Педагогика эффективного смешанного обучения

2258

Аннотация

В работе представлены модель эффективной педагогики смешанного обучения, ее ценностей, ключевых факторов эффективного смешанного обучения, а также рекомендации для учителей и методистов. Дан обзор литературы по проблемам смешанного обучения за последнее десятилетие. Основные принципы эффективного смешанного обучения включают в себя необходимость выстраивать учебный процесс, помещая ученика в центр образовательного процесса, ориентироваться не только на знания, но и на компетенции, персонализацию и формирование личной ответственности за результаты собственной деятельности. Полученные результаты позволяют говорить о том, что на эффективность смешанного обучения влияют учебный дизайн и гибкий подход, модель полного усвоения и дифференцированное обучение, персонализация, учебные сообщества, активное и интерактивное обучение, изменение системы оценивания, учебная самостоятельность и саморегулируемое обучение, самоэффективность и применение диагностических тестов. Приведен доказательный материал в пользу того, что современное понятие «смешанное обучение» включает в себя изменение педагогического подхода, хотя в широком использовании оно продолжает оставаться сочетанием онлайн обучения и обучения «лицом к лицу». Отмечается, что современные исследования направлены на выявление параметров, влияющих на эффективность смешанного обучения, таких как саморегуляция и самоэффективность учащихся, применение учителями дифференцированного обучения, формирующего оценивания, активного обучения. Даны рекомендации для учителей и методистов по повышению эффективности смешанного обучения и перечень педагогических технологий, применяемых в эффективном смешанном обучении, влияющих на учебные результаты.

Общая информация

Ключевые слова: смешанное обучение, онлайн-обучение, педагогика смешанного обучения, перевернутый класс, активное обучение, персонализация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090301

Для цитаты: Андреева Н.В. Педагогика эффективного смешанного обучения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 8–20. DOI: 10.17759/jmfp.2020090301

Литература

  1. Андреева Н.В. Практика смешанного обучения: история одного эксперимента // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 3. С. 20–28. DOI:10.17759/pse.2018230302
  2. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди, 2016. 280 с.
  3. Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 3. С. 5–19. DOI:10.17759/ pse.2018230301
  4. Материалы трека другая школа. Карантин. Конференции смешанное обучение [Электронный ресурс] // Смешанное обучение в России. URL: http://blendedlearning.pro/application/actions/alt/ (дата обращения: 30.08.2020).
  5. Смешанное обучение в России [Электронный ресурс]. URL: http://blendedlearning.pro/ (дата обращения: 30.08.2020).
  6. Allen I.E., Seaman J. Class Differences: Online Education in the United States [Электронный ресурс]. Babson Park: Babson Survey Research group; The Sloan Consortium, 2010. 30 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED529952.pdf (дата обращения: 30.08.2020).
  7. Bergmann J., Sams A. Flipped learning: Gateway to student engagement. Washington DC: International Society for Technology in Education, 2014. 182 p.
  8. Blended Learning [Электронный ресурс] // Christensen Institute. 2020. URL: https://www.christenseninstitute.org/blended-learning/ (дата обращения: 30.08.2020).
  9. Blended learning: Personalizing Education for Students [Электронный ресурс] // Coursera. 2020. URL: https://www.coursera.org/learn/blending-learning-personalization (дата обращения: 30.08.2020).
  10. Bloom B.S. The 2 Sigma Problem: The Search for Methods of Group Instruction as Effective as. One-to-One Tutoring [Электронный ресурс] // Educational Researcher. 1984. Vol. 13. № 6. P. 4–16. URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.3102/0013189X013006004 (дата обращения: 30.08.2020).
  11. Boelens R., De Wever B., Voet M. Four key challenges to the design of blended learning: A systematic literature review // Educational Research Review. 2017. Vol. 22. P. 1–18. DOI:10.1016/j.edurev.2017.06.001
  12. Bray B., McClaskey K. Personalization vs Differentiation vs Individualization [Электронный ресурс]. 2013. 13 p. // Alberta. URL: https://education.alberta.ca/media/3069745/personalizationvsdifferentiationvsindividualization.pdf (дата обращения: 30.08.2020).
  13. Brodersen R.M., Melluzzo D. Summary of research on online and blended learning programs that offer differentiated learning options [Электронный ресурс]. Washington, DC: Regional Education Laboratory, 2017. 23 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED572935.pdf (дата обращения: 30.08.2020).
  14. Continued progress: Promising evidence on personalized learning [Электронный ресурс] / J.F. Pane [et al.]. Santa Monica, California, USA: RAND Corporation, 2015. 56 p. URL: http://k12education.gatesfoundation.org/wp-content/uploads/2015/11/Gates-ContinuedProgress-Nov13.pdf (дата обращения: 05.10.2020).
  15. Cronje Johannes C. Towards a New Definition of Blended Learning [Электронный ресурс] // Electronic Journal of e-Learning. 2020. Vol. 18. № 2. P. 114–121. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1250468.pdf (дата обращения: 30.08.2020).
  16. Driscoll M. Blended learning: Let’s get beyond the hype [Электронный ресурс] // E-Learning. 2002. Vol. 1. № 4. P. 1–3. URL: http://www-07.ibm.com/services/pdf/blended_learning.pdf (дата обращения: 30.08.2020).
  17. Early Progress: Interim Report on Personalized Learning [Электронный ресурс] / K-12 Education Team. Santa Monica, California, USA: RAND Corporation, 2014. 32 p. URL: http://k12education.gatesfoundation.org/resource/early-progress-interim-research-on-personalized-learning/ (дата обращения: 05.10.2020).
  18. Effectiveness of cognitive tutor algebra I at scale / J.F. Pane [et al.] // Educational Evaluation and Policy Analysis. 2014. Vol. 36. № 2. P. 127–144. DOI:10.3102/0162373713507480
  19. Erbil D.G. A Review of Flipped Classroom and Cooperative Learning Method Within the Context of Vygotsky Theory [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article number 1157. URL: https://www.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2020.01157 (дата обращения: 30.08.2020).
  20. Future Ready Learning: Reimagining the Role of Technology in Education [Электронный ресурс] / U.S. Department of Education. Washington, D.C.: Office of Educational Technology, 2016. 106 p. URL: http://tech.ed.gov/files/2015/12/NETP16.pdf (дата обращения: 30.08.2020).
  21. Garrison D.R., Kanuka H. Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education // Internet and Higher Education. 2004. Vol. 7. P. 95–105. DOI:10.1016/j.iheduc.2004.02.001
  22. Graham C. R., Allen S., Ure D. Benefits and challenges of blended learning environments // Encyclopedia of Information Science and Technology. 2005. P. 253–259. DOI:10.4018/978-1-59140-553-5.ch047
  23. Graham C.R. Blended learning systems: Definition, current trends and future directions // The handbook of blended learning: Global perspectives, local designs / Eds. C.J. Bonk, C.R. Graham. San Francisco: Pfeiffer, 2006. P. 3–21.
  24. Integrative Assessment Framework in Blended Learning / S. Titov [et al.] // TEM journal. Technology Education Management Informatics. 2019. Vol. 8. № 3. P. 768–774. DOI:10.18421/TEM83-10
  25. Lee H.S., Anderson J. Student Learning: What Has Instruction Got to Do With It? // Annual review of psychology. 2012. Vol. 64. P. 445–469. DOI:10.1146/annurev-psych-113011-143833
  26. Newswire P.R. Interactive Learning Centers Announces Name Change to EPIC Learning [Электронный ресурс]. 1999. URL: https://archive.vn/9C1kK (дата обращения: 30.08.2020).
  27. Park H., Shea P. A review of ten-year research through co-citation analysis: Online learning, distance learning and blended learning // Online Learning. 2020. Vol. 24. № 2. P. 225–244. DOI:10.24059/olj.v24i2.2001
  28. Shu-Chen Cheng, Gwo-Jen Hwan, Chiu-Lin Lai Critical research advancements of flipped learning: a review of the top 100 highly cited papers // Interactive Learning Environments. 2020. Article number 1765395. DOI:10.1080/10494820.2020.1765395
  29. Staker H., Horn M.B. Classifying K-12 blended learning [Электронный ресурс]. [Mountain View]: Innosight Institute, 2012. 22 p. URL: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blended-learning.pdf (дата обращения: 30.08.2020).
  30. Thai Ngoc Thuy, De Wever Bram, Valcke Martin The impact of a flipped classroom design on learning performance in higher education: Looking for the best «blend» of lectures and guiding questions with feedback // Computers & Education. 2017. Vol. 107. P. 113–126. DOI:10.1016/j.compedu.2017.01.003
  31. Visible Learning Meta [Электронный ресурс]: Corwin Visible Learning Plus. URL: https://www.visiblelearningmetax.com (дата обращения: 30.08.2020).
  32. Walkington Candace, Bernacki Matthew L. Appraising research on personalized learning: Definitions, theoretical alignment, advancements, and future directions // Journal of research on technology in education. 2020. Vol. 52. № 3. P. 235–252. DOI:10.1080/15391523.2020.1747757
  33. Wang M., Wegerif R. From active‐in‐behaviour to active‐in‐thinking in learning with technology // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 50. № 5. P. 2178-2180. DOI:10.1111/bjet.12874
  34. Wiliam D. Formative assessment: Getting the focus right // Educational assessment. 2006. Vol. 11. № 3–4. P. 283–289. DOI:10.1080/10627197.2006.9652993

Информация об авторах

Андреева Наталья Владимировна, эксперт по новым образовательным технологиям Центра смешанного обучения, Интеллиджей Лабс, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0059-8415, e-mail: andreeva.naty@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1352
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2258
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 3