Инклюзивное образование в условиях цифровизации учебной деятельности

153

Аннотация

Аутизм, дефекты физического и психологического развития детей могут встречаться не так редко, как хотелось бы. Однако проблема воспитания и обучения особенных детей стоит так же остро, как вопросы обучения и воспитания обычных здоровых детей. В российской отечественной педагогике проблему инклюзивного образования исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.В. Алехина, А.Д. Гонеев, Е.Н. Кутепова, Н.Я. Семаго, А.Г. Асмолов и др. Однако в последнее время, в связи с развитием цифровых образовательных технологий, вопрос инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает новое звучание, - возрастают требования социального заказа к подготовке педагога, готового к инклюзивному образованию в удаленных условиях.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, вызовы цифровой эпохи, новые требования к педагогам, особые дети, дети-инвалиды, воспитание, обучение

Рубрика издания: Межкультурная коммуникация и проблемы глобализации: психо-, социо- и этнолингвистика

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2020070407

Для цитаты: Махмудова С.М., Зенкевич И.В. Инклюзивное образование в условиях цифровизации учебной деятельности [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2020. Том 7. № 4. С. 92–98. DOI: 10.17759/langt.2020070407

Полный текст

 

 

«В настоящее время все более ощущается запрос на новую школу - «Школу будущего». Такая школа должна обеспечить подготовку учащихся, способных отвечать на вызовы и риски современного социума, которые спровоцированы стремительным распадом существующих социальных институтов и сложившихся общностей людей, интенсивным процессом функционирования и формирования новых типов общностей и видов деятельностей» [5: 58]. В эпоху изменения и переоценки многих социальных институтов, спровоцированных коронавирусной пандемией, появилась острая необходимость в развитии цифровых образовательных технологий, предполагающих обучение онлайн. В этих условиях вопрос инклюзивного образования детей с ОВЗ приобретает новое звучание, - возрастают требования социального заказа к подготовке педагога, готового к инклюзивному образованию в удаленных условиях.

В разные эпохи и в разных обществах отмечались в корне отличные подходы в отношении подобных членов общества, зависящие даже от места рождения. Так, в больших городах вопросами обучения и воспитания особенных детей занимаются родители, выбирая школы, по возможности близко от дома. В сельских же местностях человек с инвалидностью традиционно является общей заботой всего общества.

Интересный и действенный пример, выработанный опытом многих поколений, можно отметить в Дагестане, маленькой республике на Кавказе, где испокон веков рождение ребенка с ОВЗ не считается несчастьем. Появление его воспринимается как появление святого, посланного искупить грехи всего селения. В соответствии с чем заботу об особенном ребенке берут на себя все жители селения. Его всегда покормят в том доме, около которого он появляется, ему даст одежду тот, кто загадал какое-то желание и хочет, чтобы оно сбылось; ему предложат деньги, могут помыть его и почистить одежду совершенно посторонние люди, -- и это не считается чем-то унизительным ни для ребенка, лишенного общих физических возможностей, ни для помогающих. Так принято. Если же ребенку с ОВЗ может помочь медицина, но для этого нужны деньги, то вся сельская община соберет нужную сумму даже без обращения родителей и отправит его на лечение. Когда наступает время идти в школу, то не встает вопрос, где его учить - дети сами берут его с собой в школу и там будут помогать с уроками. В случае, если физическое состояние особенного ребенка позволяет выполнять какую-нибудь работу, ему могут поручить сделать что-то посильное, такое, чтобы он уставал. Более того, когда этот ребенок вырастет, ему помогут завести свою семью, если это позволяет его здоровье, если нет, то продолжат и дальше заботиться о нем всем миром.

Такое благожелательное отношение окружающих способствует воспитанию особенного ребенка в атмосфере добра, не задевает его самолюбия, ребенок чувствует себя обычным членом общества.

Л.С. Выготский пишет, что «...глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы в целях удобства подбираем однородные коллективы аномальных детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции в развитии таких детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем аномального ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими, стоящими выше него, детьми... Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми».

Таким образом, в Дагестане имеется традиционная практика коллективного воспитания особенных детей, что, во-первых, помогает частично освободить родителей от постоянного ухода за ними, во-вторых, включает детей в жизнь всего общества, которое берет на себя заботу о них. В то же время, такое постоянное внимание всего местного общества держит и самого особенного ребенка под внешне не назойливым, но жестким контролем (любой взрослый, оказавшийся поблизости, сделает ему замечание как своему ребенку, любой ровесник обязан показать ему пример правильного поведения в любой ситуации), что заставляет ребенка с самого детства подчиняться требованиям взрослых, -­этот факт становится основой его коллективного воспитания, а также формирует из него личность, органично входящую в социум Дагестана.

Однако объективно существующая действительность, с 2019 года резко повлиявшая на устоявшуюся систему образования, предъявляет новые требования как к самому особенному ребенку, так и к педагогу, который в условиях онлайн-обучения вынужден подбирать новые техники и методики преподавания при недостаточной научно­методической разработанности самой проблемы удаленного инклюзивного образования.

Инклюзивное обучение в условиях онлайн-занятий исключает такую важную составляющую образования, как социализация учащихся, которая становится критической для особенных детей. Если при обычном обучении ребенок приобретает новых друзей, одноклассников, учителей, с которыми может общаться, то в условиях онлайн-обучения мир снова замыкается, общение ограничивается рамками семьи, что не может обеспечить психологическое развитие ребенка. При посещении школы или вуза учащийся с особыми потребностями развивает двигательную мобильность и умственную активность, при онлайн- обучении же он теряет доступ ко всем названным возможностям, так как образовательные программы при таком быстром переходе с традиционной формы обучения на онлайн не всегда оказываются приспособленными и адаптированными под инклюзию.

Одним из направлений инклюзивного образования в современных условиях онлайн- обучения может стать персонализированное обучение, однако такой вид образования для детей с ограниченными возможностями здоровья не может быть рекомендован в силу того, что исключает социализацию обучающихся (что является весьма важным компонентом развития, психологического комфорта), а также не позволяет реализовать основные принятые в международном сообществе компетенции - «умение учиться», «умение взаимодействовать с другими» [5: 60].

Таким образом, настоятельным запросом нашей современной действительности становится создание образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях онлайн-обучения и пересмотр, и ревизия имеющихся, так как использование перспективных когнитивных стратегий инклюзивного образования, позволявших до сих пор верно выстраивать процесс подготовки особенных детей к жизнедеятельности и неадаптивной социализации, в основном теряет свою актуальность.

На наш взгляд, в новых образовательных условиях следует различать детей с ментальной и с физической инвалидностью. Для детей с ментальной инвалидностью следует создать программы инклюзивного образования отличные от таковых для детей с физической инвалидностью.

При этом, программы для детей с физической инвалидностью также следует создавать варьированные: для детей с дефектами зрения, например, инклюзивное онлайн-образование облегчено в связи с тем, что их слуховые возможности уже адаптированы под интернет - образование, речь не нарушена, следовательно, общение с преподавателем и одноклассниками остается возможным. В то же время, обучение подобных детей опирается на возможности их памяти: дети с ОВЗ не могут найти всех учебников, адаптированных для инвалидов по зрению, члены их семьи также будут не в состоянии читать им все, что задает учитель, доводить до них всю дополнительную информацию. В таких условиях дети с дефектами зрения могут остаться в психологической изоляции от общества, что будет развивать у них ощущение бессилия и, как следствие, психологический срыв.

В тяжелой ситуации оказываются также дети с дефектами слуха. Образовательные возможности детей с подобной инвалидностью сводятся к минимуму, так как общение с преподавателем, одноклассниками, друзьями в условиях изоляции оказываются невозможными, что усиливает их беспомощность и препятствует нормальному развитию, в то же время обусловливая глубокий психологический кризис не только для них самих, но и для членов их семей.

В данных условиях перед педагогическим сообществом встает задача создания новых или адаптации традиционных образовательных программ для детей с ОВЗ под онлайн- обучение, что в принципе является необходимостью для учащихся с особыми потребностями.

Следует создать линию электронных учебников для детей с ОВЗ, которая бы учитывала различные виды и степени ограничения возможностей здоровья. Так, для детей с дефектами зрения следует в максимально короткие сроки создать учебники, занятия по которым ориентированы на слуховое восприятие. Усвоение знаний по этим учебникам должно подразумевать обучение под контролем учителя. Опыт показывает, что при этом должна сохраняться инклюзивная форма обучения, чтобы сохранить связь ребенка с классом, педагогическим коллективом, с друзьями.

Для детей с дефектами слуха также следует создать учебники, ориентированные на самостоятельное усвоение учебного материала под контролем учителя, поскольку такому ребенку трудно как воспринять лекцию онлайн, так и быстро выполнить задания, которые получают учащимся. Следовательно, перед системой современного образования встает новый вызов -- необходимость создания учебников для детей с ОВЗ, максимально учитывающих необходимый для усвоения минимум по учебной дисциплине, поданный в виде лекций, семинарских и практических занятий.

На наш взгляд, при такой работе надо выделить учебные дисциплины для обязательного изучения, необходимые для дальнейшей профессиональной состоятельности обучающихся, учебники по которым следует написать и издать в первую очередь, так как при большом запросе на создание новых учебно-методических материалов, адаптированных под требования настоящего момента, не представляется возможным сделать это одновременно по всему спектру учебных дисциплин.

Таким образом, пандемия, спровоцировавшая переход на онлайн-обучение в срочном порядке, обнажила проблему образования детей с ОВЗ, которая находилась в стадии решения при традиционной форме образования. Преподавательские и родительские сообщества вновь вернулись к началу: к необходимости разработки и внедрения новых инклюзивных методов и средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в новых условиях недоступности привычной социализации в режиме онлайн-образования.

 

Литература

  1. Алёхина C.B. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». (г. Москва, 14-16 ноября 2010 г.). Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2010.
  2. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. [и с послесл.] А. М. Матюшкина. 1983. Москва: Педагогика, 367 с.
  3. Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 1. С. 57—67. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160106
  4. Зарецкий В.К. Один шаг в обучении — сто шагов в развитии: от идеи к практике [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 149—188. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120309
  5. Кулагина Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт коррекционной и интеграционной школ [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 2009. № 2. URL: https://arxiv.gaugn.ru/s0132-16250000616-3-1-ru-315/?reader=Y (дата обращения: 21.11.2020)
  6. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 10-17. DOI: 10.17759/pse.2017220102
  7. Пуговкина О.Д. Нарушения социального методы изучения и выделенные дефициты [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 4. С. 80—97. URL: https://psyjournals.ru/files/74167/mpj_2014_n4_Pugovkina.pdf (дата обращения: 21.11.2020)
  8. Холмогорова А.Б., Сергиенко А.И., Герасимова А.А. Установка на поддержку субъектной позиции ребенка и посттравматический рост у родителей детей с ОВЗ [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 13–24. DOI:10.17759/chp.2020160102

Информация об авторах

Махмудова Светлана Мусаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры «Лингводидактика и межкультурная коммуникация» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0220-6216, e-mail: mahmudovasm@mgppu.ru

Зенкевич Ирина Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Лингводидактика и межкультурная коммуникация», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3733-9388, e-mail: zenkevichiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 464
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 153
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1