Учебный процесс в современном ВУЗе: массовая культура и критическое мышление

1654

Аннотация

В данной статье рассматривается возможность привлечения образцов массовой культуры в качестве учебного материала на уроках английского языка в вузе. Учителя английского языка все время находятся в творческом поиске, пытаясь расширить потенциал уже имеющихся методов преподавания. В связи с этим в настоящей статье мы хотели бы уделить внимание такому явлению как массовая культура. В частности мы затронем некоторые проблемы тематики современного коммуникативного обучения и специфики, возможностях и преимуществах феномена массовой культуры как ценного и даже необходимого ресурса или, лучше сказать, условия преподавания иностранного языка ( в нашем случае английского).

Общая информация

Ключевые слова: массовая культура, интернациональное пространство, социально-культурное пространство, коммуникативное обучение, технология интенсификации

Рубрика издания: Межкультурная коммуникация и проблемы глобализации: психо-, социо- и этнолингвистика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Зенкевич И.В., Михайлова А.Е. Учебный процесс в современном ВУЗе: массовая культура и критическое мышление [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2014. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2014_n3/72256 (дата обращения: 25.04.2024)

Полный текст

 

Многие преподаватели совершенствуют педагогические методы, прибегая к различным технологиям интенсификации процесса обучения, в том числе, привлекая различные видео и аудио материалы из сети Интернет. В ходе достаточно формально организованного учебного процесса занятия с использованием фрагментов популярных фильмов и сериалов являются хорошим мотивационным моментом, а отсылки к современным и актуальным реалиям позволяют лучше запомнить учебный материал. В то же время, некоторые преподаватели скептически относятся к подобными «низкокачественным» формам культуры и не готовы работать с элементами массовой культуры как с наглядным учебным материалом, что, с нашей точки зрения, в рамках современного подхода к обучению является скорее недостатком, чем достоинством.

Как указывает Юрий Михайлович Лотман: «Культуру принято рассматривать во- первых, как этап имманентного развития, во-вторых, как результат разнообразных внешних влияний».

Как этап имманентного развития социума массовая культура представляет собой совокупность явлений постиндустриального общества, как, например, индустрия досуга, которая формирует эстетические вкусы, ценностные ориентиры и мировоззрение современного человека.

Массовая культура реализуется как в самых примитивных формах, представленных, категорией «никчемных» предметов, так и в развитых художественных жанрах музыки и литературы. Украшения, поделки, аксессуары, сувениры, которые принято называть словами: симуляция, копия, искусственный объект, стереотип, «китч». Для данной категории характерна бедность реального значения или, напротив, чрезмерное изобилие знаков, аллегорических референций, разнородных коннотаций, экзальтация в деталях .

Но даже эстетика китча-симуляции связана с важной функцией —выражать устремление, то есть социальное классовое ожидание, магическое присоединение к культуре, формам, нравам и знакам высшего класса — это эстетика аккультурации, выливающаяся в предметную субкультуру .

С помощью современных средств массовой информации (кино, радио, телевидения, книгопечатания, прессы, музыки) подобные образцы массовой культуры тиражируются и распространяются, превращая ее в мощное средство формирования общественных вкусов, мнений и настроений.

Поэтому важно помнить, что массовая культура дает четкие представления о человеческих ценностях и взаимоотношениях в социуме в текущую эпоху, и что у любой культуры или субкультуры есть свои положительные функции.

Например, для масскульта это:

•           обеспечить социализацию и существование человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой, ненадежной среды большого города

•           приучить человека к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке

•           снять психологическое напряжение и разрешить конфликтные ситуации.

•           удовлетворить потребность в рекреации.

Массовая культура обращается преимущественно к эмоциональной сфере, а, следовательно, несёт в себе функцию воздействия на массы.

СМИ становятся своеобразным семиотическим пространством коммуникационного акта. Молодые люди сегодня пользуются символами современности, представленными в образах и клише, распространяемых СМИ, для выражения собственных взглядов и определения ценностных ориентиров. Огромному контингенту людей, и, прежде всего молодежи, эта культура дает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации своих стремлений.

Как подчеркивают В.Д. Попков и А.П. Садохин: «Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки». Они создают интернациональное пространство, в котором доминирует в основном американская массовая культура. Господствующее положение США на мировой арене определило и её лидерство в вопросе распространения элементов массовой культуры. В то же время, эффективность английского языка в качестве языка межкультурного общения и науки играет важнейшую роль в признании и принятии американской культуры. Другим фактором широкого распространения американской массовой культуры является интернациональный характер американской аудитории. Разнородность регионального, этнического, религиозного и расового состава населения США стало толчком к экспериментам с формами масскульта, в которых содержание, образы и основные сюжетные линии должны были привлечь аудиторию, состоявшую из представителей разных культур.

В связи с этим, представляется важным и необходимым включить в вузовский курс, посвященный культуре и языку англоязычного мира, продукцию американского масскульта, которая отражает современные реалии, универсальные и понятные проблемы и взгляды интернациональной аудитории.

В качестве учебного средства масскульт имеет несколько преимуществ:

•           совмещает в себе серьезное глубокое содержание и простую доступную форму его изложения,

•           освещает широкий спектр проблем современного общества,

•           развивает критическое мышление,

•           повышает культурную и межкультурную  компетентность,

•           расширяет словарный запас,

•           дает образцы использования языка в разных регистрах,

•           иллюстрирует функционирование языка  в реальных жизненных ситуациях

Массовая культура может также продуцировать формы элитарной культуры, которые способствуют особому философскому и эстетическому восприятию действительности. Феномен китча и культура эпатажа при этом представлены во множестве произведений массовой культуры как своеобразные формы протеста против абсурда и несправедливости. Они существуют и в виде материальных объектов поп-арта, и в виде сиюминутного перформанса, но чаще всего, как результат деятельности средств массовой информации. Поэтому в пространстве мейнстрима все чаще и чаще появляются работы, поднимающие значимые для социума и сферы культуры вопросы о назревшей необходимости критической переоценки ценностей и являющие собой едкий сарказм, обличающий пороки современного общества потребления.

Удачным примером подобной социальной критики (или даже анти-рекламы) можно считать такой феномен американской поп-культуры, как анимационные сериалы для взрослых. Известная Интернет-база кинофильмов дает около пятидесяти наименований подобных ситкомов . В России наиболее известны: «Бивис и Баттхед» ( В eavi s and В utt- h ead) «Симпсоны» (The Simpsons), «Южный парк» (South Park), «Гриффины» (Family guy), «Американский папаша! » (American Dad ! ), «Доктор Катц» (Dr. Katz, Professional Therapist) и другие. Для иллюстрации выше изложенного положения мы выбрали лишь один из этих примеров — американский анимированный ситком «Южный парк».

Актуальная тематика каждого сезона и даже выпуска этого и подобных ему анимационных ситкомов представляет собой бескрайнее поле для обсуждения и анализа.

В центре сюжета этого мультсериала 4 персонажа - ученики американской начальной школы: Кенни МакКормик, Эрик Картман, Стен Марш, Кайл Броффловски. В каждом эпизоде эти дети сталкиваться с парадоксами и стереотипами окружающего их социума и пытаются найти для себя объяснение всему, что происходит вокруг. Сериал постоянно затрагивает спорные темы и всевозможные табу: вопросы религиозной терпимости, права меньшинств, проблемы экологии, политики и пр.

Авторы мультсериала Мэтт Стоун и Трей Паркер используют юмор и сатиру, обнажая проблемы современности и призывая таким образом зрителей подумать о том, как и чем живет наше общество, как ценности и тенденции массы влияют на индивида, насколько необходимо помещать общество в лживый мир политической корректности, безупречна ли современная система ценностей, как распознать двойные стандарты политиков и многое другое. Создатели мультфильма показывают крайнюю степень критических взглядов на развитие современного общества.

Важно отметить, что одной из главных особенностей сериала является его провокационный характер, поэтому он имеет ограничительный рейтинг 17+. Существуют специальные — отредактированные версии для показа на локальных телеканалах в США с рейтингом TV 14+. Тем не менее, в ходе занятий с привлечением подобного материала преподаватель должен:

-            обговаривать тот факт, что в некоторых случаях характер сцен и язык мультсериала имеет возрастной ценз, так как может нарушать правила политкорректности, содержать сцены насилия и бранную речь

-            четко определить цель и задать необходимый вектор для критического восприятия материала

-            дать возможность учащимся подготовиться к последующему анализу и интерпретации материала социально-значимого и культурологического характера

Примером упражнений, выполняемых во время и после просмотра эпизода, могут служить такие задания как:

-            произвести анализ визуальной информации, идеи и способа подачи материала

-            произвести анализ языковых средств и регистра

-            выписать аргументы за и против

-            сформулировать тезис о собственном отношении к вопросу

-            выявить предложенные аллюзии и определить их уместность

-            определить психологические / личностные особенности героев

-            рассмотреть принципы и способ предъявления проблемных вопросов

-            произвести анализ главной темы и средств способствующих / препятствующих ее раскрытию и интерпретации при определенных условиях и обстоятельствах

-            выявить элементы юмора и стилистические приемы, используемые в эпизоде, обсудить их смысл и уместность и т.д.

Итак, хотелось бы подчеркнуть, что практически любой продукт масскульта, к примеру, скажем, ПОП-АРТ, — при должном профессионализме и осведомленности преподавателя, может стать ценным учебным материалом.

Раскрытие символической и условной природы, этих произведений, воспринимаемых лишь наивным сознанием как безусловно порочной, не имеющей ценности и поэтому недостойной внимания вызывает особый интерес, так как представляет в нашем случае даже не собственно языковой материал и не вопрос обмена межкультурными знаниями, но сам феномен массовой культуры как формы культуры вообще. Соответственно, продукты, созданные этой культурой мы рассматриваем как носитель ценностей, знаковых образов и символов, важных для социума.

Таким образом, вопрос введения социально-культурного пространства масскульта в учебный процесс и, конкретно, в содержание курсов, посвященных изучению английского языка, как языка науки и общения, а также языка-посредника и средства для осуществления анализа и интерпретации, в том числе ино- и социо-культурного материала, становится особенно актуальным для студентов лингвистических, филологических и психологических специальностей.

В современных условиях, преподавателям все время необходимо совершенствовать уже имеющиеся методы обучения за счет расширения их функционала посредством привлечения технологий интенсификации учебного процесса — подобный материал дает такую возможность. Она выражается, например, в использовании приемов, которые ориентируют студента на работу с иностранным языком как средством, что с методической точки зрения имеет ряд плюсов — позволяет снимать психологическое напряжение учащегося, придает уверенность в работе, так как мотивирует к привлечению собственного жизненного опыта, а не навязанных извне правил, и, наконец, так как в форме диалога и игре провоцирует к дальнейшему исследованию. Важно также отметить, что по формальным признакам учебный процесс в ходе которого студенты выявляют, анализируют и интерпретирую оговоренный выше материал по своей сути мало отличается от стандартного подхода к обучению, например с применением принципов коммуникативного подхода.

Наконец заметим, что привлечение продуктов, созданных массовой культурой в качестве источника информации и учебного материала позволит преподавателю улучшить качество учебного контента и учесть одну из главных целей программы подготовки бакалавров и магистров в области лингвистики и преподавания английского языка — подготовить специалистов, чье знание языка будет соответствовать стандартам, которые оговорены в документах болонской декларации о стандартизации образования .

Обучающиеся в свою очередь смогут овладеть не только академическим материалом и навыками критического мышления, но получат возможность полностью развивать компетенции, предусмотренные болонской системой оценки знаний, наличие которых необходимо тому, кто желает достичь уровня владения иностранным языком , соответствующим по Европейской шкале уровням С1 и С2.

 

Литература

  1. Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006. 269 С.
  2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. - М.: Дело, 2008. 352 С.
  3. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2010.  704 С.
  4. Маркова Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. – М.: 1996.
  5. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М. -1998. - №6. – С.14.
  6. Common European Framework of References URL: http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf

Информация об авторах

Зенкевич Ирина Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Лингводидактика и межкультурная коммуникация», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3733-9388, e-mail: zenkevichiv@mgppu.ru

Михайлова Анастасия Евгеньевна, кандидат филологических наук, Доцент кафедры «Лингводидактика и межкультурные коммуникации», факультета «Иностранные языки», ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: mygoogroom@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1746
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1654
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2