Образование и языковая коммуникации в педагогике

1795

Аннотация

В данной работе анализируется связь, которая существует между воспитательными и коммуникативными процессами в педагогических исследованиях, подчеркивая многообразие социологических, философских и педагогических перспектив, связанных с конкретным объектом педагогической экспертизы: интегрального образования и био-психических, антропологических и онтологических развитий человека. Данные педагогические категории: образование и коммуникация, по-видимому, связаны между собой, именно в них реализуются межличностные отношения. Они становятся интерактивными и взаимодействуют друг с другом, если она осуществляется с уважением, и взаимным вниманием, учитывается уникальность человека в интерактивной двойственности. С другой стороны, данная связь может послужить основой для развития кон-формаций и де-формаций слабых личностей; тех, кто имеет только слабое положение в обществе, у которых существует способность к приспосабливанию, хаотичным и сумбурным личностям. Среди таких личностей могут быть все участники воспитания: семья, затем учителя и социальные работники, все те, которые пытаются в сотрудничестве построить и укрепить межличностные отношения через подлинные связи, с цельюпередачи молодым людям "разумные и осмысленные советы’, давая им возможность построить значительные жизненные проекты для себяи окружающих в целом.

Общая информация

Ключевые слова: интегральное образование, психическое развитие, антропологическое и онтологические развитие человека

Рубрика издания: Лингводидактика и новации. Психологические основы изучения языков и культур

Для цитаты: Муле П. Образование и языковая коммуникации в педагогике [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2014. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2014_n3/72240 (дата обращения: 03.12.2024)

Фрагмент статьи

   From this examination, then, communication clearly exercises a function on processes of development and growth such as the construction of identity, as Buber argued in The Dialogic Principle of 1958 ; on recognizing differences, as Derrida explained in his book of 1967 , on overcoming the egoistic vision through recognition of the Other as the Self, already announced by Lévinas in his work of 1961 . Such a work of unveiling and interpretation undoubtedly compels pedagogy to adopt a plurality of enquiry perspectives and procedures, because having to plan and situate formation in a reference context that considers the subject in formation and his social and life context, implies the necessity to employ insights from aspects, data and processes from the research of a wide range of disciplinary fields. This means that formation must be understood as a collection of diachronic and synchronic processes through which the humanisation of the subject-person can be brought about, in the light of the complexity and problematicity of his own existence. Undoubtedly, in this dialectic of taking shape, the subject-person measures himself through communication and use of language with others, social reality, culture, nature and himself.

Литература

  1. Althusser L., Ideologia e apparati ideologici dello Stato, in Lenin e la filosofia, transl. it, Jaca Book, Milano 1972
  2. Apel K.O., L’Apriori della comunità della comunicazione e i fondamenti dell’etica. Il problema d’una fondazione razionale dell’etica nell’epoca della scienza (transl. it. Comunità e comunicazione, Rosemberg & Sellerio, Torino 1977)
  3. Ayera A. J., Linguaggio, verità e logica, Feltrinelli, Milano 1961 (1946)
  4. Boffo  V., Per una comunicazione empatica. La conversazione nella formazione familiare, ETS, Pisa 2005
  5. Broccoli A., Ideologia e educazione, La Nuova Italia, Firenze 1978
  6. Broccoli A., Marxismo e educazione, La Nuova Italia, Firenze 1978
  7. Buber M., Il principio dialogico, Comunità, Milano, 1962 (1958)
  8. Burza V., Formazione e persona. Il problema della democrazia, Anicia, Roma 2003
  9. Cambi F., Toschi L., (eds) La comunicazione formativa. Strutture, percorsi, frontiere, Apogeo, Milano 2006
  10. Canevaro A., Tu che mi guardi, tu che mi racconti, Feltrinelli, Milano 1997
  11. Cassiser E., Filosofia delle forme simboliche, Sansoni, Firenze 2004
  12. Chiosso G., Novecento pedagogico, La Scuola, Brescia, 1997, p. 334)
  13. Contessi R., La forma del linguaggio. Natura ed etica nella filosofia di Wittgenstein, Meltemi, Roma 2003
  14. Contini M., Comunicazione tra opacità e trasparenza, Mondadori, Milano 1984.
  15. Curi U., eds, La comunicazione umana, Franco Angeli, Milano 1985.
  16. Derrida J., La scrittura e la differenza, tr. it. Einaudi, Torino 1971 (1967).
  17. Dewey J., Esperienza e educazione, La Nuova Italia, Firenze 1972 (1938)
  18. Dolci D., eds, Comunicare legge della vita, La Nuova Italia, Firenze 1997
  19. Ducci E., Essere e comunicare, Anicia, Roma 2003 (I Edizione Adriatica, Bari 1974)
  20. Elster J., L’io multiplo, Feltrinelli, Milano 1991.
  21. Foucault M., Microfisica del potere, transl. it., Einaudi, Torino 1977
  22. Foucault M., Sorvegliare e punire, trad. it., Einaudi, Torino 1976
  23. Gadamer H. G., Verità e metodo, Studi Bompiani, Milano 1987 (IV edizione) - (1960)
  24. Gennari M., Storia della Bildung, La Scuola, Brescia 1995
  25. Habermas J., Etica del discorso, Laterza, Roma-Bari 1993 (1983)
  26. Jakobson R., Saggi di linguistica generale, Feltrinelli, Milano, 2002
  27. Jensen  K. B., Semiotica sociale dei media, Meltemi, Roma 1999
  28. Lacan J., Scritti, transl. it B. G. Contri, Fabbri Editori, Milano 2010 (ed. or. Ècrits, Èditions du Seuil, Paris 1966)
  29. Larry A. Hickman, John Dewey’s Pragmatic Technology, Indiana University Press, Bloomington (USA) 1990, pp. 17- 59 (Presentazione G. SPADAFORA, La tecnologia pragmatica di John Dewey, Armando Roma 2000)
  30. Larry A. Hickman, Philosophical Tools for Technological Culture. Putting Pragmatism to Work, Indiana University Press, Bloomington (Usa) 2001
  31. Leroigourhan A., Il gesto e la parola, Einaudi, Torino 1977
  32. Le’nivas E., L’umanesimo dell’altro uomo, Marietti, Genova 1985 (1961).
  33. Lumbelli L., Comunicazione non autoritaria, Franco Angeli, Milano 1972
  34. Lumbelli L., La comprensione come problema. Il punto di vista cognitivo, Edizioni Laterza, Roma-Bari, 2009
  35. Lyotard J., La condizione postmoderna, Feltrinelli, Milano 1981
  36. Massa R., (eds), Istituzioni di pedagogia e scienze dell’educazione, Laterza, Roma- Bari, 1993
  37. Mcluhan M., Gli strumenti del comunicare, Garzanti, Milano 1967
  38. Morcellini M., Fratelli G., Le scienze della comunicazione, NIS, Firenze 1994
  39. Morris D., L’uomo e i suoi gesti. La comunicazione non verbale nella specie umana, Mondadori, Milano 2000 (1977)
  40. Perissinotto L., Wittgenstein, Feltrinelli, Milano 2008 (1999)
  41. Postman N., Ecologia dei media. L’insegnamento come attività conservatrice, Armando, Roma 1999 (ed. or. Teaching as a Conserving Activity, Delecorte Press, New York 1979)
  42. Putnam H., Mente, linguaggio e realtà, Adelphi, Milano 1987 (1975)
  43. Rich J. M., On Educating the Emotions, in «Educational Theory», vol. 27, n. 4, Fall 1977, pp. 291- 296)
  44. Rogers C. S., Client-centered therapy, Houghton Mifflin, Chicago, Chicago 1951 ( transl. it. La Meridiana, Molfetta 2007)
  45. Rortrty R., La filosofia dopo la filosofia, Laterza, Roma-Bari 1989
  46. Rorty R., La filosofia e lo specchio della natura, Bompiani, Milano, 1986 (1979)
  47. Rortyr., Una sinistra per il prossimo secolo, Garzanti, Milano 1999
  48. Sant’Agostino, Confessioni, Italian transl., R. De Monticelli, Garzanti, Milano 2010 (First edition 1991)
  49. Shannon C. E., Weaver W., La teoria matematica delle comunicazioni, Etas Libri, Milano 1971 (1949)
  50. Spadafora G., La pedagogia tra filosofia, scienza e politica nel Novecento e oltre, in CAMBI F., COLICCHI E., MUZI M., SPADAFORA G., a cura di, Pedagogia generale. Identità, modelli, problemi, La Nuova Italia, Milano 2001
  51. Vattimo G., La fine della Modernità, Garzanti, Milano 1985
  52. Vico G., L’educazione frammentata, La Scuola Brescia 1993
  53. Von Bertalanffy L., Teoria Generale dei Sistemi. Fondamenti, sviluppo, applicazioni, ILI, Milano 1971(1968)
  54. Watzlawick P., Beavin J. H., Jackson D. D., Pragmatica della comunicazione umana. Studio dei modelli interattivi, delle patologie e dei paradossi, Astrolabio, Roma 1971 (1967)
  55. Watzlawick P., Weakland J. H., La prospettiva relazionale, Astrolabio, Roma 1978
  56. Wittgenstein L., Philosophische Untersuchungen, English translation by G. E. M. Anscombe, Rush Rhees, Blackwell, Oxford, 1953, (it. transl. by M. Trinchero, R. Piovesan, Ricerche filosofiche, Einaudi, Torino 1983), II, p. 295
  57. Wittgestein L., Ricerche filosofiche, Einaudi, Torino 1980 (19451; 19482)
  58. Wittgenstein L., Tractatus logico-philosophicus, transl. by Charles K. Ogden, Frank P. Ramsey, intr. by Bertrand Russell, Kegan Paul, London 1922 (it. transl. AMEDEO G. CONTE, Tractatus logico-philosophicus, Einaudi, Torino 1983)
  59. Wittgenstein L., Über Gewissheit, transl. G. E. M. Anscombe, Blackwell, Oxford 1969, (trad. it. A. G. Gargani, M. Trinchero, Sulla certezza, Einaudi Torino 1981)

Информация об авторах

Муле Паолина, доктор педагогических наук, профессор общего образования и социального комитета на факультете политических наук, университет Катании, Катанья, Италия, e-mail: paolina28@hotmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1555
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1795
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0