Модальность в процессе порождения речевого высказывания

1805

Аннотация

В статье речь идет об основных постоянно присутствующих и обязательных грамматических признаках предложения - категориях коммуникативности, модальности, предикативности и интонационно-просодических средствах. Все эти категории, равные по степени значимости, являются обязательными признаками любого предложения, в то же время каждая в отдельности различается отношением содержания предложения к действительности.

Общая информация

Ключевые слова: коммуникативность, модальность, предикативность, интонационно-просодические средства, категория

Рубрика издания: Межкультурная коммуникация и проблемы глобализации: психо-, социо- и этнолингвистика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Алиева Э.Н. Модальность в процессе порождения речевого высказывания [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2014. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2014_n3/72251 (дата обращения: 23.11.2024)

Полный текст

 

Вопрос о взаимодействии грамматических признаков предложения в его формировании является, пожалуй, наиболее актуальным в теории предложения, поэтому данный вопрос требует самого тщательного анализа, чтобы выяснить само содержание этих понятий, характер их проявления, степень их нагрузки при конструировании предложения.

Однако следует отметить, что значение отнесенности содержания предложения к действительности в одинаковой степени относится ко всем основным признакам предложения, т.е. коммуникативности, модальности, предикативности и мелодико­интонационным средствам. И каждая из этих категорий самостоятельно обеспечивает данное значение: коммуникативность — созданием коммуникативной ситуации речи, модальность — обеспечением семантического содержания предложения, предикативность — созданием структурного строения предложения, мелодико-интонационные средства — просодическим оформлением предложения. Проследим за механизмом порождения предложения.

Поскольку предложение — продукт речевой деятельности, и порождается оно речевым механизмом в строгой последовательности, по определенным правилам, то становится возможным проследить, на каком именно этапе порождения предложения включается тот или иной грамматический признак предложения для выполнения своей функции.

Существует положение, согласно которому речевой процесс представляется как определенный вид речевой деятельности. Любая человеческая деятельность имеет мотивационную, целевую и исполнительскую стороны. Эти три стороны составляют единый акт деятельности, который «начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной в начале цели, в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение» [1; 64].

На основании именно такой трактовки творческой деятельности человека в создании речевого высказывания такие видные психологи и психолингвисты, как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова, И.А. Зимняя, В. Пенфильд, Л.А. Чистович, создали трехэтапные схемы порождения речи. Несмотря на разные наименования различных этапов, они перекликаются между собой и в совокупности дают общепсихологическое представление процесса порождения речевого высказывания.

Первый этап порождения речи Л.С. Выготский [2; 49] и А.А. Леонтьев [1; 91] назвали «мотивом», В. Пенфильд — «внешним раздражителем» [3; 67], И.А.Зимняя — «побуждением» [4; 263]. В самом деле, речь сама по себе не рождается. Для ее появления необходимы определенные условия, ситуации, включающие в себя мотивирующую сферу внешней среды. Все это в совокупности служит побуждающим средством, вызывающим речь.

Именно на этом, первом этапе порождения речи выполняет свою функцию категория коммуникативности. Она создает мотив речи, служит внешним раздражителем, вызывающим речь, побуждает коммуникантов к речи.

Коммуникация — это сложный психологический процесс. Перед тем, как коммуниканты осуществляют коммуникативный акт при определенной коммуникативной необходимости, создается коммуникативная ситуация, и в перцептивной системе начинает осуществляться сенсомоторный синтез. В результате в речевом механизме начинается процесс порождения высказывания.

Таким образом, значение и назначение категории коммуникативности заключается в создании коммуникативной установки высказывания, коммуникативного намерения автора речи, коммуникативного контекста, в определении коммуникативного задания путем тематизации, номинализации и вербализации через трансформации темы и ремы и актуальное членение предложения.

Как отмечалось выше, коммуникативная деятельность включает в себя процесс передачи информации и осуществления воздействия на адресата в виде побудительных, информативных, экспрессивных сообщений. По типу отношений между участниками осуществляются межличностные, публичные и массовые коммуникации, а по средствам — речевые, паралингвистические и вещественно-знаковые коммуникации.

Механизмами осуществления всех этих операций коммуникации являются прагматические, семантические компоненты, регламентирующие действия актантов коммуникации: субъекта речи, адресата речи и предмета речи, регулируемые структурно­синтаксическими, коммуникативно-синтаксическими и логико-синтаксическими аспектами предложения. Таким образом, категория коммуникативности является постоянно действующим конститутивным признаком, делающим предложение предложением.

Второй этап порождения речи Л.С. Выготский [2; 72] определяет как «опосредствование мысли во внутреннем слове», Н.И. Жинкин [5; 14] — как «замысел», А.А. Леонтьев — как «программа» [1; 114], Т.В. Рябова [6; 80] — как «внутренне — речевая схема высказывания», И.А. Зимняя — как «общий смысловой образ» [4; 289].

После того, как сработал первый этап, т.е. созданы необходимые условия и ситуации, побуждающие акт речи, в механизме порождения появляется целевая «программа», «конкретный замысел», «общий смысловой образ» для того, чтобы сообразно данной ситуации осуществить речь. Это и есть содержание высказывания, выраженное особым кодом — внутренней речью. Это очень ответственный этап, ибо именно на этом этапе закладывается смысл, характер высказывания. Особый код внутренней речи — это действительно тот замысел, та программа, которые заложены говорящим в смысл высказывания перед тем, как выбирать нужные слова для осуществления перевода кода на единицы конкретного языка. Именно на этом этапе порождения речи говорящий задает целевую установку тому высказыванию, которое он собирается произвести в виде выражения уверенности, сомнения, предположения, страха или радости. Все это модальные значения, и осуществляются они категорией модальности на втором этапе порождения речи, сообразно заданной коммуникативной ситуации на первом этапе. Так, появившаяся на втором этапе порождения речи целевая программа и замысел говорящего раскрываются категорией модальности соответствующими модальными значениями.

Свою оценку содержания высказывания сам говорящий определяет до осуществления самого высказывания, сообразно тому, реально оно или нереально, возможно или невозможно, желательно или нежелательно и т.д. Без какого бы то ни было замысла и оценки говорящего нет ни одного высказывания. В свою очередь, оценка говорящим своего сообщения по отношению к действительности определяется конкретной ситуацией речи и коммуникативным намерением говорящего. В каждом высказывании как бы закодирован замысел говорящего. И высказывание будет воспринято и правильно понято лишь в случае, если слушающий правильно декодирует закодированный замысел говорящего.

Таким образом, конкретный замысел, целевая установка, общий смысловой образ, закладываемые в высказывание на втором этапе порождения речи, проявляются в многогранных модальных значениях, определяемых категорией модальности. Из этого следует вывод о том, что данная категория является постоянно действующим грамматическим признаком предложения.

На третьем этапе порождения речи реализуется «словесный синтаксис и грамматика слов» Л.С. Выготского [2; 85], «грамматическое и семантическое перекодирование» А.А. Леонтьева [1; 122], происходит «отбор конкретных слов и расположение согласно грамматическим правилам» Н.И. Жинкина [5; 15], «расшифровка по грамматическим правилам языка» А.А. Чистович [7; 54], «внутренняя пространная программа» И.А.Зимней [4; 364].

Все это в совокупности может быть сведено к словесно-грамматическому оформлению высказывания в процессе порождения речи. Это означает, что после того, как в предложение заложен определенный замысел и тем самым сложилось конкретное отношение говорящего к высказываемой мысли, сообразно этому выбираются слова и оформляются по соответствующим грамматическим правилам того или иного языка, на котором осуществляется высказывание.

Весь этот процесс осуществляется категорией предикативности. Именно на этом, третьем, этапе порождения речи «срабатывает» категория предикативности как основной, постоянно действующий грамматический признак предложения. Категория предикативности в соответствии с заложенным тем или иным модальным значением, регулируемым категорией модальности, создает структурное строение предложения по существующим грамматическим правилам данного конкретного языка и тем самым обеспечивает отнесенность содержания предложения к действительности. Этот процесс осуществления функциональных обязанностей категории предикативности характеризуется тем, что она, пронизывая все материальное тело предложения, обеспечивает взаимодействие всех его компонентов согласно существующим правилам синтаксических отношений данного конкретного языка.

На завершающем этапе порождения предложения принимает обязательное участие интонация вместе со всем арсеналом просодических средств (словесное ударение, фразовое ударение, ритм, пауза). Относительно речи и места интонации в формировании предложения нет особых противоречий. Все исследователи признают ее как необходимое средство, делающее предложение предложением, т.е. как признак предложения, отличающий его от других языковых единиц.

Итак, предложение — это результат речевой деятельности, и рождается оно в механизме порождения речи в устной или письменной форме. Основными постоянно присутствующими и обязательными грамматическими признаками предложения являются категории коммуникативности, модальности, предикативности и интонационно­просодические средства. Все эти категории, равные по степени значимости, являются обязательными признаками предложения, в то же время каждая в отдельности различается отношением содержания предложения к действительности: категория коммуникативности — целеустановкой, модальности — определением замысла предложения, предикативности — созданием структуры предложения, просодические средства — мелодико-интонационным оформлением всей структуры предложения.

 

Литература

  1. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. М., 1982-1994.
  3. Пенфидьд В, Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. Л., 1964.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону,1997.
  5. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания, № 6, 1964.
  6. Рябова Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии. // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967.
  7. Чистович Л.А. Речь: Артикуляция и восприятие. М., 1965.

Информация об авторах

Алиева Эльвира Низамиевна, доктор филологических наук, профессор кафедры лингводидактики и межкультурных коммуникаций, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: lingvamiep@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1612
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1805
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0