Просветительская деятельность Свято-Владимирского братства в начале XX века

504

Аннотация

В начале XX века наблюдается постепенное умаление христианской братской жизни на Витебщине. Рассматриваются как внешние факторы, связанные с общественно-политической ситуацией в стране, так и внутренние причины кризиса на примере просветительской деятельности Свято-Владимирского епархиального братства г. Витебска. Рычагами церковного просвещения в то время были внебогослужебные чтения и беседы, материальная помощь школам, устроение библиотек, издательское дело, распространение литературы и религиозных предметов и т.д.

Общая информация

Ключевые слова: просветительская деятельность, братство, чтения, библиотеки, издательство

Рубрика издания: Межкультурная коммуникация и проблемы глобализации: психо-, социо- и этнолингвистика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2015020409

Для цитаты: Коротчук О.Н. Просветительская деятельность Свято-Владимирского братства в начале XX века [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2015. Том 2. № 4. С. 89–95. DOI: 10.17759/langt.2015020409

Фрагмент статьи

Лучше всего удавалось устроить чтения при духовной семинарии. Для простого народа их проводили в помещении образцовой начальной школы. В 1901 году чтения в семинарии были устроены во все праздничные и воскресные дни с 21 января до Пасхи, а затем с ноября до декабря [3]. Семинаристы старших классов под руководством преподавателей также принимали в них участие.  Людей было много, от 100 до 200 человек на каждой встрече. Свободный вход, показ цветных слайдов, исполнение семинаристами духовных песнопений в начале, конце и в перерывах между чтениями – все это привлекало людей.

Был и другой вид чтений в семинарии – для интеллигенции и учащейся молодежи. Они были менее регулярны и проводились на платной основе. Слушатель должен был заплатить от 15 до 50 копеек в зависимости от занимаемого ряда. Только вход учащейся молодежи не оплачивался.

Полный текст

Святой князь Владимир вошел в историю церкви как равноапостольный, так как дело святого Владимира после крещения было равноценно апостольскому труду первых учеников Христа, которые распространяли веру и образ христианской жизни в разных странах по жребию, который им выпал. В конце X века князю Владимиру выпало крестить Киевскую Русь. Апостольский дух почивает на одном человеке, но дело апостолов реализуется в братской среде христиан. Один из интересных примеров апостольского дела в конце XIX – начале XX в. связан с епархиальным Свято-Владимирским братством, основанным в Витебске 8 ноября 1887 года (Рис. 1. Значок Свято-Владимирского епархиального братства). Равноапостольный характер дела выражается в первую очередь в просветительской и миссионерской деятельности Свято-Владимирского братства. 8 ноября 2017 года мы будем праздновать 130 лет со дня его основания.

Рис.1. Значок Свято-Владимирского епархиального братства

Свято-Владимирское епархиальное братство активно развивалось в конце XIX века, а затем можно проследить за его жизнью по отчетам только до 1909 года. Возникает проблемный вопрос: с чем связан упадок братской жизни на Витебщине в начале XX столетия? Это следствие внутреннего кризиса Свято-Владимирского братства или результат социально-политических условий, в которых оказалась церковь?

Рассмотрим подробнее, как развивалась просветительская деятельность Свято-Владимирского братства в начале XX века.

Что касается организации внебогослужебных чтений и бесед, то они проводились с самого появления братства почти во всех приходах в воскресные и праздничные дни. Старались правильно организовать внебогослужебные чтения, чтобы они не выродились просто в собеседования в храмах до или после службы.

Лучше всего удавалось устроить чтения при духовной семинарии. Для простого народа их проводили в помещении образцовой начальной школы. В 1901 году чтения в семинарии были устроены во все праздничные и воскресные дни с 21 января до Пасхи, а затем с ноября до декабря [3]. Семинаристы старших классов под руководством преподавателей также принимали в них участие.  Людей было много, от 100 до 200 человек на каждой встрече. Свободный вход, показ цветных слайдов, исполнение семинаристами духовных песнопений в начале, конце и в перерывах между чтениями – все это привлекало людей.

Был и другой вид чтений в семинарии – для интеллигенции и учащейся молодежи. Они были менее регулярны и проводились на платной основе. Слушатель должен был заплатить от 15 до 50 копеек в зависимости от занимаемого ряда. Только вход учащейся молодежи не оплачивался.

В «Отчете о состоянии и деятельности Витебского епархиального Св.-Владимирского братства за 1907 г.» мы находим информацию о том, что внебогослужебные чтения возобновились в зале Городской Думы только с 11 ноября, когда сам Преосвященнейший Владыка, епископ Серафим при большом стечении народа прочитал лекцию на тему «Вечная жизнь, ее начало и проявление в человеке». До конца декабря прошли еще 5 чтений при разных лекторах и на разные темы: «Жизнь и труды св. Иоанна Златоуста – Архиепископа Константинопольского» подготовил свящ. Ф. Борнуков, «Добрые люди древней Руси» - смотритель мужского духовного училища, В. Н. Тычинин, «Церковные братства, их прошлое и настоящее» - преподаватель духовной семинарии А. А. Красковский, «Социализм и христианство» - ректор духовной семинарии прот. Е. Овсянников, «Цель и смысл жизни» - преподаватель духовной семинарии М.П. Троицкий [7, с. 15]. Все чтения начинались и заканчивались пением молитв хором воспитанников духовной семинарии. Во время перерыва могли устроить даже небольшой духовный концерт.

В «Отчете о состоянии и деятельности Витебского епархиального Св.-Владимирского братства за 1909 г.» мы видим, что прошло пять чтений с января по март для интеллигенции в зале Городской думы. Если в самом городе Витебске в 1909 году чтения были организованы должным образом, то в деревнях и селах наблюдается кризис и вырождение чтений в простые собеседования в храмах до и после богослужения [9, с. 64].

Кроме внебогослужебных чтений в начале XX века Витебское братство оказывало значительную материальную помощь школам, преимущественно церковным. В большинстве случаев оно выделяло пособия на ремонт и содержание отдельных школ. Временами оказывали материальную помощь учителям.

В отличие от предшествующих периодов Свято-Владимирское братство стало обращать больше внимания на благотворительно-просветительскую деятельность. Оно учреждало стипендии для учащихся и способствовало созданию обществ помощи нуждающимся ученикам. В 1908 году, например, учредили четыре стипендии для учениц Яновичской второклассной женской школы [8].

Свято-Владимирское братство занималось также устройством бесплатных библиотек. Благодаря епископу Полоцкому и Витебскому Серафиму в 1904 году была открыта епархиальная братская библиотека в Витебске. В ней были собраны книги богословского и церковно-исторического содержания для верующих и духовенства. В библиотеку поступало много подаренных книг. Только епископ Серафим пожертвовал 588 книг в течение шести лет. После перевода еп. Серафима в Иркутскую епархию, с 7 августа 1911 года по решению общего братского собрания библиотека стала носить название «Серафимовской» [1, c. 27].

В целом, братство взяло на себя задачу пополнять книжный фонд  всех церковных библиотек, существующих в Витебской губернии.

Четвертый вид просветительской деятельности братства связан с распространением в народе литературы духовного содержания и религиозных предметов. В начале XX века Свято-Владимирское братство открыло пять уездных братских складов: Велижский, Режицкий, Двинский, Себежский и Полоцкий в 1909 году [9]. В Витебске находился центральный епархиальный склад. Церковные предметы часто бесплатно раздавались народу, особенно в дни церковно-общественных праздников и торжеств.

С 1905 года Свято-Владимирское братство стало серьезнее заниматься издательством с целью просвещения  народных масс. Начали  издавать листки, содействующие укреплению веры и благочестия, а также направленные против революционной пропаганды.

В 1905 году в ведение братского совета было передано издание «Полоцких епархиальных ведомостей». При наличии своего периодического издания братство могло решать просветительские задачи более успешно. Это решение было финансово оправданным – и уже в 1907 году братство поддержало издание «Витебских губернских ведомостей». По предложению епископа Серафима оно ассигновало 2000 рублей на выписку этой газеты для церковных школ и бедных приходов Витебской губернии [1, c. 28].

Кроме этого, продолжали издавать книги. В нач. XX века вышла книга Д. И. Довгялло «100-летие Витебской духовной семинарии» и юбилейные записки И. И. Щеглова «К столетию Витебского духовного училища. 1810. 30.X.1910».

Интересный факт связан с созданием Златоустовского проповеднического кружка в 1908 году [8]. Задачей кружка было развитие проповедничества среди пастырей Полоцкой епархии. Устраивали проповеднические собрания, приглашали выдающихся ораторов, изучали риторику.

Таким образом, в начале XX века Витебское Свято-Владимирское братство активно занималось просветительской деятельностью. В каких-то сферах мы видим, что наступает кризис, как в случае организации и проведения внебогослужебных чтений, особенно в деревнях и селах, а где-то братство набирало силу и мощь, как мы видим пример издательской деятельности, которая, безусловно, помогала донести плоды духовного просвещения до большего количества людей.

После 1909 года сложно проследить за ходом просветительской деятельности братства. В доступных коллекциях и архивах отчеты Свято-Владимирского братства датируются не позже 1909 г. Вполне возможно, что к 1910 году Свято-Владимирское братство прекратило свое существование в связи с разными событиями. Это гипотеза, которую со временем можно подтвердить или опровергнуть. Уже к XX-летию братства, в 1907 году Председатель Совета Свято-Владимирского Братства, кафедральный протоиерей Алексей Матюшенский писал: «Не говоря уже о мирянах, и среди духовенства Братство не встречает того сочувствия и участия, какими оно, по справедливости, должно бы пользоваться» [2, с. 1]. По его мнению, причины такого духовного состояния разнообразны: смута и мятеж после принятия новых законов церковно-приходской жизни, ослабление авторитета пастыря, разобщенность между пастырями и пасомыми, влияние нецерковных учителей и др.

В своей работе «Как оживить деятельность нашего епархиального Св.-Владимирского братства» прот. Алексей Матюшенский, призывая к всеобщему объединению внутри церкви, к оживлению братской жизни, сделал печальный, но правдивый вывод:   «При отсутствии братчин жизнь прихода для пастыря является terra incognita, и связь его с прихожанами поддерживается требоисполнениями» [2, с. 6]. 

В заключение, общественно-политические силы начала XX века, безусловно, способствовали разрушению церковных и братских объединений. Это еще и время, когда стало опасно оставлять письменные свидетельства о христианской жизни. Анализ отчетов позволяет сделать вывод, что внутренний кризис наблюдался не во всех сферах деятельности братства, его можно было бы пережить, если бы ни трагический ход истории начала XX века, который сводит церковную жизнь к минимуму. А дальше начинаются гонения и репрессии – период тяжелейших испытаний.

Литература

  1. Восович С.М. Культурно-просветительская деятельность Витебского Свято-Владимирского братства в начале XX века // Веснik ВДУ № 1-4 2009, № 1 (51). С. 25-31.
  2. Матюшенский А.М. Как оживить деятельность нашего епархиального Св.-Владимирского братства: (к предстоящему годичному собранию Св.-Владимирского епархиального братства) / [председатель совета Свято-Владимирского братства кафедральный протоиерей Алексей Матюшенский]. [Витебск : 6. и., 1907?]. 15 c.
  3. Отчет о состоянии и деятельности Витебского епархиального Св.-Владимирского братства за 1901 год (XIV год существования братства) // Полоцкие епархиальные ведомости. 1902. № 18 (отдел официальный). С. 767-773. № 19 (отдел официальный). С. 796-806, № 20 (отдел официальный). С. 840-852.
  4. Отчет о состоянии и деятельности Витебского епархиального Св.-Владимирского братства за 1902 год (XV год существования братства) // Полоцкие епархиальные ведомости. 1903. № 22 (отдел официальный).  С. 211-214, № 24 (отдел официальный). С. 232-240; 1904. № 1 (отдел официальный). С. 5-12, № 2 (отдел официальный). С. 17-24.
  5. Отчет о состоянии и деятельности Витебского епархиального Св.-Владимирского братства за 1903 год (XVI год существования братства) // Полоцкие епархиальные ведомости. 1905. Приложение к № 14. С. 3.
  6. Отчет о состоянии и деятельности Витебского епархиального Св.-Владимирского братства за 1906 год (XIX год существования братства) // Полоцкие епархиальные ведомости. 1907. № 31 (официальный отдел). С. 380.
  7. Отчет о состоянии и деятельности Витебского епархиального Св.-Владимирского братства за 1907 год (XX год существования братства) // Полоцкие епархиальные ведомости. 1908. № 37 (официальный отдел). С. 371-378, № 38-39 (официальный отдел). С. 384-393, № 40-41 (официальный отдел). С. 397-403, № 42-43 (официальный отдел). С. 408-415, № 44 (официальный отдел). С. 420-432, № 45 (официальный отдел). С. 431-442, № 46 (официальный отдел). С. 450-467.
  8. Отчет о состоянии и деятельности Витебского епархиального Св.-Владимирского братства за 1908 год (XXI год существования) // Полоцкие епархиальные ведомости. 1909. № 48 (официальный отдел). С. 553.
  9. Отчет о состоянии и деятельности Витебского епархиального Св.-Владимирского братства за 1909 год (XXII год существования). – Витебск: Губернская типография, 1909. 52 с. // Полоцкие епархиальные ведомости. 1911. № 3 (официальный отдел). С. 16-28. № 4 (официальный отдел). С. 36-43, № 6 (официальный отдел). С. 59-65, № 7 (официальный отдел). С. 72-83, № 8 (официальный отдел). С. 87-96.

Информация об авторах

Коротчук О.Н., магистр, историковед Витебской епархии (Витебск), Патриаршее Подворье с Представительством Белорусского Экзархата, Москва, Россия, e-mail: 2010ksenya@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2149
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 504
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0