Социальная адаптация детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения

911

Аннотация

Статья представляет собой обзор зарубежных исследований, посвященных социализации детей c онкологическим заболеванием в анамнезе. Исследования свидетельствуют, что наличие онкологического диагноза является сильнейшим стрессогенным фактором для ребенка, также, как и длительная госпитализация, болезненные медицинские процедуры, астенизация, эмоциональная депривация, отрыв от привычного образа жизни и близких родственников. Все это негативно влияет на психологическое состояние ребенка и его реинтеграцию в социум после продолжительного лечения. Особое внимание уделено публикациям трудностях, с которыми сталкивается ребенок при возвращении в социум. В них показано, что дети с онкологическим заболеванием (по излечении или в ремиссии) испытывают трудности в социальном взаимодействии, проблемы с учебой, когнитивные трудности, что может приводить к эмоциональным нарушениям. Проанализированы исследования, направленные на оценку семейной ситуации детей с онкологическими заболеваниями. В статье также описаны возможные стратегии предупреждения и коррекции социальной дезадаптации и психологической поддержки семей, в которых есть дети с онкологическими заболеваниями.

Общая информация

Ключевые слова: дети, онкологическое заболевание, социальная адаптация, реинтеграция

Рубрика издания: Медицинская психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090312

Тематический сетевой сборник: Клинико-психологические аспекты развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Для цитаты: Куртанова Ю.Е., Бурдукова Ю.А., Щербакова А.М., Щукина В.Д., Иванова А.А. Социальная адаптация детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 127–138. DOI: 10.17759/jmfp.2020090312

Полный текст

 

 

Онкологические заболевания, как одна из ведущих причин смертности детей и подростков в мире, ежегодно диагностируются в среднем у 300 000 детей в возрасте от рождения до 19 лет. Детские онкологические заболевания включают в себя множество различных типов опухолей, которые возникают у детей и подростков в возрасте 0—19 лет. Наиболее распространенные категории детских онкологических заболеваний включают в себя лейкемии, злокачественные опухоли головного мозга, лимфомы и такие опухоли, как нейробластома и нефробластома [49].

Современные технологии диагностики и тактика лечения при онкологических заболеваниях постоянно совершенствуются, а выживаемость детей во многих странах увеличилась на 65% в 1980-е гг. и на сегодняшний день может достигать 80% [29].

Однако, несмотря на ощутимый прогресс в успешности лечения, онкологические заболевания, безусловно, ухудшают качество жизни пациентов [32]. У детей, имеющих в анамнезе онкологическое заболевание, чаще отмечаются истощаемость, снижение когнитивного потенциала, трудности в обучении, плохое самочувствие в сравнении со здоровыми сверстниками [1; 13; 19; 32].

Несмотря на успешное лечение, психологическое восстановление ребенка может быть сильно затруднено. Физическое самочувствие детей с онкологическими заболеваниями после завершения лечения снижено по сравнению с их здоровыми сверстниками [32].

Тяжелое лечение онкологических заболеваний, связанное с влиянием препаратов на нервную систему, также может оказывать негативное влияние на развитие когнитивных функций, что приводит к трудностям в обучении детей [1].

Дети, перенесшие онкологическое заболевание, подвержены стрессу больше, чем их здоровые сверстники, и имеют риск развития психических расстройств, а также находятся в крайне тяжелом психологическом состоянии [3; 7; 15; 50].

Даже более чем через семь лет после постановки указанного диагноза значительное количество взрослых людей, которые имели онкологическое заболевание в детском возрасте, сообщают о клинических симптомах психологического дистресса, который соответствует диагностическим критериям посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) [16]. Семья больного ребенка (или взрослого) также тяжело переносит негативные психосоциальные последствия онкологического заболевания [24].

В исследовании Шульте Ф. с соавторами было показано, что лица, пережившие опухоли центральной нервной системы в детском возрасте, испытывают социальные трудности во взрослом возрасте [48].

Кроме того, у детей, перенесших онкологическое заболевание, описаны особенности психоэмоционального состояния, которые часто обусловлены особенностями их внешнего вида [14].

1.     Влияние госпитализации на психическое
состояние ребенка

Онкологические заболевания требуют длительного пребывания ребенка в стационаре. Отрыв от естественной для ребенка семейной обстановки, общества сверстников, отсутствие возможности посещать школу и развиваться в соответствии со своим возрастом вместе с другими детьми ставят этих детей в положение психологической, педагогической и социальной депривации [14].

Сам факт госпитализации является травмирующим для большинства детей. Когда из-за болезни ребенка забирают из безопасной и заботливой домашней среды, помещают в незнакомые условия больницы, эта ситуация может вызывать сильный стресс в дополнение к причиненному самой болезнью [27].

Эмпирические данные с 1950 гг. по настоящее время подтверждают, что болезнь и госпитализация являются травматическим опытом для детей, провоцирующим у них страх и тревогу, что может приводить к временным или долгосрочным поведенческим и психологическим трудностям в их развитии.

Показано, что эмоциональные расстройства в той или иной степени наблюдаются почти у 90% юных пациентов, а тяжелый психологический стресс имеет место, по разным данным, в 10—30% случаев [27]. Негативными факторами стационарного лечения являются тяжелые побочные эффекты от применения химиопрепаратов, ухудшение самочувствие, неопределенность исхода лечения, стрессовое состояние, длительная социальная изоляция.

В первую очередь следует выделить сами медицинские манипуляции. Процедуры, связанные с использованием игл и инъекций, анализы и переливания крови часто вызывают очень тяжелые реакции у детей, и они могут воспринимать эти процедуры как враждебные акты, направленные против них [27]. Госпитализированные дети часто находятся в состоянии негативного ожидания и повышенной бдительности, что приводит к субъективному эффекту восприятия времени, проведенного в больнице, как чересчур длительного [27].

Во-вторых, детское восприятие болезни, боли и лечения отличается от взрослого. Понимание болезни и ее причин тесно связано с когнитивными возможностями, и чем младше ребенок, тем меньше развито у него рациональное восприятие болезни, познание смысла боли и процедур лечения. Кроме того, негативное влияние на состояние детей в больнице оказывает медицинская концепция восприятия пациента в качестве пассивного объекта лечения [27].

В-третьих, серьезным фактором, ухудшающим психическое состояние ребенка в больнице, является снижение социальной активности. Это в первую очередь касается тех заболеваний, которые требуют длительного пребывания в стационаре. Это понятно, так как длительный отрыв от естественной для ребенка семейной обстановки, компании сверстников, отсутствие возможности посещать школу и развиваться в соответствии со своим возрастом вместе с другими детьми ставят этих детей в положение психологической и социальной депривации. В этой ситуации взаимоотношения с родителями, зачастую сопровождающими ребенка в стационаре, являются одним из важнейших факторов эмоционального состояния ребенка.

2.     Семейная ситуация детей с онкологическими
заболеваниями

Онкологический диагноз практически всегда является шоком для родителей ребенка. Это крайне негативный стрессовый опыт, который может бросить вызов всей семейной системе, а также меняет роль ребенка, которому поставили такой диагноз, и других детей в семье [8]. В такой ситуации всем членам семьи необходимо адаптироваться к новым ролям и обязанностям. Родители детей с хроническими заболеваниями обычно описывают свое состояние как тревожное, отмечают депрессивные симптомы, финансовое напряжение и семейные конфликты [17; 35; 41].

На родителях лежит основная ответственность за то, чтобы их ребенок был способен адаптироваться к жизни с заболеванием, как с точки зрения эмоционального функционирования, так и с точки зрения развития в повседневной жизни [52].

Предполагается, что способ, которым семья в целом реагирует на постановку диагноза, обычно влияет на адаптацию детей в семье. Сталкиваясь с онкологическим заболеванием, члены семьи переживают сильные эмоции. Родителям необходимо эффективно общаться со своим ребенком и пересматривать роли и обязанности для удовлетворения требований лечения [37; 55].

Психологический стресс родителей также является фактором риска ухудшения состояния здоровья детей [40].

Иными словами, позитивность или негативность внутрисемейной позиции родителей становится решающим фактором, определяющим способность ребенка адаптироваться к хроническому заболеванию.

В исследовании Бакулы Д.М. и др. было доказано, что между психологической адаптацией родителей и качеством жизни ребенка существует значительная взаимосвязь [54].

В исследовании, которое было направленно на систематический обзор и метаанализ для поиска связи между функционированием семьи и адаптацией ребенка (пациента/братьев и сестер) после диагностики онкологического заболевания, было выявлено, что улучшение функционирования семьи способствует адаптации детей [53].

Поэтому важно оценивать неудовлетворенные потребности родителей и оказывать поддержку всем членам семьи и семье в целом после постановки диагноза.

То, как семья функционирует в серьезной ситуации, действительно может иметь последствия для адаптации к ней всех членов семьи, и вмешательства на уровне семьи могут помочь решить или предотвратить проблемы адаптации для всех детей, а не только самого заболевшего ребенка.

Братья и сестры детей с онкологическими заболеваниями также часто демонстрируют симптомы посттравматического стрессового расстройства, отрицательные эмоциональные реакции и низкое качество жизни по сравнению с нормой или контрольными группами [46].

Необходимо отметить, что симптомы ПТСР у родителей, могут возникать и после успешного лечения онкологического заболевания.

Это справедливо и в отношении братьев и сестер пациентов, так как им необходимо выполнять новые роли и обязанности в семье. Братьям и сестрам детей с онкологическими заболеваниями родители меньше уделяют внимания [36], помимо этого, сиблинги таких детей нередко сообщают о низком качестве жизни и трудностях, с которыми они сталкиваются в школе [46]. Таким образом, онкологическое заболевание ребенка — это семейная проблема, которая выходит за рамки симптоматического лечения болезни.

3.      Социально-психологические последствия
перенесенного онкологического заболевания
в детском возрасте

Последствия заболевания, как правило, продолжают сказываться и после стационарного лечения, ребенок оказывается в сложной ситуации. Ему нужно не только приспособиться к ограничениям, связанным со здоровьем, но и преодолеть страх возвращения в обычную социальную среду с ее заботами, интересами, требованиями и заново адаптироваться к ней.

Подавляющее большинство исследователей среди проблем, с которыми сталкивается перенесший заболевание ребенок, отмечают трудности социального взаимодействия [11; 18; 6; 4]. Трудности с коммуникативными навыками у детей с онкологическими заболеваниями связаны с большим риском снижения уверенности в себе и с ярко выраженными симптомами депрессии по сравнению со здоровыми сверстниками [9].

Более того, показано, что слабо развитые коммуникативные навыки и социальные трудности, с которыми сталкиваются те, кто перенес онкологические заболевания в детском возрасте, сохраняются в позднем подростковом возрасте и во взрослой жизни [20; 45].

Вероятно, невозможно говорить о единственном источнике дефицита социальной компетентности у детей с онкологическими заболеваниями.

Известно только, что основные методы лечения, такие как хирургия и/или лучевая терапия, химиотерапия, влияют на когнитивные способности [19; 38], что может повлиять и на социальную компетентность [32].

Однако это не единственная причина нарушения социальной компетентности, существуют также косвенные причины, влияющие на социальное функционирование.

Например, из-за длительного отсутствия в школе дети не только лишены академических возможностей обучения, но и возможностей для социального взаимодействия со сверстниками в классе [44]. Кроме того, в работах с использованием метода фокус-группы было показано, что сами дети в качестве основных социальных проблем называют высмеивание сверстниками и отсутствие друзей среди одноклассников [10; 56].

Психологическая подготовка детей к выписке из стационара является особой проблемой. Это связано с тем, что, несмотря на всю позитивность выхода ребенка в обычную среду жизни и обучения, сам период возвращения воспринимается ребенком и его окружением как стрессовая ситуация.

Кроме того, онкологические заболевания часто рецидивируют, поэтому после выписки необходимо еще долгое наблюдение с посещением амбулаторных клиник, приемом лекарственных препаратов и, в случае рецидива, новой госпитализацией. Поэтому даже стадия ремиссии воспринимается родителями и зачастую ребенком как сложная стрессовая ситуация.

В шведском исследовании, посвященном эмоциональному выгоранию матерей и отцов детей, страдающих опухолями головного мозга, было показано, что онкологическое заболевание у ребенка может иметь отдаленные последствия для психического состояния родителей [39]. На момент исследования лечение было завершено в среднем 35 месяцев назад и у ребенка отсутствовали признаки заболевания. Оценка выгорания проводилась с помощью опросника SMBQ (Shirom-Melamed Burnout Questionnare). Матери экспериментальной группы продемонстрировали достоверно более высокий уровень эмоционального выгорания по сравнению с матерями детей, не имеющих хронических заболеваний. Различия были существенны, как для общего итогового показателя SMBQ, так и для таких его аспектов, как «истощение/усталость» и «когнитивные расстройства». Следует указать, что у отцов детей с онкологическими заболеваниями эмоциональное выгорание не отличается от отцов со здоровыми детьми.

То есть матери детей, страдающих от онкологии, испытывают хронический стресс в большей степени, чем отцы. Предварительное объяснение этого гендер­ного отличия шведский исследователь видит в том, что матери, согласно традиционному распределению ролей в семье, больше времени проводят с болеющим ребенком, чем отцы.

Интересно, что время, которое прошло с момента завершения лечения, не влияло на выгорание родителей. Следовательно, заболевание ребенка может истощать эмоциональные ресурсы семьи даже спустя годы после излечения.

Кроме того, необходимо учитывать, что напряжение, связанное с заболеванием, могут испытывать не только эмоционально близкие больному ребенку люди, но и те, кто связан с ним социальными связями.

В исследовании отдела педиатрической гематологии/онкологии университетской клиники Гераклиона (Греция) было выявлено, что стресс испытывает не только сам ребенок, который отвык от сверстников, не уверен в своих силах, сталкивается с иными, чем в больнице, требованиями, но и школьные учителя, вновь начинающие работу с ребенком в классе [21].

Зачастую причина тому кроется в недостатке знаний о заболевании ребенка и тех физических и психо­социальных особенностях, которые оно накладывает.

Проблема возвращения к обучению после долгого лечения — одна из самых основных проблем у детей при реинтеграции в социум. В литературе выделяются основные трудности, которые возникают у ребенка с онкологическим заболеванием [33; 43].

•     Пропуск школы. Дети с онкологическим заболеванием отсутствуют в школе в три-шесть раз дольше в год, чем при хронических или ортопедических заболеваниях. Пропуски продолжаются и после выписки ребенка, остаются значительными и через 2—3 года после постановки диагноза.

•     Физические изменения (такие как потеря волос, изменение веса).

•     Побочные результаты болезни (такие как усталость и др.) могут снижать эффективность учебы.

•     Обеспокоенность учителей из-за отсутствия знаний о болезни и боязни рецидивов и ухудшения самочувствия ребенка непосредственно в школе.

•     Отказ родителей отправлять своего ребенка в школу из-за страхов перед инфекцией и непринятием сверстниками.

•     Школьная фобия. Школьная фобия описывается в среднем в 10% в большой выборке детей школьного возраста с онкологическими заболеваниями. Эта фобия характеризуется отказом учиться в школе из-за страха перед неуспешностью в учебе, соматическими жалобами и страха перед социальным отвержением и поддразниванием из-за изменившегося внешнего вида.

В исследованиях указывается, что основным пре­диктором психологической адаптации детей после онкологического заболевания является поддержка со стороны одноклассников. Это фактор, влияющий на успешную адаптацию гораздо в большей степени, чем поддержка родителей и учителей [56].

4.                   Возможные стратегии психологической
поддержки детей с онкологическими заболеваниями

Как сказано выше, пребывание ребенка, особенно длительное, в условиях стационарного (лечебного, лечебно-профилактического, реабилитационного) учреждения существенно влияет на ход его психического развития в целом, и успешность обучения — в частности.

Внезапная манифестация серьезного заболевания воспринимается детьми как «трагическое лишение всего», так как приводит к многомесячной госпитализации с отрывом от учебы, друзей, разлукой с домом, тяжелым лечением, которое сопровождается не только частыми болезненными процедурами, но и изменением внешнего облика с появлением ожирения, облысения.

Психотравмирующим для больных детей является и то, что они наблюдают страдание других пациентов, узнают об их смерти.

В зарубежной практике одним из наиболее традиционных методов поддержки онкологических больных является просветительская деятельность [2]. Считается, что понимание течения болезни, необходимых медицинских мер, сопутствующих побочных эффектов снижает психологическую травматизацию пациента [2].

Так, Хелгесон и Коэн опубликовали обзор групповых терапевтических мероприятий для людей, больных раком, основанных на просветительской деятельности. Авторы пришли к выводу, что подобные мероприятия дают определенные положительные результаты в самочувствии пациентов [30].

В другом исследовании сообщается о снижении показателей боли у детей после проведенной групповой работы [45]. Авторы отмечают, что работа с пациентами посредством их просвещения, помимо расширения знаний о реабилитационных возможностях, повышает их способность к самовыражению, эмоциональную стабильность, проницательность и уровень рефлексии [34; 51].

Таким образом, в период лечения онкологических заболеваний основной целью психологической поддержки является профилактика эмоциональных нарушений. При возвращении к повседневной жизни после лечения дети нуждаются в психологической поддержке своего социума, друзей и одноклассников.

Как было указано выше, этому может препятствовать связанное с болезнью снижение социальной активности. Для повышения компетенции в социуме детям часто необходимо формирование/восстановление социальных навыков. Есть данные о том, что специальные программы по обучению социальным навыкам, например, чтобы уметь эффективно взаимодействовать с дразнящими сверстниками, может помочь интеграция детей [18; 22]. Однако необходимо учитывать, что в этих исследования не оценивался долговременный эффект такого социального тренинга.

5.     Психологическая поддержка семей, имеющих
детей с онкологическими заболеваниями

В западных странах существуют различные модели семейных систем, которые применяются к группам населения, страдающим хроническими заболеваниями.

Модель социальной экологии [12] иллюстрирует, как ребенок развивается под влиянием семейной системы в дополнение к другим социальным системам. Можно упомянуть также модель преодоления стресса, связанного с инвалидностью [42], двойную ABCX- модель [24]. Каждая из них предполагает, что аспекты функционирования семьи могут быть факторами риска или защитными факторами для индивидуальной адаптации к болезни или инвалидности.

В данных моделях выделяются аспекты общего функционирования семьи, которые влияют на адаптацию ребенка, такие как сплоченность семьи, конфликт, адаптивность, система убеждений, коммуникация, организационные структуры, способность решать проблемы и социальная поддержка.

Так, датскими психологами была описана система внедрения семейно-ориентированной поддержки (FAMOS): разработка психосоциального вмешательства для семей детей, переживших онкологическое заболевание [25]. Предложенный реабилитационный метод основан на принципах семейной системной терапии и когнитивно-поведенческой терапии. Терапия проводится в течение шести сеансов у семьи дома.

Такой вариант — очень гибкий и дает ряд преимуществ, например, не возникает вопроса, с кем оставить ребенка на время проведения сеансов. В работе отмечается, что система здравоохранения не обеспечивает систематической психологической поддержки семей детей, имеющих онкологическое заболевание, возможно, из-за того, что приоритетное внимание уделяется медицинскому лечению, а также из-за отсутствия фактических данных о том, как оказывать психосоци­альную поддержку.

Разработанная семейно-ориентированная поддержка (FAMOS) нацелена на помощь семьям в совла­дании с психологическими проблемами, связанными с онкологическим заболеванием, и является первым домашним психосоциальным вмешательством для всей семьи, которое проводится вскоре после окончания интенсивного лечения ребенка. Цель состоит в том, чтобы помочь семьям предотвратить связанные с раком психологические проблемы как можно скорее после окончания лечения. Ведется работа по укреплению связей между родителями и между родителями и детьми в профилактике отсроченных психологических дезадаптивных реакций на рак в семье, по уменьшению острых психологических симптомов, связанных с онкологическим заболеванием (например, ПТСР), и по гармонизации функционирования семьи и повышению качества жизни семьи.

FAMOS опирается на теорию семейных систем, в которой семья рассматривается как система взаимосвязанных, взаимозависимых индивидов. Данный подход предполагает изучение структуры семьи, индивидуальных ролей и установок членов семьи, выявляет факторы, влияющие на семейный копинг. Гармонизация функционирования семьи может быть осуществлена путем работы над ролями и функциями в семейной системе.

Когнитивно-поведенческая терапия, с другой стороны, является теоретической основой для решения психосоциальных проблем в семьях путем изучения связей между мыслями, чувствами и поведением членов семьи. Благодаря интеграции теории семейных систем и когнитивно-поведенческой терапии, ожидается, что вмешательство FAMOS улучшит как индивидуальное благополучие, так и функционирование семьи с помощью методов выявления убеждений и пересмотра негативных мыслей и поведения.

Необходимо указать, что FAMOS в первую очередь ориентирован на поддержку родителей. Работа с детьми и их братьями и сестрами старше 7 лет осуществляется во вторую очередь. Дети в возрасте до 7 лет не принимают активного участия в сессиях, поскольку они не могут полностью осознать, как онкологическое заболевание повлияло на них или их семьи. Однако работа с этой группой детей осуществляется посредством работы с их родителями, которых обучают обнаруживать связанные с раком симптомы дистресса. Психолог учит родителей применению определенных психологических техник, и родитель, таким образом, сам становится «терапевтом» для своего ребенка.

В исследовании принимали участие семьи детей с лейкозами и опухолями головного мозга, уже завершивших лечение. Это связано с тем, что в процессе лечения семьи могут не акцентировать внимание на психологических трудностях, а быть сосредоточены в основном на медицинской составляющей лечения.

Однако для последующих исследований авторами было предложено включать в работу семьи, находящиеся на разных этапах после диагностирования онкологического заболевания у ребенка. В таком случае для семей, дети которых проходят лечение в стационарных условиях, нужно будет изменить формат проведения терапевтических сессий.

Метод является эффективным для улучшения психологического состояния родителей после завершения лечения их детей. В результате проведенной терапии нормализовалось настроение матерей, беспокойство и посттравматический стресс родителей снизились после проведенных реабилитационных мероприятий [25].

Выводы

1.    Онкологическое заболевание не только существенно снижает качество жизни ребенка в период лечения, но и может иметь отдаленные последствия, такие как когнитивные нарушения, трудности в социальной адаптации, психоэмоциональные нарушения.

2.    Семья ребенка с онкологическим заболеванием является основным источником ресурса для успешной реинтеграции в общество, но вместе с тем также испытывает социальную и эмоциональную нагрузку в период самого заболевания и в период восстановления ребенка.

3.    Успешная реинтеграция детей после лечения онкологического заболевания требует комплексных мер по психологической поддержке, тренингов социальных навыков. При этом необходима работа с семьей в целом, с каждым ее членом. Терапевтическая поддержка родителей, как главного эмоционального и социального ресурса заболевшего ребенка, является не менее значимой, чем поддержка самого ребенка.

 

 

Литература

  1. Бурдукова Ю.А., Алексеева О.С. Функция планирования у детей, имеющих в анамнезе нейроонкологическое заболевание // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 50–60. DOI:10.17759/cpse.2016050404
  2. Куртанова Ю.Е. Система психологической реабилитации пациентов с различными соматическими заболеваниями [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5. С. 286–292. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Kurtanova.shtml (дата обращения: 08.05.2020).
  3. Медведева В.А., Кадыров Р.В. Отношение к жизни и смерти у подростков с онкологическими заболеваниями // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 39–57. DOI:10.17759/cpse.2019080403
  4. A controlled study of peer relationships of children surviving brain tumors: teacher, peer and self ratings / K. Vannatta [et al.] // Journal of Pediatric Psychology. 1998. Vol. 23. № 5. P. 279–287. DOI:10.1093/jpepsy/23.5.279
  5. A meta-analytic review of the influence of pediatric cancer on parent and family functioning / A.L.H. Pai [et al.] // Journal of Family Psychology. 2007. Vol. 21. № 3. P. 407–415. DOI:10.1037/0893-3200.21.3.407
  6. Adjustment in childhood brain tumor survival: Child, mother and teacher report / J. Radcliffe[et al.] // Journal of Pediatric Psychology. 1996. Vol. 21. № 4. P. 529–539. DOI:10.1093/jpepsy/21.4.529
  7. Adolescent survivors of childhood cancer: Are they vulnerable for psychological distress? / M.E. Gianinazzi [et al.] // Psychooncology. 2013. Vol. 22. № 9. P. 2051–2058. DOI:10.1002/pon.3249
  8. Alderfer M.A., Kazak A.E. Family issues when a child is on treatment for cancer // In Comprehensive handbook of childhood cancer and sickle cell disease: A biopsychosocial approach / R.T. Brown (Ed.). Oxford: Oxford University Press, 2006. P. 53–74.
  9. Barrera M., Schulte F., Spiegler B.J. Factors influencing depressive symptoms of children treated for a brain tumor // Journal of Psychosocial Oncology. 2007. Vol. 26. № 1. P. 1–16. DOI:10.1300/J077v26n01_01
  10. Barrera M., Spiegler B.J., Baruchel S. Social difficulties in children treated for brain tumors: Unpublished manuscript. 2000.
  11. Behavioral resiliency among children surviving brain tumors: A longitudinal study / S.C. Carpentieri [et al.] // Journal of Clinical Child Psychology. 1993. Vol. 22. № 2. P. 236–246. DOI:10.1207/s15374424jccp2202_10
  12. Bronfenbrenner U.Toward an experimental ecology of human development // American Psychologist. 1977. Vol. 32. № 7. P. 513–531. DOI:10.1037/0003-066X.32.7.513
  13. Butler R.W., Mulhern R.K. Neurocognitive interventions for children and adolescents surviving cancer // Journal of Pediatric Psychology. 2005. Vol. 30. № 1. P. 65–78. DOI:10.1093/jpepsy/jsi017
  14. Caldas J.C.S. General anesthesia, surgery and hospitalization in children and their effects upon cognitive, academic, emotional and sociobehavioral development–a review // Pediatric Anesthesia. 2004. Vol. 14. № 11. P. 910–915. DOI:10.1111/j.1460-9592.2004.01350.x
  15. Children in remission from acute lymphoblastic leukaemia: mental health, psychosocial adjustment and parental functioning / T. Reinfjell[et al.] // European journal of cancer care. 2009. Vol. 18. № 4. P. 364–370. DOI:10.1111/j.1365-2354.2008.00954.x
  16. Coping in long-term survivors of childhood cancer: relations o psychological distress / K. Wenninger[et al.] // Psycho-oncology. 2013. Vol. 22. № 4. P. 854–861. DOI:10.1002/pon.3073
  17. Cousino M.K., Hazen R.A. Parenting stress among caregivers of children with chronic illness: A systematic review // Journal of Pediatric Psychology. 2013. Vol. 38. № 8. P. 809–828. DOI:10.1093/jpepsy/jst049
  18. Development of social skills in boys with brain tumors: A group approach / M. DieTrill[et al.] // Journal of Psychosocial Oncology. 1996. Vol. 14. № 2. P. 23–41. DOI:10.1300/J077v14n02_02
  19. Developmental model relating white matter volume to neurocognitive deficits in pediatric brain tumor survivors / W.E. Reddick [et al.] // Cancer. 2003. Vol. 97. № 10. P. 2512–2519. DOI:10.1002/cncr.11355
  20. Educational and social late effects of childhood cancer and related clinical, personal, and familial characteristics / M. Barrera [et al.] // Cancer. 2005. Vol. 104. № 8. P. 1751–1760. DOI:10.1002/cncr.21390
  21. Embedding learning in a paediatric hospital: Changing practice and keeping connected / L. Hopkins[et al.] // International Journal of Inclusive Education. 2014. Vol. 18. № 3. P. 312–321. DOI:10.1080/13603116.2012.752877
  22. Evaluation of a social-skills training group intervention with children treated for brain tumors: A pilot study / L.P. Barakat[et al.] // Journal of Pediatric Psychology. 2003. Vol. 28. № 5. P. 299–307. DOI:10.1093/jpepsy/jsg019
  23. Factors associated with emotional and behavioural problems among school age children of breast cancer patients [Электронный ресурс] / M. Watson [et al.] // British journal of cancer. 2006. Vol. 94. P. 43–50. URL: https://www.nature.com/articles/6602887.pdf (дата обращения: 07.09.2020).
  24. Family stress and coping: A decade review / H.I. McCubbin [et al.] // Journal of Marriage and the Family. 1980. Vol. 42. № 4. P. 855–871. DOI:10.2307/351829
  25. FAMily-Oriented Support (FAMOS): development and feasibility of a psychosocial intervention for families of childhood cancer survivors / H. Salem [et al.] // Acta Oncology. 2017. Vol. 56. № 2. P. 367–374. DOI:10.1080/0284186X.2016.1269194
  26. Health status of adult long-term survivors of childhood cancer: A report from the childhood cancer survivor study / M.M. Hudson [et al.] // Journal of the American Medical Association. 2003. Vol. 290. № 12. P. 1583–1592. DOI:10.1001/jama.290.12.1583
  27. Health status of juvenile offenders. A survey of young offenders appearing before the juvenile courts / M. Dolan [et al.] // Journal of Adolescence. 1999. Vol. 22. № 1. P. 137–144. DOI:10.1006/jado.1998.0206
  28. Health‐related quality of life after completion of successful treatment for childhood cancer / V. Engelen [et al.] // Pediatric Blood & Cancer. 2011. Vol. 56. № 4. P. 646–53. DOI:10.1002/pbc.22795
  29. Helgeson V.S., Cohen S. Social support and adjustment to cancer: reconciling descriptive, correlational, and intervention research // Health Psychology. 1996. Vol. 15. № 2. P. 135–148. DOI:10.1037/10338-003
  30. Kaatsch P. Epidemiology of childhood cancer // Cancer Treatmeant Review. 2010. Vol. 36. № 4. P. 277–285. DOI:10.1016/j.ctrv.2010.02.003
  31. La Greca A.M. Social consequences of pediatric conditions: Fertile area for future investigation and intervention? // Journal of Pediatric Psychology. 1990. Vol. 15. № 3. P. 285–307. DOI:10.1093/jpepsy/15.3.285
  32. Labay L.E., Mayans S., Harris M.B. Integrating the child into home and community following the completion of cancer treatment // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2004. Vol. 21. № 3. P. 165–169. DOI:10.1177/1043454204264396
  33. Lansky S.B., Cairns N.U., Zwartjes W. School attendance among children with cancer: A report from two centers // Journal of Psychosocial Oncology. 1983. Vol. 1. № 2. P. 75–82. DOI:10.1300/J077v01n02_05
  34. Lin V.W. Tough-skinned kids: identifying psychosocial effects of psoriasis and helping pediatric patients and families cope // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2012. Vol. 27. № 5. P. 563–572. DOI:10.1016/j.pedn.2011.10.003
  35. Logan D.E., Scharff L. Relationships between family and parent characteristics and functional abilities in children with recurrent pain syndromes: An investigation of moderating effects on the pathway from pain to disability // Journal of Pediatric Psychology. 2005. Vol. 30. № 8. P. 698–707. DOI:10.1093/jpepsy/jsj060
  36. Long K.A., Marsland A.L. Family adjustment to childhood cancer: a systematic review // Clinical Child and Family Psychology Review. 2011. Vol. 14. № 1. P. 57–88. DOI:10.1007/s10567-010-0082-z
  37. Marcus J. Psychosocial issues in pediatric oncology [Электронный ресурс] // The Ochsner Journal. 2012. Vol. 12. № 3. P. 211–215. URL: http://www.ochsnerjournal.org/content/ochjnl/12/3/211.full.pdf (дата обращения: 07.09.2020).
  38. Mulhern R.K., Butler R.W. Review neurocognitive sequelae of childhood cancers and their treatment // Pediatric Rehabilitation. 2004. Vol. 7. № 1. P. 1–14. DOI:10.1080/13638490310001655528
  39. Norberg A.L. Burnout in mothers and fathers of children surviving brain tumour // Journal of clinical psychology in medical settings. 2007. Vol. 14. P. 130–137. DOI:10.1007/s10880-007-9063-x
  40. Parent and family factors associated with child adjustment to pediatric cancer / K.E. Robinson[et al.] // Journal of Pediatric Psychology. 2007. Vol. 32. № 4. P. 400–410. DOI:10.1093/jpepsy/jsl038
  41. Parent functioning in families of preadolescents with spina bifida: Longitudinal implications for child adjustment / D. Friedman [et al.] // Journal of Family Psychology. 2004. Vol. 18. № 4. P. 609–619. DOI:10.1037/0893-3200.18.4.609
  42. Patterson J.M. Integrating family resilience and family stress theory // Journal of Marriage and Family. 2002. Vol. 64. № 2. P. 349–360. DOI:10.1111/j.1741-3737.2002.00349.x
  43. Prevatt F.F., Heffer R.W., Lowe P.A. A review of school reintegration programs for children with cancer // Journal of School Psychology. 2000. Vol. 38. № 5. P. 447–467. DOI:10.1016/S0022-4405(00)00046-7
  44. Psychiatric and Psychosocial Support for the Child and Family, Principles and practice of pediatric oncology / L.S. Wiener [et al.] // Principles and practice of pediatric oncology. 2006. Vol. 5. P. 4410–1441.
  45. Psychological outcomes in long-term survivors of childhood brain cancer: A report from the childhood cancer survivor study / B. Zebrack [et al.] // Journal of Clinical Oncology. 2004. Vol. 22. № 6. P. 999–1006. DOI:10.1200/JCO.2004.06.148
  46. Psychosocial adjustment of siblings of children with cancer: A systematic review / M.A. Alderfer[et al.] // Psychooncology. 2010. Vol. 19. № 8. P. 789–805. DOI:10.1002/pon.1638
  47. Psychosocial intervention as a component of routine breast cancer care-who participates and does it help? / I. Schou [et al.] // Psycho-oncology. 2008. Vol. 17. № 7. P. 716–720. DOI:10.1002/pon.1264
  48. Social attainment in survivors of pediatric central nervous system tumors: a systematic review and meta-analysis from the Children’s Oncology Group / F. Schulte [et al.] Journal of Cancer Survivorship. 2019. Vol. 13. P. 921–931. DOI:10.1007/s11764-019-00808-3
  49. Steliarova-Foucher E., Colombet M., Ries L.A.G. International incidence of childhood cancer, 2001-10: A population-based registry study // Lancet Oncology. 2017. Vol. 18. № 6. P. 719–731. DOI:10.1016/S1470-2045(17)30186-9
  50. Stress-related mental disorders in childhood cancer survivors / N.M. Schrag[et al.] // Pediatric Blood & Cancer. 2008. Vol. 50. № 1. 98–103. DOI:10.1002/pbc.21285
  51. Study protocol: Rehabilitation including Social and Physical activity and Education in Children and Teenagers with Cancer (RESPECT) [Электронный ресурс] / T. Thorsteinsson [et al.] // BMC Cancer. 2013. Vol. 13. Article number 544. 7 p. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1186/1471-2407-13-544.pdf (дата обращения: 07.09.2020).
  52. Systematic review and meta-analysis of parent and family-based interventions for children and adolescents with chronic medical conditions / E.F. Law [et al.] // Journal of Pediatric Psychology. 2014. Vol. 39. № 8. P. 866–886. DOI:10.1093/jpepsy/jsu032
  53. Systematic review: associations between family functioning and child adjustment after pediatric cancer diagnosis: a meta-analysis / M. Van Schoors[et al.] // Journal of Pediatric Psychology. 2017. Vol. 42. № 1. P. 6–18. DOI:10.1093/jpepsy/jsw070
  54. The relationship between parent distress and child quality of life in pediatric cancer: A meta-analysis / D.M. Bakula [et al.] // Journal of pediatric nursing. 2020. Vol. 50. P. 14–19. DOI:10.1016/j.pedn.2019.09.024
  55. Treatment of posttraumatic stress symptoms in adolescent survivors of childhood cancer and their families: A randomized clinical trial / A.E. Kazak [et al.] // Journal of Family Psychology. 2004. Vol. 18. № 3. P. 493–504. DOI:10.1037/0893-3200.18.3.493
  56. Upton P., Eiser C. School experiences after treatment for a brain tumour // Child: Care Health Development. 2006. Vol. 32. № 1. P. 9–17. DOI:10.1111/j.1365-2214.2006.00569.x
  57. Woodgate R.L. A different way of being: adolescents’ experiences with cancer // Cancer Nursing. 2005. Vol. 28. № 1. P. 8–15.

Информация об авторах

Куртанова Юлия Евгеньевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специаьной психологии и реабилитации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8283-4874, e-mail: ulia.kurtanova@yandex.ru

Бурдукова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4827-2040, e-mail: julia_burd@inbox.ru

Щербакова Анна Михайловна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8932-4102, e-mail: shcherbakova.a.m@yandex.ru

Щукина Варвара Дмитриевна, аспирант, кафедра специальной психологии и реабилитологии, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9191-6361, e-mail: varia.shuckina@yandex.ru

Иванова Александра Алексеевна, магистрант кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, педагог-психолог, Кембриджская международная школа, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9234-9474, e-mail: sasha020597@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1027
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 24

Скачиваний

Всего: 911
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6