Жанрово-стилистические особенности стихотворений молодых поэтов Московского государственного психолого-педагогического университета

172

Аннотация

В статье рассматриваются особенности поэтического видения мира студентами Московского государственного психолого-педагогического университета.

Общая информация

Ключевые слова: поэзия, молодежь

Рубрика издания: Хроники научной жизни

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2019060310

Для цитаты: Лю Ц. Жанрово-стилистические особенности стихотворений молодых поэтов Московского государственного психолого-педагогического университета [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2019. Том 6. № 3. С. 81–85. DOI: 10.17759/langt.2019060310

Полный текст

В медийном пространстве современной России устоялось мнение о том, что выпускники школ под прессом ЕГЭ перестали творчески мыслить, что жесткие требования ЕГЭ отучают школьников от самостоятельной оценки окружающих их явлений, привязывая их мышление исключительно к запоминанию ответов и тестов.              

   Наша статья будет посвящена творчеству выпускников российских школ, поступивших в основном на первый курс института “Иностранные языки, современные коммуникации и управление” Московского государственного психолого-педагогического университета,

   Как это демонстрируют приведенные ниже стихотворения, молодое поколение россиян, как это было всю предыдущую историю страны, отличается, наоборот,  тем, что обладают  художественным мышлением, трезвым отношением к окружающему миру и, прежде всего, к себе, поисками своего места в жизни.

   Основным мотивом творчества Дарьи Королевой являются внутренние переживания. Стилистической особенностью её творчества является преднамеренное выделение отдельных слов, создающих эмоциональную окраску. Дарья использует необычные образы и метафоры, которые показывают авторское видение мира.  Молодой поэт использует мифологические мотивы, придавая им актуальное значение.


Сыграй,

Сыграй на шестиструнной,

Хоть что-нибудь, мне плохо, друг.

Зачем

Всегда казаться умным,

Во взгляде проклиная все вокруг.

Сыграй

Кино, умеешь? Ну же,

Хотя бы "Пачку сигарет".

 

Как никогда, друг, ты мне нужен,

Прошу же, дай мне свой ответ.

Сыграй,

Сыграй, не надо боле

Скорбеть по прожитым годам.

Мы

Пережили много боли

Все силы в никуда отдав.

Друг,

Ты замолк, чего так грустен?

Мы все здесь сожжены до тла.

С меня

Стихи. Жаль, что не устно,

Прочту, коль вылезешь из лат.

Услышь меня,

Я рядом, близко.

Моя душа открыта, друг.

Гитары

Гриф горит от бликов.

Жаль, не от песен. Может вдруг

Ты вспомнишь

Хоть один мотив

И в твоем сердце отзовется

Былой

Шум рек и ропот ив,

Как из окна вновь песня льется...

Возьми

Ты хоть один аккорд.

Вспомни, "Кузнечика" играли.

Деревня ,

Сени, старый кот.

Тогда друг другу мы не врали.

Я знаю,

Знаю, помнишь ты.

Друг, извини, я так скучаю.

"Кузнечик",

Детские мечты

И бабушка

за чашкой

чая.


 

***

 

Тесей

Откуда ты, откуда я.

Во всем видна нить Ариадны.

Под пение сирен и пляс дриад

Сплелось. Сплелось, как было надо.

 

Ты средь убийственных вестей

В души заброшенную рощу

Привнес огонь, как Прометей.

Только судьба, пожалуй, проще.

 

И что теперь? И что потом?

Да, как пойдет, прорвемся, склеим.

Как скажешь, только б не Содом.

И без ошибок юного Орфея.

 

Вот мой клубок. Проложим путь.

Тесей, поверь, ты для меня герой.

Хоть черные пришлось вам натянуть,

Мне важно лишь одно, -

Что ты –

Живой.

                   (Королева Дарья) 

В стихотворении Кузнецова Дмитрия прослеживается образ светлой тоски. Оригинальные метафоры несомненно талантливого автора создают проникновенный образ: «И осень смотрит сквозь  меня; Печально-жёлтыми глазами», передавая меланхоличную романтику осени. Прослеживается      явный контраст между идеализированным прошлым и тусклой серой обыденностью сегодняшнего дня: автор проводит параллель между циклической последовательностью времён года и настроением лирического героя в целом:

 

Сентябрь. Город в полумраке.

Навстречу мне - лишь свет от фар.

Остановился. Снова в шаге

Листок упал на тротуар.

 

Я помню это место! Летом

Здесь шёл я за руку с мечтой.

 

Когда всё властно было свету

И я был - несколько другой.

 

А ныне, слепо всё браня,

Бреду один между домами,

И осень смотрит сквозь меня

Печально-желтыми глазами...

           (Кузнецов Дмитрий)

 

Арина Бояркина в своём стихотворении описывает страх лирического героя перед будущим, уходящего мечтами в прошлое, идеализируя его:

 

Нежно храню экс-фантомное чувство

В пыльной коробке сухой надежды,

Ставлю металл в микроволновку вины,

Всё горит безвозмездно.

Жутко петь о мечтах,

Жутко тревожить охрипшее сердце.

Будет ли жить в наших сгоревших домах

Мысль о правильной песне?

Вижу в зеркале вновь

Фантом в бликах острой тоски,

И в пыльной коробке вновь

Светлые чувства зеркальной любви.

              (Арина Бояркина)

 

Евгений Ястреб (псевдоним) пишет стихи будто с обнаженным сердцем, слогом, рифмой передавая боль от столкновения с внешним миром. В его стихотворении лирический герой ищет ответы  у философии, религии, дружбе и любви, но не находит соответствия внутреннего мира внешнему, и «где-то внутри задохнулся ты Накануне дня всех святых». Духовные искания и пассионарность всегда были свойственны молодому поколению России, в последние же десятилетия в произведениях, создаваемых ее представителями, максимализм в мышлении и в чувствах проявляется особенно ярко.


Cердце на вырост или нарост?

Cердце — мерИло. Всегда мало.

Орган власти: синод, рейхстаг,

Кстати, я видел в кино Христа,

И он сердцем просил любить,

Только щёлочь,токсин в груди

Bыедает, как червь, дыру там -

Mиллионы пустот в минуту.

 

Помни главное: процесс сей

Ни Кафка,нет, - фаренгейт и цельсий.

И ты будешь гореть, весь уголь,

Ha ладони семьи и друга.

Дурак, можешь играть в таро,

Искать, кто бы тебе помог,

Бросить лодку и съесть собаку,

Чтоб согласиться, что это - фатум.

 

Кришна, Будда, вино и Hицше,

Cловно топишься в море истин,

Cловно ищешь тот самый икс и

Eго площадь - всего лишь пиксель.

Cловно ищешь причину вспышек,

Cердце,будто болезнь и спички.

Cердце — камень, покуда искры,

Kогда бьётся о свой же принцип,

 

O человека с таким же сердцем.

Продал душу — купил винчестер,

Чтобы щели заткнуть патроном,

Потому что гниют, как крона,

И не свет по ним,только дым

B чёрном пальто своём проходил,

A где-то внутри задохнулся ты


 

“Поэтические опыты отражают активные процессы, происходящие в самом языке, и фиксируют основные направления его развития», - пишет Н.А. Фатеева [5:8]. Следует  добавить, что поэтические опыты студенческой молодежи также отражают активные процессы, происходящие в современной поэзии. Художественный мир начинающих поэтов богат и является вибрацией ритмического текста в мировом пространстве. Основная характеристика общей тематики всех приведенных произведений – философские размышления о нестабильности, зыбкости мира и жизни, что, на наш взгляд, является основной тенденцией в новейшей российской поэзии.

Литература

  1. Беляева Н.В. Взгляд на современную поэзию//Общество. Среда. Развитие. 2009.
  2. Зайцев В.А. О художественно-стилевых течениях в русской поэзии XXIвека//Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2009. № 4.
  3. Котова Н.А. Современная духовная поэзия. Дисс. на соиск. уч. ст. к. филол. н. М., 2008.
  4. Махмудова С.М. Рутульская литература. Махачкала: Народы Дагестана. 2008.
  5. Фатеева Н.А. Поэзия как филологический дискурс. 2-е издание. М.: Языки славянской культуры. 2017.

Информация об авторах

Лю Цинь Линь, магистр, Цзилиньский университет, Китай

Метрики

Просмотров

Всего: 809
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 172
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2