Введение
Материалы и методы
Результаты
- частота и длительность использования гаджета (более 1 часа в день);
- пассивный, а не активный тип его применения;
- обсуждение содержания контента со взрослыми (Corkin et al., 2021).
Современная зарубежная психология
2025. Том 14. № 3. С. 72–83
doi:10.17759/jmfp.2025140306
ISSN: 2304-4977 (online)
Дети во всем мире проводят все больше времени в цифровом пространстве, однако данные о влиянии этого фактора на их развитие остаются неоднозначными. В статье представлен обзор исследований о влиянии пребывания в цифровой среде на исполнительные функции у детей. Современные исследования показывают, что связь между использованием цифровых технологий и развитием когнитивных функций у детей носит более опосредованный и комплексный характер, чем считалось ранее, особенно в отношении исполнительных функций. В большинстве исследований показано, что увеличение длительности экранного времени связано с более низкими показателями исполнительных функций. Вместе с тем современные исследования оспаривают прямую связь между увеличением экранного времени и ухудшением исполнительных функций, подчеркивается необходимость сопоставления времени и характера использования цифровых устройств с семейными условиями. Контекстуальными и связанными с влиянием пребывания ребенка в цифровой среде на исполнительные функции факторами являются: наличие в семье ограничений по пребыванию ребенка в цифровом пространстве (правила и длительность), уровень образования родителей, качество контента, пассивное или активное использование цифровых устройств, опосредование родителем использования цифрового устройства ребенком.
Ключевые слова: дошкольный возраст, исполнительные функции, когнитивное развитие, цифровые устройства, цифровая среда, экранное время
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140306
Финансирование. Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ имени А.И. Герцена. Проект № 52ВГ («Факторы, опосредующие влияние цифровой среды на когнитивное развитие детей в дошкольном и младшем школьном возрасте»).
Поступила в редакцию 29.06.2025
Поступила после рецензирования 08.09.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Николаева, Е.И., Калабина, И.А., Сутормина, Н.В. (2025). Формирование исполнительных функций у дошкольников, в разной степени включенных в цифровую среду. Современная зарубежная психология, 14(3), 72–83. https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140306
© Николаева Е.И., Калабина И.А., Сутормина Н.В., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Елена Ивановна Николаева — разработка концепции исследования; отбор и анализ источников для обзора литературы; подготовка оригинального текста рукописи.
Инна Александровна Калабина — отбор и анализ источников для обзора литературы; подготовка итоговой версии рукописи.
Надежда Владимировна Сутормина — отбор и анализ источников для обзора литературы.
Все авторы ознакомились с результатами работы и одобрили окончательный вариант рукописи.
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поскольку данная статья является обзорной, для ее публикации не требуется одобрения этического комитета и получения информированного согласия участников.
За все время: 193
В прошлом месяце: 73
В текущем месяце: 10
За все время: 45
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 2
За все время: 238
В прошлом месяце: 95
В текущем месяце: 12