Функциональная оценка проблемного поведения: анализ синтезированных контингентностей на основе интервью (IISCA)

1396

Аннотация

Рассматриваются базовые идеи, лежащие в основе функционального подхода к оценке и коррекции проблемного поведения, а также представлен краткий обзор исследований, связанных, прежде всего, с современным подходом к анализу опасного поведения у детей без применения процедур, предполагающих физическое вмешательство. Известная классическая процедура функционального анализа, описанная в работе Брайана Айваты и коллег (1982/1994), является, несомненно, золотым стандартом в теории и практике прикладного анализа поведения. Однако в настоящее время специалисты все чаще стремятся прибегать к более кратким и безопасным, в отличие от классических, стратегиям вмешательства. На сегодняшний день подход Грегори Хенли к проведению функциональной оценки вызывает большой интерес среди поведенческих аналитиков, все чаще используется для анализа и разработки эффективного вмешательства при коррекции тяжелых и опасных видов проблемного поведения. Иллюстрируется процедура функциональной оценки, основанная на синтезированных контингентностях, описанная Г. Хенли, раскрываются причины использования данного вида оценки, суть синтезированных контингентностей, также дано описание шагов методики с примерами.

Общая информация

Ключевые слова: функциональный анализ, проблемное поведение, экспериментальный контроль, сочетанные контингентности, IISCA

Рубрика издания: Исследования и диагностика РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021710202

Для цитаты: Бутузова Н.Г., Поликарпова Н.С. Функциональная оценка проблемного поведения: анализ синтезированных контингентностей на основе интервью (IISCA) // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 2. С. 6–14. DOI: 10.17759/autdd.2021710202

Литература

  1. Купер Дж.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. Москва: Практика, 2016. 864 с. ISBN 978-5- 89816-157-6.
  2. Стидж М.У., Уотсон Т.С. Проведение функциональной оценки в школе: Руководство для школьных педагогов и психологов. Москва: Оперант, 2016. 319 с. ISBN 978-5-9906841-2-6.
  3. Эрц-Нафтульева Ю.М., Жесткова Е.Б. Проведение процедуры «функциональный анализ поведения» // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 4. С. 24—31.
  4. Ghaemmaghami M., Hanley G.P., Jin S.C., Vanselow N.R. Affirming control by multiple reinforcers via progressive treatment analysis. Behavioral Interventions, 2016, vol. 31, no. 1, pp. 70—86. DOI:10.1002/bin.1425
  5. Hanley G.P., Iwata B.A., McCord B.E. Functional analysis of problem behavior: A review. Journal of Applied Behavior Analysis, 2003, vol. 36, no. 2, pp. 147—185. DOI:10.1901/jaba.2003.36-147
  6. Hanley G.P. Functional assessment of problem behavior: Dispelling myths, overcoming implementation obstacles, and developing new lore. Behavior Analysis in Practice, 2012, vol. 5, pp. 54—72. DOI:10.1007/BF03391818
  7. Hanley G.P., Jin C.S., Vanselow N.R., Hanratty L.A. Producing meaningful improvements in problem behavior of children with autism via synthesized analyses and treatments. Journal of Applied Behavior Analysis, 2014, vol. 47, no. 1, pp. 16—36. DOI:10.1002/jaba.106
  8. Hanley G.P. A perspective on today’s ABA [Электронный ресурс] // Practical Functional Assessment: Understanding Problem Behavior Prior to its Treatment. January 26, 2021. URL: https://practicalfunctionalassessment. com/2021/01/26/a-perspective-on-todays-aba-by-dr-greg-hanley/  (дата  обращения:  20.05.2021).
  9. Hanley G.P. Practical Functional Assessment and Skill Based Treatment [Электронный ресурс] // FTF Behavioral Consulting: Addressing Severe Problem Behavior. URL: https://ftfbc.com/courses/dr-gregory-hanley-presents- practical-functional-assessment-and-skill-based-treatment-10-ceus/  (дата  обращения: 20.05.2021).
  10. Iwata B.A., Dorsey M.F., Slifer K.J. et al. Toward a functional analysis of self-injury. Analysis and Intervention in Developmental Disabilities, 1982, vol. 2, no. 1, pp. 3—20.
  11. Iwata B.A., Dorsey M.F., Slifer K.J. et al. Toward a functional analysis of self-injury. Journal of Applied Behavior Analysis, 1994, vol. 27, no. 2, pp. 197—209. DOI:10.1901/jaba.1994.27-197
  12. Jessel J., Hanley G.P., Ghaemmaghami M. On the Standardization of the Functional Analysis. Behavior analysis in practice, 2019, vol. 13, no. 1, pp. 205—216. DOI:10.1007/s40617-019-00366-1
  13. Jessel J., Metras R., Hanley G.P. et al. Evaluating the boundaries of analytic efficiency and control: A consecutive controlled case series of 26 functional analyses. Journal of Applied Behavior Analysis, 2020, vol. 53, no. 1, pp. 25—43. DOI:10.1002/jaba.544
  14. Shriver M.D., Anderson C.M., Proctor B. Evaluating the validity of functional behavior assessment. School Psychology Review, 2001, vol. 30, no. 2, pp. 180—192.
  15. Slaton J.D., Hanley G.P., Raftery K.J. Interview-informed functional analyses: A comparison of synthesized and isolated components. Journal of Applied Behavior Analysis, 2017, vol. 50, no. 2, pp. 252—277. DOI:10.1002/jaba.384

Информация об авторах

Бутузова Наталия Геннадьевна, Независимый специалист, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8315-9898, e-mail: ngbutuzova@gmail.com

Поликарпова Наталья Сергеевна, Независимый специалист, сертифицированный поведенческий аналитик ВСВА, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2280-5665, e-mail: polikarpova.ul@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1719
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1396
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 11