Агрессия сквозь призму социального остракизма

802

Аннотация

Социальный остракизм распространён повсеместно: начиная от исключения на игровой площадке в детском саду до психологической травли в школе, отвержения в романтических отношениях среди подростков или увольнения с работы в уже взрослом возрасте. Согласно модели К.Д. Вильямса, остракизм (игнорирование и/или исключение) нарушает фундаментальные потребности человека в принадлежности, контроле, осмысленном существовании, самоуважении, причиняет «социальную боль». Исследования остракизма за последние 30 лет зафиксировали прочную взаимосвязь остракизма с агрессивной ответной реакцией, однако и сам социальный остракизм может в пунитивных целях принимать форму агрессии. Приведены литературный обзор исследований в области агрессивного реагирования на остракизм и детальная схема исследования остракизма (как карающего элемента) среди одарённых детей. Статья может быть интересна психологам и педагогам, работающим с проявлениями агрессии, социального исключения.

Общая информация

Ключевые слова: социальный остракизм, игнорирование, исключение, отвержение, агрессия, социальная боль, одаренные дети

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080307

Для цитаты: Бойкина Е.Э. Агрессия сквозь призму социального остракизма [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 60–67. DOI: 10.17759/jmfp.2019080307

Литература

  1. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция учителей [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 1. С. 103–116. URL: https://psyjournals.ru/files/74946/spio_1_2015_bochaver.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
  2. Воликова С.В., Калинкина Е.А. Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 138–161. doi:10.17759/cpp.2015230409
  3. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции жертвы буллинга на агрессивное поведение // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 2. С. 246–256. doi:10.17759/psyedu.2014060221
  4. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 4. C. 102–116. doi:10.17759/psyedu.2016080411
  5. Ayduk O., Gyurak A., Luerssen A. Individual differences in the rejection–aggression link in the hot sauce paradigm: the case of rejection sensitivity // Journal of Experimental Social Psychology. 2008. Vol. 44. № 3. P. 775–782. doi:10.1016/j.jesp.2007.07.004
  6. Bushman B.J, Baumeister R.F., Phillips C.M. Do people aggress to improve their mood? Catharsis beliefs, affect regulation opportunity, and aggressive responding // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 81. № 1. P. 17–32. doi:10.1037/0022-3514.81.1.17
  7. Carter-Sowell A.R. Chen Z., Williams K.D. Ostracism increases social susceptibility // Social Influence. 2008. Vol. 3. №. 3. P. 143–153. doi:10.1080/15534510802204868.
  8. Chester D.S., DeWall C.N. Combating the sting of rejection with the pleasure of revenge: a new look at how emotion shapes aggression // Journal of Personality and Social Psychology. 2017. Vol. 112. № 3. P. 413–430. doi:10.1037/pspi0000080
  9. Chester D.S., DeWall C.N. Sound the alarm: the effect of narcissism on retaliatory aggression is moderated by dACC reactivity to rejection // Journal of Personality. 2015. Vol. 84. № 3. P. 361–368. doi:10.1111/jopy.12164
  10. Chow R.M., Tiedens L.Z., Govan C.L. Excluded emotions: the role of anger in antisocial responses to ostracism // Journal of Experimental Social Psychology. 2008. Vol. 44. № 3. P. 896–903. doi:10.1016/j.jesp.2007.09.004
  11. Eisenberger N.I., Lieberman M.D. Why it hurts to be left out: the neurocognitive overlap between physical and social pain // The Social Outcast: Ostracism, Social Exclusion, Rejection, and Bullying / Eds. K.D. Williams, J.P. Forgas, W. von Hippel. NY: Psychology Press. 2005. P. 109–127.
  12. Frączek A., Konopka K., Dominiak-Kochanek M. Patterns of readiness for interpersonal aggression: cross-national study on sex difference [Электронный ресурс] / Eds. H. Liberska, M. Farnicka // Aggression as a challenge: Theory and Research: Current Problems. Berlin: Peter Lang Publishing, 2016. P. 33–50. URL: https://www.researchgate.net/publication/306120091_Patterns_of_readiness_for_interpersonal_aggression_A_cross-national_study_on_sex_difference (дата обращения: 23.04.2018).
  13. Gaertner L, Iuzzini J, O’Mara E.M. When rejection by one fosters aggression against many: multiple-victim aggression as a consequence of social rejection and perceived groupness // Journal of Experimental Social Psychology. 2008. Vol. 44. № 4. P. 958–970. doi:10.1016/j.jesp.2008.02.004.
  14. Hawkley L.C., Williams K.D., Cacioppo J.T. Responses to ostracism across adulthood // SCAN. 2010. Vol. 6. № 2. P. 234–243. doi:10.1093/scan/nsq045.
  15. If you can’t join them, beat them: effects of social exclusion on aggressive behavior / J.M. Twenge [et al.] // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 81. № 6. P. 1058–1069. doi:10.1037//0022-3514.81.6.1058.
  16. Knapton H.M. The recruitment and radicalisation of western citizens: does ostracism have a role in homegrown terrorism? // Journal of European Psychology Students. 2014. Vol. 5. № 1. P. 38–48. doi:10.5334/jeps.bo.
  17. Ogurlu U. Ostracism among Gifted Adolescents: A Preliminary Study in Turkey // Educational process: International journal. 2015. Vol. 4. № 1–2. P. 18–30. doi:10.12973/edupij.2015.412.2.
  18. Orders to shoot (a camera): effect of ostracism on obedience / P. Riva [et al.] // The Journal of Social Psychology. 2014. Vol. 154. № 3. P. 208–216. doi:10.1080/00224545.2014.883354.
  19. Ostracism in Everyday Life: The Effects of Ostracism on Those Who Ostracize / J.B. Nezlek [et al.] // The Journal of Social Psychology. 2015. Vol. 155. № 5. P. 432–451. doi:10.1080/00224545.2015.1062351.
  20. Poon K.T., Teng F. Feeling unrestricted by rules: Ostracism promotes aggressive responses // Aggressive behavior. 2017. Vol. 43. № 6. P. 558–567. doi:10.1002/ab.21714.
  21. Rajchert J., Konopka K., Huesmann L.R. It is more than thought that counts: the role of readiness for aggression in the relationship between ostracism and displaced aggression // Current Psychology. 2017. Vol. 36. № 3. P. 417–427. doi:10.1007/s12144-016-9430-6.
  22. Ren D., Wesselmann E.D., Williams K.D. Hurt people hurt people: ostracism and aggression // Current Opinion in Psychology. 2018. Vol. 19. P. 34–38 doi:10.1016/j.copsyc.2017.03.026.
  23. Sommer F., Leuschner V., Scheithauer H. Bullying, romantic rejection, and conflicts with teachers: the crucial role of social dynamics in the development of school shootings-review // International Journal of Developmental Science. 2014. Vol. 8. № 1–2. P. 3–24. doi:10.3233/DEV-140129.
  24. The social and emotional development of gifted children: What do we know? / M. Neihart [et al.]. Washington, DC: The National Association for Gifted Children, 2002. P. 11–24.
  25. Validation of the Ostracism Experience Scale for Adolescents / R. Gilman [et al.] // Psychological Assessment. 2013. Vol. 25. № 2. P. 319–330. doi:10.1037/a0030913.
  26. Warburton W.A., Williams K.D., Cairns D.R. When ostracism leads to aggression: the moderating effects of control deprivation // Journal of Experimental Social Psychology. 2006. Vol. 42. № 2. P. 213–220. doi:10.1016/j.jesp.2005.03.005.
  27. Wesselmann E.D., Williams K.D. The potential balm of religion and spirituality for recovering from ostracism // Journal of. Management, Spirituality, and Religion. 2010. Vol. 7. № 1. P. 29–45. doi:10.1080/14766080903497623.
  28. Williams K. D., Wheeler L., Harvey J. Inside the social mind of the ostracizer / Eds. J. Forgas, K. Williams, &L. Wheeler // The social mind: Cognitive and motivational aspects of interpersonal behaviour. New York: Cambridge University Press, 2001. P. 294–320.
  29. Williams K.D. Ostracism // The Annual Review of Psychology. 2007. Vol. 58. P. 425–452. doi:10.1146/annurev.psych.58.110405.085641.
  30. Williams K.D. Ostracism: a temporal need-threat model // Advances in Experimental Social Psychology. 2009. Vol. 41. P. 279–314. doi:10.1016/S0065-2601(08)00406-1.
  31. Wölfer R., Scheithauer H. Ostracism in Childhood and Adolescence: Emotional, Cognitive, and Behavioral Effects of Social exclusion // Journal Social Influence. 2013. Vol. 8. № 4. P. 217–236. doi:10.1080/15534510.2012.706233.

Информация об авторах

Бойкина Екатерина Эдуардовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2707-3969, e-mail: katarinatapfer@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1644
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 802
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2