения между одаренным учеником и одноклассником; HighNER — значительно высокое количество выборов, полученных от одноклассника; LowNER — значительно низкое количество выборов, полученных от одноклассника, HighNRR — значительно высокое количество не выборов; полученных от одноклассника; LowNRR — значительно низкое количество не выборов, полученных от одноклассника
Паттерн 1, демонстрирующий наличие социального (ой) соответствия (согласованности) у одаренного ребенка (FCA) при взаимодействии с одноклассником (CSI) во время выполнения задания (одноклассник инициирует взаимодействие с одаренным ребенком и последний отвечает ему на это взаимодействие) (табл. 2), не был зафиксирован у ученика Y3-6, хотя он стал самым популярным в рейтинге в рамках выполнения совместного задания и устанавливает очень близкие и близкие отношения со сверстниками.
На результаты поведенческих паттернов может влиять сам формат урока, когда, к примеру, ученики сосредоточены на индивидуальном задании и не взаимодействую друг с другом. Паттерн 3, демонстрирующий наличие социального (ой) соответствия (согласованности) у одаренного ребенка (FCA) при взаимодействии с группой одноклассников (CCI) во время выполнения задания (одноклассники инициирует взаимодействие с одаренным ребенком и последний отвечает им на это взаимодействие) (табл. 3), был обнаружен только у трех учеников из восьми.
Заключение
Анализ зарубежных исследований, посвященных проблеме социального взаимодействия одаренных детей в условиях как гетерогенной, так и гомогенной образовательной среды, позволил сформулировать ряд выводов.
1. На социальный статус одаренного ребенка могут влиять разные факторы, как внешние — сверстники, родители, учителя, так и внутренние, например, самооценка ребенка.
2. Окружающая среда имеет свои преимущества и недостатки. Обучение в гомогенном классе может благоприятно способствовать развитию в академическом контексте. Гетерогенная среда может помочь формированию хороших взаимоотношений в социальном контексте, но не всегда обеспечивает достаточным сложным и интересным академическим материалом.
Поведенческий паттерн 1, демонстрирующий наличие социальной эффективности
|
Поведенческий паттерн 1 (FCSI-CA) |
|||||
|
Участник |
Chi square |
Degrees of freedom |
P |
Adjusted residual |
Yule’s Q |
|
3-й класс |
|||||
|
Y3-1 |
11,59 |
df=1 |
p=<,01 |
3,40 |
0,61 |
|
Y3-6 |
43,99 |
df=1 |
p=<,01 |
6,63 |
0,93 |
|
Y3-13 |
48,22 |
df=1 |
p=<,01 |
6,94 |
0,88 |
|
Y3-14 |
19,82 |
df=1 |
p=<,01 |
4,45 |
0,88 |
|
Y3-15 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4-й класс |
|||||
|
Y4-3 |
63,47 |
df=1 |
P=<,01 |
7,97 |
0,98 |
|
5-й класс |
|||||
|
Y5-2 |
83,67 |
df=1 |
p=<,01 |
9,15 |
0,79 |
|
Y5-3 |
42,79 |
df=1 |
p=<,01 |
4,82 |
0,92 |
Таблица 2
Поведенческий паттерн 1, демонстрирующий наличие социального (ой) соответствия (согласованности)
|
Поведенческий паттерн 1 (CSI-FCA) |
|||||
|
Участник |
Chi square |
Degree of freedom |
P |
Adjusted residual |
Yules Q |
|
3-й класс |
|||||
|
Y3-1 |
46,57 |
df=2 |
p=<,01 |
4,78 |
0,86 |
|
Y3-6 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Y3-13 |
46,47 |
df=2 |
p=<,01 |
6,05 |
0,83 |
|
Y3-14 |
43,58 |
df=1 |
p=<,01 |
6,60 |
1,00 |
|
Y3-15 |
30,40 |
df=1 |
p=<,01 |
5,51 |
0,85 |
|
4-й класс |
|||||
|
Y4-3 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
5-й класс |
|||||
|
Y5-2 |
102,32 |
df=1 |
p=<,01 |
10,12 |
0,94 |
|
Y5-3 |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица 3
Поведенческий паттерн 3, демонстрирующий наличие социального (ой) соответствия (согласованности)
|
Поведенческий паттерн 3 (CCI-FCA) |
|||||
|
Участник |
Chi square |
Degree of freedom |
P |
Adjusted residual |
Yules Q |
|
3-й класс |
|||||
|
Y3-1 |
46,57 |
df=2 |
p=<,01 |
4,78 |
0,86 |
|
Y3-6 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Y3-13 |
46,47 |
df=2 |
p=<,01 |
2,95 |
0,72 |
|
Y3-14 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Y3-15 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4-й класс |
|||||
|
Y4-3 |
41,47 |
df=1 |
p=<,01 |
6,44 |
1 |
|
5-й класс |
|||||
|
Y5-2 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Y5-3 |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Совместное изучение социальных взаимодействий одаренных детей путем социометрического и поведенческого анализа позволяет выявить социально отчужденных детей, а также тех, которые демонстрируют паттерны, говорящие об отсутствии социальной эффективности и социального (ой) соответствия (согласованности).
4. Полученные данные могут служить основой для определенных педагогических и психологических вмешательств.
Результаты проведенного пилотного исследования позволяют сделать ряд следующих выводов.
1. Одаренные дети способны быть как наиболее популярными, так и наиболее отчужденными среди одноклассников. Они также могут иметь статус обычного ученика, оставаясь в середине рейтингового списка.
2. Одаренные дети могут устанавливать как очень близкие и близкие, так и далекие отношения со своими одноклассниками. В 3-м классе одаренные дети чаще устанавливали близкие отношения между собой, чем одаренные дети в 4-м и 5-м классах.
3. В рамках поведенческого анализа одаренные дети продемонстрировали паттерны, свидетельствующие о наличии социальной эффективности и социального (ой) соответствия (согласованности). Тем не менее, их наличие неоднородно, если рассматривать участников индивидуально.
Для более ясной и полной картины состояния одаренного ребенка и его способностей к социальному взаимодействию результаты исследования необходимо сопоставлять между собой. Изучение следует дополнить опросниками, позволяющими определить уровень самооценки, мотивации и тревоги. Необходимо уделить внимание анализу семейных взаимоотношений, ценностей, способов взаимодействия и т. п.
Адаптация одаренного ребенка к коллективу, его социальные способности во многом зависят от ситуации в семье и психологического состояния ребенка в ней.
Излишняя требовательность и завышенные ожидания родителей, продиктованные, например, некомпетентностью в вопросе одаренности, могут развить в ребенке неуверенность в себе и своих силах, особенно если таким ожиданиям он соответствовать не может.
Изучение влияния родительского перфекционизма на самооценку и психическое состояние одаренного ребенка, его способность выстраивать успешное взаимодействие с другими взрослыми и сверстниками является актуальной задачей для дальнейшего исследования.