Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях

592

Аннотация

Проблема определения возможностей и способов оценки творческого потенциала столь же актуальна, как и дискуссионна. Возрастающее внимание к ней связано с признанием креативности одним из ключевых «навыков XXI века» и потребности в его развитии. В статье анализируются современные зарубежные подходы к измерению креативности с целью выявления основных тенденций и перспектив развития этого направления. Измерение креативности через призму когнитивных, конативных, эмоциональных переменных и факторов окружения – исторически устоявшаяся и, в то же время, широко распространенная практика. Указаны два основных подхода к измерению творческого потенциала: ресурсный, основанный на изучении способностей и личностных характеристик, связанных с творчеством и целостный – через измерение креативности с помощью задач из разных областей, имитирующих реальную творческую работу. Обсуждаются достоинства и недостатки существующих методов измерений. Выделен самый современный и многообещающий инструмент оценки творческого потенциала – EPoC. Обозначен новый вектор в измерении творческого потенциала детей на основе динамической оценки и учета зоны ближайшего развития – уход от констатации уровня проявления креативности к применению методов оценки индивидуального «профиля креативности» для определения оптимальных вариантов развития творческого потенциала, профориентации и экспертизы творческих программ.

Общая информация

Ключевые слова: креативность, творческий потенциал семьи, методы оценки творческого потенциала

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100401

Получена: 29.10.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 8–16. DOI: 10.17759/jmfp.2021100401

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Механизм творчества: почему мы открываем новое // Вопросы философии. 2021. № 9. С. 82–89. DOI:10.21146/0042-8744-2021-9-82-89
  2. Богоявленская Д.Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 14–21. DOI:10.17759/chp.2019150202
  3. Валуева Е.А., Лаптева Е.М., Овсянникова В.В. Оценка эффективности программы развития эмоциональных способностей у школьников старших классов // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 70–79. DOI:10.17759/jmfp.2018070207
  4. Доний Е.И., Шумакова Н.Б. Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 3. С. 110–123. DOI:10.17759/psyedu.2020120307
  5. Павлова Е.М., Корнилова Т.В. Триада «толерантность к неопределенности – эмоциональный интеллект – интуитивный стиль» и самооценка креативности у лиц творческих профессий // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 107–117. DOI:10.17759/psyedu.2019110109
  6. Петрова С.О. Методология и методы изучения одаренности в современных российских психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2019. № 4. С.78–88.
  7. Петрова С.О., Щебланова Е.И. Диагностические возможности и ограничения теста «Необычное использование» (по данным исследований способностей, одаренности и творческого мышления) [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 4. С. 92–105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnosticheskie-vozmozhnosti-i-ogranicheniya-testa-neobychnoe-ispolzovanie-po-dannym-issledovaniy-sposobnostey-odarennosti-i (дата обращения: 09.12.2021).
  8. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. Москва: «Институт психологии РАН», 2019. 736 c.
  9. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. Москва: Карьера Пресс, 2013. 528 с.
  10. Щебланова Е.И. Исследовательские методологии и методы изучения креативности в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 4. С. 39–53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskie-metodologii-i-metody-izucheniya-kreativnosti-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 09. 12.2021).
  11. Advancing creativity theory and research: A sociocultural Manifesto / V.P. Glăveanu [et al.] // Journal of Creative Behaviour. 2020. Vol. 43. № 5. P. 741–745. DOI:10.1002/jocb.395
  12. Analysis of the descriptive and psychometric characteristics of the internal structure of the RIBS in Spanish / V. Lopez-Fernández [et al.] // Creativity Research Journal. 2019. Vol. 31. № 2. P. 229–235. DOI:10.1080/10400419.2019.1577123
  13. Assessing Creativity: A palette of possibilities [Электронный ресурс] / Eds. R.E. McClure, J. Garrett. Billund: The LEGO Foundation, 2020. 64 р. URL: www.legofoundation.com/media/2825/assessing-creativity_may2020.pdf (дата обращения: 09.12.2021).
  14. Barbot B., Besancon M., Lubart T. Assessing creativity in the classroom // The Open Education Journal. 2011. Vol. 4. №. 2. Р. 58–66. DOI:10.2174/1874920801104010058
  15. Barbot B., Besancon M., Lubart T. The generality-specificity of creativity: Exploring the structure of creative potential with EPoC // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 2. Р. 178–187. DOI:10.1016/j.lindif.2016.06.005
  16. Corazza G.E., Glăveanu V.P. Potential in Creativity: Individual, Social, Material Perspectives, and a Dynamic Integrative Framework // Creativity Research Journal. 2020. Vol. 32. № 1. P. 81–91. DOI:10.1080/10400419.2020.1712161
  17. Cramond B. Assessing Creativity: A palette of possibilities. Appendix. Choosing a creativity assessment that is fit for purpose [Электронный ресурс]. Billund: The LEGO Foundation, 2020. 34 p. URL: https://www.legofoundation.com/media/2345/appendix_assessingcreativity_pdf.pdf (дата обращения: 09.12.2021).
  18. Evaluation of Potential Creativity (EPoC) [Электронный ресурс] // TÜZDER: Tüm üstün zekalılar derneği. URL: https://tuzder.org/bbt/epoc/ (дата обращения: 09.12.2021).
  19. Fasko D. Associative theory [Электронный ресурс] // Encyclopedia of Creativity / Eds. M.A. Runco, S. Pritzker. Vol. I. San Diego: Academic Press, 1999. P. 135–139. URL: https://books.google.ru/books?id=cpc7CJH1-s8C&lpg=PP1&hl=ru&pg=PA135#v=onepage&q&f=false  (дата обращения: 09.12.2021).
  20. Increased creative thinking in narcolepsy / C. Lacaux [et al.] // Brain. 2019. Vol. 142. № 7. P. 1988–1999. DOI:10.1093/brain/awz137
  21. Kanlı E. Assessment of Creativity: Theories and Methods // Creativity-A Force to Innovation / Ed. J. Pooja. London: IntechOpen, 2020, pp. 125–147. DOI:10.5772/intechopen.93971
  22. Lubart T., Barbot B., Besancon M. Creative potential: assessment issues and the EPoC Battery // Estudios de Psicologia. 2019. Vol. 40. № 3. P. 1–23. DOI:10.1080/02109395.2019.1656462
  23. Lubart T., Besançon M., Barbot B. EPoC: Evaluation of Potential Creativity. Manual. Paris: Hogrefe, 2012. 126 p.
  24. Lubart T., Zenasni F. Creative Potential and its Measurement [Электронный ресурс] // International Journal for Talent Development and Creativity. 2013. Vol. 1. № 2. P. 41–50. URL: https://www.academia.edu/22350554/Creative_Potential_and_its_Measurement?bulkDownload=thisPaper-topRelated-sameAuthor-citingThis-citedByThis-secondOrderCitations&from=cover_page (дата обращения: 09.12.2021).
  25. Plucker J.A., Beghetto R.A., Dow G.T. Why isn’t creativity more important to educational psychologists? Potentials, pitfalls, and future directions in creativity research // Educational Psychologist. 2004. Vol. 39. № 2. P. 83–96. DOI:10.1207/s15326985ep3902_1
  26. Rhodes M. An analysis of creativity // Phi Delta Kappan. 1961. Vol. 42. № 7. P. 305–311. DOI:10.2307/20342603
  27. Ronksley-Pavia M. Enhancing creativity for gifted and talented students: a visual art classroom perspective [Электронный ресурс] // Talent Education. 2014. Vol. 28. P. 32–44. URL: https://www.researchgate.net/publication/260002057_Enhancing_creativity_for_gifted_and_talented_students_A_visual_arts_classroom_perspective (дата обращения: 20.10.2021).
  28. Selby E.C, Shaw E.J, Houtz J.C. The creative personality // Gifted Child Quarterly. 2005. Vol. 49. № 4. P. 300–314. DOI:10.1177/001698620504900404
  29. Sen S. A Reliability Generalization Meta-Analysis of Runco Ideational Behavior Scale // Creativity Research Journal. 2021. Vol. 33. P. 1–17. DOI:10.1080/10400419.2021.1960719
  30. Sternberg R.J., Lubart T.I. Defying the Crowd: Cultivating Creativity in a Culture of Conformity. New York: Free Press, 1995. 336 p.
  31. The Expression of Users’ Creative Potential in Virtual and Real Environments: An Exploratory Study / S. Bourgeois-Bougrinea [et al.] // Creativity Research Journal. 2020. Vol. 32. № 1. P. 55–65. DOI:10.1080/10400419.2020.1712162
  32. Urban K.K. Assessing creativity: The Test for Creative Thinking – Drawing Production (TCT-DP) [Электронный ресурс] // International Education Journal. 2005. Vol. 6. № 2. P. 272–280. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ854980.pdf (дата обращения: 02.10.2021).
  33. Yamin T.S. New Dynamic Approach to Measure Creativity: Implications for Identification and Education // The SAGE Handbook of Gifted and Talented Education / Eds. B. Wallace, D. Sisk. London: SAGE Publications Ltd, 2018. P. 92–103. DOI:10.4135/9781526463074.n10
  34. Zbainos D., Tziona A. Investigating Primary School Children’s Creative Potential Through Dynamic Assessment // Frontiers in psychology. 2019. Vol. 10, Article ID 733. 9 p. DOI:10.3389/fpsyg.2019.00733

Информация об авторах

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор, кафедра возрастной психологии им.Л.Ф.Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055, e-mail: n_shumakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1116
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 592
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 10