Язык и текст
2019. Том 6. № 4. С. 4–8
doi:10.17759/langt.2019060401
ISSN: 2312-2757 (online)
Удины в палитре многообразия и мультикультурализма Азербайджана
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: удины, поликультурная модель мира, толерантность, Кавказская Албания, Азербайджан, Христианство
Рубрика издания: Общее и сравнительно-историческое языкознание
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2019060401
Для цитаты: Мобили Р. Удины в палитре многообразия и мультикультурализма Азербайджана [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2019. Том 6. № 4. С. 4–8. DOI: 10.17759/langt.2019060401
Полный текст
Статья посвящена описанию межрелигиозной и межэтнической толерантности и многообразия в модели мультикультурализма Азербайджана на примере удин - малочисленного народа, являющегося правопреемниками автокефального христианства в Кавказской Албании и прямых потомков кавказских албан. Настоящая статья призвана подчеркнуть исторические корни, которые обусловили рождение и существование религиозной терпимости в многонациональной стране. Рассматривается также модель удинского феномена самосохранения этноса в поликультурной модели мира.
В настоящее время важность приобретает необходимость межконфессионального и межэтнического диалога, особое значение приобретают новые методы анализа ситуаций, помогающих снять остроту во взаимоотношениях наций, разных культур и религий, а также межкультурного и межконфессионального диалога. В этом социально-политическом контексте приобретает актуальность превращение толерантности, имеющей глубокие исторические корни в стране, в настоятельную необходимость сохранения поликультурного и поликонфессионального диалога этносов. После восстановления в Азербайджане независимости, были созданы в стране были созданы благоприятные условия для дальнейшего укрепления межконфессиональных отношений, утверждения национальнодуховных ценностей, дальнейшего упрочения исторически сложившихся условий терпимости, межнационального и межрелигиозного диалога.
По данным истории, формирование современного азербайджанского народа происходило путем синтеза нескольких племен и народностей. Народы и племена вместе проходили испытания в борьбе за независимость, свое историческое прошлое, сохраняя целостность и выживая вопреки тяжким испытаниям, выпавшим на долю народов. В современном Азербайджане наряду с титульным этносом живут более 20 коренных племен-национальных меньшинств, которые и составляют многонациональный народ Азербайджана. Среди этих коренных меньшинств одно из заметных мест занимают удины (самоназвание - уди), Албано-удинская христианская община, происхождение и история которой уже более двух веков привлекают внимание ученых - лингвистов и историков всего мира. Впервые исследователи проявили интерес к истории Кавказской Албании в начале XIX века. С тех пор появилось несколько сот работ по истории, антропологии и языку, религии, лингвистике, этнографии и происхождению и культуре, а также традициям и обычаям древнего удинского народа [2, 446; 6, 250-256; 8, 170-199; 9, 216; 10, 26-29; 11, 214; 22, 79-80]. Согласно этим данным, научно доказано, что удины являются одним из древнейших народов - жителей Кавказа, первые достоверные сведения о племени утиев, тем не менее, появились 2500 лет тому назад в трудах "отца истории" Геродота при описании Марафонского сражения. Впервые этноним "удины" появляется в "Естественной истории" римского автора I века н. э. Плиния Старшего. Удины зафиксированы в древних источниках как участники битвы Александра Македонского с персами при Гавгамелах (331 г. до н.э.) в составе войска сатрапа Мидии. Об удинах пишет в своем известном труде - "Географии" авторитетный историк Страбон при описании местности Каспийского моря и государства Кавказская Албания. В "Географии" эллинского писателя II века н. э. Птолемея сообщается, что у Каспийского моря живут различные племена, в том числе ути ("уди"). Наиболее подробные свидетельства об удинах содержатся в "Истории албан" местного автора Моисея Утийского (Каланкатуйского), что в переводе на удинский язык кала - «большой», кату -«поселение», [14, 87-88], жившего в VII веке и принадлежавшего, по его собственным словам, к албанскому племени [12, 56-57] .
Удины являются самым древним аборигенным народом на территории современного Азербайджана и одним из древнейших коренных этносов Кавказа. Удины признаны предками современного азербайджанского народа. В настоящее время общая численность удин - более 10 000 человек, из них основная часть удин, около 4,0 тыс. человек, проживают в Азербайджане на своей исторической родине - компактно в п. Нидж Габалинского района и рассеянно в Огузе и Баку. Небольшая группа удин также компактно проживает в Грузии, в регионах России, Украины, Беларуси и Казахстана. Нидж как основа и основная территория компактного проживания удин является уникальным местом, где проживают основной костяк народа, сохранивший свой этнокультурный пласт, азербайджанцы и лезгины, проживающие в равнинной местности на площади более 100 кв. км, у подножья южного склона Большого Кавказа.
Удины - народ, который прошел сложный и долгий путь своей истории от язычества до христианства. Сегодня удины являются носителями традиций восточного христианства и в современных условиях четко ориентированы на возрождении своей церкви и всего Албанского Ренессанса. Удины как прямые потомки кавказских албан [8, 110-119] являются носителями древней культуры, они сумели сохранить вековые традиции, духовное богатство, самобытный язык. На территории Ниджа зафиксированы древние культовые объекты, такие как древние сакральные места поклонения, храмы различных конфессий, синагога, три церкви и две мечети [13,165-172; 15, 22-77] .
Находясь в окружении таких монотеистических религий, как ислам и христианство, удинский этнос как правопреемник Автокефальной Апостольской Церкви Албании (Кавказской) являлся феноменом модели религиозной терпимости и понимания, и, несмотря на все исторические катаклизмы, служил в мусульманском окружении фактором, который обеспечивал национальное единство и сохранность своей христианской сути.
Рассмотрим основные факторы и аспекты модели сохранения этноса и его национальной и религиозной идентичности.
Традиционный фактор. Организация и традиции проведения древнего весеннего праздника Новруз, общего здесь для христиан и мусульман, - важный фактор воспитания религиозной толерантности, сотрудничества и интеграции язычников, христиан и мусульман, проживающих на соседних с удинскими территориях
Архитектурно-бытовой фактор. В архитектурном плане дома удин-христиан в настоящее время имеют свою особенность - отличаются наличием веранд с трех сторон большого, чаще двухэтажного, дома.
Генетический аспект. Генофонд удин идентичен таковому коренных кавказских этносов.
Психо-социальный аспект. Многие иностранные путешественники, ученые и исследователи, такие как, например, (Александр Дюма [1, 122-123], Эвлия Челеби [21, 1-9], Эдвард Дюралье [20, 106- 110] и другие [3,212-244]), на протяжении нескольких веков изучали и писали о религиозной терпимости и толерантности народов Азербайджана. В своих дневниках они писали о таких феноменах воспитания, как социальная гармония, мир, сотрудничество, терпимость и сплоченность, которые доминировали над религиозными разногласиями, конфликтами и дискриминацией между людьми.
Взаимоотношения и религиозные убеждения. Удины как один из народов, входящих в состав Кавказской Албании приняли христианство в начале IV века, однако в 1836 году указом царя Николая I была ликвидирована Албанская Апостольская Автокефальная церковь. С тех пор удины оказались между двумя основными религиями мира. С IX века часть удин принимает мусульманство. в настоящее время соотношение между религиозными общинами не только в городе, но и на уровне удинской общины явно претендует на доминирование мусульманской религии. Между тем, история подтверждает историческое сосуществование двух религий, взаимоуважение к религиозным обрядам, взаимных визитов для таких случаев, как Рождество, Пасха, Гурбан Байрам (Праздник жертвоприношений). Удины-христиане и сегодня отмечают жертвоприношение как ритуальный праздник. Оказавшись между двумя религиями, исповедуя обе, удинский народ сумел найти путь к существованию внутриудинской религиозной терпимости и уважению соплеменников, исповедующих другую религию. С этой точки зрения, можно заметить, что нет ни одного зафиксированного историками документа, который бы подтверждал когда- нибудь какой-либо межрелигиозный или межэтнический конфликт, имевший место в историческом прошлом.
Религиозная терпимость и культурная ценность. Исторический путь удин показывает, что одной из самых отличительных культурных ценностей многонационального азербайджанского этноса является религиозная терпимость и толерантность к другим религиям.
В заключение следует отметить, что роль удин в создании Кавказской Албании и мощного христианского наследия была решающей, о чем свидетельствуют переводы синайских палимпсестов, произведенные при помощи удинского языка. Удины сумели также до сих пор сохранить свои культурные, религиозные и этнические ценности. Удинская церковь сегодня является составной частью Албанской Апостольской Автокефальной Церкви, ее единственным и правомочным преемником, что является безусловным результатом духовного посыла албанского этно-религиозного наследия, пронесенного сквозь века и сохранившегося в генах древнего народа.
Литература
- Дюма А. Путешествие на Кавказ // Глава «Удины…» / перевод с фр. Г. Пашаева и Г. Аббасова на азерб. язык. Изд-во «Элм», 1985. С. 122-123.
- Алексеев М.Е., Майсак Т.А., Ганенков Д.С., Ландер Ю.А. Удинский сборник /грамматика, лексика, история языка. Изд-во «Академия» РАН (Институт языкознания и Институт востоковедения России), М., 2008. 446 с.
- Бежанов М. Краткие сведения о Варташене и его жителях // СМОМПК, вып.. XIV, 1892. C. 213-262.
- Ворошил Гукасян. Удинско-азербайджанско-русский словарь. Изд-во «Элм». Баку, 1974. 260 с.
- Гусейнов Р.А. Удины // ИРС («Наследие») / Международный журнал. № 3 (33). М., 2008. C. 22-25.
- Джавадов Г. Дж., Гусейнов Р.А. Удины (на азерб. языке) // Историко-этнографическое исследование. Изд-во «Элм», Баку. 1999. 256 с.
- Кечаари Г.А. Танец вокруг костра (Образцы удинского фольклора). На азерб. языке. Изд-во «Агах». Гянджа, 2001. 78 c.
- Мамедова Ф. Дж. История албан Моисея Каланкатуйского, как источник ранне-средневековой Албании. Изд-во «Элм». Баку, 1977. 87 с.
- Мобили Р.Б. Научная и общественная деятельность [Книга] // Изд-во «Адильогды». Баку, 2008. 216 с.
- Мобили Р.Б. Этнография удин ИРС («Наследие»). Международный Азербайджанский журнал. № 3 (33). М., 2008. С. 26-29.
- Мобили Р.Б. Удины: язык, религия, фольклор и традиции // Культурологический журнал. «Азербайджан и азербайджанцы в мире». № 2. 2009. C. 214-219.
- Раффи. Меликство Хамсы.1600-1827 гг. Изд-во «Юни Пресс СК». М., 2009. С. 8-12.
- Мобили Р. Б. Албано-удинская христианская община – основа возрождения Албанской (Кавказской) церкви в Азербайджане. Труды Международной конференции «Место и роль Кавказской Албании в истории Азербайджана и Кавказа». Баку, 2012. С. 165-172.
- Мобили Р. Б. Удинско-азербайджанско-русский словарь // Изд-во «Леман». Баку, 2010. 368 с.
- Мобили Р. Б. Удины: язык, религия и этнография // Изд-во «Леман». Баку, 2011. 80 с.
- Мобили Р. Б. Geological interpretion of bulding materials of the historical Gabala-Sheki region in the ancient Caucasus Albania. 6-14 august 2008. Oslo. DVD. Available at: www.33igc.org
- РГИА, Фонд 821, опись 150, ед. хр. 284; 1914-1915 гг. С. 33-42.
- РГИА, Фонд 821, опись 7, ед. хр. 232; 1897-1910 гг. С. 43.
- РГИА, Фонд 821, опись 138, ед. хр. 87; 1810 г. С. 1-19 и 106-110.
- РГИА, Фонд 735, опись 5, ед. хр. 269; 1859 г. С. 1-9.
- Флоренский П. Воспоминания прошлых лет. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992. 376 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 553
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 162
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2