Публикация посвящена памяти известного голландского ученого в области специального образования профессора Яна Ван Дайка, ушедшего из жизни в январе 2018 года. В ней приводятся основные этапы научной жизни исследователя с признанным авторитетом и очерчен его вклад в мировую практику организации обучения глухих детей.

Прошло около полутора лет со дня смерти Яна Ван Дайка (Johannes Van Dijk), ушедшего из жизни 23 января 2018 г. Этот ученый заслужил мировое признание среди исследователей особенностей психического развития детей со сложными сенсорными нарушениями в мире. При этом он всегда с большим интересом относился к теории и практике обучения слепоглухих детей в России, много раз бывал в нашей стране, выступал с лекциями и сообщениями, организовывал совместное проектное исследование со специалистами Детского дома слепоглухих в Сергиевом Посаде, обсуждал возможности сотрудничества с Лабораторией обучения и воспитания слепоглухих НИИ дефектологи АПН СССР. Не раз наши специалисты имели возможность посещать Институт для глухих в Нидерландах, где он работал, сотрудничали с ним в научных комитетах международных конференций.
Ян Ван Дайк родился в 1937 г., в 1957 г. закончил бакалавриат и в 1958 магистратуру в Университете г. Утрехта, в 1958 г. начал работать учителем в Институте для Глухих (Instituut voor Doven), Сент-Михельсгестель (Sint Michielsgestel), недалеко от г. Хертенгенбосха (Hertogenbosch) в Нидерландах. Этот Институт — одно из старейших католических учебных заведений для глухих в Европе, был открыт в 1840 г. Во время работы в Институте Ван Дайка в нем воспитывалось от 450 до 500 глухих детей и подростков, четвертая часть которых имела дополнительные нарушения, такие, как неврологические проблемы, расстройства аутистического спектра, умственную отсталость, двигательные и зрительные недостатки. Большинство детей проживало в интернате.
Своим учителем Я. Ван Дайк считал известного сурдопедагога доктора Антониуса Ван Удена (А. Van Uden), известный своими методиками обучения глухих словесной речи. Один из этих методов состоял в использовании материнского внимания к реакциям глухого ребенка и умения им отвечать с первых лет его жизни, так называемый «Материнский отражающий метод» (Maternal Reflective Method). Там также использовался разговорный метод (The Conversational Method) обучения письму и чтению глухих, основой которого было постоянное создание ситуаций, провоцирующих общение в виде разговора любыми доступными для детей способами. Работающий по этому методу учитель должен быть очень внимателен к желанию глухого ребенка высказаться по интересной для него теме и немедленно поддержать разговор об этом с ребенком. Другой особенностью методов работы в этом учреждении был дифференцированный индивидуальный подход к обучению глухого ребенка. Институт был разделен на несколько отделений (школ), в которых воспитывались и обучались глухие с различными дополнительными нарушениями. Одно из таких отделений впоследствии стало Школой для слепоглухих Святого Рафаила.
Вначале Ван Дайк работал с обычными глухими детьми, но потом стал проявлять все больший интерес к глухим детям с дополнительными нарушениями. В начале 60-х годов он прошел стажировку в США в Перкинс Школе и курс коррекции речевых расстройств в университете Милвоки (Штат Вискансин). В Перкинс Школе его дипломная работа была отмечена премией «Inis Hall Award». 1961 год Ван Дайк называл началом своей работы со слепоглухими детьми. Уже в 1965 г. он стал заведовать отделением для слепоглухих в Школе Св. Рафаила Института для глухих, и оставался ее директором 25 лет. В своей первой публикации по этой проблеме в 1965 г. он писал о 13 слепоглухих детях в Институте глухих, 8 из которых были жертвами внутриутробно перенесенной краснухи и заметно отставали в умственном развитии.
В те же годы Ван Дайк прошел курс общей и специальной педагогики в Католическом университете г. Нейменгена (Нидерланды) и был приглашен для чтения лекций по обучению слепоглухих в этот университет, продолжая свою работу в Институте для глухих Сант-Михельсгестель в качестве главы и координатора отделения для глухих детей с дополнительными нарушениями.
Наибольшую известность в научном мире Ян Ван Дайк получил благодаря своему многолетнему исследованию развития детей с врожденной слепоглухотой вследствие перенесенной внутриутробно краснухи. В начале 70-х годов Ван Дайк, благодаря своим публикациям о детях с врожденными множественными нарушениями был приглашен в Австралию Министерством образования штата Виктория. Ему вместе с австралийским психологом Хэзер Хьюетт (Heather Hewitt) было предложено провести диагностическую и консультативную работу с детьми, имеющими врожденные множественные сенсорные нарушения и их родителями. После эпидемии краснухи в 1969—1970 гг. в австралийском штате Виктория на свет появилось более 100 детей с множественными нарушениями, возникшими вследствие краснухи, перенесенной матерью преимущественно на 10-ой неделе беременности.
В 1976 г. Ван Дайк приезжает в Австралию на год вместе с женой и двумя сыновьями, где проводит первое всестороннее обследование детей, перенесших краснуху внутриутробно. Для исследования Яна Ван Дайка и Хэзер Хьюетт были выбраны 81 ребёнок с синдромом врожденной краснухи, 18 из которых имели слепоглухо- ту (нарушение зрения в виде катаракты в дополнение к глухоте) и были обследованы самым подробным образом. Средний возраст детей составлял 5 лет 6 мес. Всем детям с врожденными катарактами была произведена операция по ее удалению в возрасте от 2 до 18 месяцев. Двое из 18 детей были тотально слепыми, 16 имели остаточное зрение, т.е. могли видеть крупные предметы. Только 8 детей постоянно носили очки. В 1980 г. Ван Дайк приезжает в Австралию еще раз для повторного исследования этих детей. Результаты этих исследований вошли в первую в мире монографию (рис. 2) на английском языке о детях, перенесших внутриутробно краснуху: «Rubella Handicapped Children: the effects of bi-lateral cataract and/or hearing impairment on behavior and learning» (Я. Ван Дайк, 1982 «Дети с нарушениями развития вследствие краснухи: влияние двусторонней катаракты и/или нарушения слуха на их поведение и обучение. Современные основы диагностики и помощи детям с множественными нарушениями»).

Через 12 лет он возвращается в Австралию опять, чтобы обследовать еще раз эту группу уже слепоглухих подростков и молодых людей. Им к этому времени уже исполнилось почти 18-лет. Результаты этого уникального лонгитюдного проекта были обобщены в его, совместной с Рут Карлин и Хэзер Хьюетт монографии (рис. 3): «Persons Handicapped by Rubella. Victors and victims / A Follow-Up Study» («Краснуха: победители и жертвы / Лонгитюдное исследование», 1991).

С 1980 года более 25 лет Ян Ван Дайк возглавлял Диагностический центр и отделение для слепоглухих при Институте для глухих в Сент-Михельстестель (Школа Рафаила), руководил международными проектами по обмену опытом обучения детей с множествен
ными сенсорными нарушениями. Он проводил исследования и описывал их результаты в многочисленных статьях, постоянно участвовал в научных конференциях и семинарах. За вклад в обучение слепоглухих детей он был отмечен премией им. Анны Салливан международной организацией по обучению слепоглухих.
Когда в Нидерландах, как и в других странах Западной Европы остро стал вопрос о реорганизации институтов для глубоко умственно отсталых, именно Ван Дайк в 1997 г. возглавил национальный проект по работе с людьми, имеющими тяжелые нарушения поведения и живущими в различных закрытых учреждениях Нидерландов, предлагая новые методы оценки и коррекции нарушений поведения.
Уйдя с должности руководителя Диагностического центра и профессора университета по возрасту, доктор Ван Дайк несколько лет продолжал вести научную и практическую работу, обобщая свой многолетний опыт, участвуя в международных семинарах и проектах по работе с людьми, имеющими сложные нарушения развития. было выпущено 2 виртуальные программы на компакт-дисках: “Living with CHARGE” («Жизнь с синдромом ЧАРДЖ») о сопровождении детей с этим синдромом и “Child-guided Strategies for Assessing Children who are Deafblind or have Multiple Disabilities» («Направляемые ребенком стратегии оценки слепоглухих или имеющих множественные нарушения детей»), вышедшие соответственно 2000 и в 2001 г.
Кроме того, в рамках международного семинара под руководством доктора Ван Дайка по работе с нарушенным поведением, начавшегося в 2002 году в
Детском доме слепоглухих в г. Сергиевом Посаде был подготовлен компакт-диск и печатное руководство по сопровождению слепоглухих детей с проблемным поведением на русском языке (Ван Дайк, Ван дер Меер, Абдукамалова и др., 2004).
Метод Ван Дайка оказал влияние на подход к слепоглухим детям во многих странах мира.
Все, кто был с ним знаком, слышал его выступления, участвовал в его семинарах и других проектах считают его своим учителем. Одним из первых он познакомил российских психологов и педагогов с теорией и практикой оказания помощи «новым» по тому времени слепоглухим — детям с врожденными сложными сенсорными нарушениями.
Метод психологической оценки и обучения детей с множественными нарушениями развития Ван Дайка эффективно применялся и применяется в разных странах мира. Все, кто знал его лично и имел возможность наблюдать его общение с детьми и их родителями, навсегда получили урок внимательного и чуткого отношения к их особенностям, уважения к их слабостям и умения встать на точку зрения слепоглухого ребенка и его близкого и заинтересовать их собой. Доктор Ван Дайк оказал огромное влияние на методику работы с детьми, имеющими врожденные нарушения зрения и слуха в нашей стране, и мы бесконечно благодарны ему за эту помощь. В ближайшее время на русском языке будет опубликована брошюра, посвященная его памяти «Проблемы обучения и изучения детей с врожденными нарушениями зрения и слуха в работах известного нидерландского психолога Яна Ван Дайка».

