Современная зарубежная психология
2018. Том 7. № 2. С. 60–69
doi:10.17759/jmfp.2018070206
ISSN: 2304-4977 (online)
Социальное взаимодействие одаренных детей в гомогенной и гетерогенной образовательной среде
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальный статус, гомогенная и гетерогенная образовательная среда, социальное взаимодействие, социальная эффективность
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070206
Для цитаты: Доний Е.И. Социальное взаимодействие одаренных детей в гомогенной и гетерогенной образовательной среде [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 60–69. DOI: 10.17759/jmfp.2018070206
Полный текст
Введение
Понимание межличностной компетенции, социального взаимодействия, а также отношений со сверстниками у одаренных детей является предметом научной дискуссии среди специалистов в области одаренности [7; 14; 26].
В исследованиях Фабес и др. [9], Хартуп [10], Ладд [11] и Рубин [21] показано, что взаимодействие со сверстниками благоприятно влияет на интеллектуальное и социальное развитие детей. Согласно Рубин [22; 21], при взаимодействии со сверстниками у детей развивается большой набор умений и навыков, которые влияют на их адаптацию в будущем.
Сверстники являются сильными социальными «агентами», которые содействуют коллективному влиянию семьи, школы и внешней среды на социальное, эмоциональное и когнитивное состояние ребенка и подростка [22; 21].
Социальный статус ребенка среди сверстников может оказывать сильное влияние на его социальное и эмоциональное развитие [2; 5]. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что одаренные дети строят хорошие отношения со своими обычными сверстниками [7; 17], особенно в начальной школе, способны демонстрировать сильные социальные навыки [3] и быть не более чувствительными в социальном аспекте, чем обычные сверстники [3; 17].
Тем не менее, как отмечает Дэвис и др. [7], некоторые одаренных дети могут не вписаться в окружение и чувствовать свое отличие от других, что способствует их попаданию в зону риска в отношении социального и эмоционального развития, и предполагает дополнительную поддержку и помощь со стороны психологов и педагогов.
Когда одаренные дети игнорируются обычными сверстниками, первые могут испытывать нехватку социальных компетенций и трудности при создании и поддержке отношений с другими людьми, включая сверстников [24].
Кроме того, нежелание общаться с одаренными детьми может обострить проблемы социально-эмоционального аспекта у последних и стать результатом снижения у них мотивации, самооценки, чувства собственного достоинства и значимости [7; 2].
Ранние исследования Л. Холлингворс, 1925 [23] и Л. Термана в 1924 [14]свидетельствуют о том, что степень одаренности может играть свою роль в том, насколько успешно одаренные дети взаимодействуют со своими обычными сверстниками — сверходаренным детям с IQ 170 [23] и 180 [14] сложнее выстраивать отношения с окружающими, чем одаренным детям с IQ ниже 170.
Причина отличия некоторых одаренных детей от своих обычных сверстников, объясняется по-разному.
Имеет место связь и с внутренним фактором — быстрым развитием высоких умственных способностей в сравнении с психосоциальным развитием [17] — и с внешним, например, семейными условиями [7].
Факт отличия одаренных детей от их обычных сверстников в ряде источников объясняется недостатком связи между интересами и способностями одаренного ребенка и интересами и способностями его сверстников, семьи и культурного окружения [1; 7;15; 17].
Образовательная среда
Окружение в образовательном контексте, а именно образовательная среда как один из факторов, влияющих на успешное развитие одаренного ребенка, также является неоднозначной темой.
Как гомогенная, так и гетерогенная образовательная среда имеют свои преимущества и недостатки, что следует из исследований Адамс-Баерс и др. [1], Колеман [6], Нейхарт [15].
В качестве преимуществ при обучении в гетерогенном коллективе отмечаются возможность взаимодействовать с разнообразной группой детей и более располагающая обстановка для одаренного ребенка, чтобы стать успешным среди группы сверстников, например, оказывая помощь менее сильным ученикам [1].
При этом недостаток внимания со стороны учителей, а также нехватка сложного материала в академическом контексте отмечаются самими одаренными детьми как минус обучения в гетерогенном классе [1].
В отношении обучения в гомогенном классе, несмотря на благоприятные условия, в связи с наличием более или менее одинаковых одаренных детей, имеет место и социальное расслоение, так как со временем кто-то оказывается более, а кто-то менее способным [1; 4; 6; 7; 15].
Академическая среда не единственный аспект, который необходимо принимать во внимание, когда речь идет о социальных проблемах, возникающих у одаренных детей при взаимодействии с обычными сверстниками.
Разнообразная культурная среда может также привести к появлению социальных проблем, в особенности у одаренных детей, представляющих культурные или национальные меньшинства [7; 15; 22; 21].
Дети часто предпочитают дружить со сверстниками той же расы или национальности в силу того, что дружба определяется уровнем сходных черт между потенциальными друзьями [22; 21].
Социальный статус
Силлессен [5], Родригес и др. [18] поясняют, что понимание социального статуса ребенка может помочь выявить его потенциальные потребности и проблемы.
Изучение степени популярности ребенка среди одноклассников может осуществляться путем социометрического исследования. Номинирование одноклассников при заполнении социометрического опросника всеми учащимися класса позволяет оценить социальные предпочтения каждого ученика [5; 18].
В случае если ребенок имеет большое количество выборов со стороны одноклассников в контексте нежелания выполнять с ним совместное задание или играть, он оказывается отчужденным и отверженным.
Такой результат может быть показателем того, что одаренный ребенок испытывает чувство одиночества в классе и имеет проблемы при социальном взаимодействии [5; 7; 18].
В рамках исследования социального статуса одаренного ребенка также определяется близость отношений с остальными учениками класса, что дает информацию о том, насколько успешен одаренный ребенок в установлении близких отношений.
Социальное взаимодействие
Согласно Сантово [23], понимание природы социального взаимодействия помогает в разработке необходимых вмешательств и оказании необходимой социальной поддержки. Распознать успешность социального взаимодействия можно путем проведения поведенческого анализа на основе трех функциональных механизмов социального взаимодействия: социальной эффективности, социального (ой) соответствия (согласованности) и социальной обоюдности (реверсивность) [23].
Социальная эффективность определяется, как способность получать реакцию со стороны социального партнера в ответ на инициированное взаимодействие в социальном контексте. Социальное (ая) соответствие (согласованность) — это способность реагировать на инициированное взаимодействие в социальном контексте. Наконец, социальная обоюдность — это способность к двустороннему (реверсивному) взаимодействию в равных пропорциях между социальными партнерами в социальном контексте [23].
Изучение социального взаимодействия с помощью поведенческого анализа имеет высокую значимость именно в школе, так как школа является той средой, в которой дети ведут себя естественно в силу того, что проводят в ней много времени. Школьный контекст предлагает разнообразные возможности для социализации и позволяет вести наблюдение за ребенком, занятым интерактивной деятельностью, такой как совместная работа или игра [2; 23].
Наблюдение в школе позволяет определить социальную роль каждого ребенка и те способы, которые он использует для того, чтобы стать социально эффективными [23].
По мнению Розе-Краснор и др. [20] ребенок способен выражать свою социальную эффективность индивидуально: одному свойственно агрессивное поведение, так как оно помогает в достижении целей; другой предпочитает оставаться незамеченным, несмотря на то, что такое поведение может привести к низкому социальному статусу среди одноклассников.
Поведенческий анализ с учетом трех функциональных механизмов, описанных выше, применялся в исследовании в Испании и дал положительные результаты, позволив выявить ученика с наиболее неуспешным социальным взаимодействием [4; 8; 13; 27].
Из исследования Каденас и др. [4] следует, что после ряда вмешательств в академическом контексте и повторного поведенческого анализа испытуемый стал демонстрировать больше паттернов, подтверждающих как наличие социальной эффективности, так и социального(ой) соответствия (согласованности) при общении со сверстниками.
Результаты пилотного исследования социального взаимодействия одаренных детей в гетерогенной
образовательной среде
Проанализировав литературу в отношении образовательной среды, социального статуса и социального взаимодействия одаренных детей со сверстниками, была поставлена задача изучить статус одаренных детей (популярен/отчужден/обычный) при выполнении совместной работы/игры; выяснить, с одноклассниками какого статуса одаренные дети взаимодействуют в большей степени — популярными, отчужденными или обычными; какие отношения одаренные дети могут устанавливать с одноклассниками — близкие или далекие; с кем одаренные дети взаимодействуют больше — с другими одаренными или неодаренными детьми; определить способность к социальному взаимодействию одаренных детей на основании анализа поведенческих паттернов, свидетельствующих о нали- чии/отсутствии социальной эффективности и социального (ой) соответствия (согласованности). Социальная обоюдность (реверсивность) не изучалась в данном исследовании.
Ниже приведен пример пилотного исследования социального взаимодействия одаренных детей в гетерогенном классе в одной из международных школ Голландии, выполненного в 2016 г.
Участники
Восемь учеников начальной школы: 5 учеников 3-го класса (2 мальчика, 3 девочки 7 лет); 1 ученик 4-го класса (мальчик 8,5 лет); 2 ученицы 5-го класса (9 и 9,5 лет). Одаренность участников исследования выявлена специалистами школы до проведения исследования на основании следующих показателей: высокая академическая успеваемость, очень быстрые навыки чтения, уверенное формулирование своего мнения, развитое критическое мышление, опережающее развитие.
Инструмент
Для определения социального статуса было выбрано социомтероическое исследование по Родригесу и Морера [18]. Для определения успешности взаимодействия одаренных детей со сверстниками — инструмент поведенческого анализа Instrument Observational Protocol for Interactions within the Classroom (OPINTEC-v.5) [4].
Результаты
Социометрический анализ
Пять учеников 3-го класса были популярны среди своих сверстников, оказавшись в верхней части рейтинга исходя из общего числа учащихся в классе, как при выполнении совместного задания, так и при совместной игре.
Один из учащихся 3-го класса стал наиболее популярным в рамках выполнения совместного задания, другой — наиболее популярен в рамках совместной игры.
Учащиеся 4-го и 5-го классов не были популярны среди своих сверстников, причем один и тот же ученик 5-го класса оказался наиболее отчужденным и в том, и в другом контексте.
Под выполнением совместного задания в исследовании подразумевалось любое задание, данное учителем в рамках того или иного учебного предмета. Совместная игра предполагала любое социальное взаимодействие вне урока. Результаты исследования подтверждают обе точки зрения — одаренные дети могут быть как популярны среди сверстников, так и непопулярны, при этом возможны случаи как наибольшей популярности, так и наибольшего отчуждения.
Что касается близости устанавливаемых отношений, принимая во внимание утверждение Сильверман [24] и Виалли и др. [28], что одаренные дети склонны устанавливать далекие отношения со своими сверстниками в силу слабых социальных компетенций и низкой самооценки, на рис. 1 и рис. 2 приведены примеры результатов нашего исследования.
На каждого испытуемого делались две индивидуальные социометрические репрезентации — выполнение совместного задания и совместная игра.
В целом, можно отметить, что участники исследования устанавливали близкие отношения со своими одноклассниками. Но если сравнить между собой одаренных детей 3-го и 5-го классов, то одаренные дети 3-го класса чаще устанавливали близкие отношения со своим одноклассниками, чем одаренные дети 5-го класса.
Таким образом, подтверждаются существующие точки зрения Байн и др. [3] и Робинзон [17] о важности общения со сверстниками, особенно в начальное школе, что может выражаться в установлении близких отношений между ними и иметь благоприятное влияние на них: Фабес и др. [9], Ладд [11], Ли и др. [12], Рубин [22; 21].
Поведенческий анализ
Поведенческий анализ одаренных детей нашего исследования при взаимодействии со сверстниками в своих классах выявил наличие только тех паттернов, которые свидетельствовали о наличии социальной эффективности и социального (ой) соответствия (согласованности). Тем не менее, номинальное наличие этих паттернов не может говорить об одинаковой успешности или неуспешности каждого одаренного ребенка при взаимодействии с одноклассниками. Необходимо сопоставление обнаруженного паттерна с результатами других исследований.
Например, паттерн 1, демонстрирующий наличие социальной эффективности у одаренного ребенка (FCSI) при взаимодействии с одноклассником (CA) во время выполнения задания (одаренный ребенок инициирует взаимодействие с одноклассником и одноклассник отвечает на это взаимодействие) (табл. 1), проявился у семи участников из восьми в рамках своих классов и даже у участника Y5-3, который стал наиболее отчужденным ребенком в классе как в рамках выполнения совместного задания, так и в рамках игры. Не было зафиксировано этого паттерна у участника Y3-15, хотя, по результатам социометрического анализа, этот участник занимает второе место по популярности в классе в рамках совместной игры и устанавливает очень близкие и близкие отношения со сверстниками, что говорит об обоюдном желании одноклассников и этого одаренного ребенка общаться между собой.
Рис. 1. Индивидуальная социометрическая репрезентация одаренного ученика Y3-1 во время совместного задания.
Y3-X — номер обычного одноклассника; Y3-X, g. — номер другого одаренного ученика; +4 — близкие отношения между одаренным учеником и одноклассником; 0 — отсутствие отношений между одаренным учеником и одноклассником; -4 — далекие отношения между одаренным учеником и одноклассником; HighNER — значительно высокое количество выборов, полученных от одноклассника, LowNER — значительно низкое количество выборов, полученных от одноклассника, HighNRR — значительно высокое количество не выборов, полученных от одноклассника; LowNRR — значительно низкое количество не выборов, полученных от одноклассника
Рис. 2. Индивидуальная социометрическая репрезентация одаренного ученика Y5-3 во время совместной игры.
Y5-X — номер обычного одноклассника; Y5-X, g. — номер другого одаренного ученика; +4 — близкие отношения между одаренным учеником и одноклассником; 0 — отсутствие отношений между одаренным учеником и одноклассником; -4 — далекие отношения между одаренным учеником и одноклассником; HighNER — значительно высокое количество выборов, полученных от одноклассника; LowNER — значительно низкое количество выборов, полученных от одноклассника, HighNRR — значительно высокое количество не выборов; полученных от одноклассника; LowNRR — значительно низкое количество не выборов, полученных от одноклассника
Паттерн 1, демонстрирующий наличие социального (ой) соответствия (согласованности) у одаренного ребенка (FCA) при взаимодействии с одноклассником (CSI) во время выполнения задания (одноклассник инициирует взаимодействие с одаренным ребенком и последний отвечает ему на это взаимодействие) (табл. 2), не был зафиксирован у ученика Y3-6, хотя он стал самым популярным в рейтинге в рамках выполнения совместного задания и устанавливает очень близкие и близкие отношения со сверстниками.
На результаты поведенческих паттернов может влиять сам формат урока, когда, к примеру, ученики сосредоточены на индивидуальном задании и не взаимодействую друг с другом. Паттерн 3, демонстрирующий наличие социального (ой) соответствия (согласованности) у одаренного ребенка (FCA) при взаимодействии с группой одноклассников (CCI) во время выполнения задания (одноклассники инициирует взаимодействие с одаренным ребенком и последний отвечает им на это взаимодействие) (табл. 3), был обнаружен только у трех учеников из восьми.
Заключение
Анализ зарубежных исследований, посвященных проблеме социального взаимодействия одаренных детей в условиях как гетерогенной, так и гомогенной образовательной среды, позволил сформулировать ряд выводов.
1. На социальный статус одаренного ребенка могут влиять разные факторы, как внешние — сверстники, родители, учителя, так и внутренние, например, самооценка ребенка.
2. Окружающая среда имеет свои преимущества и недостатки. Обучение в гомогенном классе может благоприятно способствовать развитию в академическом контексте. Гетерогенная среда может помочь формированию хороших взаимоотношений в социальном контексте, но не всегда обеспечивает достаточным сложным и интересным академическим материалом.
Поведенческий паттерн 1, демонстрирующий наличие социальной эффективности
Поведенческий паттерн 1 (FCSI-CA) |
|||||
Участник |
Chi square |
Degrees of freedom |
P |
Adjusted residual |
Yule’s Q |
3-й класс |
|||||
Y3-1 |
11,59 |
df=1 |
p=<,01 |
3,40 |
0,61 |
Y3-6 |
43,99 |
df=1 |
p=<,01 |
6,63 |
0,93 |
Y3-13 |
48,22 |
df=1 |
p=<,01 |
6,94 |
0,88 |
Y3-14 |
19,82 |
df=1 |
p=<,01 |
4,45 |
0,88 |
Y3-15 |
- |
- |
- |
- |
- |
4-й класс |
|||||
Y4-3 |
63,47 |
df=1 |
P=<,01 |
7,97 |
0,98 |
5-й класс |
|||||
Y5-2 |
83,67 |
df=1 |
p=<,01 |
9,15 |
0,79 |
Y5-3 |
42,79 |
df=1 |
p=<,01 |
4,82 |
0,92 |
Таблица 2
Поведенческий паттерн 1, демонстрирующий наличие социального (ой) соответствия (согласованности)
Поведенческий паттерн 1 (CSI-FCA) |
|||||
Участник |
Chi square |
Degree of freedom |
P |
Adjusted residual |
Yules Q |
3-й класс |
|||||
Y3-1 |
46,57 |
df=2 |
p=<,01 |
4,78 |
0,86 |
Y3-6 |
- |
- |
- |
- |
- |
Y3-13 |
46,47 |
df=2 |
p=<,01 |
6,05 |
0,83 |
Y3-14 |
43,58 |
df=1 |
p=<,01 |
6,60 |
1,00 |
Y3-15 |
30,40 |
df=1 |
p=<,01 |
5,51 |
0,85 |
4-й класс |
|||||
Y4-3 |
- |
- |
- |
- |
- |
5-й класс |
|||||
Y5-2 |
102,32 |
df=1 |
p=<,01 |
10,12 |
0,94 |
Y5-3 |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица 3
Поведенческий паттерн 3, демонстрирующий наличие социального (ой) соответствия (согласованности)
Поведенческий паттерн 3 (CCI-FCA) |
|||||
Участник |
Chi square |
Degree of freedom |
P |
Adjusted residual |
Yules Q |
3-й класс |
|||||
Y3-1 |
46,57 |
df=2 |
p=<,01 |
4,78 |
0,86 |
Y3-6 |
- |
- |
- |
- |
- |
Y3-13 |
46,47 |
df=2 |
p=<,01 |
2,95 |
0,72 |
Y3-14 |
- |
- |
- |
- |
- |
Y3-15 |
- |
- |
- |
- |
- |
4-й класс |
|||||
Y4-3 |
41,47 |
df=1 |
p=<,01 |
6,44 |
1 |
5-й класс |
|||||
Y5-2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Y5-3 |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Совместное изучение социальных взаимодействий одаренных детей путем социометрического и поведенческого анализа позволяет выявить социально отчужденных детей, а также тех, которые демонстрируют паттерны, говорящие об отсутствии социальной эффективности и социального (ой) соответствия (согласованности).
4. Полученные данные могут служить основой для определенных педагогических и психологических вмешательств.
Результаты проведенного пилотного исследования позволяют сделать ряд следующих выводов.
1. Одаренные дети способны быть как наиболее популярными, так и наиболее отчужденными среди одноклассников. Они также могут иметь статус обычного ученика, оставаясь в середине рейтингового списка.
2. Одаренные дети могут устанавливать как очень близкие и близкие, так и далекие отношения со своими одноклассниками. В 3-м классе одаренные дети чаще устанавливали близкие отношения между собой, чем одаренные дети в 4-м и 5-м классах.
3. В рамках поведенческого анализа одаренные дети продемонстрировали паттерны, свидетельствующие о наличии социальной эффективности и социального (ой) соответствия (согласованности). Тем не менее, их наличие неоднородно, если рассматривать участников индивидуально.
Для более ясной и полной картины состояния одаренного ребенка и его способностей к социальному взаимодействию результаты исследования необходимо сопоставлять между собой. Изучение следует дополнить опросниками, позволяющими определить уровень самооценки, мотивации и тревоги. Необходимо уделить внимание анализу семейных взаимоотношений, ценностей, способов взаимодействия и т. п.
Адаптация одаренного ребенка к коллективу, его социальные способности во многом зависят от ситуации в семье и психологического состояния ребенка в ней.
Излишняя требовательность и завышенные ожидания родителей, продиктованные, например, некомпетентностью в вопросе одаренности, могут развить в ребенке неуверенность в себе и своих силах, особенно если таким ожиданиям он соответствовать не может.
Изучение влияния родительского перфекционизма на самооценку и психическое состояние одаренного ребенка, его способность выстраивать успешное взаимодействие с другими взрослыми и сверстниками является актуальной задачей для дальнейшего исследования.
Литература
- Adams-Byers J., Whitsell S.S., Moon S.M. Gifted students' perceptions of the academic and social/emotional effects of homogeneous and heterogeneous grouping // Gifted Child Quarterly. 2004. Vol. 48. № 1. P. 7–20. URL: doi: 10.1177/001698620404800102
- Asher S.R., McDonald K.L.The behavioral basis of acceptance, rejection, and perceived popularity [Электронный ресурс] // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 232–242. URL: https://www.researchgate.net/profile/Kristina_McDonald/publication/232523645_The_behavioral_basis_of_acceptance_rejection_and_perceived_popularity/links/0a85e534fdff69e6b0000000.pdf (дата обращения: 02.07.2018).
- Bain S.K., Bell S.M. Social self-concept, social attributions, and peer relationships in fourth, fifth, and sixth graders who are gifted compared to high achievers // Gifted Child Quarterly. 2004. Vol. 48. № 3. P. 167–178. doi:10.1177/001698620404800302
- Cadenas M., Borges A. The assessment of change in social interaction through observation // AcciónPsicológica. 2017. Vol. 14. № 1. P. 121–136. doi:10.5944/ap.14.1.16224
- Cillessen A.H.N. Sociometric methods // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 82–100.
- Coleman L.G. The power of specialized educational environments in the development of giftedness: the need for research on social context // Journal for the Education of the Gifted. 2014. Vol. 37. № 1. P. 70–80. doi: 10.1177/001698629503900307
- Davis G.A, RimmS.B, SiegleD. Education of the gifted and talented. Essex (UK): Pearson, 2014. 576 p.
- Eide H., Quera V., Finset A. Exploring rare patient behavior with sequential analysis: an illustration // Epidemiologia e PsichiatriaSociale. 2003. Vol. 12. № 2. P. 109–114. doi:10.1017/S1121189X00006175
- Fabes R.A., Martin C.L., Hanish L.D. Children’s behaviors and interactions with peers // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 45–62.
- Hartup W.W. Critical issues and theoretical viewpoints // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 3–20.
- Ladd G.W. Trends, travails, and turning points in early research on children’s peer relationships: legacies and lessons for our time? // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 20–45.
- Lee S-Y., Olszewski-KubiliusP., Thomson D.T. Academically gifted students’ perceived interpersonal competence and peer relationships // Gifted Child Quarterly. 2012. Vol. 56. № 2. P. 90–104. doi:10.1177/0016986212442568
- Lince: multiplatform sport analysis software / B. Gabín [et al.] // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 4692–4694. doi:10.1016/j.sbspro.2012.06.320
- Lubinski D. From Terman to Today: A Century of Findings on Intellectual Precocity // Review of Educational Research. 2016. Vol. 86. № 4. P. 900–944. doi:10.3102/0034654316675476
- Neihart M. Achievement/affiliation conflicts in gifted adolescents // RoeperReview. 2006. Vol. 28. № 4. P. 196–202. doi:10.1080/02783190609554364
- Newcomb A.F., Bukowski M., Pattee L. Children’s peer relations: A metaanalytic review of popular, rejected, neglected, controversial, and average sociometric status // Psychological Bulletin. 1993. Vol. 113. № 1. P. 99–128.
- Robinson N.M. The social world of gifted children and youth [Электронный ресурс] // Handbook of giftedness inchildren: psycho-educational theory, research, and best practices / Ed. S.I. Pfeiffer. NY: Springer, 2008. P. 33–51. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2F978-0-387-74401-8.pdf (дата обращения: 02.07.2018).
- Rodríguez A., Morera D. La representación sociométrica individual // El sociograma. Estudio de las relaciones informales en las organizaciones / Eds. A. Rodriguez, D. Morera. Madrid: Pirámide, 2001. 178 p.
- Rodríguez Naveiras E. Profundo: Un instrumento para la evaluación de proceso de un programa de altas capacidades: Tesis Doctoral. La Laguna, 2011. 439 p.
- Rose-Krasnor L., Denham S. Social-emotional competence in early childhood // Social, emotional, and personality development in context. Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, W.M. Bukowski, B. Laursen. NY: Guilford Press, 2009. P. 162–179.
- Rubin K.H., Bukowski M.W., Laursen B. Social, emotional, and personality development in context. Handbook of peer interactions, relationships, and groups. NY: The Guilford Press, 2009. 672 p.
- Rubin K.H., Bukowski W., Parker J. Peer interactions, relationships, and groups // Handbook of child psychology: social, emotional, and personality development / Ed. N. Eisenberg. NY: Wiley, 2006. P. 571–645.
- Santoyo V.C. Behavioral assessment of social interactions in natural settings // European Journal of Psychological Assessment. 1996. Vol. 12. № 2. P. 124–131. doi:10.1027/1015-5759.12.2.124
- Silverman L.K. Asynchronous development // The socialand emotional development of gifted children: what do weknow? / Eds. M. Neihart, S.M. Reis, N.M. Robinson, S.M. Moon. Waco, TX: Prufrock Press, 2002. P. 31–39.
- Silverman L.K. Social and emotional education of the gifted: The discoveries of Leta Hollingworth [Электронный ресурс] // Roeper Review. 1990. Vol. 12. № 3. P. 171–179. URL: http://www.positivedisintegration.com/Silverman1990.pdf (дата обращения: 02.07.2018).
- Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: a proposed direction forward based on psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12. № 1. P. 3–54. doi:10.1177/1529100611418056
- The R Project for Statistical Computing [Электронный ресурс]. URL: http://www.R-project.org (дата обращения: 02.07.2018).
- Vialle W., Heaven P.C.L., Ciarrochi J. The relationship between self-esteem and academic achievement in high ability students: Evidence from the Wollongong Youth Study [Электронный ресурс] // Australasian Journal of Gifted Education. 2005. Vol. 14. № 2. P. 39–45. URL: http://ro.uow.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=2641&context=hbspapers (дата обращения: 02.07.2018).
- Wentzel K.R. Peers and academic functioning at school // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 531–548.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1686
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 773
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1