Профессиональное выгорание в системе стрессов авиационных специалистов

1231

Аннотация

В статье описаны факторы профессионального стресса в сфере авиации, определяемые достижениями в области авиастроения на фоне планетарных глобальных экономических, политических и экологических изменений. Развитие технологий в авиационной отрасли к 80-м годам прошлого столетия достигли уровня, позволяющего минимизировать как влияние агрессивных факторов внешней среды, так и физические нагрузки лиц, занятых в авиации. В настоящее время на передний план в этой сфере выходят проблемы взаимоотношений компаний с персоналом, обусловленные частыми падениями летательных аппаратов с одной стороны и ростом объема авиационных перевозок, уровня оптимизации организационных структур – с другой. В результате персонал вынужден делить рабочие места, проходить профессиональную подготовку в условиях цейтнота, находиться под угрозой потери работы, или работать на пределе физических возможностей. Отношения по вертикали в свою очередь отражаются на социально-психологическом климате в коллективах и характере взаимоотношений авиационных специалистов. Также особую актуальность приобретает проблема профессионального выгорания авиационных специалистов, обостряющаяся в ситуации пандемии Covid-19.

Общая информация

Ключевые слова: COVID-19, авиация, факторы физической среды, новизна полетной ситуации, организационные условия, профессиональный стресс, синдром выгорания

Рубрика издания: Отраслевая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100110

Для цитаты: Сечко А.В. Профессиональное выгорание в системе стрессов авиационных специалистов [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 102–110. DOI: 10.17759/jmfp.2021100110

Литература

  1. Сечко А.В. Профессиональное «выгорание» летного состава, или почему уходят из авиации // Вестник международной академии проблем человека в авиации и космонавтике. Кировоград, 2006. № 4(23). С. 29–36.
  2. Сечко А.В. Профессиональное выгорание летного состава ВВС Российской Федерации: Автореф. дис…канд. псих. наук: 19.00.03. Москва, 2006. 23 с.
  3. Сечко А.В. Профессиональное выгорание летного состава ВВС Российской Федерации: Дис…канд. псих. наук: 19.00.03. Москва, 2006. 201 с.
  4. Сечко А.В. Профессиональное выгорание летного состава ВВС, постановка проблемы // Ежегодник Российского психологического общества: Специальный выпуск. Т. 3. Момева, 2005. С. 168–170.
  5. Сечко А.В. Психологическая модель профессионального выгорания педагогического состава // Психология обучения. 2017. № 6. С. 86–96.
  6. Сечко А.В., Леонгардт О.Р. Профессиональная вовлеченность педагогов в системе психологических взглядов // Психология обучения. 2018. № 5. С. 104–114.
  7. Стресс и страх в экстремальной ситуации / М.И. Розенова [и др.] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 94–102. DOI:10.17759/jmfp.2020090110
  8. A cross-sectional investigation of prevalence of occupational burnout in Saudi aviation industry / J.O. Ekore [et al.] // International Journal of Engineering Business Management. 2020. Vol. 12. P. 1–8. DOI:10.1177/1847979020946919
  9. Abu-Rayash A., Dincer I. Analysis of mobility trends during the COVID-19 coronavirus pandemic: Exploring the impacts on global aviation and travel in selected cities // Energy Research & Social Science. 2020. Vol. 68. Article AD 101693. 9 p. DOI:10.1016/j.erss.2020.101693
  10. Brezonakova A. Pilot Burnout as a Human Factor Limitation // Transportation Research Procedia. 2017. Vol. 28. P. 11–15. DOI:10.1016/j.trpro.2017.12.163
  11. Burnout among pilots: psychosocial factors related to happiness and performance at simulator training / E. Demerouti [et al.] // Ergonomics and Human Factors in Aviation. 2019. Vol. 62. № 2. P. 233–245. DOI:10.1080/00140139.2018.1464667
  12. De Voogt A. A Review of General Aviation Accidents in Pacific Ocean Operations [Электронный ресурс] // International Journal of Applied Aviation Studies. 2010. Vol. 9. № 2. P. 221–227. URL: https://www.academy.jccbi.gov/ama-800/Winter_2009.pdf#page=103 (дата обращения: 25.03.2021).
  13. Dekker S. Pilots, Controllers and Mechanics on Trial: Cases, Concerns and Countermeasure [Электронный ресурс] // International Journal of Applied Aviation Studies. 2010. Vol. 10. № 1. P. 31–45. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.954.5713&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 25.03.2021).
  14. Demerouti E. Strategies used by individuals to prevent burnout // European Journal of Clinical Investigation. 2015. Vol. 45. № 10. P. 1106–1112. DOI:10.1111/eci.12494
  15. Everstine B.W. Coping with COVID Across the Force [Электронный ресурс] // Air Force Magasine. 2020. Vol. 103. № 7. URL: https://www.airforcemag.com/article/coping-with-covid-across-the-force/ (дата обращения: 25.03.2021).
  16. Everstine B.W., McCullough A. Getting the Job Done Despite a Global Pandemic [Электронный ресурс] // Air Force Magasine. 2020. Vol. 103. № 5. URL: https://www.airforcemag.com/article/getting-the-job-done-despite-a-global-pandemic/ (дата обращения: 25.03.2021).
  17. Fogarty G.J., Buikstra E. A Test of Direct and Indirect Pathways Linking Safety Climate, Psychological Health, and Unsafe Behaviours [Электронный ресурс] // International Journal of Applied Aviation Studies. 2008. Vol. 8. № 2. P. 199–210. URL: https://www.academy.jccbi.gov/ama-800/Winter_2008.pdf#page=14 (дата обращения: 25.03.2021).
  18. Gössling S. Risks, resilience, and pathways to sustainable aviation: A COVID-19 perspective // Journal of Air Transport Management. 2020. Vol. 89. Article AD 101933. 4 p. DOI:10.1016/j.jairtraman.2020.101933
  19. Harris J.S. For Helicopter Pilots, Managing Stress Is Part of Flying Safely [Электронный ресурс] // Fligh Safety Foundation. Helicopter Safety. 1995. Vol. 21. № 1. 6 p. URL: https://flightsafety.org/hs/hs_jan_feb95.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
  20. Kelly D., Efthymiou M. An analysis of human factors in fifty controlled flight into terrain aviation accidents from 2007 to 2017 // Journal of Safety Research. 2019. Vol. 69. P. 155–165. DOI:10.1016/j.jsr.2019.03.009
  21. Oprihory J.L. Yokota Makes Contact Tracing Mandatory for All Personnel [Электронный ресурс] // Air Force Magasine. 2020. Vol. 103. № 12. URL: https://www.airforcemag.com/yokota-makes-contact-tracing-mandatory-for-all-personnel/ (дата обращения: 25.03.2021).
  22. Physiologic Challenges to Pilots of Modern High Performance Aircraft / B.D. Sumerfield [et al.] // Aircraft Technology / Ed. Melih Kushan. London: IntechOpen, 2018. P. 43–75. DOI:10.5772/intechopen.75982
  23. Sun X., Wandelt S., Zhang A. How did COVID-19 impact air transportation? A first peek through the lens of complex networks // Journal of Air Transport Management. 2020. Vol. 89. Article AD 101928, 7 p. DOI:10.1016/j.jairtraman.2020.101928
  24. Tourigny L., Baba V.V. Wang X. Stress episode in aviation: The case of China // Cross Cultural Management An International Journal. 2010. Vol. 17. № 1. P. 62–78. DOI:10.1108/13527601011016916
  25. Work engagement and job burn out? Roles of regulatory foci, supervisors’ organizational embodiment and psychological ownership / D. You-De [et al.] // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2021. Vol. 46. P. 114–122. DOI:10.1016/j.jhtm.2020.12.001

Информация об авторах

Сечко Александр Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6870-1055, e-mail: setschko@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1058
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1231
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 35