Возможна ли культурно-историческая парадигма в психологии образования при глобализации? (Опыт Африки)

362

Общая информация

Рубрика издания: Краткое сообщение

Тип материала: краткое сообщение

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080110

Благодарности. Автор благодарит Наталию Александровну Григорьеву – магистра зарубежного регионоведения (РАНХиГС и Университет Пари Нантер) за перевод источника: Le Barbier C. Notes sur la pays der Bara-Imamono / Bulletin de L’Academie malgashe. Nouvel serie, III.1906-1917. P. 63–162.

Для цитаты: Сулейманян А.Г. Возможна ли культурно-историческая парадигма в психологии образования при глобализации? (Опыт Африки) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 92–96. DOI: 10.17759/jmfp.2019080110

Полный текст

 
 

В сентябре 2017 г. в ЮАР в городе Дурбане состоялся первый Всеафриканский Психологический Конгресс. На Конгрессе присутствовали психологи из подавляющего большинства стран Африки за исключением самых бедных стран, а также приглашенные коллеги из США, Европы, Азии и Австралии. Это событие получило оценку научного сообщества как значительное по ряду причин.

Во-первых, основной задачей этого первого Всеафриканского Конгресса выступила «индигениза- ция» психологии, то есть включение богатого психолого-педагогического наследия африканских народов в систему образования и воспитания, и, во-вторых, своеобразная «деколонизация сознания», заключающаяся в отказе от слепого копирования западной модели.

Заявленный подход имеет определенное сходство с «культурно-исторической парадигмой» отечественной психологии, хотя с идеями Л.С. Выготского и Н.Я. Данилевского в Африке почти не знакомы, а трактовка многих положений педагогической психологии носит весьма оригинальный характер.

Участники Конгресса пытались не просто анализировать специфику африканского «культурно-исторического типа», но и задавались вопросом о том, позволяет ли современная парадигма в психологии, принятая на Западе (и уже в России), исследовать сложные вопросы, не является ли она тормозом на пути развития психологической науки, сводится ли научный метод к количественным методам и позитивизму? Является ли этот путь универсальным?

Оригинальный методологический доклад на эту тему был прочитан Д. Мери, ряд положений которого имеет непосредственное отношение к проблемам современной психологии, образования и обучения. В современной парадигме, на его взгляд, доминируют два подхода позитивистский и социальный конструктивизм. Оба подхода основаны на позитивистской концепции количественного измерения психологических феноменов. Поэтому необходим новый подход, снимающий эти противоречия, который он предлагает назвать «натуралистическим реализмом» [5].

Знакомство с принципами «индигенизации» психологии, обсуждавшейся на конгрессе, подтвердило имеющиеся в литературе сведения о том, что психологические знания в Африке существовали с древних времен и страны Африки имеют богатый опыт в этой сфере, заново «открытый» в школе «психодрамы». В частности, Французский путешественник Ле Барбье рассказывает о том, что он был свидетелем излечения на Мадагаскаре от болезни «Bilo» — странной и непонятной болезни, которую, тем не менее, успешно лечат в течение двух недель. Пациентами являются личности, находящиеся в состоянии перманентной тревоги или возбуждения. Местный лекарь решает в какой день состоится так называемый ритуал «коронации». Главным лицом церемонии является сам пациент, которого окружающие называют королем, в то время как члены его семьи составляют «свиту», а остальные жители деревни подданных. Ритуал исцеления начинается с облачения больного в роскошные одеяния, а «свита» и «подданные» оказывают ему все возможные знаки почтения и уважения. Дважды в день для него исполняются песни и танцы, к которым он может присоединиться, если пожелает. Эта своеобразная «психодрама» обычно продолжается чуть более двух недель и всегда заканчивается полным исцелением [4].

«Деколонизация сознания» как как вторая по важности задача Конгресса анализировалась с точки зрения несходства образовательных моделей африканских стран с принятыми на Западе. Свойственные системе образования в странах Африки замедленный темп в усвоении знаний и специфические трудности в обучении, по мнению участников Конгресса, часто вызваны копированием североамериканских или европейских образовательных моделей, совершенно не соответствующих «культурно-историческому типу» африканских сообществ. Об этом, в частности, размышляет М. Коул в классическом труде «Культура и мышление». Он обращает внимание на то известное обстоятельство, что у многих народов Африки «научение и обучение почти всегда входят в качестве составной части в саму совершаемую деятельность...дети учатся, наблюдая. Обучение путем наблюдения противопоставляется обучению, совершающемуся главным образом при помощи языка. Он цитирует высказывание Дж. Мидао том, что в «.традиционных обществах взрослые.редко выражают те или иные умения в словах или в правилах — вместо этого они показывают, что нужно делать» [1].

Недооценка культурного контекста, например, вызывает значительные трудности в обучении африканских школьников детей арифметике, когда во многих африканских странах под эгидой ЮНЕСКО создавались школы для ликвидации безграмотности. За основу были взяты аналогичные учебники для школ США и некоторых европейских стран. И дети не могли усвоить поначалу такие теоретические понятия, как «мера», «число» или «количество». Однако, помогая родителям при сборе урожая или в торговле на рынке они очень успешно решали все задачи, связанные с «мерой», «числом» или «количеством», когда они были представлены наглядно: две корзины сорго можно обменять на кувшин молока или количество воды надо измерять ведрами.

С этих позиций выступал на Конгрессе Сетс Купер (ЮАР) — президент Международного Союза Психологических Наук, который смог объективировать целый комплекс проблем в своем докладе: «Африканская мечта или ночной кошмар?» [8]. Выступление носило программный характер и было посвящено роли «цеха» психологов в решении многочисленных практических задач африканских обществ. Отсутствие обоснованной теории и неумение решать практические задачи в африканских странах, переживающих системный кризис, приведет, по его мнению, психологию ко внутреннему «тупику» и уже сейчас порождает тенденциозность. С его точки зрения, необходимы глубокие преобразования, чтобы «флаг психологии был поднят высоко» [2].

Проблеме «индигенизации» обучения, которое по мнению наших африканских коллег будет способствовать и преодолению трудностей в обучении был посвящен специальный симпозиум: «Indigenizing psychology education and training in the majority world: perspectives from Africa» (индигенизация психологии образования и обучения в мире: перспективы из Африки).

Суть доклада С. Оппонга (Гана) состояла в идее продвижении «деколонизации психологии образования в Африке». Докладчик полагает, что при обучении школьников и студентов в современной Африке очень часто не обращаются к богатым традициям африканских народов и опираются на западную парадигму. И это создает значительные трудности при решении практических психолого-педагогических проблем по причине существенных межкультурных различий. Он считает, что изучение истории психологи в Африке будет способствовать «деколонизации сознания» психологов образования [8].

Выступление Г. Эйю (Уганда) было посвящено методологической проблеме: какой должна быть педагогическая психология в Африке в XXI веке? Очень важной проблемой, требующей решения, является то, что современные выпускники школ испытывают значительные трудности при решении творческих задач. И в этом повинна система обучения, которая не развивает у учащихся критическое мышление и умение решать нестандартные задачи. Поэтому обучение школьных учителей и преподавателей вузов следует реформировать, чтобы сами носители знания обладали вышеуказанными качествами и могли развить эти способности у своих подопечных [3].

Суть выступления Б. Нсаменанга (Камерун) с докладом «Психология образования и обучения в контексте инидигенизации психологии» сводилась к анализу причин, по которым «индигенизация» образования является крайне актуальной задачей. Самая важная из них состоит в том, что традиционное знание indigenous knowledge») предшествует и определяет научные знания. Это, на наш взгляд, очень важная тема для размышления и понимания того, в какой степени повседневная культура определяет развитие науки.

Другие проблемы, требующие решения, вызваны бедностью, только усиливающийся по причине системного кризиса либерального капитализма, что приводит к появлению большого числа «уязвимых детей» (vulnerable children), и это, по мнению африканских коллег, вызывает значительные трудности в обучении [7].

В частности, об итогах своей работы с уязвимыми детьми рассказал Д. Пиллей (ЮАР). Используя качественные методы, он исследовал их жизненный опыт, прежде всего, в образовании. Он пришел к выводу, что западные концепции обучения и развития не могут быть успешно применены в самых бедных регионах Африки для решения проблем в обучении и социализации детей. Поэтому необходима очень прочная и обоснованная интеграция европоцентристских теорий в сфере психологии образования с практикой в Африке [10].

Очень интересный и эмоциональный доклад, тем не менее выдержанный в академическом стиле, представила Й. Миваньи (Нигерия). В течение многих лет она занимается как исследованиями, так и практической работой по развитию креативности у детей-сирот. Ее позицию состоит в том, что с точки зрения психологии образования нет убедительных оснований делить детей на «одаренных» и «серых», тем более на ранних стадиях обучения. Творческое начало есть в каждом ребенке и задача психологов и педагогов диагностировать, в какой области ребенок обладает талантом, а затем создать условия для его развития. Один из методов — уйти от механической модели обучения и побудить ребенка к самостоятельной активности. Для диагностики успешности развития креативности она использует тест «Сравнение похожих рисунков» (The Matching Familiar Figures Test, MFFT). Ее исследование — интересный пример синтеза западной и африканской парадигм, что, по-видимому, и должно определять будущее развитие психологической науки в этом регионе. Она выразила сомнение в необходимости абсолютной «индигениза- ции», которая, по ее мнению, неминуемо приведет к «сектантству», равно как «слепая» вестернизация неизбежно ведет к «макдональдизации» образования и науки [6]. Заслуживают упоминания и два доклада, посвященные некоторым аспектам успешности деятельности в академической среде.

М. Феко (Ботсвана) представила материалы эмпирического исследования о буллинге в образовательных учреждениях и предложила практические методики реализации стратегии «когнитивной адаптации» для повышения устойчивости к стрессу в процессе обучения [9].

Содержательным и острым было выступление приглашенного докладчика А.Томпсон (Багамские острова) об «интернационализации психологии образования и обучения» и необходимости «расширения дискурса». Следует остановиться на двух тезисах этого выступления. Во-первых, утверждении, что интернационализация психологии образования и обучения (PET) становится основным направлением по созданию всемирной психологической науки. Это закономерный процесс в современных условиях глобализации и остановить эту тенденцию невозможно. Но проблема состоит в том, что эта всеобщая наука, по мнению докладчика, основана почти исключительно на западной модели и достижения психологии в других «культурно-исторических типах» в этой концепции практически не представлены. Поэтому, — и это второй важный тезис этого выступления — необходимо, чтобы в эту международную и глобальную систему «психологии образования и обучения» (PET) были включены концепции и достижения всех культур со всех концов мира [11].

В заключение хотел бы отметить, что творческая и даже временами веселая обстановка способствовала быстрому сближению участников, чему немало способствовала отличная организация. Это открывало широкие возможности доля плодотворного профессионального обсуждения самых интересных тем нашей сложной науки. Хотелось бы, чтобы российские психологи чаще встречались со своими коллегами из других стран и континентов, поскольку, как очень мудро писал А. де Сент-Экзюпери, значительная часть жизни которого прошла в Африке: «самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения».

 

Автор благодарит Наталию Александровну Григорьеву — магистра зарубежного регионоведения (РАНХиГС и Университет Пари Нантер) за перевод источника: Le Barbier C. Notes sur la pays der Bara-Imamono / Bulletin de L’Academie malgashe. Nouvel serie, III.1906-1917. P. 63—162.

 

Литература

  1. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977. 264 c.
  2. Cooper S. The African dream or nightmare? [Электронный ресурс] // Psychology for  Society: 1st Pan-African Psychology Congress: Durban, south Africa 18-21 September 2017: Abstracts Booklet. Durban: Inkosy Albert Luthuli International Convention Centre, 2017. P. 24–24. URL: https://www.psyssa.com/wp-content/uploads/2018/09/PAPU-Durban-abstracts-21-September-2017.pdf (дата обращения: 21.03.2019).
  3. Ejuu G. Using questions to answer questions [Электронный ресурс] // Psychology for  Society: 1st Pan-African Psychology Congress: Durban, south Africa 18-21 September 2017: Abstracts Booklet. Durban: Inkosy Albert Luthuli International Convention Centre, 2017. P. 24–24. URL: https://www.psyssa.com/wp-content/uploads/2018/09/PAPU-Durban-abstracts-21-September-2017.pdf (дата обращения: 21.03.2019).
  4. Le Barbier C. Notes sur la pays der Bara-Imamono // Bulletin de L’Academie malgashe. Nouvel serie, III. 1906-1917. P. 63–162.
  5. Maree D. Realism in psychological science [Электронный ресурс] // Psychology for  Society: 1st Pan-African Psychology Congress: Durban, south Africa 18-21 September 2017: Abstracts Booklet. Durban: Inkosy Albert Luthuli International Convention Centre, 2017. P. 24–24. URL: https://www.psyssa.com/wp-content/uploads/2018/09/PAPU-Durban-abstracts-21-September-2017.pdf (дата обращения: 21.03.2019).
  6. Mivanyi Y. Creativity and methods of teaching at Orphanages and IDC centers in Nigeria [Электронный ресурс] // Psychology for  Society: 1st Pan-African Psychology Congress: Durban, south Africa 18-21 September 2017: Abstracts Booklet. Durban: Inkosy Albert Luthuli International Convention Centre, 2017. P. 104–104. URL: https://www.psyssa.com/wp-content/uploads/2018/09/PAPU-Durban-abstracts-21-September-2017.pdf (дата обращения: 21.03.2019).
  7. Nsamenang B. Psychology education and training in the context of indigenous psychologies [Электронный ресурс] // Psychology for  Society: 1st Pan-African Psychology Congress: Durban, south Africa 18-21 September 2017: Abstracts Booklet. Durban: Inkosy Albert Luthuli International Convention Centre, 2017. P. 41–42. URL: https://www.psyssa.com/wp-content/uploads/2018/09/PAPU-Durban-abstracts-21-September-2017.pdf (дата обращения: 21.03.2019).
  8. Oppong S. Indigenizing psychology in Africa through historical studies [Электронный ресурс] // Psychology for  Society: 1st Pan-African Psychology Congress: Durban, south Africa 18-21 September 2017: Abstracts Booklet. Durban: Inkosy Albert Luthuli International Convention Centre, 2017. P. 40–41. URL: https://www.psyssa.com/wp-content/uploads/2018/09/PAPU-Durban-abstracts-21-September-2017.pdf (дата обращения: 21.03.2019).
  9. Pheko M. Theory of Cognitive Adaptation: A Powerful Buffer against those with Legitimate Right and Power to Bully Subordinates [Электронный ресурс] // Psychology for  Society: 1st Pan-African Psychology Congress: Durban, south Africa 18-21 September 2017: Abstracts Booklet. Durban: Inkosy Albert Luthuli International Convention Centre, 2017. P. 17–17. URL: https://www.psyssa.com/wp-content/uploads/2018/09/PAPU-Durban-abstracts-21-September-2017.pdf (дата обращения: 21.03.2019).
  10. Pillay J. Challenges psychologists face working with vulnerable children in Africa: Integration of theory and Practice [Электронный ресурс] // Psychology for  Society: 1st Pan-African Psychology Congress: Durban, south Africa 18-21 September 2017: Abstracts Booklet. Durban: Inkosy Albert Luthuli International Convention Centre, 2017. P. 104–104. URL: https://www.psyssa.com/wp-content/uploads/2018/09/PAPU-Durban-abstracts-21-September-2017.pdf (дата обращения: 21.03.2019).
  11. Thompson A. Internationalizing Psychology Education and Training: The Need to Broaden the Discourse [Электронный ресурс] // Psychology for  Society: 1st Pan-African Psychology Congress: Durban, south Africa 18-21 September 2017: Abstracts Booklet. Durban: Inkosy Albert Luthuli International Convention Centre, 2017. P. 95–95. URL: https://www.psyssa.com/wp-content/uploads/2018/09/PAPU-Durban-abstracts-21-September-2017.pdf (дата обращения: 21.03.2019).

Информация об авторах

Сулейманян Андраник Грантович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: hur@mail333.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1396
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 362
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0