Аутизм и нарушения развития
2023. Том 21. № 2. С. 50–56
doi:10.17759/autdd.2023210207
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Обзор проблем дошкольного образования и программ подготовки к школе детей с РАС в Великобритании, Австралии и США
Аннотация
Актуальность и цель. Вследствие роста численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), включенных в систему образования, выявляется неготовность многих школ к их обучению. В целях определения ведущих современных тенденций представлен обзор литературы по проблеме подготовки к школе и адаптации в начальных классах детей с РАС в Великобритании, Соединенных Штатах Америки (США) и Австралии.
Методы и методики. Проведен обзор и анализ современных образовательных практик и программ помощи детям с РАС дошкольного возраста (от 3—4 лет) и ученикам начальных классов Великобритании, США и Австралии. Использовался библиографический поиск по ключевым словам: РАС, готовность к школе, инклюзия, дети с нарушениями развития (ASD, school readiness, inclusion, special need child). Анализировались такие факторы как проблемы, возникающие в ходе реализации образовательных программ; целевые группы, получающие помощь; основные задачи программ помощи и способы их решения.
Результаты. Выявлены главные факторы риска и трудности адаптации к ситуации школьного обучения, включающие проблемы саморегуляции и поведения, совместную деятельность и взаимодействие с другими. Выделены следующие способы преодоления данных трудностей: специальные программы подготовки и поддержки школьников, «продленное детство», подготовка педагогического коллектива и др. На примере успешных практик обсуждается, какие образовательные условия важно создавать для интеграции ребенка с РАС в массовую школу. Описаны активно используемые программы подготовки к школе в США, Великобритании и Австралии: «Head Start», «Boston Universal Pre-K», «TeachTown», «Aspect», «ASD Nest Programme».
Выводы. Подготовка к школе детей с РАС — процесс комплексный, включающий академические, социальные и поведенческие компоненты. Как основную проблему большинство исследователей выделяют не академическую, а эмоциональную и социальную неготовность ребенка к обучению в школе. Ведущими тенденциями к созданию условий для подготовки к школе детей с РАС являются: специальная организация процесса обучения, совместная работа педагогов дошкольного и школьного образования, взаимодействие специалистов школы и семьи.
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, подготовка к школе, инклюзия, социальные навыки, школьная дезадаптация, социальное взаимодействие, академические навыки, готовность к школе
Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210207
Финансирование. Статья подготовлена в рамках проекта Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по созданию научно-методического и образовательного центра в области лечебной педагогики на базе РБОО Центр лечебной педагогики «Особое детство», г. Москва
Получена: 14.05.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Константинова И.С., Кузьменко М.Ю. Обзор проблем дошкольного образования и программ подготовки к школе детей с РАС в Великобритании, Австралии и США // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 2. С. 50–56. DOI: 10.17759/autdd.2023210207
Полный текст
Литература
- Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь: учебник для вузов / отв. ред. О.С. Никольская. Москва: Юрайт, 2023. 295 с. ISBN 978-5-534-15647-8.
- Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра: Вводный курс: Уч. пособие для студентов. Москва: Практика, 2018. 280 с. ISBN 978-5-89816-163-7.
- Дорманд Л., Шведовский Е.Ф. Инклюзия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 69—72. DOI:10.17759/autdd.2017150309
- Константинова И.С. Нейропсихологическая коррекция в программе подготовки к школе детей с расстройствами аутистического спектра // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи: Вып. 9. Москва: Теревинф, 2017. С. 137—150. ISBN 978-5-4212-0434-3.
- Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2 ч.: Ч. 1: Западная Европа. Москва: Печатный двор, 1996. 182 с.
- Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. / Т.А. Бондарь и др. Изд. 6-е. Москва: Теревинф, 2019. 288 с. ISBN 978-5-4212-0602-6.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598. 2014. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-1598/ (дата обращения: 17.06.2023).
- Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1. С. 4—11. DOI:10.17759/autdd.2021190101
- Annual Report for the year ending August 31, 2020 [Электронный ресурс] / Head Start & Early Head Start; Region 10 ESC. Richardson: [Region 10 ESC], 2020. 20 p. URL: https://www.region10.org/programs/head-start-early-head-start-services/pdfs-folder/head-start-2020-annual/ (дата обращения: 17.06.2023).
- Bheemaiah A.K. Transition Plan for ASD children from preschool to kindergarten // PsyArXiv Preprints. 2020. 17 p. DOI:10.31234/osf.io/znbta
- Chen N., Miller S., Milbourn B. et al. “The big wide world of school”: Supporting children on the autism spectrum to successfully transition to primary school: Perspectives from parents and early intervention professionals // Scandinavian Journal of Child and Adolescent Psychiatry and Psychology. 2020. Vol. 8. № 1. Pp. 91—100. DOI:10.21307/sjcapp-2020-009
- Fleury V.P., Thompson J.L., Wong C. Learning How to Be a Student: An Overview of Instructional Practices Targeting School Readiness Skills for Preschoolers with Autism Spectrum Disorder // Behavior Modification. 2015. Vol. 39. № 1. Pp. 69—97. DOI:10.1177/0145445514551384
- Griebling S., Gilbert J. Examining the Value of a Summer Kindergarten Transitioning Program for Children, Families, and Schools // School Community Journal. 2020. Vol. 30. № 1. Pp. 191—208.
- Izuno-Garcia A.K., Jellinek E.R., Rosenbrock G.J et al. School readiness for children with autism spectrum disorder: critical gaps and call for research // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2022. Vol. 37. № 1. Pp. 46—55. DOI:10.1177/10883576211028206
- Jahromi L.B., Bryce C.I., Swanson J. The importance of self-regulation for the school and peer engagement of children with high-functioning autism // Research in Autism Spectrum Disorders. 2013. Vol. 7. № 2. Pp. 235—246. DOI:10.1016/j.rasd.2012.08.012
- Keane E., Aldridge F.J., Costley D. et al. Students with autism in regular classes: A long-term follow-up study of a satellite class transition model // International Journal of Inclusive Education. 2012. Vol. 16. № 10. Pp. 1001—1017. DOI:10.10 80/13603116.2010.538865
- Koenig K.P., Bleiweiss J., Brennan S. et al. The ASD nest program: A model for inclusive public education for students with autism spectrum disorders // Teaching Exceptional Children. 2009. Vol. 42. № 1. Pp. 6—13. DOI:10.1177/004005990904200101
- Marsh A., Spagnol V., Grove R. et al. Transition to school for children with autism spectrum disorder: a systematic review // World Journal of Psychiatry. 2017. Vol. 7. № 3. Pp. 184—196. DOI:10.5498/wjp.v7.i3.184
- McKernan E.P., Kim S.H. School-entry language skills as predictors of concurrent and future academic, social, and adaptive skills in kindergarteners with ASD // Clinical Neuropsychologist. 2022. Vol. 36. № 5. Pp. 899—920. DOI:10.1080/1385 4046.2021.1950211
- Measuring Progress toward the National Education Goals: Public Testimony: Vol. 2: Summary of Testimony on Measures for 1991 Progress Report [Электронный ресурс] / National Education Goals Panel. Washington, 1991. 31 p. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED334275 (дата обращения: 17.06.2023).
- Mere-Cook Y.R. Implementation and strategies to address sensory regulation of students with and without disabilities in two kindergarten classrooms: Doctor of Education Dissertation [Электронный ресурс] / The University of San Francisco. San Francisco, 2016. 295 p. URL: https://repository.usfca.edu/diss/315/ (дата обращения: 17.06.2023).
- Morrison F.J., Ponitz C.C., McClelland M.M. Self-regulation and academic achievement in the transition to school // Child Development at the Intersection of Emotion and Cognition / Eds. M.A. Bell, S.D. Calkins. Washington: American Psychological Association, 2010. Pp. 203—224. ISBN 978-1-4338-0686-5. DOI:10.1037/12059-011
- Roberts J.M.A., Keane E., Clark T.R. Making Inclusion Work: Autism Spectrum Australia’s Satellite Class Project // Teaching Exceptional Children. 2008. Vol. 41. № 2. Pp. 22—27. DOI:10.1177/004005990804100203
- Sands M.M., Monda-Amaya L., Meadan H. Kindergarten Redshirting: Implications for Children with Disabilities // Disabilities. 2021. Vol. 1. № 1. Pp. 30—46. DOI:10.3390/disabilities1010003
- Whalen C., Liden L., Ingersoll B. et al. Behavioral improvements associated with computer-assisted instruction for children with developmental disabilities // The Journal of Speech and Language Pathology — Applied Behavior Analysis. 2006. Vol. 1. № 1. Pp. 11—26. DOI:10.1037/h0100182
- Williams P.G., Lerner M.A., Sells J. et al. School readiness // Pediatrics. 2019. Vol. 144. № 2. Article № e20191766. 15 p. DOI:10.1542/peds.2019-1766
- Young J.M., Reed K.E., Rosenberg H. et al. Adding family math to the equation: Promoting Head Start preschoolers’ mathematics learning at home and school // Early Childhood Research Quarterly. 2023. Vol. 63. № 2. Pp. 43—58. DOI:10.1016/j.ecresq.2022.11.002
- Weiland С. Can successful preschool programs work outside public schools? [Электронный ресурс] // Focus. 2017. Vol. 33. № 2. Pp. 42—44. URL: https://www.irp.wisc.edu/resource/can-successful-preschool-programs-work-outside-public-schools/ (дата обращения: 16.06.2023).
- Weiland C. Impacts of the Boston prekindergarten program on the school readiness of young children with special needs // Developmental psychology. 2016. Vol. 52. № 11. Pp. 1763—1776. DOI:10.1037/dev0000168
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 677
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 193
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4