Актуальные вопросы создания КИМов (контрольно-измерительных материалов) в условиях функционирования инновационных образовательных программ в начальной школе

252

Аннотация

Результативность реализации инновационных проектов по билингвальному образованию зависит от модернизации действующих КИМ, а так же, от создания новых тестовых заданий, анкет, опросников и т.д. КИМы позволяют диагностировать, контролировать уровень билингвальных учебных действий учащихся и мотивируют содержания деятельности учителей, реализующих билингвальное обучение.

Общая информация

Ключевые слова: контрольно-измерительные материалы, текстовые задания, диагностика учебных достижений, контроль учебных достижений, содержание билингвальной деятельности, инновационная образовательная площадка

Рубрика издания: Лингводидактика и новации. Психологические основы изучения языков и культур

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2019060108

Для цитаты: Муратова С.Д. Актуальные вопросы создания КИМов (контрольно-измерительных материалов) в условиях функционирования инновационных образовательных программ в начальной школе [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2019. Том 6. № 1. С. 53–56. DOI: 10.17759/langt.2019060108

Полный текст

Модернизация образовательного процесса внедрение инновационных технологий, повышение эффективности работы учителей, теснейшим образом связана с политикой государства. Содержание деятельности педагогов в современных условиях определяются Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Республики Крым от 06.06.2015 г. №131 - ЗРК «Об образовании в Республики Крым». Порядком формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования.

Технология составление контрольно-измерительных материалов для начальной школы достаточно хорошо разработана и внедрена в практику. Создание инновационных образовательных площадок в полиэтнических регионах, учитывающих билингвальность обучаемых является относительно новым методическим и дидактическим трендом.

Реализация билингвального обучения в действующей на базе МБОУ «СОШ №44» Муниципальной Инновационной Образовательной Площадки (далее – МИОП) может быть успешно реализована через предложенную учителям проектной группы систему КИМов по диагностике, мониторингу и контролю уровня билингвальности учащихся начальных классов. На наш взгляд, стратегические и тактические задачи не могут быть решены результативно без обеспечения участников билингвального образовательного процесса конкретными заданиями, упражнениями, опросниками, анкетами, тестами. Данные материалы позволяют объективно определять уровни билингвальных компетенций, определять актуальные направления, подходы и содержание учебного процесса и соответственно осуществлять своевременный валидный и объективный контроль билингвальных умений. Одной из актуальных для образовательных учреждений задач является разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения школьниками планируемых результатов освоения основ билингвального образования (в том числе – определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования). Как известно, под мониторингом понимают специально организованное, продолжительное наблюдение за функционированием и внедрением в образовательный процесс билингвальных элементов в целях эффективного формирования учебного русско-крымскотатарского двуязычия.

Цель билингвального мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в уровнях языкового образования учащихся. Полученные объективные данные являются основанием для принятия методических решений.

Новизна подхода к организации мониторинга достижений младшими школьниками планируемых результатов освоение программы БО (билингвальное обучение) состоит в следующем: изменяются целевые установки контроля (задания ориентированы на проверку сформированности базовых универсальных билингвистических для каждого учебного предмета способов действий); появляется необходимость в использовании критериального подхода при разработке билингвальных заданий; предметом диагностики выступают имеющиеся на данный период знания; изменяется роль учителя при проведении работ (активный участник, переводчик мотиватор, коуч-педагог).

Одним из общедоступных объективных средств определения компетенции является тест. Под тестом мы понимаем методическое средство, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, который позволяет объективно выявить уровень билингвальности респондентов. При разработке и использовании уже готовых тестов на билингвальность важно знать, на сколько они соответствуют целям, задачам билингвального образования в начальной школе.

Любой тест, как принято, должен отвечать трем параметрам:

1. Надежность – которая обеспечивает объективность результатов; отражает точность диагностических измерений.

2. Валидность – пригодность тестовых результатов.

3. Объективность – объективность тестов на билингвальность определяется их правильной интерпретацией без выявления высокого, достаточного, среднего и начального уровней.

Актуальнейшей проблемой нашей МИОП выступает вопрос выбора принципиальных подходов для составления КИМов для выявления, диагностики мониторинга и контроля билигвальных учебных достижений учащихся. Создание КИМов для МИОП целесообразно с опорой на следующие принципы, которые кардинально отличаются от стандартных. Мы предлагаем руководствоваться следующими принципами, предложенными Р.Р. Девлетовым:

1. Принцип поликультурности и гуманистического развития посредством диалога культур, который трансформирует в мультилингвальном и полиэтничном регионе статус общедидактического.

2. Принцип этнокультурологической направленности обучения и воспитания.

3. Принцип проблемного характера обучения, который «является одним из основных при установке на билингвальное развитие обучаемых» [3, с.159].

4. Принцип деятельностного характера обучения и воспитания, реализующийся в контексте моделирования в учебно-воспитательном процессе педагогических и предметных ситуаций.

5. Принцип тесного учебного сотрудничества и взаимодействия всех участников МИОП.

6. В процессе освоения знаний изучаемый и академический языки обучения должны рассматриваться как параллельные способы и средства познания, самопознания и саморазвития.

7. Принцип триады – опоры на академический (русский язык), язык-посредник (крымскотатарский язык) и изучаемый язык (иностранный язык). При этом академический язык предполагает отбор содержания образования и воспитания, т.е. учебного материала, его организации в самом учебном процессе.

8. Принцип методической целесообразности и коммуникативной достаточности, сущность которой определяется нами в отборе лингвистического (языкового) и речевого материала, соответствующего этапу обучения и уровню билингвальности обучаемых.

9. Принцип метапредметных связей, предполагающий связь предметов языкового, естественно-научного, художественного-эстетического циклов.

10. Принцип ассертивности проводимых уроков на билингвальной основе, который предусматривает предупреждение тревожности, страха и культурно-речевого шока при знакомстве и усвоении аутентичных метериалов [3].

11. Принцип мажорности обучения на билингвальной основе.

12. Принцип визуальной насыщенности учебно-воспитательного процесса.

Выводы. Теоретические и практические результаты методической работы дают возможность сделать следующие выводы. Использование КИМов имеет целый ряд положительных характеристик: высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования; делает процесс обучения интересным; снижает уровень тревожности; удобство обработки результатов работы.

Литература

  1. Беспалько В.П. Педагогические технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 190с.
  2. Девлетов Р. Р. Principles of development and implementation of bilingual programs in the conditions of innovative educational platforms // Материалы докладов международного симпозиума «Black SEA», «KARADENIZ», «Черное море». (Tbilisi – Georgia, 24-26 января 2019г.) Тбилиси, 2019. – С. 166-167.
  3. Девлетов Р.Р.  Трилингвальное обучение в педагогических учебных заведениях Украины. Симферополь: Оджакъ, 2011. – 340с.
  4. pandia.ru text/80/008/2660.php
  5. Майоров А.Н. Теория  и практика создания тестов для системы образования. – М., «Интеллект центр», 2011. – 296 с.

Информация об авторах

Муратова С.Д., учитель начальных классов первой категории, МБОУ «СОШ №44», Симферополь, Россия, e-mail: susana-muratova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 994
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 252
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1