Игрушка как условный объект

796

Аннотация

Статья представляет собой литературный обзор, посвященный игрушке. В центре внимания авторов - функция, или особые свойства, игрушки, которые делают этот предмет специфически игровым. Игрушка понимается как объект, отвечающий главной игровой характеристике - расхождению реального и смыслового поля, т.е. обладающий условностью. Условность игрового предмета провоцирует субъекта приписывать ему какие-нибудь значения, т.е. способствует построению собственных воображаемых ситуаций. Воображение, или создание мнимых ситуаций, связано с внутренним миром, личным опытом играющего, которые игрушка может только обнаружить, но не породить. В статье приведены данные различных исследований, которые показывают, что игрушка не развивает ребенка сама по себе, например, не может выступать источником агрессивного поведения или ранней сексуализации, как не может учить доброте и взаимовыручке.

Общая информация

Ключевые слова: игра, игрушка, игровые материалы, предметное замещение, игровая среда

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070408

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №18-013-01226 «Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с функционально определенным и полифункциональным материалом».

Для цитаты: Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Игрушка как условный объект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 4. С. 75–81. DOI: 10.17759/jmfp.2018070408

Литература

  1. Гаспарова Е. М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1984. № 6. С. 43–51.
  2. Нельсон А. Игра как опосредованное действие. Гендерный аспект // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 93–101.
  3. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Ролевое замещение в разных предметных средах // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 12–20.
  4. Смирнова Е.О. Современные игрушки: риски и опасности (по материалам семинара в центре игры и игрушки МГППУ) // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 86–89. doi:10.17759/chp.2016120209.
  5. Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай / Смирнова Е.О., [соавт.] // Современное дошкольное образование: Теория и практика. 2016. № 2. С. 34–43.
  6. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2002. № 4. С. 38–52.
  7. Berg Lars-Erik. Defining the good toy – an interactionistic approach // Toys as communication: Toy research in the late twentieth century. Part 1 / Eds. Lars-Erik Berg, Anders Nelson, Kristen Svensson. Stockholm: SITREC, 2003. P. 139–154.
  8. Berg Lars-Erik. Toys and play in identity construction for preschool children; a pilot study of older preschool children // Toys as communication: Toy research in the late twentieth century. Part 2 / Eds. Anders Nelson, Lars-Erik Berg, Kristen Svensson. Stockholm: SITREC, 2003. P. 193–208.
  9. Fein G. Pretend Play in Childhood: An Integrative Review // Child Development. 1981. Vol. 52. № 4. P. 1095–1118. doi:10.2307/1129497.
  10. Gulden T. Plenteous and limited play, transmedia storytelling-toys in light of individualist and social esthetics // International Journal of Play. 2016. Vol. 5. № 1. P. 77–92. doi:10.1080/21594937.2016.1147289
  11. Hart L.J., Tannock T.M. Young children's play fighting and use of war toys [Электронный ресурс] // Encyclopedia on Early Childhood Development. 2013. P. 1–6. URL: http://www.child-encyclopedia.com/sites/default/files/textes-experts/en/774/young-childrens-play-fighting-and-use-of-war-toys.pdf (дата обращения: 02.04.2018).
  12. Hellendoorn J., Harinck F.J.H. War toy play as a reflection of family culture // Toys as communication: Toy research in the late twentieth century. Part 2 / Eds. Anders Nelson, Lars-Erik Berg, Kristen Svensson. Stockholm: SITREC, 2003. P. 245–261.
  13. Jenvey V.B. Australian children’s toy and play preferences 1989–1995: Age, gender and contextual influences // Toys as communication: Toy research in the late twentieth century. Part 1 / Eds. Lars-Erik Berg, Anders Nelson, Kristen Svensson. SITREC, 2003. P. 105–121.
  14. Kline S. Toys as media: young males (3-6) acquisition of pro-social play scripts for Rescue Hero action toys // Toys as communication: Toy research in the late twentieth century. Part 2 / Anders Nelson, Lars-Erik Berg, Kristen Svensson (Eds.). Stockholm: SITREC, 2003. P. 209–223.
  15. Mareschal D., Tan S.H. The role of context in the categorization of hybrid toy stimuli by 18-month-olds // Infancy. 2008. Vol. 13. № 6. P. 620-639. doi:10.1080/15250000802458658.
  16. Møller S.J. Imagination, Playfulness, and Creativity in Children’s Play with Different Toys // American Journal of Play. 2015. Vol. 7. № 3. P. 322–346.
  17. Mouritsen F. «Do children Really need all these toys?» – do adults // Toys as communication: Toy research in the late twentieth century. Part 2 / Eds. Anders Nelson, Lars-Erik Berg, Kristen Svensson. Stockholm: SITREC, 2003. P. 59–72.
  18. Parsons A., Howe N. Superhero toys and boys' physically active and imaginative play // Journal of Research in Childhood Education. 2006. Vol. 20. № 4. P. 287–300. doi:10.1080/02568540609594568.
  19. Rassmussen T.H. The virtual world of toys – playing with toys in a Danish preschool // Toys as communication: Toy research in the late twentieth century. Part 2 / Eds. Anders Nelson, Lars-Erik Berg, Kristen Svensson. Stockholm: SITREC, 2003. P. 47–57.
  20. Retter H. Evaluation of toys today – against the background of contemporary changes in society and socialization // Toys as communication: Toy research in the late twentieth century. Part 1 / Eds. Lars-Erik Berg, Anders Nelson, Kristen Svensson. Stockholm: SITREC, 2003. P. 171–179.
  21. Rubin K.H., Howe N. Toys and play behaviors: An overview // Topics in Early Childhood Special Education. 1985. Vol. 5. №3. P. 1–10. doi:10.1177/027112148500500302
  22. Singer J.L. Imaginative play and adaptive development // Toys, play and child development / Ed. J.H. Goldstein. New York: Cambridge University Press, 1994. P. 6–26.
  23. Singer D.G., Singer J.L. The house of make-believe: Children’s play and the developing imagination. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990. 346 p.
  24. Sherman A., Zurbriggen E.L. “Boys can be anything”: Effect of Barbie play on girls’ career cognitions // Sex Roles. 2014. Vol. 70. № 5–6. P. 195–208. doi:10.1007/s11199-014-0347-y
  25. Shoheta C., Klein P.S. Effects of variations in toy presentation on social behaviour of infants and toddlers in childcare // Early Child Development and Care. 2010. Vol. 180. № 6. P. 823–834. doi:10.1080/03004430802460997
  26. Smith P. The war play debate // Toys, play and child development / J.H. Goldstein (Ed). New York: Cambridge University Press, 1994. P. 6–26.
  27. Sutton-Smith B. Play and ambiguity. Harvard University Press, 2009. 288 p.
  28. The influence of the number of toys in the environment on toddlers’ play / Dauch C. [et al.] // Infant Behavior and Development. 2018. Vol. 50. P. 78–87. doi:10.1016/j.infbeh.2017.11.005
  29. Trawick-Smith J., Russell H., Swaminathan S. Measuring the effects of toys on the problem-solving, creative and social behaviours of preschool children // Early Child Development and Care. 2011. Vol. 181. № 7. P. 909–927. doi:10.1080/03004430.2010.503892
  30. Wegener-Spobring G. War toys and aggressive play scenes // Toys, play and child development / J.H. Goldstein (Ed.). New York: Cambridge University Press, 1994. P. 6–26.

Информация об авторах

Рябкова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Дошкольная педагогика и психология" факультета "Психология образования" ФГБОУ ВО МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2274-0432, e-mail: ibaladinskaya@gmail.com

Шеина Елена Георгиевна, преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3723-812X, e-mail: leshgp@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1762
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 796
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5