Введение

61

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Бурлакова И.А., Денисенкова Н.С. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. С. 5–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2022_n2/Burlakova_Denisenkova (дата обращения: 24.05.2024)

Полный текст

Наш журнал продолжает рассматривать зарубежные исследования в русле возрастно-психологической проблематики. В этом номере собраны статьи, позволяющие представить себе портрет современного дошкольника и образ дошкольного детства.

Наиболее объемной является рубрика «Психология развития». Ее открывают статьи, в которых освещаются общие проблемы психологии развития современного дошкольника: пространство зарубежных исследований психологии дошкольного возраста, проблемы современного детства и игровой деятельности. Следующая группа статей посвящена анализу связи использования цифровых устройств, в том числе цифровых игрушек, с психо-физическим, когнитивным, эмоционально-личностным, социальным развитием ребенка, его взаимоотношениями с родителями и сверстниками. Наш журнал не мог обойти такую актуальную тему как влияние пандемии COVID-19 на психическое развитие детей, чему и посвящена следующая статья. Завершают рубрику, статьи, описывающие становление представлений о времени от рождения до школы.

Рубрика «Клиническая психология» представлена статьей, раскрывающей современные зарубежные подходы к обучению и воспитанию детей с тяжелыми множественными нарушениями.

В тематический номер вошли работы, которые рассказывают об актуальных исследованиях в русле проблематики, волнующей сегодня детских психологов разных стран.

Открывает журнал в рубрике «Психология развития» статья Т.В., Ермоловой, А.В. Литвинова, Н.В. Савицкой, О.А. Круковской «Наукометрическое пространство зарубежных исследований по психологии дошкольного возраста». В своем обзоре авторы сжато рассматривают новейшие (2020—2021 гг.) исследования зарубежной высшей школы, касающееся проблем психологии дошкольного возраста. Обобщая проведенный анализ, авторы обращают внимание на тенденцию смещения научных интересов в сторону психологической безопасности дошкольника, повышения рисков в жизни детей, жестокого обращения с ними. Отдельно описываются исследования детского поведения, психофизиологии восприятия, образовательных ожиданий родителей и др.

Статья Е.Ю. Протасовой «Образ современного ребенка: теоретические и прикладные аспекты» ставит перед нами вопросы связи отношения к ребенку и к детству с будущим ребенка и общества в целом. Автор анализирует, как идеи Лориса Малагуцци об образе ребенка повлияли на современные теории воспитания и педагогические практики. Е.Ю. Протасова раскрывает, как реализуются в дошкольном образовании принципы партиципаторности (культуры участия и эмпатии), легитимности прав ребенка, учета растущего разнообразия контингента обучаемых, обучающих и условий обучения, обеспечения максимального равенства, в том числе доступности качественного образования для всех, а также своевременной реакции на меняющиеся условия жизни.

Говоря о дошкольном детстве, невозможно не затронуть проблемы становления игровой деятельности, символическом характере игры, ее роли в психическом развитии дошкольника. Именно этим исследованиям посвящена статья К.X. Гонсалес-Морено и Ю. Соловьевой «Рефлексивное и творческое использование символических средств в игре, имитирующей исполнение социальных ролей». Особый интерес представляет то, что авторы взяли за основу идеи Л.С. Выготского об использовании символических средств в дошкольной игре. Они показали, что в результате специальной организованной взрослым игры у дошкольников происходит переход от одного уровня символического опросредстования к другому: от непосредственного восприятия чувством (материализованного), к способности к восприятию (перцептивного), а далее к языковом/словесному (вербальному) уровню. Сделан вывод о том, что игровая ситуация с социальными ролями способствуют формированию и укреплению волевой сферы.

Три статьи посвящены использованию дошкольниками цифровых устройств, в частности цифровых игрушек. Е.Е. Клопотова и С.Ю. Смирнова в статье «Ребенок в эпоху цифровых игрушек. Обзор зарубежных исследований» рассматривают исследования, посвященные позитивным влияниям и рискам использования цифровых игрушек в игре, обучении и коммуникации. Авторы описывают не только сами игрушки, но и говорят о том, какие изменения происходят в игре, обучении и коммуникации современных дошкольников, играющих в цифровые игрушки.

Продолжая тему использования цифровых устройств Н.С. Денисенкова и П.И. Тарунтаев в статье «Роль взрослого в использовании ребенком цифровых устройств» обращают основное внимание на то, что именно взрослые являются проводником дошкольника в мир цифровых технологий. То, как сам взрослый использует цифровые устройства, его установки и предпочтения оказывают значительное влияние на медиа-активность ребенка. Авторы рассматривают явление родительской медиации (сопровождения) детской медиа-активности, ее роль в увлечении ребенком гаджетами, негативные и позитивные последствия различных стратегий такого сопровождения.

Д.А. Бухаленкова, А.Н. Веракса, Е.А. Чичинина в статье «Связь использования цифровых устройств, качества сна, физической активности и пищевого поведения у дошкольников» описывают значение детской медиа-активности с точки зрения психо-физиологического развития дошкольника. Они показывают, что время использования цифровых устройств отрицательно связано с продолжительностью сна, временем засыпания и качеством сна дошкольников, а также с их двигательной активностью. Чем больше ребенок проводит времени с гаджетами, тем выше индекс массы его тела, чаще возникают нездоровые пищевые привычки.

Говоря о современном детстве нельзя не остановиться на проблемах влияния пандемии на развитие детей. Именно этому посвящена статья Д.А. Бухаленковой и Д.М. Нечаевой «Психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста во время пандемии COVID-19». Обзор исследований показывает, что пандемия негативно сказалась на психо-физическом, социальном и эмоционально-личностном развитии дошкольников. Уменьшилась физическая активность детей, ухудшились показатели саморегуляции и эмоционального интеллекта. Авторы делают вывод, что наиболее существенную роль играет ограничение социального взаимодействия, климат в семье, стресс родителей, а также возможность посещения дошкольных заведений. На переживании детьми последствий изоляции позитивно сказываются гармоничные детско-родительские отношения и посещение дошкольных учреждений.

Рубрику завершает статья А.В. Солодковой, представляющая анализ классических и современных исследований развития представлений о времени в детском возрасте. В статье «Развитие представлений о времени в детском возрасте» опираясь на множество работ, автор рассматривает динамику развития представлений о времени, начиная с младенческого и заканчивая младшим школьным возрастом. В поле ее анализа попадают такие феномены как: интервальные часы (развитие представлений о длительности), периодические часы и локализация события во времени, осознание себя во времени. Заключая статью, автор описывает значение представлений о времени в психическом развитии ребенка.

В рубрику «Клиническая психология» включена статья М.А. Ветровой и А.О. Ветрова «Дети с тяжелыми множественными нарушениями: обзор зарубежной литературы». Она раскрывает актуальную и очень сложную тему развития детей, в анамнезе которых встречаются множественные нарушения, сочетание различных диагнозов. Данная проблематика становится особенно актуальной с точки зрения проблем организации психолого-педагогической помощи, встающих перед современным инклюзивным образованием. инвалидностью. Особое значение авторы уделяют раз- витию социально-коммуникативной сферы, эффективности мероприятий, направленных на обучение дошкольников и их ближайшего окружения использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации, обеспечению доступного и развивающего общения.

Вне темы номера публикуются статьи М.И. Ясина «Русскоязычная адаптация методик «Избегание опыта» и «Принятие опыта и действий», Р.С. Волкова, М.Е. Сачковой «Актуальные направления зарубежных исследований идентичности подростков», Е.Э. Бойкина «Современные лики социального остракизма: гостинг, орбитинг, фаббинг, культура отмены», а также краткое сообщение Е.Г. Швайко «Особенности субъективного переживания боли».

Надеемся, что тематический номер, посвященный проблеме особенностей развития детей младшего возраста, будет интересен коллегам и поможет им сориентироваться в многокрасочной палитре исследований современных дошкольников и дошкольного детства.

Д.А. Бухаленкова, А.Н. Веракса, Е.А. Чичинина в статье «Связь использования цифровых устройств, качества сна, физической активности и пищевого поведения у дошкольников» описывают значение детской медиа-активности с точки зрения психо-

физиологического развития дошкольника. Они показывают, что время использования цифровых устройств отрицательно связано с продолжительностью сна, временем засыпания и качеством сна дошкольников, а также с их двигательной активностью. Чем больше ребенок проводит времени с гаджетами, тем выше индекс массы его тела, чаще возникают нездоровые пищевые привычки.

Говоря о современном детстве нельзя не остановиться на проблемах влияния пандемии на развитие детей. Именно этому посвящена статья Д.А. Бухаленковой и Д.М. Нечаевой «Психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста во время пандемии COVID-19». Обзор исследований показывает, что пандемия негативно сказалась на психо-физическом, социальном и эмоционально-личностном развитии дошкольников. Уменьшилась физическая активность детей, ухудшились показатели саморегуляции и эмоционального интеллекта. Авторы делают вывод, что наиболее существенную роль играет ограничение социального взаимодействия, климат в семье, стресс родителей, а также возможность посещения дошкольных заведений. На переживании детьми последствий изоляции позитивно сказываются гармоничные детско-родительские отношения и посещение дошкольных учреждений.

Рубрику завершает статья А.В. Солодковой, представляющая анализ классических и современных исследований развития представлений о времени в детском возрасте. В статье «Развитие представлений о времени в детском возрасте» опираясь на множество работ, автор рассматривает динамику развития представлений о времени, начиная с младенческого и заканчивая младшим школьным возрастом. В поле ее анализа попадают такие феномены как: интервальные часы (развитие представлений о длительности), периодические часы и локализация события во времени, осознание себя во времени. Заключая статью, автор описывает значение представлений о времени в психическом развитии ребенка.

В рубрику «Клиническая психология» включена статья М.А. Ветровой и А.О. Ветрова «Дети с тяжелыми множественными нарушениями: обзор зарубежной литературы». Она раскрывает актуальную и очень сложную тему развития детей, в анамнезе которых встречаются множественные нарушения, сочетание различных диагнозов. Данная проблематика становится особенно актуальной с точки зрения проблем орга- низации психолого-педагогической помощи, встающих перед современным инклюзивным образованием. инвалидностью. Особое значение авторы уделяют раз- витию социально-коммуникативной сферы, эффективности мероприятий, направленных на обучение дошкольников и их ближайшего окружения использо- ванию средств альтернативной и дополнительной коммуникации, обеспечению доступного и развивающего общения.

Вне темы номера публикуются статьи М.И. Ясина «Русскоязычная адаптация методик «Избегание опыта» и «Принятие опыта и действий», Р.С. Волкова, М.Е. Сачковой «Актуальные направления зарубежных исследований идентичности подростков», Е.Э. Бойкина «Современные лики социального остракизма: гостинг, орбитинг, фаббинг, культура отмены», а также краткое сообщение Е.Г. Швайко «Особенности субъективного переживания боли».

Надеемся, что тематический номер, посвященный проблеме особенностей развития детей младшего возраста, будет интересен коллегам и поможет им сориентироваться в многокрасочной палитре исследований современных дошкольников и дошкольного детства.

Информация об авторах

Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, Профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0313-7518, e-mail: iaburlakova@mail.ru

Денисенкова Наталия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1740-3995, e-mail: nataliya-denisenkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 161
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 6