Язык и текст
2014. Том 1. № 3
ISSN: 2312-2757 (online)
Международная научно-практическая конференция «Духовные доминанты в русской словесности, истории, искусстве: к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» в г. Калининграде
Аннотация
В статье проводится аналитический обзор Международной научно-практической конференции, посвященной 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Обозначены основные направления научной гуманитарной мысли, получившие развитие в докладах ученых. Ведущей целью конференции стало выявление духовных стратегий национальной культурной традиции в философии, богословии, словесности, педагогике, изобразительном искусстве, связанных с личностью и деятельностью преподобного Сергия.
Общая информация
Ключевые слова: история русской культуры, духовные доминанты, философия, словесность, искусство, педагогика
Рубрика издания: Хроники научной жизни
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Дорофеева Л.Г. Международная научно-практическая конференция «Духовные доминанты в русской словесности, истории, искусстве: к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» в г. Калининграде [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2014. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2014_n3/72259 (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
В истории каждого государства есть имена, определяющие вектор национального развития. Они являют в своей личности сущностные черты своего народа и одновременно оказывают громадное влияние на их формирование. Роль этих людей в истории народа неоценима. Одним из таких людей в русской истории является преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры, по словам о. Павла Флоренского - «сердца России»: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, “чюдного старца, святого Сергия”».
2014 год был объявлен Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом юбилейным, годом празднования 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, которому и была посвящена проходившая 1 - 4 октября в г. Калининграде Международная научнопрактическая конференция «Духовные доминанты в русской словесности, истории, искусстве: к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». Отделенность Калининградской области несколькими границами от материковой России обусловливает особую значимость этой темы и объясняет высокий статус конференции, организаторами которой стали Балтийский федеральный университет им. И Канта совместно с Калининградской Епархией РПЦ, Министерством образования и Министерством культуры Калининградской области.
Целью конференции стало пристальное «всматривание» в образ преподобного Сергия, в его духовное наследие, которое обнаруживается во всех областях жизни русского народа - от уклада жизни, культуры, искусства - до умозрительных сфер духовного делания русского монашества. Конференция и была призвана осмыслить влияние, которое оказал преподобный Сергий на духовное, нравственное, историческое, государственно-политическое, культурное, образовательное и другие направления жизни и деятельности русского общества.
Специфика конференции заключалась в междисциплинарном ее характере, в соединении собственно-научной, светской, и богословской мысли, столь тщательно (искусственно, а порой и насильственно) разделяемых идеологами в советский период, в многофункциональности задач и разных форм работы - от сугубо-научной до просветительской.
Участниками конференции стали признанные специалисты разных научных направлений гуманитарной области: философии, богословия, истории, филологии, искусства, педагогики. Всего было 35 докладчиков, из них 12 докторов наук, 13 кандидатов наук, аспиранты, преподаватели, священнослужители, искусствоведы. Назовем и основные формы работы конференции: это научные доклады на пленарных заседаниях, круглые столы, открытые лекции, семинары. Слушателями в разные дни и в разных аудиториях были студенты, преподаватели, учителя школ Калининградской области, священнослужители, художники, работники музеев, библиотекари.
Открытие конференции состоялось 1 октября в Балтийском федеральном университете им. И. Канта, предварялось оно молебном преподобному Сергию, который был отслужен в храме святого Александра Невского, находящемся рядом с административным корпусом университета. После приветствий официальных лиц - министра образования С.С. Трусеневой, проректора по науке А.В. Юрова, епископа Балтийского Серафима, и других, отметивших важность личности преподобного Сергия Радонежского для национального сознания, актуальность идей, открытых и переданных нам этим святым, конференция вступила в свою рабочую часть, которая длилась три дня.
Пленарные заседания двух дней конференции представили основные области научной гуманитарной мысли, изучающей феномен духовной традиции, рожденной восточным христианством, или Православием. Первый день работы конференции, проходивший 1 октября в стенах административного корпуса БФУ им. И. Канта, прошел под знаком осмысления духовного влияния Сергия на разные сферы жизни Церкви и государства, культуры и образования. Первым было выступление С. С. Хоружего (Москва), известного философа, доктора физико-математических наук, основателя современного направления в философии - синергийной антропологии. В своем докладе «Преподобный Сергий и русская Фиваида» С.С. Хоружий показал роль преп. Сергия в освоении русским монашеством духовной практики исихазма, раскрыл суть этого явления, его многовековое влияние на русскую культуру и жизнь русского общества.
В.Г. Моров посвятил свой доклад «Преподобный Сергий и судьбы российской государственности» обсуждению государственно-политического значения т. н. «монастырской колонизации» начатой преп. Сергием и его учениками. Докладчик проанализировал как положительные, так и негативные стороны этого процесса, его воздействие на развитие русской и российской государственности в XIV-XVIII вв.
В докладе «Житийные иконы преподобного Сергия Радонежского» известного специалиста по иконе, ее связям с культурой, словесностью, профессора В. Лепахина (Сегед, Венгрия) была показана связь образа святого, явленного в иконе, с его Первообразом, раскрыты нюансы духовного облика святого через анализ изображений житийных сюжетов, помещенных в клеймах, располагающихся вокруг средника иконы.
Внутренне с духовной педагогикой преподобного Сергия, наставника многих мирян и монахов, был связан доклад руководителя Отдела образования Калининградской епархии протоиерея Сергия Коротких (Калининград) «Онтология и стратегия образования: к вопросу о базовых ценностях». В нем он представил разработанную им авторскую концепцию образования, в которой органично соединены традиционные для русского сознания ценности, христианская антропология и стратегические направления образовательной деятельности.
Два доклада первого дня конференции были посвящены проблеме эсхатологии, в контексте которой рассматривался и образ преп. Сергия. Известный профессор-медиевист И. B. Дергачева (Москва) на материале средневековой книжности показала, что при сравнении с западноевропейской концепцией «вечной» темы русский Синодик демонстрирует нам так называемый финалистический оптимизм русской средневековой культуры, то есть веру в посмертное воздаяние праведникам и бесконечное милосердие Господа, дающему грешнику возможность отмолить грехи, что в корне отличается от трагического финализм западноевропейской культуры XV-XVII вв.
Иной ракурс, неожиданный и полемически заостренный, в решении проблемы эсхатологии выбрал профессор В. Х. Гильманов (Калининград), который в своем докладе «“Сергий и спасение” в контексте эсхатологии» вышел к сопоставлению разных религиозных контекстов, увидев нечто общее в христианстве и буддизме.
Профессор С.В. Корнилов (Калининград) и профессор Л.Г. Дорофеева (Калининград) каждый со своей стороны рассматривали феномен русского сознания, рожденный духовным опытом жизни в православном предании. Смысл паломничества как пути к святости, образ паломника, идущего путем покаяния, роль святых мест, в том числе и Троице-Сергиевой лавры, для русского сознания раскрыл в своем докладе «Паломничество как феномен древнерусской культуры» С.В. Корнилов. В докладе же Л.Г. Дорофеевой был представлен тип смиренного человека на материале древнерусских житий, раскрыты его варианты, связанные с типом подвига каждого святого и его личностными особенностями.
Завершил пленарное заседание первого дня А.Н. Ужанков, представивший презентацию своей недавно вышедшей книги, удостоенной Всероссийской историколитературной премии "Александр Невский" за 2014 г.: "Слово о Законе и Благодати" и другие творения митрополита Илариона Киевского. М.: Академика, 2014.
Конференция в этот день продолжила свою работу после обеда в уже другом формате: состоялся философский круглый стол «Философия, экология и космическая литургия», на котором основным докладчиком и ведущим дискуссию был С.С. Хоружий, а участниками были студенты, аспиранты и преподаватели БФУ им. И Канта. Главной идеей вступительного слова C. С. Хоружего стала мысль о всеобщей духовной связи всего живого и особой ответственности человека за экологию. Нужно отметить непосредственный интерес слушателей и весьма острую дискуссию, вызванную религиозными аспектами доклада.
В этот же день проводили свою работу две секции. Первая, филологическая - «Духовные доминанты русской словесности» - была посвящена исследованию духовного контекста русской литературы. Этой секцией руководила проф. Н.П. Жилина. И вторая, философская - «Философия и духовные основания русской культуры», обращенная к широкому контексту русской культуры и русской философской мысли, руководителем которой был проф. С.В. Корнилов. Участниками секций стали ученые Калининграда, Томска, Старой Руссы, Казани.
2 ноября конференция продолжила свою работу теперь уже в стенах актового зала Управления Калининградской епархии.
На пленарном заседании этого дня прозвучали доклады, поднимавшие темы русской словесности, церковно-педагогической литературы, веры и знания, иконописи и гимнографии.
Профессор А.Н. Ужанков, открывший пленарное заседание второго дня своим докладом «Древнерусская литература как святоотеческое наследие», раскрыл специфику писательского творчества древнерусского книжника, которая заключалась в его подходе к самому творчеству как деянию по Благодати, а не по собственному разумению. Творчество как способ жизни, путь к спасению, руководство Святым Писанием и Святым Преданием как главный ориентир, наконец, факт канонизации большинства древнерусских писателей - вот что делает литературу домосковского периода и, отчасти, Московского, по мысли докладчика, святоотеческой.
Эту мысль по-своему и применительно к другой теме - истории православной учености - развил в своем докладе С. Л. Шараков, поднявший проблему соотношения веры и знания, органичное соединение которых делает путь к Истине более коротким.
Педагогическая тематика также присутствовала в докладах. Так, руководитель отдела образования Томской епархии, протоиерей Александр Атаманов (Томск) в своем докладе обратил внимание на образ преп. Сергия как нравственный идеал образования. А профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, С.Ю. Дивногорцева (Москва) в своем докладе «Церковно-педагогическая литература как феномен православной культуры России» раскрыла место и роль церковно-педагогической литературы в процессе духовно-нравственного воспитания и актуальность этой литературы в сегодняшнем процессе образования и воспитания.
Немалое место среди докладов занимали темы, посвященные иконе. О.В. Губарева, известный искусствовед Санкт-Петербурга, в своем докладе «Троичное богословие преп. Сергия Радонежского в «Троице» Рублева» показала эту духовную связь двух святых - учителя и ученика, выразившуюся в символике знаменитой иконы Рублева «Троица», в самой композиции, воплощающей идею троичности. О.В. Губарева провела также презентацию серии альбомов "Русская икона: образы и символы", автором и руководителем проекта которой она является, работает же над этим многотомным изданием коллектив авторов-искусствоведов и иконописцев.
Доклад профессора Н.В. Шамардиной (Калининград) осветил особенности иконографии преп. Сергия Радонежского в XVII в., обусловленные стилем самой эпохи. К миниатюрам Лицевого Жития конца XVI в. обратилась искусствовед Маргарита Артамонова (Клайпеда, Литва). Проблемы современной иконографии, непростая ситуация, сложившаяся сегодня в области иконописания, была представлена протоиереем Владимиром Артамоновым (Клайпеда, Литва) в докладе «Икона в современной церкви. Канон, стиль и стилизация».
Обсуждением этой проблематики закончилась собственно-научная пленарная часть конференции.
Но работа продолжилась в других формах.
Состоялся круглый стол в епархии с участием С.С. Хоружего для богословов, священников Калинингадской епархии, и всех желающих. Тема - «Этика исихазма в ее личной и социальной формациях» - оказалась непростой для участников круглого стола и выявила недостаточное понимание связи исихастской духовной практики, которая, казалось бы, требует уединения, с деятельностью человека в его повседневности. Осталось впечатление открытости темы, необходимости ее дальнейшего освоения.
Особо нужно сказать об образовательной и просветительской составляющих конференции. Открытые лекции, проводимые для педагогов Калининградской области в Калининградской областном институте образования (КОИРО) в первый день конференции, произвели неизгладимое впечатление на слушателей. Лекция О. В. Губаревой «Эстетические категории иконописи в системе патриотического воспитания» открывала на материале древнерусской иконы ее воспитательный потенциал, духовную силу воздействия на ребенка. И.В. Дергачева раскрыла учителям духовно-нравственный потенциал, заключенный в памятниках письменности Древней Руси. А.Н. Ужанков поразил педагогов-словесников неожиданностью и точностью интерпретации драмы А.Н. Островского «Гроза», опровергающей основные постулаты советского литературоведения, основывавшегося на известной точке зрения А. Добролюбова о Екатерине как «луче света в “темном царстве”».
2 октября в конференц-зале храма Христа Спасителя прошла открытая лекция С.С. Хоружего для учителей, преподавателей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Духовная практика как антропологическая парадигма: универсальные и традиционные структуры», целью которой было показать принципиальное отличие разных духовных практик, порождающих разные типы поведения.
3-го октября работа шла в практическом русле целый день. Состоялись открытые лекции на факультете филологии и журналистики С.С. Хоружего для студентов-философов по теме «Неопатристический синтез и его современные перспективы», В.Г. Морова для студентов филологов «Ода "Вольность": Пушкин vs. Н.Тургенев», и его же неформальная встреча с преподавателями кафедры по теме «Пушкин и бремя идеологии». А.Н. Ужанков провел открытую лекцию для студентов-журналистов по творчеству Н.В. Гоголя, и она вызвала неподдельный интерес первокурсников.
Параллельно в этот день шла работа на двух других площадках: в КОИРО в первой половине дня проходил круглый стол «Актуальные вопросы духовно-нравственного образования в школах России», который вела С.Ю. Дивногорцева (Москва), с участием специалистов КОИРО, методистов, работников администрации школ Калининграда, руководителей отделов образования Калининградской и Томской епархий. В это же время шла своеобразная исследовательская деятельность в епархии и для епархии: В. Лепахин и О. Губарева осматривали храмы г. Калининграда на предмет их внутреннего оформления, а затем, после обеда, прошел семинар для настоятелей храмов Калининградской области «Икона в храме: проблемы современной иконографии и организации храмового пространства», вызвавший живой интерес священнослужителей, задававших вполне конкретные вопросы по оформлению храма. Безусловно, это соединение профессионалов-ученых и практиков - служителей Церкви оказалось очень перспективным и нужным.
Так, три дня напряженной работы по разным направлениям - научному, педагогическому, богословскому, церковного искусства - завершились их обсуждением уже в Светлогорске, куда переехала конференция для подведения итогов и заслуженного отдыха на берегу Балтики.
Что же показали эти итоги? Какие духовные доминанты определяют вектор развития национальной жизни и культуры?
В русской философской мысли одной из доминант, восходящей к преп. Сергию и через него к византийскому духовному наследию, является аскетическая традиция и ее особая практика исихазма, формирующая особый способ жизни и тип поведения, ориентированный на соединение с духовными, Божественными энергиями.
В русской государственной стратегии доминирующей становится идея единства и мира на основе единых ценностей, открытых Православием.
В русской культуре определяющими становятся духовные и нравственные ориентиры на Новый Завет и Священной Предание, в лоне которого и рождалась национальная культурная традиция.
В русской словесности, создатели которой в XI - XV веках сами часто достигали святости и были канонизированы, доминирует установка на духовно-нравственные ценности, и русская литературная классика во все века остается христоцентричной.
В русской педагогике на протяжении всей ее истории формирования доминирует идея образования как открытия в человеке Образа Божия, чему и должны служить получаемые им знания, почему органичной для русского образования является духовно-нравственная составляющая.
В русском изобразительном искусстве по-прежнему главенствующее место занимает икона, ее особая эстетика, соединяющая мир видимый и невидимый, являющая лики Горнего мира, что и питает традиционное русской искусство. Как и храмы, возводимые сегодня, воссоздают в своих формах открытую Древней Русью красоту Небесную, явленную в древних соборах Руси.
Конечно, конференция обнажала и болевые точки в истории культуры, в современном ее состоянии, отмечала искажения, кризисные явления, имевшие место в разные эпохи и отражавшиеся в произведениях искусства и литературы. Но целью всех докладов, лекций, семинаров, круглых столов оставалось выявление тех духовных доминант, которые ими остаются по сей день и обладают по-прежнему жизнестроительной силой.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1512
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1301
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1