Язык и текст
2017. Том 4. № 2. С. 10–13
doi:10.17759/langt.2017040202
ISSN: 2312-2757 (online)
Духовные истоки творчества Н.В. Гоголя
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: православная церковь, духовная жизнь, Евангелие, духовность, Н.В.Гоголь, святоотеческие труды, Библия
Рубрика издания: Мировая литература. Текстология
DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2017040202
Для цитаты: Кабаева Е.Д. Духовные истоки творчества Н.В. Гоголя [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2017. Том 4. № 2. С. 10–13. DOI: 10.17759/langt.2017040202
Полный текст
«Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись» [6, с. 92] – это изречение принес в наш мир Феофан Затворник. Действительно, труды святых отцов заключают в себе философско-богословское учение, благодаря им христианин идет по верному пути спасения. Догматика отцов Церкви является незыблемой константой Православия.В период пребывания за границей в жизни Н.В. Гоголя все стремительнее крепнет аскетический настрой. Все больше он углубляется в изучение Православия. От чтения художественной литературы Гоголь переходит к религиозно-церковным трудам: «Душе моей нужней теперь то, что писано святителем нашей Церкви, чем то, что можно читать на французском языке» [5, с. 37]. Для понимания православных истин писателю пришлось приложить много усилий. Гоголь начинает читать богослужебные книги, но преимущество отдает святоотеческой литературе. Главными трудами на начальном этапе его духовного исследования становятся работы трех вселенских святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова. Гоголь ежедневно делает выписки из журнала «Христианское чтение», где представлены труды не только великих отцов Церкви, но и современников писателя: митрополита Московского Филарета, епископа Гедеона Полтавского, протоиерея Стефана Сабинина. Он просит своего приятеля Н.М. Языкова прислать ему труды церковных деятелей – Лазаря Барановича, Стефана Яворского. Также с просьбой делать для него выписки из духовных трудов обращается к Н.Н. Шереметьевой, родственнице Ф.И. Тютчева.Гоголь любил читать вслух собственные выписки из святых писаний своим светским друзьям. Он искренне просил их не относиться праздно к жизни, а стараться задумываться над тем или иным словом и поступком. В письмах все чаще появляются цитаты из святоотеческих писаний, тон повествования Н.В. Гоголя приобретает моралистический характер. Со временем его дружеский совет или ободрение стали включать в себя религиозные поучения. Гоголевское тяготение к проповеди расширяло свои границы: он начинал с нравственных наставлений матери и сёстрам, теперь он заглядывает в душу многим своим знакомым. Так, по воспоминаниям О.А. Смирновой, в период пребывания в Риме писатель читал ей великие творения святых отцов, вел глубоко религиозные беседы, укрепляя тем самым в О.А. Смирновой дух веры, за что она была ему весьма благодарна. Гоголь настоятельно рекомендовал своим друзьям учение Фомы Кемпийского, потому что в трудах этого духовного подвижника можно найти не только религиозные наставления, но и житейские советы: «Старайтесь проникнуть, как это все может быть применено в жизни, среди светского шума и всех тревог»[5, с. 62].Изучает Гоголь и богослужебные книги. Он стремится наполнить духовными истинами свои художественные и философские произведения, нести в мир учение Православной церкви. Потому и создаст «Размышления о Божественной Литургии», «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторскую исповедь».В начале 40-х годов Гоголь глубоко изучает «Лествицу» Иоанна Лествичника, причем идет привычным для него путем составления выписок. Как отмечает В.А. Воропаев: «Выписки Гоголь делал не только для духовного самообразования, но и для предполагаемых писательских целей» [2, с. 17]. «Лествица» является одной из главных книг православного христианина, она наполнена духовным опытом и житейской мудростью. С образом лестницы, соединяющей нашу жизнь и жизнь вечную, писатель был знаком с детства, благодаря материнским рассказам. Данный духовный образ настолько западет в религиозное сознание и душу писателя, что, согласно некоторым источникам, его последними словами будет просьба: «Поскорее давай лестницу!». [5, с. 78]. Подобные слова перед смертью произнес и святитель Тихон Задонский, который был одним из наиболее почитаемых Гоголем церковных деятелей.Не стоит забывать про значимость Библии в духовных поисках писателя. В гоголевские времена от светского человека не часто можно было услышать строки из Священного Писания. «К стыду, у нас, может быть, едва отыщется человек, который бы прочел Библию...» [7, 5 т., с. 128], – говорит генерал-губернатор, герой второго тома «Мертвых душ».Современник Н.В. Гоголя святитель Игнатий Брянчанинов определяет важность святоотеческих трудов для понимания Евангелия: «Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его… И потому сначала более занимайся чтением святых Отцов»[4, с. 354].Евангелие имело особое значение в духовном самовоспитании Гоголя. Ежедневное чтение молитв и Евангелия является непременной обязанностью православного человека. У Гоголя данная обязанность вошла в утреннее и вечернее молитвенное правило. Всегда в путешествия он брал с собой Евангелие. «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии, – говорил он. – Сколько раз уже отшатывалось от него человечество и сколько раз обращалось»[1, с. 183]. В письме к сестре Ольге Гоголь рассуждал о Евангелии: «Обратить преступного и грешника ко Господу – вот настоящая милостыня, за которую, несомненно, можно надеяться получения небесного блаженства. Ибо ты сама уже, вероятно, узнала из Евангелия, что на небесах больше радуются обратившемуся грешнику, чем самому праведнику»[5, с. 75]. Со слов воспитанницы матери писателя Марии Ивановны, Эмилии Ковриго, первой прочитанной ею духовной книгой, по наставлению еще юного Гоголя было Евангелие. Гоголь требовал от родных внимательного и вдумчивого прочтения святых строк. Он считал, что в основе человеческих отношений должны лежать евангельские истины. Потому эпиграф к «Ревизору» «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», по мнению исследователей, имеет евангельские истоки [1, с. 187]. Гоголь в своих черновых записях пишет: “Христианин! Твое зеркало суть Господни заповеди». [1, с. 191]. Для православного человека, с точки зрения Гоголя, состояние души человека должно быть важнее, чем внешняя сторона жизни и материальное благополучие, которые так волнуют героев города N в «Ревизоре».Гоголь, будучи человеком тонкой душевной организации, высоко ценил псалмы пророка Давида. Гоголь-художник видел в них образец не только духовности, но и поэтики. Он отмечал тонкости поэзии и лиризм псалмов. Для А.О. Смирновой писатель лично выписывал строки из псалмов и наставлял ее: «...молитесь. Если ж вам не молится, учите буквально наизусть, как школьный ученик, те псалмы, которые я вам дал, и учитесь произносить их с силою, значеньем и выраженьем голоса, приличным всякому слову». [3, с. 23].На Гоголя повлияли также и послания святого апостола Павла, что нашло свое отражение в творчестве писателя. В принадлежавшей ему Библии большинство пометок сделано в посланиях этого апостола. В 1840-х годах важной категорией в творчестве Гоголя становится понятие «внутренний человек», которое связано с восходящим к апостолу Павлу выражением: «…если внешний человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Вскоре в своей «Авторской исповеди» он так напишет о своем аскетическом образе жизни: «Я оставил на время все современное, я обратил внимание на узнанье тех вечных законов, которыми движется человек и человечество вообще. Книги законодателей, душеведцев и наблюдателей за природой человека стали моим чтением. Все, где только выражалось познанье людей и души человека, от исповеди светского человека до исповеди анахорета и пустынника, меня занимало, и на этой дороге, нечувствительно, почти сам не ведая как, я пришел ко Христу, увидевши, что в Нем ключ к душе человека…» [7, 4 т., с. 448].Таким образом, религиозный опыт Гоголя никогда не ограничивался ни эстетическим восприятием веры, ни простым исполнением церковных обрядов и предписаний. Для него как истинного христианина важной составляющей было знакомство с трудами подвижников Православной церкви. Гоголь был одним из первых светских авторов, в творчестве которого нашли отражение святоотеческие труды и Священное Писание. Жизненный и творческий путь Гоголя был наполнен религиозным аскетизмом. Но его религиозно-нравственные воззрения не были в полной мере приняты ни духовным, ни светским сообществом. Для многих Гоголь так и остался писателем-сатириком, загубившим свой талант фанатичной набожностью.
Литература
- Воропаев В.А. «Нет другой двери». Евангелие в жизни Гоголя // Проблемы исторической поэтики. 2001. №6 С.179-197.
- Воропаев В.А. Эсхатология Н.В. Гоголя [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2016. Том 3. № 4. С. 9–24. doi:10.17759/langt.2016030402 (дата обращения: 05.06.2017).
- Записки А.О. Смирновой. (Из записных книжек 1826-1845 гг.) / А.О. Смирнова: [в 2 ч.]. СПб.: редакция журнала «Северный вестник», 1895-1897. Ч. 2. 1897. - [2], II, 97 с.
- Игнатий (Брянчанинов), еп. Сочинения [Текст]: В 5 т. Т. 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 541 с.
- Николай Гоголь: Опыт духовной биографии // Н. В. Гоголь и Православие. Сборник статей о творчестве Н. В. Гоголя / Международный Фонд единства православных народов. М.: Издательский дом«К единству!», 2004. С. 7—111.
- Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана. М.: Издательский дом«Покров», 1915. 167 с.
- Сочинения и письма Н.В. Гоголя: В 6 тт. Т.6. СПб.: П.А. Кулиш, 1857. 576 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2021
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 515
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1