Модальность в процессе порождения речевого высказывания

1751

Аннотация

В статье речь идет об основных постоянно присутствующих и обязательных грамматических признаках предложения - категориях коммуникативности, модальности, предикативности и интонационно-просодических средствах. Все эти категории, равные по степени значимости, являются обязательными признаками любого предложения, в то же время каждая в отдельности различается отношением содержания предложения к действительности.

Общая информация

Ключевые слова: коммуникативность, модальность, предикативность, интонационно-просодические средства, категория

Рубрика издания: Межкультурная коммуникация и проблемы глобализации: психо-, социо- и этнолингвистика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Алиева Э.Н. Модальность в процессе порождения речевого высказывания [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2014. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2014_n3/72251 (дата обращения: 08.02.2023)

Фрагмент статьи

Вопрос о взаимодействии грамматических признаков предложения в его формировании является, пожалуй, наиболее актуальным в теории пред¬ложения, поэтому данный вопрос требует самого тщательного анализа, чтобы выяснить само содержание этих понятий, характер их проявления, степень их нагрузки при конструировании предложения.

Однако следует отметить, что значение отнесенности содержания предложения к действительности в одинаковой степени относится ко всем основным признакам предложения, т.е. коммуникативности, модальности, предикативности и мелодико-интонационным средствам. И каждая из этих категорий самостоятельно обеспечивает данное значение: коммуникативность — созданием коммуникативной ситуации речи, модальность — обеспечением семантического содержания предложения, предикативность — созданием структурного строения предложения, мелодико-интонационные средства — про¬содическим оформлением предложения. Проследим за механизмом порождения предложения.

Литература

  1. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. М., 1982-1994.
  3. Пенфидьд В, Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. Л., 1964.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону,1997.
  5. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания, № 6, 1964.
  6. Рябова Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии. // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967.
  7. Чистович Л.А. Речь: Артикуляция и восприятие. М., 1965.

Информация об авторах

Алиева Эльвира Низамиевна, доктор филологических наук, профессор кафедры лингводидактики и межкультурных коммуникаций, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: lingvamiep@mail.ru