Обзор Жития преподобной Евфросинии Полоцкой по материалам Волоколамского сборника № 632

820

Аннотация

Было исследовано «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» из рукописного сборника из Волоколамского собрания рукописей (НИОР РГБ. Ф. 113. Волок. собр. № 632), где приведена редакция, относящаяся к XVI в., впервые опубликованная в 1862 г. в «Памятниках старинной русской литературы», издаваемых Г.А. Кушелевым-Безбородко. Однако в этом издании житие приведено не полностью, допущен ряд искажений оригинала, кроме того, там указано, что публикация осуществлена по списку «XVI века Троицкой лавры». Детальное изучение рукописи указывает на ее принадлежность к собранию Иосифо-Волоцкого монастыря №632. В статье приведен текстологический анализ рукописи.

Общая информация

Ключевые слова: жития святых, текстологический анализ, древнерусская письменность, рукописные списки

Рубрика издания: Мировая литература. Текстология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2015020205

Для цитаты: Слуцкий Г. Обзор Жития преподобной Евфросинии Полоцкой по материалам Волоколамского сборника № 632 [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2015. Том 2. № 2. С. 30–35. DOI: 10.17759/langt.2015020205

Полный текст

Житие преподобной Евфросинии Полоцкой в том виде, который мы знаем, неоднократно изучалось и издавалось исследователями. В его основу ложились различные списки Жития XVI-XVII вв., которых насчитывается порядка 130. Оно также сохранилось в составе житийных сборников и Четьих Миней. Первоначальный текст Жития Евфросинии Полоцкой, согласно мнения архиеп. Филарета (Гумилевского), В. О. Ключевского, Е. Е. Голубинского, А. И. Соболевского, был создан еще в домонгольский период. Но до нас дошли более поздние списки Жития, среди которых наиболее ранним можно считать найденный Б. М. Клоссом список Жития со службой (ГИМ. Епарх. № 406), датируемый началом XVI в. Помимо этой рукописи особый интерес вызывает рукописный сборник из Волоколамского собрания рукописей (НИОР РГБ. Ф. 113. Волок. собр. № 632).

Данная редакция Жития Евфросинии Полоцкой относится к XVI в. и была впервые опубликована в 1862 г. в «Памятниках старинной русской литературы», издаваемых Г.А. Кушелевым-Безбородко. Следует отметить, что в этом издании, к сожалению, житие приводится не полностью, а также допущен ряд искажений относительно оригинала. Так, в издании допущено 15 пропусков (от отдельных слов до нескольких фраз) и около 30 искажений текста и произвольных перестановок слов [3]. Кроме этого в издании Кулешова Безбородко дается ошибочная атрибуция рукописного сборника, содержащего Житие прп. Евфросинии. В издании говорится, что публикация делается по списку «XVI века Троицкой лавры». Однако при детальном изучении рукописи становится понятно, что это рукопись из собрания Иосифо-Волоцкого монастыря №632. Путаницу здесь, вероятно, вызвало то, что этот сборник на тот момент входил в состав собрания Троице- Сергиевой Лавры, что видно по штампу на титульном листе рукописи «Библиотека Московской Духовной Академии»[2].

В 1888 году в Витебске под редакцией А.П. Сапунова на основе труда Кушелева-Безбородко выходит несколько дополненное житие Евфросинии Полоцкой, но все с теми же пропусками и ошибками в тексте и атрибуции.

Рассмотрим сам текст рукописи №632. Текст рукописи относится к первой половине XVI века. Житие прп. Евфросинии, содержащееся в этом сборнике, представляет из себя одну из так называемых вторых редакций Жития. Помимо Жития прп Евфросинии, сборник содержит еще ряд Житий и представляет из себя вариант Четьих Миней. Об этом свидетельствует заголовок, содержащий дату празднования того или иного святого, его имени и обращения к первенствующему на том или ином уставном Церковном мероприятии лицу. К примеру, богослужении или трапезе.

Сам текст Жития преподобной простирается с листа 206об. по 225об. Начинается Житие расширенным названием, где упоминаются основанные ею монастыри и г. Полоцк. Днем памяти в этом списке является 24 мая[1] «Месяца маия в 24 день. Повесть жития и преставления святыя и блаженныя и преподобныя Евфросинии, игуменьи манастыря Святаго Спаса и Пречистыя Его Матере, ижи в Полотьсце граде. Благослови, Отче» [2]. Далее следует вступление, содержащее цитаты из Священного Писания, а также общую похвалу подвига преподобных. «Благословен Господь Бог Израильв, Бог Авраамов, Бог Исааков, Бог Иаковль, несть Бог мертвых, но живых. Праведнии бо и по смерци живи суть, яко же Соломон в притчах глаголет: "Праведници в веки живит, и от Господа мзда их, и строение их от Вышнего, сего ради приимут венци из руки Господня"[2], яко и бысть. Еже на предпошедша скажем, о сих же сице есть: "Снидетеся, сущии в пустынях и в горах, житиа аггельскаа имуще: старии не // Л. 206об. мощь отложьше, унии, яко елени, скачюще,- все снидетеся. Хощу бо вы представити трапезу от брашен сих, да ядше възвеселитеся душами вашими. Се бо есть трапеза нетлеющих брашен, не иже гортань услажает и чрево насыщает, но душа веселяща и ум укрепляющи на подвиги добрых дел. Сия бо яди, братие, аще кто насытится, не вжадает паки, якоже речено есть в Писаньи: "Не заморит Господь гладом душа праведных"[3]. Паки же на предлежащее наидем, о нем же начахом повесть сию. Вы же, <блазии>[4] послушници, князи и боляре, и церковници, и честнии собори святых, сущии в манастырех, и простии люди, снидетеся на новое сие слышание и послушайте прилежно, отврьзше ушаса своя и умякчивши нивы // Л. 207 сердец ваших, приимете семена многоспасенаго житья послушанием жены сея преподобныя, святыя подвиги ея и труд, и любовь, яже к Богу. Яже предоидуще скажем, како родися <или от коих родителей>[5] и каго въспитася, или како възрасте, в кою ли меру потече в след жениха своего Христа, о сих сице есть.» [2].

Основную часть можно условно разделить на три части. В первой повествуется о рождении, крещении, воспитании и духовном возрастании Евфросинии (до вступления в монашеский чин Предславы). «Бысть князь в граде Полотсце именем Всеслав, той имея сыновы многы. И беше у него меньший сын именем Георгий, от него же родися сии блаженнаа отроковица. Родителя же ея взъзрадовастася о рожестве ея со всеми домашними своими. И по днех неколицех повелеста крестити ю, и крестиста ю во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И питома бяше доилицею ея, дне от дне растяше отроковица, тело млеком растяше, а душа Святаго Духа наполняшеся.» [2]

Во второй рассказывается о принятии монашества, подвиге послушания и молитвы, вступлении в настоятельство Полоцкими монастырями. «И единою положися на сердци ея таково помышление, рече бо в себе: "Не се ли бы луче всего жития сего было, да бых ся постригла в чрьници, и была подо игуменьею, повинующися сестрам и учащися, како страх Божий утвердити в сердци своем и како течение скончати". Сия на уме своем положивши, и утаившися отца своего и матери и всех домашних, и иде в монастырь. В та же лета бяше княини Романоваа игуменьею. Прииде  // Л.209 к той, просящи прияти аггельскаго образа и причтатися ту сущим инокиням, и быти подо игом Христовым. Видевши же она блаженная жена юность и возраст цветущий оней, и смятеся, и нача телом утерьпати и сердцем ужасатися, и лицем на землю преклоньши, и восклоньшися, и возревши на юность ея, воздохну и прослезившися, глагола ей: "Чадо мое! Како могу се сотворити? Отец твой, уведев, со всяким гневом возложит вред на главу мою. И еще же юна еси возрастом, не можеши понести тяготы мнишескаго жытиа. И како можеши оставити княжение и славу мира сего?" Отвещавши же блаженнаа отроковица: "Госпоже и мати! Вся видимаа мира сего красна суть и славна, но въскоре минуют, яко сон или цвет  // Л. 209об. увядает; вечнаа же и невидимая в веки пребывают, якоже Писание глаголет: око не виде, ни ухо слыша, ни на сердце человеку взыде, еже уготова Бог любящим Его[6]. Или отца моего ради не хощеши мене острищи? Не бойся, госпоже моя; убойся Господа, владеющаго всею тварию, и не отлучи мене от аггельскаго чина". Блаженная же княини удивившеся разуму отроковица и любви еа, яже к Богу, повеле воли ея быти. И огласив ю иерей, и остриже ю, и нарече имя ей Еуфросиния, и обличе ю в черныя ризы, и благослови ю игумениа благословением святых отец, и рече ей: "Буди чадо, последствующи преже тебе бывшим женам Февронии и Еупраксии и инех множество, иже Христа ради пострадаша, и Господь Бог даст ти победу и силу на супротивника нашего диявола". И тако ей  // Л. 210 рекши, отпусти ю в келию свою.»[2]. Этот эпизод говорит о великом разуме юной Евфросии. Будучи от роду 12-ти лет она прекрасно обосновывает свое желание вступить в монашество, что вызывает своими ответами слезы игумении и та разрешает постричь ее. Живя в монастыре и совершенствуясь в послушании преподобная Евфросиния понимает, что хочет более строгого подвига и испрашивает благословения Полоцкого епископа Илии пребывать в уединении. «И пребывши неколико время в манастыри, и потом проси у епископа сущаго тогда, нарицаемаго Илью, правящаго стол святое Софеи в Полотьсце, дабы ей велел ту пребыти в церкви святей Софеи в гольбци камене. И повеле ей, да пребывает ту.»[2]. Пребывая в уединении, святая Евфросиния возложила на себя подвиг поста и занималась переписыванием книг. Однажды во сне ей явился Ангел Господень, перенес ее на место называемое Сельцо и повелел ей оставить уединение и основывать здесь монастырь. Подобное же чудо произошло и епископом Илией, которому явился тот же Ангел и повелел поставить Евфросинию игуменией в новом монастыре.

Третью часть можно условно определить периодом ее хождения в Константинополь и Святую Землю, блаженной кончиной и погребением. Здесь рассказывается о ее встрече по пути в Святую Землю с императором Мануилом, шедшим в Венгрию. Интересно, что он воздал честь преподобной и направил ее в Константинополь, где ее благословляет Константинопольский Патриарх, дает ей богадые дары. «О дивное чудо! Не бывавши ни в коей стране, ни во граде, ни в селе; ныне же, вземши мужескую крепость, премину вся грады и власти и приимаше от всех князей честь велику. И тако пришедши в страны, и срете ю царь, идый на Угры, с великою честию посла ю в Царьград. Она же, пришедши, и вшедши в великую церковь Святыя София, и поклонися та же и всем Божиим церквам, и благословися от патриярха, и покупивши разноличныя фимияны и кадильницу злату, и иде во Иерусалим»[2]. В Иерусалиме она поклоняется Святым местам, посещает монастыри и вскоре заболевает и после болезни, продолжавшейся в течение 24 дней, предала дух Господу. Согласно этому списку Жития преподобной Евфросинии смерть ее наступила 24 мая (по юлианскому календарю).

Завершается Житие пространной похвалой прп Евфросинии: «Кыим убо языком, братие, достоит ми похвалити светозарьную память преблаженныя невесты Христовы Еуфросиние! Бяшет бо помощь //Л.224об. ница обидимым, скорбящим утешение, нагим одение, больным посещение, и спроста рещи, всем всяка бысть. Еуфросиниа убо сердце свое напаяше Божиа премудрости. Еуфросиниа неувядающий цвет райскаго сада. Еуфросиниа - небопарный орел, попарившия от запада до въстока, яко луча солнечьнаа, просветившия землю Полотьскую. Тем же, братие, хвалится Селунь о святом Димитрии, а Вышегород мученикома Борисом и Глебом; аз же хвалюся: блажен сей ты, граде Полоцкый, такову леторасль возрастивый - преподобную Еуфросинию. Блажени людие, жывущеи во граде том. Блажени родители твои, блажена утроба, от неяже изыде преподобнаа госпожа Еуфросиниа. Блажено рожество ея, блажено воспитание ея, блажен // Л. 225

 и возраст ея, Еуфросинии достохвалныя. Блажен труд твой и подвизи, яже к Богу. Блажен и манастырь твой, блажени и живущии в манастыри Святаго Спаса и Святыя Богородица. Блажени людие, послужившеи тебе. Но, о преблаженая невеста Христа Бога нашего, молися к Богу о стаде своем, еже еси совокупила о Христе, яко Тому подобает всяка слава, честь и покланяние с Отцем и со Святым Духом ныне и присно и в веки веком. Аминь» [2].

Таково вкратце содержание Жития преподобной матери нашей Евфросинии, игуменьи Полоцкой описанное в рукописи Волоколамского сборника № 632.

[5] Вставка вверху листа. Пропущено А.А Мельниковым, занимавшимся исс

ледованием текста Жития Евфросинии Полоцкой.

[6] 1 Кор. 2:9.

Литература

  1. Библия; РБО . Москва, 1999. -722 c.
  2. НИОР РГБ. Ф. 113. Волок. собр. №. 632. Л. 206об.-225об.
  3. Клосс Б.М. Житие Евфросинии Полоцкой: проблемы изучения и издания // http://tnu.podelise.ru/docs/index-295918.html дата обращения 01.06.2015.
  4. Мельнікаў А.А. Кніга жыцій і хаджэнняў. Уклад. Мн., 1994. С. 25-41.

Информация об авторах

Слуцкий Григорий, младший научный сотрудник сектора научно-исследовательских проектов и специальных программ, Издательский совет Русской Православной Церкви, Москва, Россия, e-mail: landlit@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2775
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 820
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3