Фронтальная альфа-асимметрия: связь с исполнительными функциями, игровым результатом и состоянием потока у подростков, играющих в компьютерные игры

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 8 мин. чтения

Резюме

Исследование рассматривает взаимосвязь между фронтальной альфа-асимметрией (ФАА) в состоянии покоя и исполнительными функциями у подростков, играющих в компьютерные игры. Также оценивается взаимосвязь ФАА после игры с игровой производительностью и состоянием потока. В исследовании приняли участие 17 игроков в Dota 2 и 21 игрок в CS:GO. Электроэнцефалограмма регистрировалась до и после тренировочного матча. ФАА рассчитывалась как разница между альфа-мощностью в лобных электродах (F3 и F4). Исполнительные функции оценивались с помощью опросника Behavior Rating Inventory of Executive Function-2. После игры фиксировался командный результат матча (победа или поражение) и состояние потока. Результаты выявили значимую положительную взаимосвязь между относительной левосторонней фронтальной активностью и регуляцией поведения, а также тенденцию к усилению эмоциональной регуляции с ростом относительной правосторонней активности фронтальной области. Учитывая роль левой лобной зоны в регуляции эмоций, можно предположить, что регуляторный контроль избирательно участвует в подавлении импульсивности. Связь между ФАА и исполнительными функциями оказалась неодинаковой в разных условиях записи ЭЭГ, что указывает на необходимость дальнейшего методологического изучения этого вопроса. Значимые взаимосвязи ФАА с командной игровой эффективностью и состоянием потока не выявлены. Однако наблюдается тенценция к росту ФАА с ростом значений аутотелического опыта. Эти данные противоречат большинству исследований, связывающих успех в спорте, положительные эмоции и мотивацию приближения с активностью левого полушария, что подчеркивает необходимость дальнейших исследований.

 

Общая информация

Ключевые слова: фронтальная альфа-асимметрия, электроэнцефалография (ЭЭГ), исполнительные функции, подростки, компьютерные игры, Dota 2, CS:GO, состояние потока

Рубрика издания: Нейронауки и когнитивные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140304

Финансирование. Работа написана при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Соглашение № 075-10-2021-093; Проект COG-RND-2104).

Благодарности. Авторы выражают искреннюю благодарность Александру Кирсанову, Дмитрию Онищенко, Денису Ткаченко, Анастасии Сукмановой, Галине Орешиной, Юлии Недошивиной за помощь в сборе данных и Артему Гаврилову — руководителю киберспортивного лагеря — за предоставленную возможность собрать данные.

Поступила в редакцию 02.07.2025

Поступила после рецензирования 12.09.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Мачнев, Е.Г., Цепелевич, М.М., Ткаченко, И.О., Момотенко, Д.А. (2025). Фронтальная альфа-асимметрия: связь с исполнительными функциями, игровым результатом и состоянием потока у подростков, играющих в компьютерные игры. Современная зарубежная психология, 14(3), 44–61. https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140304

© Мачнев Е.Г., Цепелевич М.М., Ткаченко И.О., Момотенко Д.А., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Подкаст

 

Фрагмент статьи

 

 

Полный текст

Введение

Исполнительные функции (ИФ) представляют собой комплекс нисходящих процессов, обеспечивающих целенаправленное поведение. ИФ целесообразно концептуализировать как метакогнитивную контролирующую систему, не ограничиваясь рассмотрением отдельных когнитивных процессов (Ward, 2019; Salehinejad et al., 2021). Согласно одному из подходов, ИФ подразделяются на «холодные», отвечающие за реализацию когнитивных процессов в эмоционально-нейтральном контексте, и «горячие», связанные с реализацией исполнительного контроля на фоне различных эмоциональных состояний (Salehinejad et al., 2021).
Фронтальная альфа-асимметрия (ФАА), рассчитываемая на основе данных электроэнцефалографии (ЭЭГ), является одним из показателей функционирования префронтальной коры — области, которой отводится ключевая роль в реализации ИФ (Ward, 2019). ФАА вычисляется как разница между мощностью альфа-ритма в левой и правой лобных областях (Smith et al., 2017). Можно выделить два подхода к изучению ФАА: первый рассматривает ее как коррелят устойчивых индивидуальных характеристик, второй — в качестве коррелята эмоционально и мотивационно окрашенных состояний. Оба подхода сходятся в том, что снижение мощности альфа-ритма (отражающее рост активности) в левой лобной области отражает мотивацию достижения, а аналогичные изменения в правой лобной области — мотивацию избегания (Smith et al., 2017).
Исследования указывают на связь ФАА с индивидуальными характеристиками, в том числе относящимися к ИФ (Zhang et al., 2020; Edmunds et al., 2023). Однако в рамках метаанализа было выявлено, что связь ФАА с такими чертами, как экстраверсия, нейротизм, импульсивность, является слабой либо отсутствует вовсе (Kuper, Käckenmester, Wacker, 2019). Предполагается, что комплексный учет различных аспектов ИФ может способствовать обнаружению более выраженных связей индивидуальных характеристик с ФАА. Учитывая имеющиеся данные о ФАА как ЭЭГ-корреляте мотивации и эмоциональных состояний, следует ожидать, что ФАА будет связана с «горячими» ИФ (Smith et al., 2017).
Компьютерные игры представляют собой сложную деятельность, требующую высокого уровня саморегуляции, особенно в соревновательных матчах (Cregan, Toth, Campbell, 2024). При этом эмпирические данные о влиянии компьютерных игр на эмоциональную сферу остаются противоречивыми и варьируются в зависимости от игрового жанра, длительности игры и других факторов (Лаптева, 2024), которые, среди прочего, определяют состояние вовлеченности в процессе игры. Также наблюдается недостаток исследований, рассматривающих ФАА в качестве коррелята игровой результативности.
Настоящее исследование носит эксплораторный характер и имеет две основных цели: 1) изучить взаимосвязь между ФАА в покое и «горячими» ИФ у подростков, играющих в компьютерные игры; 2) рассмотреть взаимосвязь ФАА в покое после игры с игровой результативностью и состоянием потока.

Методы

Сбор данных проводился в киберспортивном детском лагере. Выборку исследования составили 38 подростков (одна девушка, средний возраст 15,02 ± 1,68 года): 17 игроков в Dota 2™ и 21 игрок в CS:GO™ (все юноши). Все участники были правшами, имели нормальное или скорректированное до нормального зрение, не имели черепно-мозговых травм, психических заболеваний и игровой зависимости.
Выполнялась регистрация ЭЭГ в состоянии покоя (1,5 минуты с открытыми глазами и 1,5 минуты — с закрытыми) до и после игрового тренировочного матча. ФАА рассчитывалась как разность логарифмов мощности альфа-ритма (8—13 Гц) в лобных отведениях: ФАА = log(F3) – log(F4). Расчет производился отдельно для записи с открытыми глазами, закрытыми глазами, а также усредненно по этим условиям записи.
За день до игры участники заполнили опросник для оценки исполнительных функций (Behavior Rating Inventory of Executive Function-2, BRIEF-2). На второй день участники приняли участие в тренировочном матче по Dota 2™ или CS:GO™, в ходе которого были собраны ЭЭГ-данные, а также зафиксирован итоговый командный результат (победа или поражение) по итогу игры. После игры участники заполняли опросник состояния потока (Flow State Scale-2, FSS-2).
Эксплораторный статистических анализ выполнялся методом линейной регрессии и предусматривал моделирование множества возможных взаимосвязей между ФАА и шкалами опросников, игрой, командной результативностью при учете возраста участников и игры.

Результаты и обсуждение

Полученные результаты указывают на то, что повышение относительной активности в правой лобной области (по отношению к активности в левой лобной области) связано с ухудшением поведенческой регуляции (β = 0,15, pFDR = 0,02). Кроме того, повышение относительной активности в левой лобной области может быть связано со снижением эмоциональной регуляции (β = –0.12, pFDR = 0,14).
Установленная взаимосвязь между относительной активностью в правой лобной области и индексом поведенческой регуляции (ИПР; более высокий балл соответствует более низкой способности к регуляции поведения) концептуально согласуется с данными о связи ФАА с саморегуляцией, преимущественно в части контроля импульсов (Zhang et al., 2020). Результаты также согласуются с ранее выявленной положительной связью между относительной активность левой лобной области и эмоциональным интеллектом (Mikolajczak et al., 2010). Поскольку ИПР указывает на контроль за последствиями действий в социальном контексте, успешная поведенческая регуляция будет зависеть от уровня эмоционального интеллекта.
Связь между ФАА и индексом эмоциональной регуляции (ИЭР) оказалась незначимой после применения поправки на множественные сравнения, однако наблюдалась тенденция к снижению эмоциональной регуляции при увеличении относительной активности в левой лобной области. Этот результат согласуется с данными о взаимосвязи между повышением активности префронтальной коры и снижением результативности в задаче на принятие решений в эмоционально окрашенном контексте (Edmunds et al., 2023).
Примечательно, что относительно большую активность в левой лобной области ассоциируют с импульсивностью. Gable et al. (2015) показали, что склонностью к импульсивному поведению в позитивном настроении связана с относительным снижением активности правой лобной доли. Другие аспекты импульсивности имели аналогичную связь (Neal, Gable, 2016; Neal, Gable, 2017).
Дефицит эмоциональной регуляции может выражаться в эмоциональной лабильности, вспыльчивости и навязчивых переживаниях (Gioia, Isquith, Roth, 2018). Высокая импульсивность в данном контексте может указывать на повышенную реактивность в ответ на эмоциональные триггеры, затрудняющую реализацию исполнительного контроля.
Несмотря на согласованность результатов с рядом исследований, важно подчеркнуть разнонаправленную связь ФАА с ИПР и ИЭР. Так, относительная активность в правой лобной области связана негативно с поведенческой регуляцией, но положительно — с эмоциональной. ИПР может отражать не только снижение тормозного контроля, но и нарушение процессов мониторинга собственного поведения, включающих способность оценивать свои действия через призму восприятия окружающих (Gioia, Isquith, Roth, 2018). Такое сочетание может привести к повышенной импульсивности, которая не обязательно сопровождается субъективной необходимостью корректировать поведение. Напротив, трудности в эмоциональной регуляции можно считать более осознаваемыми в силу субъективной значимости триггеров.
В рамках второй цели исследования не удалось обнаружить значимых связей ФАА после игры с победой или поражением команды и состоянием потока. Однако наблюдалась тенденция к взаимосвязи ФАА с аутотелическим опытом (β = 0.09, pFDR = 0,16) — состоянием повышенной внутренней мотивации, ориентированной на процесс, а не на результат деятельности (Cziksentmihalyi, 1990). Это противоречит большинству исследований, связывающих активность правой префронтальной коры с мотивацией избегания, но согласуется с результатами, указывающими на ее связь со стремлением к поиску ощущений (Neal, Gable, 2016). Данное противоречие может быть объяснено спецификой командных компьютерных игр. Повышенная вовлеченность может усиливать эмоциональные переживания из-за социальной и соревновательной динамики. Можно предположить, что изначальные реакции избегания, возникающие в ответ на игровые ситуации, впоследствии могли переоцениваться и способствовать вовлеченности в игровой процесс. В пользу этого свидетельствуют выводы о том, что игры, вызывающие более сильные эмоциональные реакции, часто воспринимаются как более увлекательные (Salminen et al., 2009).
 
 
 

Литература

  1. Лаптева, Н.М. (2024). Влияние видеоигр на эмоциональное состояние игроков: обзор современных исследований. Современная зарубежная психология, 13(4), 120—130. https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130411
    Lapteva, N.M. (2024). The impact of video games on the emotional state of gamers: Review of modern research. Journal of Modern Foreign Psychology, 13(4), 120—130. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130411
  2. Argyriou, E., Davison, C.B., Lee, T.T.C. (2017). Response inhibition and internet gaming disorder: A meta-analysis. Addictive Behaviors, 71, 54—60. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2017.02.026
  3. Bavelier, D., Green, C.S. (2019). Enhancing attentional control: Lessons from action video games. Neuron, 104(1), 147—163. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2019.09.031
  4. Brevers, D., King, D.L., Billieux, J. (2020). Delineating adaptive esports involvement from maladaptive gaming: A self-regulation perspective. Current Opinion in Psychology, 36, 141—146. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2020.07.025
  5. Chen, T.-T., Wang, K.-P., Cheng, M.-Y., Chang, Y.-T., Huang, C.-J., Hung, T.-M. (2019). Impact of emotional and motivational regulation on putting performance: A frontal alpha asymmetry study. PeerJ, 7, Article e6777. https://doi.org/10.7717/peerj.6777
  6. Chumakova, M.A., Momotenko, D.A., Sukmanova, A.A., Chinn, L.K., Grigorenko, E L. (2022). Executive functions as self-reported on the BRIEF scales in adolescents and adults with and without a history of institutionalized rearing in Russia. Cognitive Development, 64, Article 101261. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2022.101261
  7. Cregan, S.C., Toth, A.J., Campbell, M.J. (2024). Playing for keeps or just playing with emotion? Studying tilt and emotion regulation in video games. Frontiers in Psychology, 15, Article 1385242. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1385242
  8. Cziksentmihalyi, M. (1990). Flow: The psychology of optimal experience. New York: Harper & Row.
  9. Ding, Y., Hu, X., Li, J., Ye, J., Wang, F., Zhang, D. (2018). What makes a champion: The behavioral and neural correlates of expertise in multiplayer online battle arena games. International Journal of Human–Computer Interaction, 34(8), 682—694. https://doi.org/10.1080/10447318.2018.1461761
  10. Edmunds, S.R., Fogler, J., Braverman, Y., Gilbert, R., Faja, S. (2023). Resting frontal alpha asymmetry as a predictor of executive and affective functioning in children with neurodevelopmental differences. Frontiers in Psychology, 13, Article 1065598. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1065598
  11. Gable, P.A., Mechin, N.C., Hicks, J.A., Adams, D.L. (2015). Supervisory control system and frontal asymmetry: Neurophysiological traits of emotion-based impulsivity. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 10(10), 1310—1315. https://doi.org/10.1093/scan/nsv017
  12. Gioia, G.A., Isquith, P.K., Roth, R.M. (2018). Behavior rating inventory for executive function. In: J. Kreutzer, J. DeLuca, B. Caplan (Eds.), Encyclopedia of Clinical Neuropsychology (pp. 532—538). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-57111-9_1881
  13. Gostilovich, S., Kotliar Shapirov, A., Znobishchev, A., Phan, A.-H., Cichocki, A. (2023). Biomarkers of professional cybersportsmen: Event related potentials and cognitive tests study. PLOS ONE, 18(8), Article e0289293. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0289293
  14. Gratz, K.L., Roemer, L. (2004). Multidimensional assessment of emotion regulation and dysregulation: Development, factor structure, and initial validation of the difficulties in emotion regulation scale. Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment, 26(1), 41—54. https://doi.org/10.1023/B:JOBA.0000007455.08539.94
  15. Gramfort A., Luessi M., Larson E., Engemann D.A., Strohmeier D., Brodbeck C., Goj R., Jas M., Brooks T., Parkkonen L., Hämäläinen M.S. (2013). MEG and EEG data analysis with MNE-Python. Frontiers in Neuroscience. 7, Article 267. https://doi.org/10.3389/fnins.2013.00267
  16. Harmon-Jones, E., Gable, P.A., Peterson, C.K. (2010). The role of asymmetric frontal cortical activity in emotion-related phenomena: A review and update. Biological Psychology, 84(3), 451—462. https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2009.08.010
  17. Huang, H., Cheng, C. (2022). The benefits of video games on brain cognitive function: A systematic review of functional magnetic resonance imaging studies. Applied Sciences, 12(11), Article 5561. https://doi.org/10.3390/app12115561
  18. Jackson, S.A., Martin, A.J., Eklund, R.C. (2008). Long and short measures of flow: The construct validity of the FSS-2, DFS-2, and new brief counterparts. Journal of Sport and Exercise Psychology, 30(5), 561—587. https://doi.org/10.1123/jsep.30.5.561
  19. Jin, S.-A.A. (2012). «Toward integrative models of flow»: Effects of performance, skill, challenge, playfulness, and presence on flow in video games. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 56(2), 169—186. https://doi.org/10.1080/08838151.2012.678516
  20. Kuper, N., Käckenmester, W., Wacker, J. (2019). Resting frontal EEG asymmetry and personality traits: A Meta-Analysis. European Journal of Personality, 33(2), 154—175. https://doi.org/10.1002/per.2197
  21. Lemmens, J.S., Valkenburg, P.M., Peter, J. (2009). Development and validation of a game addiction scale for adolescents. Media Psychology, 12(1), 77—95. https://doi.org/10.1080/15213260802669458
  22. Li, A., Feitelberg, J., Saini, A.P., Höchenberger, R., Scheltienne, M. (2022). MNE-ICALabel: Automatically annotating ICA components with ICLabel in Python. Journal of Open Source Software, 7(76), Article 4484. https://doi.org/10.21105/joss.04484
  23. Luo, Y., Tang, M., Fan, X. (2025). Meta analysis of resting frontal alpha asymmetry as a biomarker of depression. npj Mental Health Research, 4(1), Article 2. https://doi.org/10.1038/s44184-025-00117-x
  24. Mikolajczak, M., Bodarwé, K., Laloyaux, O., Hansenne, M., Nelis, D. (2010). Association between frontal EEG asymmetries and emotional intelligence among adults. Personality and Individual Differences, 48(2), 177—181. https://doi.org/10.1016/j.paid.2009.10.001
  25. Neal, L.B., Gable, P.A. (2016). Neurophysiological markers of multiple facets of impulsivity. Biological Psychology, 115, 64—68. https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2016.01.006
  26. Neal, L.B., Gable, P.A. (2017). Regulatory control and impulsivity relate to resting frontal activity. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 12(9), 1377—1383. https://doi.org/10.1093/scan/nsx080
  27. Salehinejad, M.A., Ghanavati, E., Rashid, M.H.A., Nitsche, M. A. (2021). Hot and cold executive functions in the brain: A prefrontal-cingular network. Brain and Neuroscience Advances, 5, Article 239821282110077. https://doi.org/10.1177/23982128211007769
  28. Salminen, M., Kivikangas, J.M., Ravaja, N., Kallinen, K. (2009). Frontal EEG asymmetry in the study of player experiences during competitive and cooperative dual play. In: IADIS International Conference on Game and Entertainment Technologies 2009: Proceedings of the IADIS International Conference on Game and Entertainment Technologies (pp. 44—55). Algarve: International Association for Development of the Information Society.
  29. Smith, E.E., Reznik, S.J., Stewart, J.L., Allen, J.J.B. (2017). Assessing and conceptualizing frontal EEG asymmetry: An updated primer on recording, processing, analyzing, and interpreting frontal alpha asymmetry. International Journal of Psychophysiology, 111, 98—114. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2016.11.005
  30. Ward, J. (2019). The student’s guide to cognitive neuroscience (4th ed.). London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781351035187
  31. Wu, M., Lee, J.S., Steinkuehler, C. (2021). Understanding tilt in esports: A Study on Young League of Legends players. In: CHI'21: Proceedings of the 2021 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems, Article 321 (pp. 1—9). New York: Association for Computing Machinery. https://doi.org/10.1145/3411764.3445143
  32. Zhang, J., Hua, Y., Xiu, L., Oei, T.P., Hu, P. (2020). Resting state frontal alpha asymmetry predicts emotion regulation difficulties in impulse control. Personality and Individual Differences, 159, Article 109870. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.109870

Приложение

Table 1/ Таблица 1

The relationships between the pre-game FAA and executive functions (models with one predictor)

Взаимосвязь между ФАА перед игрой и исполнительными функциями (модели с одним предиктором)

X2

Intercept estimate / Свободный член

Age / Возраст

X2

N

R2 Adjusted

R2 Скорр.

Beta (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

p FDR

Beta (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

p FDR

 

 

Dependent variable = Pre-game FAA (eyes open) / Зависимая переменная = ФАА перед игрой (открытые глаза)

Self-Monitor / Самомониторинг

-0.01

-0.08 (-0.16 - 0.01)

0.11

0.05 (-0.04 - 0.13)

0.85

36

0.09

Shift / Переключение

-0.02

-0.10 (-0.19 - -0.02)

0.07

-0.02 (-0.10 - 0.06)

0.98

38

0.11

Emotional Control / Эмоциональный контроль

-0.02

-0.10 (-0.19 - -0.02)

0.07

-0.01 (-0.09 - 0.08)

0.98

38

0.11

ERI / ИЭР

-0.02

-0.10 (-0.18 - -0.02)

0.07

-0.01 (-0.09 - 0.08)

0.98

38

0.11

Inhibit / Торможение

-0.03

-0.11 (-0.19 - -0.03)

0.07

0.05 (-0.03 - 0.13)

0.85

37

0.14

BRI / ИПР

-0.03

-0.10 (-0.18 - -0.02)

0.07

0.08 (0.00 - 0.16)

0.3

38

0.2

 

 

Dependent variable = Pre-game FAA (eyes closed) / Зависимая переменная = ФАА перед игрой (закрытые глаза)

Shift / Переключение

0.09

-0.07 (-0.15 - 0.01)

0.11

-0.00 (-0.08 - 0.08)

0.99

37

0.03

Emotional Control / Эмоциональный контроль

0.09

-0.07 (-0.15 - 0.01)

0.12

-0.01 (-0.09 - 0.07)

0.98

37

0.03

ERI / ИЭР

0.09

-0.07 (-0.15 - 0.01)

0.11

0.00 (-0.07 - 0.08)

0.98

37

0.03

Inhibit / Торможение

0.08

-0.06 (-0.14 - 0.02)

0.12

-0.02 (-0.10 - 0.05)

0.98

36

0.04

BRI / ИПР

0.09

-0.07 (-0.14 - 0.01)

0.11

0.03 (-0.05 - 0.11)

0.98

37

0.05

Self-Monitor / Самомониторинг

0.08

-0.06 (-0.14 - 0.01)

0.12

0.09 (0.02 - 0.17)

0.3

35

0.2

 

 

Dependent variable = Pre-game FAA (average) / Зависимая переменная = ФАА перед игрой (усредненно по условиям)

Shift / Переключение

0.02

-0.08 (-0.15 - -0.01)

0.07

0.00 (-0.07 - 0.08)

0.98

37

0.07

Emotional Control / Эмоциональный контроль

0.02

-0.08 (-0.15 - -0.01)

0.07

0.01 (-0.07 - 0.08)

0.98

37

0.07

Inhibit / Торможение

0.02

-0.08 (-0.15 - -0.01)

0.07

0.02 (-0.05 - 0.09)

0.98

36

0.08

ERI / ИЭР

0.02

-0.08 (-0.15 - -0.01)

0.07

0.02 (-0.05 - 0.09)

0.98

37

0.08

Self-Monitor / Самомониторинг

0.03

-0.06 (-0.12 - 0.01)

0.12

0.07 (-0.00 - 0.14)

0.3

35

0.14

BRI / ИПР

0.02

-0.08 (-0.15 - -0.01)

0.07

0.07 (-0.00 - 0.13)

0.3

37

0.17

 

Table 2 / Таблица 2

The relationships between the pre-game FAA and executive functions (models with two predictors)

Взаимосвязь между ФАА перед игрой и исполнительными функциями (модели с двумя предикторами)

X2

X3

Intercept estimate / Свободный член

Age / Возраст

X2

X3

N

R2 Adjusted

/ R2 Скорр.

Beta (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

p FDR

Beta (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

p FDR

Beta (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

p FDR

 

 

 

Dependent variable = Pre-game FAA (eyes open) / Зависимая переменная = ФАА перед игрой (открытые глаза)

BRI / ИПР

ERI / ИЭР

-0.03

-0.09 (-0.16 - -0.01)

0.14

0.15 (0.25 - 0.25)

0.06

-0.10 (-0.20 - -0.01)

0.66

38

0.28

BRI / ИПР

Emotional Control / Эмоциональный контроль

-0.03

-0.08 (-0.17 - -0.00)

0.14

0.10 (0.19 - 0.19)

0.06

-0.05 (-0.14 - 0.03)

0.67

38

0.21

BRI / ИПР

Shift / Переключение

-0.03

-0.10 (-0.18 - -0.03)

0.14

0.12 (0.21 - 0.21)

0.06

-0.08 (-0.17 - 0.01)

0.66

38

0.25

Self-Monitor / Самомониторинг

ERI / ИЭР

-0.01

-0.07 (-0.15 - 0.02)

0.17

0.06 (0.16 - 0.16)

0.22

-0.04 (-0.13 - 0.04)

0.67

36

0.09

Self-Monitor / Самомониторинг

Emotional Control / Эмоциональный контроль

-0.01

-0.07 (-0.15 - 0.02)

0.17

0.05 (0.14 - 0.14)

0.29

-0.03 (-0.11 - 0.05)

0.67

36

0.08

Self-Monitor / Самомониторинг

Shift / Переключение

-0.01

-0.07 (-0.16 - 0.01)

0.17

0.07 (0.17 - 0.17)

0.18

-0.06 (-0.15 - 0.03)

0.67

36

0.11

 

 

 

Dependent variable = Pre-game FAA (eyes closed) / Зависимая переменная = ФАА перед игрой (закрытые глаза)

BRI / ИПР

ERI / ИЭР

0.09

-0.06 (-0.14 - 0.01)

0.17

0.05 (0.15 - 0.15)

0.38

-0.03 (-0.13 - 0.08)

0.67

37

0.03

BRI / ИПР

Emotional Control / Эмоциональный контроль

0.09

-0.06 (-0.14 - 0.02)

0.17

0.04 (0.13 - 0.13)

0.38

-0.03 (-0.11 - 0.06)

0.67

37

0.03

BRI / ИПР

Shift / Переключение

0.09

-0.07 (-0.15 - 0.01)

0.17

0.04 (0.13 - 0.13)

0.38

-0.02 (-0.11 - 0.07)

0.67

37

0.02

Self-Monitor / Самомониторинг

ERI / ИЭР

0.08

-0.06 (-0.13 - 0.02)

0.17

0.10 (0.19 - 0.19)

0.06

-0.03 (-0.11 - 0.05)

0.67

35

0.19

Self-Monitor / Самомониторинг

Emotional Control / Эмоциональный контроль

0.08

-0.05 (-0.13 - 0.02)

0.18

0.10 (0.17 - 0.17)

0.06

-0.02 (-0.09 - 0.06)

0.67

35

0.19

Self-Monitor / Самомониторинг

Shift / Переключение

0.08

-0.06 (-0.14 - 0.02)

0.17

0.11 (0.20 - 0.20)

0.06

-0.04 (-0.12 - 0.04)

0.67

35

0.2

 

 

 

Dependent variable = Pre-game FAA (average) / Зависимая переменная = ФАА перед игрой (усредненно по условиям)

BRI / ИПР

ERI / ИЭР

0.02

-0.07 (-0.14 - -0.00)

0.14

0.10 (0.19 - 0.19)

0.08

-0.05 (-0.14 - 0.04)

0.67

37

0.17

BRI / ИПР

Emotional Control / Эмоциональный контроль

0.02

-0.07 (-0.14 - 0.00)

0.17

0.08 (0.15 - 0.15)

0.08

-0.03 (-0.11 - 0.05)

0.67

37

0.16

BRI / ИПР

Shift / Переключение

0.02

-0.08 (-0.15 - -0.01)

0.14

0.09 (0.17 - 0.17)

0.08

-0.04 (-0.12 - 0.04)

0.67

37

0.17

Self-Monitor / Самомониторинг

ERI / ИЭР

0.03

-0.05 (-0.12 - 0.02)

0.17

0.07 (0.15 - 0.15)

0.1

-0.02 (-0.09 - 0.06)

0.67

35

0.12

Self-Monitor / Самомониторинг

Emotional Control / Эмоциональный контроль

0.03

-0.05 (-0.12 - 0.02)

0.18

0.07 (0.14 - 0.14)

0.1

-0.02 (-0.09 - 0.05)

0.67

35

0.12

Self-Monitor / Самомониторинг

Shift / Переключение

0.03

-0.05 (-0.12 - 0.02)

0.17

0.08 (0.16 - 0.16)

0.09

-0.03 (-0.11 - 0.05)

0.67

35

0.13

 

Table 3 / Таблица 3

The relationships between the post-game FAA and team game performance (while controlling for the game)

Взаимосвязь между ФАА после игры и командным игровым результатом (при контроле типа игры)

Intercept estimate / Свободный член

Age / Возраст

Pre-game FAA / ФАА перед игрой

Game / Игра

Win / Победа

N

R2 Adjusted

/ R2 Скорр.

Beta (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

pFDR

Beta (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

p FDR

Beta (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

p FDR

Beta (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

p FDR

 

Dependent variable = Post game FAA (eyes open) / Зависимая переменная = ФАА после игры (открытые глаза)

-0.04

-0.08 (-0.15 - -0.01)

0.07

0.66 (0.90 - 0.90)

<0,01

-0.02 (-0.14 - 0.10)

0.75

0.08 (-0.05 - 0.20)

0.22

34

0.61

 

Dependent variable = Post game FAA (eyes closed) / Зависимая переменная = ФАА после игры (закрытые глаза)

-0.02

-0.01 (-0.08 - 0.06)

0.72

0.54 (0.84 - 0.84)

<0,01

0.05 (-0.06 - 0.16)

0.75

0.09 (-0.04 - 0.23)

0.22

33

0.49

 

Dependent variable = Post game FAA (average) / Зависимая переменная = ФАА после игры (усредненно по условиям)

-0.03

-0.05 (-0.11 - 0.00)

0.1

0.58 (0.83 - 0.83)

<0,01

0.02 (-0.08 - 0.11)

0.75

0.10 (-0.00 - 0.20)

0.16

33

0.61

 

Table 4 / Таблица 4

The relationships between the post-game FAA and FSS (while controlling for the game)

Взаимосвязь между ФАА после игры и состоянием потока (при контроле типа игры)

FSS-2 scale / Шкала состояния потока-2

Intercept estimate / Свободный член

Age / Возраст

Pre-game FAA / ФАА перед игрой

Game / Игра

FSS-2 scale / Шкала состояния потока-2

N

R2 Adjusted

/ R2 Скорр.

Beta (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

p FDR

Beta (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

p FDR

Beta (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

p FDR

Beta (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

p FDR

 

 

Dependent variable = Post-game FAA eyes open / Зависимая переменная = ФАА после игры (открытые глаза)

Total / Общий балл

0.02

-0.07 (-0.14 - 0.00)

0.19

0.65 (0.90 - 0.90)

<0,01

-0.04 (-0.16 - 0.09)

0.98

-0.00 (-0.06 - 0.06)

0.99

34

0.59

Challenge Skill Balance / Баланс между сложностью задачи и уровнем мастерства

0.02

-0.07 (-0.14 - 0.00)

0.19

0.65 (0.89 - 0.89)

<0,01

-0.04 (-0.16 - 0.08)

0.98

-0.01 (-0.08 - 0.05)

0.99

34

0.59

Merging of Action and Awareness / Слияние деятельности и осознания

0.02

-0.07 (-0.14 - -0.00)

0.19

0.64 (0.89 - 0.89)

<0,01

-0.04 (-0.16 - 0.08)

0.98

-0.02 (-0.08 - 0.04)

0.99

34

0.6

Concentration on the Task / Концентрация на задаче

0.02

-0.07 (-0.15 - 0.01)

0.19

0.65 (0.90 - 0.90)

<0,01

-0.04 (-0.16 - 0.09)

0.98

-0.00 (-0.07 - 0.07)

0.99

34

0.59

Sense of Control / Ощущение контроля

0.02

-0.07 (-0.15 - -0.00)

0.19

0.66 (0.90 - 0.90)

<0,01

-0.04 (-0.16 - 0.09)

0.98

0.01 (-0.05 - 0.07)

0.99

34

0.59

Loss of Self Consciousness / Потеря самоосознания

0.02

-0.07 (-0.14 - -0.00)

0.19

0.66 (0.91 - 0.91)

<0,01

-0.03 (-0.16 - 0.09)

0.98

-0.01 (-0.08 - 0.05)

0.99

34

0.59

Transformation of Time / Искажение восприятия времени

0.02

-0.07 (-0.14 - -0.00)

0.19

0.66 (0.91 - 0.91)

<0,01

-0.04 (-0.17 - 0.08)

0.98

-0.02 (-0.08 - 0.04)

0.99

34

0.59

Autotelic Experience / Аутотеличность опыта

-0.02

-0.08 (-0.14 - -0.02)

0.19

0.63 (0.85 - 0.85)

<0,01

0.02 (-0.09 - 0.13)

0.98

0.09 (0.03 - 0.15)

0.16

34

0.68

 

 

Dependent variable = Post-game FAA eyes closed / Зависимая переменная = ФАА после игры (закрытые глаза)

Total / Общий балл

0.03

0.02 (-0.05 - 0.08)

0.83

0.65 (0.92 - 0.92)

<0,01

0.03 (-0.08 - 0.14)

0.98

-0.01 (-0.07 - 0.04)

0.99

33

0.46

Challenge Skill Balance / Баланс между сложностью задачи и уровнем мастерства

0.05

0.01 (-0.05 - 0.08)

0.83

0.62 (0.89 - 0.89)

<0,01

0.02 (-0.09 - 0.13)

0.98

-0.04 (-0.09 - 0.02)

0.99

33

0.49

Merging of Action and Awareness / Слияние деятельности и осознания

0.03

0.01 (-0.06 - 0.07)

0.85

0.64 (0.91 - 0.91)

<0,01

0.03 (-0.08 - 0.14)

0.98

-0.01 (-0.07 - 0.04)

0.99

33

0.46

Concentration on the Task / Концентрация на задаче

0.03

0.01 (-0.07 - 0.08)

0.89

0.66 (0.92 - 0.92)

<0,01

0.03 (-0.08 - 0.14)

0.98

0.00 (-0.06 - 0.07)

0.99

33

0.46

Sense of Control / Ощущение контроля

0.03

0.01 (-0.05 - 0.08)

0.83

0.66 (0.93 - 0.93)

<0,01

0.03 (-0.08 - 0.14)

0.98

-0.01 (-0.07 - 0.04)

0.99

33

0.46

Loss of Self Consciousness / Потеря самоосознания

0.03

0.01 (-0.05 - 0.07)

0.85

0.65 (0.92 - 0.92)

<0,01

0.03 (-0.08 - 0.14)

0.98

-0.00 (-0.06 - 0.05)

0.99

33

0.46

Transformation of Time / Искажение восприятия времени

0.03

0.01 (-0.05 - 0.07)

0.85

0.66 (0.92 - 0.92)

<0,01

0.03 (-0.08 - 0.14)

0.98

0.00 (-0.05 - 0.06)

0.99

33

0.46

Autotelic Experience / Аутотеличность опыта

0.02

-0.00 (-0.07 - 0.06)

0.98

0.61 (0.88 - 0.88)

<0,01

0.06 (-0.06 - 0.17)

0.98

0.04 (-0.03 - 0.11)

0.99

33

0.48

 

 

Dependent variable = Post-game FAA average / Зависимая переменная = ФАА после игры (усредненно по условиям)

Total / Общий балл

-0.03

-0.05 (-0.13 - 0.03)

0.36

0.78 (1.10 - 1.10)

<0,01

-0.01 (-0.14 - 0.12)

0.98

-0.00 (-0.07 - 0.07)

0.99

33

0.55

Challenge Skill Balance / Баланс между сложностью задачи и уровнем мастерства

0.05

-0.04 (-0.10 - 0.02)

0.36

0.62 (0.87 - 0.87)

<0,01

-0.01 (-0.11 - 0.09)

0.98

-0.02 (-0.07 - 0.04)

0.99

33

0.56

Merging of Action and Awareness / Слияние деятельности и осознания

0.04

-0.04 (-0.10 - 0.02)

0.36

0.62 (0.88 - 0.88)

<0,01

-0.00 (-0.11 - 0.10)

0.98

-0.01 (-0.06 - 0.04)

0.99

33

0.56

Concentration on the Task / Концентрация на задаче

0.04

-0.05 (-0.11 - 0.02)

0.34

0.64 (0.89 - 0.89)

<0,01

-0.01 (-0.11 - 0.10)

0.98

0.02 (-0.04 - 0.07)

0.99

33

0.56

Sense of Control / Ощущение контроля

0.04

-0.04 (-0.11 - 0.02)

0.34

0.64 (0.89 - 0.89)

<0,01

-0.00 (-0.10 - 0.10)

0.98

0.02 (-0.03 - 0.07)

0.99

33

0.57

Loss of Self Consciousness / Потеря самоосознания

0.04

-0.04 (-0.10 - 0.02)

0.36

0.64 (0.89 - 0.89)

<0,01

-0.00 (-0.10 - 0.10)

0.98

-0.01 (-0.06 - 0.05)

0.99

33

0.55

Transformation of Time / Искажение восприятия времени

0.05

-0.04 (-0.10 - 0.02)

0.36

0.65 (0.90 - 0.90)

<0,01

-0.01 (-0.11 - 0.09)

0.98

-0.02 (-0.07 - 0.03)

0.99

33

0.57

Autotelic Experience / Аутотеличность опыта

0.01

-0.05 (-0.11 - 0.00)

0.19

0.60 (0.83 - 0.83)

<0,01

0.04 (-0.06 - 0.14)

0.98

0.07 (0.01 - 0.12)

0.23

33

0.63

 

Table 5 / Таблица 5

The relationships between the post-game FAA and flow state

Взаимосвязь между ФАА после игры и состоянием потока

Post-game FAA (eyes-open) / ФАА после игры (открытые глаза)

Predictors / Предикторы

Beta coefficients (CI) / Бета-коэффициент (ДИ)

p-value uncorrected

/ p-значение исходное

p-value FDR

/ p-значение FDR

(Intercept) / (Свободный член)

-0.02 (-0.11 – 0.06)

 

 

Age / Возраст

-0.08 (-0.14 – -0.02)

0.01

0.19

Pre-game FAA (eyes-open) / ФАА перед игрой (открытые глаза)

0.63 (0.42 – 0.85)

<0.001

<0.001

Game [CS:GO™] / Игра [CS:GO™]

0.02 (-0.09 – 0.13)

0.72

0.98

Autotelic Experience / Аутотеличность опыта

0.09 (0.03 – 0.15)

0.01

0.16

Observations

/ Число наблюдений

34

 

R2 / R2 adjusted

R2 / R2 скорректированный

0.72 / 0.68

 

 

Информация об авторах

Евгений Геннадьевич Мачнев, аспирант, младший научный сотрудник, Научно-технологический университет «Сириус» (АНОО ВО «Университет “Сириус”»), федеральная территория Сириус, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-3881-6029, e-mail: rainn34564@gmail.com

Маргарита Михайловна Цепелевич, аспирант, младший научный сотрудник, Научно-технологический университет «Сириус» (АНОО ВО «Университет “Сириус”»), преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, федеральная территория Сириус, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0637-4532, e-mail: riks00022@gmail.com

Ирина Олеговна Ткаченко, соискатель степени доктора философии (PhD), Департамент методологии и статистики, Школа социальных и поведенческих наук, Тилбургский университет, младший научный сотрудник, Научный центр когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус» (АНОО ВО «Университет “Сириус”»), федеральная территория Сириус, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0406-7400, e-mail: iotkachenko@edu.hse.ru

Дарья Анатольевна Момотенко, кандидат психологических наук, младший научный сотрудник Центра когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус» (НТУ «Сириус»), Сочи, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2544-5420, e-mail: daryamomotenko@gmail.com

Вклад авторов

E.G. Machnev: conceptualization, methodology, investigation, validation, writing of the original draft.
M.M. Tcepelevich: conceptualization, methodology, investigation, writing of the original draft.
I.O. Tkachenko: methodology, investigation, writing of the original draft.
D. Momotenko: conceptualization, methodology, investigation, writing of the original draft.

 

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

 

Декларация об этике

Исследование было рассмотрено и одобрено этическим комитетом Университета науки и технологий Сириуса (от 15 апреля 2021 г., с поправками, принятыми 20 июня 2022 г.).

 

Метрики

 Просмотров web

За все время: 207
В прошлом месяце: 65
В текущем месяце: 12

 Скачиваний PDF

За все время: 46
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 4

 Всего

За все время: 253
В прошлом месяце: 79
В текущем месяце: 16