Формирование исполнительных функций у дошкольников, в разной степени включенных в цифровую среду

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 6 мин. чтения

Резюме

Дети во всем мире проводят все больше времени в цифровом пространстве, однако данные о влиянии этого фактора на их развитие остаются неоднозначными. В статье представлен обзор исследований о влиянии пребывания в цифровой среде на исполнительные функции у детей. Современные исследования показывают, что связь между использованием цифровых технологий и развитием когнитивных функций у детей носит более опосредованный и комплексный характер, чем считалось ранее, особенно в отношении исполнительных функций. В большинстве исследований показано, что увеличение длительности экранного времени связано с более низкими показателями исполнительных функций. Вместе с тем современные исследования оспаривают прямую связь между увеличением экранного времени и ухудшением исполнительных функций, подчеркивается необходимость сопоставления времени и характера использования цифровых устройств с семейными условиями. Контекстуальными и связанными с влиянием пребывания ребенка в цифровой среде на исполнительные функции факторами являются: наличие в семье ограничений по пребыванию ребенка в цифровом пространстве (правила и длительность), уровень образования родителей, качество контента, пассивное или активное использование цифровых устройств, опосредование родителем использования цифрового устройства ребенком.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, исполнительные функции, когнитивное развитие, цифровые устройства, цифровая среда, экранное время

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140306

Финансирование. Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ имени А.И. Герцена. Проект № 52ВГ («Факторы, опосредующие влияние цифровой среды на когнитивное развитие детей в дошкольном и младшем школьном возрасте»).

Поступила в редакцию 29.06.2025

Поступила после рецензирования 08.09.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Николаева, Е.И., Калабина, И.А., Сутормина, Н.В. (2025). Формирование исполнительных функций у дошкольников, в разной степени включенных в цифровую среду. Современная зарубежная психология, 14(3), 72–83. https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140306

© Николаева Е.И., Калабина И.А., Сутормина Н.В., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Подкаст

Полный текст

Введение

В научной литературе, как и в обыденном сознании многих людей, сложились крайне противоречивые представления о пребывании ребенка в цифровом пространстве (Kalabina et al., 2024). С нашей точки зрения, наиболее точный ответ о роли гаджетов в формировании когнитивных процессов ребенка можно получить из обзора исследований, в которых рассматривалось влияние взаимодействия ребенка с гаджетами на формирование исполнительных функций.
Исполнительные функции (ИФ) — совокупность когнитивных инструментов, отвечающих за изменение поведения от привычного к новому, т. е. они лежат в основе ежедневного обучения человека (Badre, 2025; Hauptman, 2024). В тоже время они сами управляют когнитивными процессами более низкого уровня (внимание, восприятия, память и т.д.) и одновременно закладывают основу более сложных когнитивных процессов, таких как целеполагание и планирование (Diamond, 2013). Доказано, что состояние ИФ в детстве позволяет предсказать успешность обучения в школе (Quílez-Robres et al., 2021), прежде всего в освоении математики (Emslander, Scherer, 2022).
А. Даймонд показала, что созревание префронтальной коры предопределяет изменения ИФ (оцененное в решении задачи А-не-Б) уже в первый год жизни, и это изменение происходит нелинейно (Diamond, Goldman-Rakic, 1989). Эти функции особенно чувствительны к внешнему воздействию, прежде всего негативному, в первые годы жизни (Ramos et al., 2023; Dydenkova et al., 2024). Было показано, что рабочая память и тормозной контроль в дошкольном возрасте формируются независимо (Nikolaeva et al., 2021).
Неравномерность процессов роста и развития представляет собой фундаментальную закономерность, неуклонно действующую в процессе разворачивания генетической программы онтогенеза (Son'kin, 2015). Однако все больше работ, которые свидетельствуют о влиянии социального окружения на развитие исполнительных функций (Koşkulu-Sancar et al., 2023).
Все эти особенности развития исполнительных функций могут влиять на результаты исследования, если изучается небольшая группа детей очень узкого возрастного диапазона без связи с параметрами, отражающими в той или иной мере физиологические показатели, кроме когнитивных.

Материалы и методы

В рамках систематического обзора были использованы методы библиографического анализа научных баз данных PubMed, ScienceDirect (поиск по ключевым словам: sсreen time, digital, children, cognitive development executive functions за 2019—2024 годы).
В общей сложности по заданным условиям на платформе ScienceDirect было предложено 1398 записей, на платформе PubMed — 8. Далее анализировались источники, которые, по мнению авторов, наиболее явно представляют воздействие цифровых технологий (Интернет, цифровые устройства, игровых приложения и программы) на развитие ИФ и познавательной сферы детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, с открытым доступом к полнотекстовым версиям. В итоге были рассмотрены 14 статей.

Результаты

Работы, связанные исключительно с ИФ функциями у ребенка, пользующегося гаджетами, единичны. Макхарг с соавторами (2020) провели лонгитюдное исследование младенцев в возрасте 24 и 36 недель (179 детей) и обнаружили, что при прочих равных условиях регулярное воздействие экранов в любом количестве в 4 месяца было связано со снижением уровня тормозного контроля в более позднем возрасте. Общим итогом подобных работ является значимость содержания, которое предъявляется ребенку с помощью гаджета (O'Toole, Kannass, 2021).
Есть статьи, которые обнаруживают факторы, которые могут снизить негативный эффект использования гаджетов на когнитивное развитие детей. Так показано, что нет негативных последствий при использовании гаджетов детьми до 3 лет у родителей с высшим образованием, устанавливающих правила получения ребенком гаджета (Brauchli et al., 2024).
В работе Маллаварачи с соавторами (2024) были проведены как систематический анализ, так и метаанализ. Главный вывод, сделанный при изучении данных, состоял в том, что негативные последствия чаще проявляются при пассивном просмотре любого экранного контента, а также при длительном пребывании в цифровой среде. При этом качественный образовательный контент и совместное со взрослым использование гаджетов не только смягчают негативные эффекты, но, напротив, способствуют лучшему формированию ИФ.
Чем позднее проводились исследования, тем выраженнее были сомнения в простом и негативном влиянии цифровых технологий на когнитивную сферу ребенка, в том числе конкретно на исполнительные функции детей. Говорится о необходимости сопоставления данных с ситуацией в семье, а также обязательного учета нелинейной связи между количеством времени, проводимого перед экраном, и функцией внимания (Liebher, 2022; Veraksa et al., 2022).
Выявлены значимые факторы, предопределяющие снижение уровня ИФ при использовании гаджетов:
  • частота и длительность использования гаджета (более 1 часа в день);
  • пассивный, а не активный тип его применения;
  • обсуждение содержания контента со взрослыми (Corkin et al., 2021).
Исследование Ж.-К. Бустаманте с соавторами (2023) показали, что дети, проводившие у экрана больше 15 минут в день, демонстрировали по сравнению с детьми с меньшей включенностью в экранное время, более низкие показатели рабочей памяти. Однако, если учитывалась фоновая работа телевизора, значимые различия между группами исчезали. Тормозной контроль снижался, если дети просматривали программы недетского содержания по телевизору. Значимым выводом была необходимость включать в анализ фоновую работу телевизора.

Заключение

На основе проведенного анализа можно сформулировать следующие ключевые выводы.
Отсутствует прямая линейная зависимостьи: современные исследования опровергают простую прямую связь «больше экранного времени = ниже уровень ИФ». Влияние цифровой среды сложное и опосредованно множеством факторов.
Отмечается роль контекста и содержания: наибольшее негативное влияние на ИФ оказывает пассивное использование цифровых устройств, просмотр контента несоответствующего возрасту, отсутствие обсуждения увиденного со взрослым.
Несмотря на опосредованный характер влияния, сохраняется консенсус о необходимости ограничивать экранное время для дошкольников (не более 1 часа в будние дни).
Отмечается ключевая роль семьи и взрослого как посредника: развитие ИФ сильнее связано с общей образовательной и культурной средой в семье, чем с самим фактом использования цифровых устройств.

Литература

  1. Веракса, А.Н., Родова, С.Д. (2025). Связь использования цифровых устройств и регуляторных функций у дошкольников: Родительское участие. Теория и Практика Образования, 19(2), 4—13. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-2128-4-13
  2. Veraksa, A.N., Rodova, S.D. (2025). The relationship between the use of digital devices and executive functions in preschoolers: Parental involvement. Preschool Education Today, 19(2), 4—13. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-2128-4-13
  3. Выготский, Л.С. (1966). Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 6, 62—68. Vygotsky, L.S. (1966). Play and its role in the mental development of a child. Voprosy Psikhologii, 6, 62—68.
  4. Калабина, И.А., Никитина, Е.А., Николаева, Е.И. (2024). Исследование специфики действий ребенка дошкольного возраста с гаджетом и опосредование этого поведения родителями. Science for Education Today, 14(3), 7—23. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.01
    Kalabina, I.A., Nikitina, E.A., Nikolaeva, E.I. (2024). Peculiarities of preschool children’s usage of digital gadgets determined by adults. Science for Education Today, 14(3), 7—23. (In Russ). http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.01
  5. Разумникова, О.М., Николаева, Е.И. (2021). Онтогенез тормозного контроля когнитивных функций и поведения. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет.
    Razumnikova, O.M., Nikolaeva, E.I. Ontogenesis of inhibitory control of cognitive functions and behavior. Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University. (In Russ.).
  6. Сутормина, Н.В., Калабина, И.А., Николаева, Е.И. (2025). Особенности взаимосвязи рабочей памяти и тормозного контроля у детей 5—7 лет, различное время вовлеченных во взаимодействие с гаджетами. Комплексные исследования детства, 7(1), 4—13. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-1-4-13
    Sutormina, N.V., Kalanina, I.A., Nikolaeva, E.I. (2025). The relationship between working memory and inhibitory control in children aged 5—7 years with varying durations of gadget use. Comprehensive Child Studies, 7(1), 4—13. (In Russ.). https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-1-4-13
  7. Ali, Z., Janarthanan, J., Mohan, P. (2024). Understanding digital dementia and cognitive impact in the current era of the internet: A review. Cureus, 16(9), Article e70029. https://doi.org/10.7759/cureus.70029
  8. Almeida, M.L., Garon-Carrier, G., Cinar, E., Frizzo, G.B., Fitzpatrick, C. (2023). Prospective associations between child screen time and parenting stress and later inattention symptoms in preschoolers during the COVID-19 pandemic. Frontiers in Psychology, 14, Article 1053146. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1053146
  9. Badre, D. (2025). Cognitive control. Annual Review of Psychology, 76, 167—195. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-022024-103901
  10. Bochicchio, V., Keith, K., Montero, I., Scandurra, C., Winsler, A. (2022). Digital media inhibit self-regulatory private speech use in preschool children: The «digital bubble effect». Cognitive Development, 62, Article 101180. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2022.101180
  11. Brauchli, V., Edelsbrunner, P., Castro, R.P., Barr, R., von Wyl, A., Lannen, P., Sticca, F. (2024). Screen time vs. scream time: Developmental interrelations between young children’s screen time, negative affect, and effortful control. Computers in Human Behavior, 154, Article 108138. https://doi.org/10.1016/j.chb.2024.108138
  12. Bustamante, J.C., Fernández-Castilla, B., Alcaraz-Iborra, M. (2023). Relation between executive functions and screen time exposure in under 6 year-olds: A meta-analysis. Computers in Human Behavior, 145, Article 107739. https://doi.org/10.1016/j.chb.2023.107739
  13. Corkin, M.T., Peterson, E.R., Henderson, A.M.E., Waldie, K.E., Reese, E., Morton, S.M.B. (2021). Preschool screen media exposure, executive functions and symptoms of inattention/hyperactivity. Journal of Applied Developmental Psychology, 73, Article 101237. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2020.101237
  14. Diamond, A. (2013). Executive functions. Annual Review of Psychology, 64(1), 135—168. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
  15. Diamond, A., Goldman-Rakic, P.S., (1989). Comparison of human infants and rhesus monkeys on Piaget’s AB task: Evidence for dependence on dorsolateral prefrontal cortex. Experimental Brain Research, 74, 24—40. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/BF00248277 (viewed: 22.09.2025).
  16. Dydenkova, E., McGlone, F., Mayorova, L., Nikolaeva, E. (2024). The impact of early life experiences on inhibitory control and working memory. Frontiers in Psychology, 15, Article 1484424. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1484424
  17. Emslander, V., Scherer, R. (2022). The relation between executive functions and math intelligence in preschool children: A systematic review and meta-analysis. Psychological Bulletin, 148(5—6), 337—369. https://doi.org/10.1037/bul0000369
  18. Hauptman, M., Liu, Y.F., Bedny, M. (2024). Built to Adapt: Mechanisms of Cognitive Flexibility in the Human Brain. Annual Review of Developmental Psychology, 6, 133—162 https://doi.org/10.1146/annurev-devpsych-120621-042108
  19. Helm, A.F., McDermott, J.M. (2022). Impact of tablet use on young children’s inhibitory control and error monitoring. Journal of Experimental Child Psychology, 222, Article 105446. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2022.105446
  20. Horowitz-Kraus, T., Fotang, J., Niv, L., Apter, A., Hutton, J., Farah, R. (2024). Executive functions abilities in preschool-age children are negatively related to parental EF, screen-time and positively related to home literacy environment: An EEG study. Child Neuropsychology, 30(5), 738—759. https://doi.org/10.1080/09297049.2023.2272339
  21. Kirkorian, H.L. (2018). When and how do interactive digital media help children connect what they see on and off the screen? Child Development Perspectives, 12(3), 210—214. https://doi.org/10.1111/сdep.12290
  22. Koşkulu-Sancar, S., van de Weijer-Bergsma, E., Mulder, H., Blom, E. (2023). Examining the role of parents and teachers in executive function development in early and middle childhood: A systematic review. Developmental Review, 67, Article 101063. https://doi.org/10.1016/j.dr.2022.101063
  23. Lakicevic, N., Manojlovic, M., Chichinina, E., Drid, P., Zinchenko, Y. (2025). Screen time exposure and executive functions in preschool children. Scientific Reports, 15, Article 1839. https://doi.org/10.1038/s41598-024-79290-6
  24. Maeneja, R., Rato, J., Ferreira, I.S. (2025). How is the digital age shaping young minds? A rapid systematic review of executive functions in children and adolescents with exposure to ICT. Children, 12(5), Article 555. https://doi.org/10.3390/children12050555
  25. Mallawaarachchi, S., Burley, J., Mavilidi, M., Howard, S.J., Straker, L., Kervin, L., Staton, S., Hayes, N., Machell, A., Torjinski, M., Brady, B., Thomas, G., Horwood, S., White, S.L.J., Zabatiero, J., Rivera, C., Cliff, D. (2024). Early childhood screen use contexts and cognitive and psychosocial outcomes. JAMA Pediatrics, 178(10), 1017—1026. https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2024.2620
  26. McHarg, G., Ribner, A.D., Devine, R.T., Hughes, C. (2020). Screen time and executive function in toddlerhood: A longitudinal study. Frontiers in Psychology, 11, Article 570392. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.570392
  27. Miyake, A., Friedman, N.P. (2012). The nature and organization of individual differences in executive functions: Four general conclusions. Current Directions in Psychological Science, 21(1), 8—14. https://doi.org/10.1177/0963721411429458
  28. Nikolaeva, E.I, Dunaevskaya, E.B, Kalabina, I.A. (2021). Factors that impact parental success in supporting Childern’s distance learning. Proceedings of the International Scientific Conference: Society. Integration. Education, 5, 188—198. https://doi.org/10.17770/sie2021vol5.6185
  29. Nikolaeva, E.I., Isaiko, A.А., Soboleva N.А. (2020). Relationship between intelligence and executive functions in preschoolers. Lurian Journal, 1(2), 30—43. https://doi.org/10.15826/Lurian.2020.1.2.3
  30. Nikolaeva, E.I., Kalabina, I.A., Progackaya, T.K., Ivanova, E.V. (2023). Ground rules for preschooler exposure to the digital environment: a review of studies. Psychology in Russia: State of the Art, 16(4), 37—54. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0403
  31. O'Toole, K.J., Kannass, K.N. (2021). Background television and distractibility in young children: Does program content matter? Journal of Applied Developmental Psychology, 75, Article 101280. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2021.101280
  32. Plato (1980). Phaedrus. In: E. Hamilton, H. Cairns (Eds.), The Collected Dialogues of Plato (pp. 475—525). Princeton: Princeton University Press.
  33. Portugal, A.M., Hendry, A., Smith, T.J., Bedford, R. (2023). Do pre-schoolers with high touchscreen use show executive function differences? Computers in Human Behavior, 139, Article 107553. https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107553
  34. Quílez-Robres, A., Moyano, N., Cortés-Pascual, A. (2021). Task monitoring and working memory as executive components predictive of general and specific academic achievements in 6–9-year-old children. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(13), Article 6681. https://doi.org/10.3390/ijerph18136681
  35. Ramos, C., Pereira, A.F., Feher, A., Baptista, J. (2023). How does sensitivity influence early executive function? A critical review on hot and cool processes. Infant Behavior and Development, 73, Article 101895. https://doi.org/10.1016/j.infbeh.2023.101895
  36. Roskam, I., Brianda, M.E., Mikolajczak, M. (2018). A step forward in the conceptualization and measurement of parental burnout: The parental burnout assessment (PBA). Frontiers in Psychology, 9, Article 758. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00758
  37. Sgarbossa, N., Cobaisse, M.I., Cianciulli, G.G., Bracchiglione, J., Franco, J.V.A. (2022). Systematic reviews: Key concepts for health professionals. Medwave, 22(09), Article e2622. https://doi.org/10.5867/medwave.2022.09.2622
  38. Son'kin, V.D. (2015). Physiological laws of ontogeny and their possible applications to the theory of sports training. Human Physiology, 41, 562—572. https://doi.org/10.1134/S036211971505014X
  39. Spitzer, M. (2012). Digital Dementia. Nervenheilkunde, 31(7), 493—497.
  40. Türen, S., Kahraman, P.B. (2025). The predictive relationships between children’s digital game addiction tendencies and mothers’ digital parenting awareness and digital literacy levels. Education and Information Technologies, 30, 3115—3144. https://doi.org/10.1007/s10639-024-12932-4
  41. Uğraş, M., Zengin, E., Papadakis, S., Kalogiannakis, M. (2023). Early childhood learning losses during COVID-19: Systematic review. Sustainability, 15(7), Article 6199. https://doi.org/10.3390/su15076199
  42. Veraksa, N.E., Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Säljö, R. (2022). Exploring the development of executive functions in children in a digital world. European Journal of Psychology of Education, 37, 1035—1050. https://doi.org/10.1007/s10212-021-00584-8
  43. Wei, Y., Wang, L., Tang, Y., Deng, H., Su, J., Li, Q. (2024). Enhancing young children’s executive function through physical activities: A three-level meta-analysis. Mental Health and Physical Activity, 26, Article 100592. https://doi.org/10.1016/j.mhpa.2024.100592
  44. Whitlock, J., Masur, P.K. (2019). Disentangling the association of screen time with developmental outcomes and well-being: Problems, challenges, and opportunities. JAMA Pediatrics, 173(11), 1021—1022. https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2019.3191
  45. World Health Organization. (2019). Guidelines on physical activity, sedentary behaviour and sleep for children under 5 years of age. Geneva: World Health Organization.
  46. Zeng, N., Lee, J.E., Gao, Z. (2023). Effects of home-based exergaming on preschool children’s cognition, sedentary behavior, and physical activity: A randomized crossover trial. Brain Behavior and Immunity Integrative, 1, Article 100002. https://doi.org/10.1016/j.bbii.2023.100002

Информация об авторах

Елена Ивановна Николаева, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена), Преподаватель Института практической психологии «Иматон», Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8363-8496, e-mail: klemtina@yandex.ru

Инна Александровна Калабина, кандидат психологических наук, доцент возрастной психологии и педагогики семьи, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7634-4155, e-mail: innakalabina@mail.ru

Надежда Владимировна Сутормина, младший научный сотрудник, научно-исследовательская лаборатория «Когнитивные исследования в образовании», Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5073-8922, e-mail: nadya.sutormina.92@mail.ru

Вклад авторов

Елена Ивановна Николаева — разработка концепции исследования; отбор и анализ источников для обзора литературы; подготовка оригинального текста рукописи.
Инна Александровна Калабина — отбор и анализ источников для обзора литературы; подготовка итоговой версии рукописи.
Надежда Владимировна Сутормина — отбор и анализ источников для обзора литературы.
Все авторы ознакомились с результатами работы и одобрили окончательный вариант рукописи.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Декларация об этике

Поскольку данная статья является обзорной, для ее публикации не требуется одобрения этического комитета и получения информированного согласия участников.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 193
В прошлом месяце: 73
В текущем месяце: 10

 Скачиваний PDF

За все время: 45
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 238
В прошлом месяце: 95
В текущем месяце: 12