Способы и средства обеспечения безопасности образовательной среды в школе и вузе

241

Аннотация

Цель. Уточнить содержания таких феноменов как способы и средства обеспечения безопасности образовательной среды и обосновать вариант их использования применительно к образовательной среде вуза и школы. Процедура и методы. В статье осуществляется рассмотрение содержания способов и средств обеспечения безопасности образовательной среды с позиций философского подхода к осмыслению данного феномена, а также осуществляется обоснование варианта способов и средств обеспечения безопасности образовательной среды для вуза и школы как системы. При проведении исследования применены методы: аналогии, сравнительный, обобщения, системный, интерпретации результатов, мысленного эксперимента. Результаты. В работе уточнено содержание способов и средств обеспечения безопасности образовательной среды, раскрыто их содержание на основе философского подхода к этим феноменам, оценено их противодействие различным видам экспансии на образовательную среду, обоснован вариант использования способов и средств обеспечения реальной безопасности образовательной среды для вузов и школ с учётом современного состояния общественных отношений и культуры в стране и мире, а также тех требований, которые предъявляются образовательным учреждениям по научению и воспитанию обучаемых. Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в палитру исследований способов и средств обеспечения безопасности образовательной среды в школе и вузе, в методологию организации безопасности образовательной среды, а также в практику образовательной деятельности школ и вузов.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная среда, образовательная среда вуза, экспансия, вызов, угроза, безопасность, способы, средства, методология, организация образования и воспитания

Рубрика издания: Психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2021080209

Получена: 01.05.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н., Симонова С.А. Способы и средства обеспечения безопасности образовательной среды в школе и вузе [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 2. С. 86–102. DOI: 10.17759/langt.2021080209

Полный текст

 

Введение

Реальные события, которые происходят в стране и современном мире, взывают к тому, чтобы глубоко и всесторонне были осмыслены способы и средства обеспечения безопасности образовательной среды, разработана методология и методика их использования для конкретных образовательных организаций, а учителя, преподаватели, сотрудники образовательных организаций ими профессионально владели и активно их применяли. [13, с. 29-30].

При этом, как отмечают многие ученые и педагоги, осмысление проблемы использования средств и способов обеспечения безопасности образовательной среды предполагает учёт положительного опыта создания безопасной образовательной среды, которая была создана в СССР. Таким образом будет сохранена не только преемственность в разработке методологии и методике использования средств и способов для обеспечения безопасности образовательной среды, но и будут выделены тенденции формирования образовательной среды, ориентированной на практико-ориентирование обучения студентов, которое реально проявилось в развитии производства в стране, в деятельностной культуре народов страны, в отношениях к труду. [8, с. 21-25].

В данной статье авторы намерены уточнить содержание таких понятий как «обеспечение безопасности образовательной среды», «средства» и «способы» обеспечения безопасности образовательной среды, осуществить их классификацию, обосновать варианты оптимального их сочетания для образовательных организаций в школах и вузах.

Основное содержание и структурные компоненты средств и способов
обеспечения безопасности образовательной среды

Раскрытие содержания средств и способов обеспечения безопасности образовательной среды начнём с уточнения содержания понятий «обеспечение безопасности образовательной среды», «средство», «способ». На первый взгляд обращение к данным понятиям можно считать излишним, но, по мнению авторов статьи, именно феномен обеспечение безопасности образовательной среды обусловливает как средства, так и способы безопасности образовательной среды.

Обращаем внимание на тот факт, что в большинстве словарей понятие «обеспечение» раскрывается через и посредством выражения «гарантировать исполнение кем-то своего предназначения», «снабдить чем-н. в нужном количестве», «предоставить достаточные материальные средства к жизни», «сделать что-то вполне возможным, действительным, реально выполнимым».[1]

Применительно к функционированию каких-то социальных образований понятие «обеспечение» определяется как «система мероприятий, создающая условия для успешного выполнения этими социальными образованиями конкретных задач».[2]

Что касается понятия обеспечение безопасности, то оно формулируется как совокупность мероприятий по «организации жизнедеятельности личности, общества и государства, а также система специальных мер, направленных на предупреждение, локализацию и устранение угроз их существованию и развитию».[3]

Основываясь на словарных определениях понятий «обеспечение» и «обеспечения безопасности», авторы пришли к выводу, что понятие «обеспечение безопасности образовательной среды» следует сформулировать как совокупность взаимосвязанных, соответствующих содержанию и предназначению этого социального образования мероприятий, условий и факторов (средств и способов), которые позволяют ему эффективно исполнять те задачи и функции, для которых оно и создаётся.

Структурно, как отмечает ряд исследователей, обеспечение безопасности образовательной среды включает три основных группы мероприятий, соответствующих им отношений, а также средств и способов [11, с. 774]:

-   совокупность мероприятий, осуществляемых посредством определенных средств и способов, которые можно назвать профилактическими мерами [3, с. 9];

-   совокупность мероприятий, также осуществляемых посредством определенных средств и способов, которые реально осуществляют предотвращение и исключение экспансии в образовательную среду, обеспечивая ей исполнение тех задач и функций, для которых она и создаётся [15, с. 25-26];

-   совокупность мероприятий, осуществляемых также посредством определенных средств и способов, которые устраняют последствия различных видов и уровней экспансии в образовательную среду конкретной образовательной организации [6, с. 18].

И так как все мероприятия по обеспечению безопасности образовательной среды осуществляются с использованием определенных средств и способов, то, прежде чем мы осуществим их систематизацию, определимся с их содержанием.

Применительно к понятию «средство», если речь о деятельности субъекта, оно в словарях определяется как «...орудие, (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности» .[4] По своей структуре средства деятельности представляют собой материальные, энергетические или информационные образования, с помощью которых реализуется любая деятельность и общение.[5] Они предназначены для того, чтобы усилить возможности субъекта деятельности и общения, повысить эффективность его действий и операций. Поэтому, применительно к обеспечению безопасности образовательной среды, им можно дать следующее определение: средства деятельности по обеспечению безопасности образовательной среды  — это такие «компоненты» субъектов, участвующих в познании и предотвращении экспансии в образовательную среду, которые усиливают их возможности в этих делах, придают этим делам новую качественность, определенность, делают их труд более производительным и эффективным.[6]

Содержательно они представляют собой сложные системы: человек  — технические составляющие; человек  — технологические составляющие; человек  — методологические (методические) составляющие. С одной стороны, все компоненты, составляющие по отношению к человеку его же средства, усиливают его возможности, но, с другой стороны, требуют от человека соответствующей компетенции и, одновременно, являются источником экспансии для него. И этот факт следует учитывать, осуществляя мероприятия по обеспечению безопасности образовательной среды.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что все средства деятельности человека можно подразделить на «внутренние» и «внешние» [14, с. 130-131].

«Внутренние» средства — это такие компоненты деятельности субъекта обеспечения безопасности образовательной среды, которые раскрывают его интеллектуальный потенциал, его способности к абстрактному мышлению, его познавательные и творческие способности, его уровень мировоззрения и методологическую культуру мышления и практического действия [4, с. 17-18].

«Внешние» средства — это вещественно-технические, технологические, методологические (методические) компоненты деятельности субъекта обеспечения безопасности образовательной среды, которые усиливают проявления его активности, эффективности его практически-преобразовательной деятельности, существенно снижают время достижения поставленной цели, а также обеспечивают наиболее полное совпадение результата деятельности и намеченной цели [7, с. 360-361].

Между «внешними» и «внутренними» средствами деятельности наличествует диалектическая связь: они друг друга дополняют и взаимно обусловливают.

В обеспечении безопасности образовательной среды проявляет себя не только деятельность субъектов образовательной среды и общества в целом, но и отношения и общение участников этого процесса. Очевидно, что этот процесс предполагает использование соответствующих средств, созданных самим человеком. Среди них важнейшим средством стал «язык», со всей совокупностью «инструментариев» его проявления. 

Язык социален по своей природе: слова и правила их употребления, взаимосвязи между ними едины для всех говорящих на данном языке. Это и делает возможным не только взаимодействия в деятельности, но и придание этому взаимодействию соответствующего смысла [1, с. 71-72].

Предназначение языка как средства обеспечения безопасности образовательной среды состоит в том, что при использовании языка мы наделяем соответствующим смыслом высказывания, принципы организации и функционирования организации. Ведь все слова в языке, которые мы употребляем и отражаем ими одно и то же отношение к предмету разговора, составляющие одинаковое представление о его роли в нашей жизни, выражаются знаком. А то общее содержание, которое вкладывают все носители этого языка в данный знак языка, в том числе их знания о соотнесённости этого знака с определёнными предметами, которые могут быть вещами, явлениями, процессами, социальными образованиями, называется его значением. Когда же при взаимодействии мы употребляем какие-то знаки, то их общее значение преломляется через призму нашего миропонимания, мировоззрения и превращается в личностный смысл.

Смысл можно представить как значение знака в его «субъективной» форме, как бы пропущенное через систему ценностей, целей и мотивов конкретной личности, позволяя ей формулировать мысль и информацию, которая никогда не равна «прямому значению слов».

Кроме естественного языка в организации безопасности образовательной среды, используется и специальный язык, который можно назвать «языком обеспечения безопасности образовательной среды». Его, по мнению авторов статьи, можно определить следующим образом: это совокупность понятий и знаков естественного языка, а также общедоступных для широкого круга граждан категорий, взятых из технических, юридических, психологических и социальных наук, служащих средством выражения правомочий и обязанностей субъектов образовательной среды, отражающих содержание безопасности этого социального образования, раскрывающих цели и задачи познавательной и практически-преобразовательной деятельности данных субъектов по минимизации экспансии в образовательную среду и обеспечению выполнения ею ей присущих функций.

Следует отметить тот факт, что «язык безопасности», как и естественный язык, активно использует для передачи информации «невербальные» компоненты. Так, в речевом общении, наряду со словами, могут широко использоваться и «язык тела». То есть «невербальное взаимодействие», по своему содержанию, предполагает такое взаимодействие субъектов образовательной среды, которое основано на использовании тела человека как средства и способа передачи информации, выявления психических качеств всех, кто участвует в формировании безопасной образовательной среды. Основными формами «языка тела» выступают: поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное поведение» и т.д.

Известно, что основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны  — они хмурятся, когда сердятся  — у них соответствующее выражение глаз и поза.

Например, руки в замок на груди выражают попытку спрятаться от неблагоприятной ситуации. При этом, если скрещивание рук сопровождается сжатием пальцев в кулак, то этот жест говорит о его враждебной и наступательной позиции.

Привнесение социального аспекта в невербальные средства взаимодействия между субъектами образовательной среды делает их достаточно значимыми для оценки безопасной ситуации в образовательной среде конкретной образовательной организации [4, с. 17].

По оценкам специалистов, потенциал невербального общения достаточно велик. Так, при помощи «языка тела» люди передают от 60% до 70% всей информации в процессе общения, используя этот язык как намеренно, так и ненамеренно, как осознанно, так и неосознанно [5, с. 127-129].

Невербальные средства взаимодействия участников образовательной среды помогают им ориентироваться в различных социальных ситуациях, обусловленных экспансией, регулировать своё поведение, глубже понимать друг друга и, соответственно требованиям безопасности, строить свои взаимодействия, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия и поступки.

Наряду с языком как средством взаимодействия, отношений, возникающих в деятельности по обеспечению безопасности образовательной среды, субъектами образовательной среды используются и такие средства как нормативно правовые акты государства, обусловливающие место и роль образовательной среды в стране, ценности, культура общества и образовательной среды [12, с. 34-36].

Значимым для организации и осуществления процесса обеспечения безопасности образовательной среды является уточнение понятия «способ» деятельности и общения. В словарях и научной литературе в нём выделяют такие его признаки как «порядок, образ действий»,[7] «метод в исполнении какой-нибудь работы»,[8] «средство, служащее познанию и преобразованию явлений бытия»,[9] «система действий».[10]

В целом, как свидетельствует познавательная и преобразовательная практика, способ в деятельности человека является личностным регулятивом и обусловливается:

-    содержанием поставленной человеком цели;

-    сложностью решаемых человеком задач и трудностью разрешаемых противоречий;

-    характером деятельности и общения между участниками этих процессов;

-    уровнем знаний, умений, навыков и компетенций, которыми обладает человек;

-    общей культурой общества, а также конкретной сферой жизни и деятельности, где проявляет себя человек;

-    опытом познавательно-преобразовательной деятельности человека;

-   показателем концентрации личных возможностей, воли, направленности субъекта деятельности, обусловленными и ситуацией, и временем, и установками как личными, так и социальными [9, с. 717-718].

Учитывая данные признаки, выделенные на основе анализа общественной практики, а также учитывая область применения данного регулятива, можно дать следующее определение способу обеспечения безопасности образовательной среды.

Способ обеспечения безопасности образовательной среды её участниками — это вариант сочетания имеющихся у участников образовательной среды приёмов, правил, форм и других регулятивов достижения ими намеченных целей, обусловленных как конкретным уровнем экспансии в образовательную среду, так и временными параметрами, а также социальными установками и их интеллектом, опытом, компетенциями, реальной культурой их познавательно-преобразовательной деятельности и общения.[11]

Это определение имеет онтологическое основание, так как базируется на достижениях науки и общественной практики.

Способы и инструментарий обеспечения безопасности образовательной среды в
школе и вузе

Обеспечение безопасности образовательной среды является постоянной задачей,  необходимым условием и важнейшим показателем эффективного выполнения образовательными организациями и их участниками своего предназначения.

Безопасность образовательной среды достигается рядом мероприятий с использованием необходимых для этих процессов средств и способов. Их сочетание обусловливается проведением единой государственной политики по созданию и поддержанию необходимого уровня минимизации и исключению экспансии в образовательную среду, совокупностью мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных уровню этой экспансии. [10, с. 73].

В Российской Федерации законодательными основами обеспечения безопасности образовательной среды являются: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «О безопасности»; законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы и иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в сфере образования и воспитания школьников, студентов, магистрантов, аспирантов.

Обоснование и отбор средств и способов обеспечения безопасности образовательной среды в школах и вузах состоит не в том, чтобы «закрыться», защититься от различных видов и уровней экспансии в неё, что по факту бытия общества и образования невозможно, в том, чтобы создать такой характер отношений, создать такие процессы в образовании и воспитании, чтобы учителя, преподаватели, школьники и студенты могли выполнять свои статусные роли: обеспечивать воспитание и образование квалифицированных и социально зрелых личностей, обеспечивать научаемым раскрытие тех задатков, которые они имеют в самих себе от рождения, обеспечивать социальный прогресс и будущность стране и всем людям, в ней проживающим.

Так какие же средства обязаны активно использоваться для обеспечения безопасности образовательной среды?

Во-первых, это материальные средства. Это здания, где проходят не только учебные занятия, но и другие виды и формы занятий. Здания, оснащённые такой инфраструктурой, которая позволяет осуществлять минимизацию различных видов и типов экспансии в образовательную среду. Сюда включаются подъезды и подходы к зданиям, освещение, системы наблюдения за внешней частью зданий и возможность блокировки зданий, быстрый вызов правоохранительных органов, возможность изолировать учащихся от видов и типов экспансии.

То есть здания, соответствующие требованиям проведения всех видов занятий, работе и отдыху учителей и воспитателей, медицинских работников, работников питания, технических служб и так далее.

Здания обязаны также иметь эффективную информационную составляющую: связь с интернетом, эффективные ТСО и другие СМИ.

При этом необходимо иметь в виду тот факт, что средства массовой информации изобилуют примерами кибербуллинга, виртуального террора, провокационных сообщений с целью вызвать конфликты и взаимные оскорбления между участниками «виртуальной действительности», в том числе и между участниками образовательной среды [2, с. 16].

Во-вторых, духовные средства обеспечения безопасности образовательной среды. В первую очередь - это «безопасное сознание» как компонент личностного сознания участников образовательной среды, а также сознание сообщества людей, включённых в образовательную среду.

«Безопасное сознание как относительно самостоятельная составляющая сознания участников образовательной среды и этого социального образования в целом представляет собой совокупность взглядов, идей, концепций, выражающих отношение участников образовательной среды к различным видам и типам экспансии, а также к деятельности по минимизации и исключению этой экспансии в образовательную среду, что создаёт условия для достижения тех целей, для которых образовательная среда и предназначена.

Оно состоит из рационально-волевого и иррационального компонентов и включает: безопасную идеологию (теоретическую составляющую безопасного сознания); безопасную психологию (обыденный уровень безопасного сознания, совокупность разного вида и типа воззрений, основанных на чувственном восприятии экспансии); мотивы участия субъектов образовательной среды по обеспечению её безопасности;

Оно детерминирует возможности участников образовательной среды к созданию безопасных отношений в образовательной среде и эффективному функционированию образовательной среды, её практической деятельности.

Безопасное сознание как средство обеспечения безопасности образовательной среды не только отражает ключевые интересы и ценности участников образовательной среды, а также научно обосновываемые и мотивированные их цели, организацию и их активность по противодействию экспансии и минимизации её, но и распространяет свои идеи, взгляды на области политики, экономики, права, философии, морали, религии и т.д. в обществе.

Все дело в том, что в реальных социальных ситуациях людям приходится и придется выбирать между действиями или бездействиями, в которых утверждаются различные позитивные ценности и отдельного человека, и сообществ. При этом они часто могут оказываться в ситуациях, когда придется принимать решения, не лежащие в рамках однозначного противостояния добра и зла. Не то, чтобы эти решения лежали по одну сторону добра или другую — зла. Это решения в условиях выбора между большим и меньшим добром или большим и меньшим злом. На этом уровне отношений и действий выбор особенно труден. Тем более в ситуациях, когда приходиться выбирать по принципу «наименьшего зла». Подобного рода ситуации всегда воспринимаются сознанием как трагичные. В случае с разными положительными ценностями из большего и меньшего добра выбирается в любом случае добро. При выборе даже меньшего зла выбранным оказывается зло. Последствия такого выбора  — не как меньшего зла, а как зла, непредсказуемы как для окружения, так и для самого выбирающего. Такой выбор при отсутствии идеологической установки, обоснованной высшими ценностями личности, общества и государства, всегда неразрешим.

Как духовное средство, безопасное сознание ориентирует участников образовательной среды на более высокую степень активности и действенности, более высокую, чем насилие. Здесь проявляется не просто ответное насилие, но и активное ненасилие. Двойное отрицание насилия предполагает разные ступени, стадии зрелости человеческих усилий, направленных на борьбу за социальную справедливость, за безопасность образовательной среды и каждого её участника. Речь не идет, конечно, об устранении насилия, а о качественной смене вектора сознательных усилий участников образовательной среды и общества в целом.

В-третьих, важнейшим духовно-материальным средством обеспечения безопасности образовательной среды выступает и наличествующая в обществе и в образовательных структурах «культура безопасности» личности, общностей людей, культура безопасных отношений между учениками, студентами, учителями преподавателями, всеми участниками образовательной среды и социальными институтами общества.

По своему содержанию «безопасная культура» общества и образовательной среды — это совокупность исторически сложившихся в стране и целенаправленно сформированных устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов системы безопасности образовательной среды и обеспечивающих формирование и осуществление условий и факторов, необходимых для подготовки квалифицированных и социально зрелых личностей, достижение намеченных целей, реализацию интересов обучения и воспитания, минимизацию видов экспансии в образовательную среду на основе допустимой меры насилия и активного ненасилия.

Структурно «безопасная культура» включает в себя: а) гносеологический компонент: знания, идеи, концепции, теории по безопасности; б) нормативный компонент: обычаи, традиции, стереотипы, правила, которые, при их соблюдении, позволяют минимизировать и даже исключать высокие уровни экспансии в образовательную среду; в) оценочный компонент: ценности, интересы, убеждения, установки, позволяющие оценивать последствия экспансии при воздействии её на образовательную среду; г) поведенческий компонент: модели, формы, образцы, стандарты безопасного практического действия участников образовательной среды, позволяющие ей исполнять своё предназначение.

На личностном уровне культура безопасности образовательной среды проявляется в отношениях участников образовательной среды к проявлениям вида, типа, формам экспансии в конкретно образовательном учреждении, в установках по минимизации и предотвращению этой экспансии, от кого бы она ни исходила.

Хотелось бы отметить, что сегодня безопасной культуре в образовательной среде присущи следующие черты: а) низкая компетентность участников образовательной среды в вопросах её безопасности; б) безопасный нигилизм; в) неразвитость социальных позиций участников образовательной среды; г) отсутствие конкретных ценностных ориентаций в контексте обеспечения безопасности образовательной среды; д) невысокий уровень государственного и национального патриотизма.

Что касается способов обеспечения безопасности образовательной среды, то их формулирование, обоснование предопределяется целями, которые стоят перед участниками этого процесса, решаемыми задачами, уровнем подготовленности и квалификации субъектов образовательной среды, характером реальной жизни страны и конкретных образовательных учреждений, уровнем экспансии, которая воздействует на образовательную среду.

И так как противодействие небезопасному воздействию экспансии на образовательную среду, в первую очередь на её участников, представляет собой процесс проникновения, потом проявления её в образовательной среде, а потом осмысление и корректировку компонентов функционирования образовательной среды, то в общем плане способы обеспечения безопасности образовательной среды можно раскрывать по данным этапам процесса. Другими словами, способы обеспечения безопасности образовательной среды, как вариант, можно подразделять на следующие:

-    способы, предупреждающие возрастание экспансии в образовательную среду (или профилактические);

-    способы, непосредственно используемые при «деформации» образовательной среды и предназначенные для того, чтобы сохранить жизнь участникам образовательных организаций;

-    последейственные способы, обеспечивающие совершенствование образовательной среды и укрепление её безопасности, которые используются для минимизации или устранения определенных уровней экспансии в неё.

Что касается способов, предупреждающих возрастание экспансии в образовательную среду или профилактических способах, их следует подразделить на две группы: а) способы прогноза возрастания экспансии; б) способы профилактики и минимизации причин, обусловливающих возрастание экспансии в образовательную среду.

Авторы статьи, основываясь на результатах исследований, посвящённых безопасности образовательной среды, считают, что для прогноза возрастания экспансии в образовательную среду следует использовать следующие основные способы: а) эвристический, через использование предвестников конкретных девиантных явлений в образовательной среде и обществе и анализ информации мониторинга об этих процессах; б) математический, через расчёты с использованием статистических данных за несколько лет; в) поиск аналогий и экстраполяции обобщённых характеристик возникновения противоречий в образовательной среде и обществе, которые возникают в образовательной среде реальных школ и вузов; г) экспертных оценок; д) моделирования.

Целью прогноза экспансии в образовательную среду в конкретных школах или вузах является выявление всех возможных, на данных территориях, источников экспансии, оценка вероятности их возникновения и возможных масштабов их последствий.

Полученные результаты прогноза следует обобщить, включить в «декларацию» безопасности конкретной образовательной организации и определить, к какому уровню можно отнести её состояние: а) безопасность как возможность; б) реальная безопасность; в) небезопасная образовательная организация.

По полученным вариантам прогноза следует произвести корректировку масштабов и условий деятельности образовательной организации. То есть для участников этой образовательной организации и для руководства, в том числе и для правоохранительных органов, сформулировать перечень мероприятий, определить средства и способы совершенствования функционирования данного учреждения.

Речь может идти о минимизировании причин, обусловливающих возрастание экспансии в образовательную среду и выборе для этого соответствующих способов «профилактики» экспансии. Может быть и так, что образовательное учреждение вообще нельзя будет признать безопасным для учебной и воспитательной работы.

Ведь в зданиях (сооружениях), относящихся к образовательным учреждениям, в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

В зданиях с постоянным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных групп населения должны быть разработаны памятки с правилами поведения людей в случае возникновения пожара, а также установлен порядок изучения (ознакомления) указанных памяток.

Обязаны быть инструкции, определяющие порядок действий работников образовательных учреждений, относящихся к дошкольным образовательным учреждениям, образовательным учреждениям интернатного типа, при экстремальных ситуациях. Они должны содержать варианты самостоятельной эвакуации людей, а также эвакуации людей, неспособных к самостоятельной эвакуации, персоналом организации в светлое и темное время суток.

Такие здания должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей. Успех его применения зависит от того, насколько доступно должностные лица, ответственные за обеспечение безопасности, в ходе проведения первичных инструктажей доведут до участников образовательных учреждений соответствующие правила и приёмы практического действия.

Руководители образовательных организаций должны обеспечить регулярное проведение тренировок участников образовательных учреждений.

В зданиях должно быть организовано круглосуточное дежурство обслуживающего персонала, достаточного для организации безопасной эвакуации людей, находящихся в здании.

Количество людей, одновременно находящихся в помещениях здания (сооружения), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования и заложенного в проектные решения путей эвакуации людей из здания или определенного расчетом, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений, в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно­планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности [11, с. 201].

В целом, для профилактики и минимизации причин экспансии в образовательную среду, которые определяются прогнозом, можно использовать следующие способы для применения имеющихся средств: а) противодействие (пресечение) экспансии тоталитарных культов и сект, пытающихся вмешаться в формирование традиционных ценностей и поведение участников образовательной среды; б) установление между участниками образовательной среды, образовательными учреждениями, социальными общностями меры доверия как гарантии, что им никто и ничего не угрожает; в) «сковывание» активности российских и западных информационно-пропагандистских центров по инициированию вражды меду социальными общностями в стране и в образовательной среде; г) применение правовых санкций к СМИ, конкретным информационным источникам, которые вносят правки в полученные архивные документальные материалы и кинохронику, подвергают их различного рода препарированиям, создают условия для появления противоречий между участниками образовательной среды и социальными общностями в стране; д) осуществление мониторинга кинопродукции как зарубежного, так и российского производства на предмет соответствия исторической правде, явного или скрытого осуществления акций целенаправленного инициирования противоречий между участниками образовательной среды и социальными общностями в стране; е) просвещение всех людей в стране, участников образовательной среды о бесперспективном будущем для каждого в отдельности и всех вместе, если будут распространяться идеи и дела о приоритете отдельного, но не целого, то есть против единства этносов, народностей, наций; ж) обучение и повышение квалификации педагогических работников, всех сотрудников формам и методам работы по профилактике видам экспансии в образовательные учреждения.

И ещё! На наш взгляд, способом профилактики, минимизации, предотвращения и исключения негативных ценностей в образовательной среде следует считать совокупность принципов, норм и правил жизнедеятельности общества и личности, которые основаны на объективных законах развития человека и общества.

Если же «профилактические» способы и средства не обеспечили минимизацию экспансии в образовательную среду и экспансия на уровне угрозы осуществилась, то в таком случае следует использовать способы, которые, при «деформации» образовательной среды, позволят сохранить жизнь участникам образовательного учреждения и, если позволят условия, осуществлять образовательный и воспитательный процесс в школах и вузах;

Очевидно, что такие способы обеспечения безопасности образовательной среды не могут не быть связаны со структурными компонентами образовательных учреждений: людьми; технологией и методикой организации и функционирование образовательной среды как сложного социального образования.

Например, для участников образовательных учреждений можно сказать следующее. Исходя из результатов осмысления и оценки поведения людей, непосредственных участников реальных экстремальных ситуаций, которые были получены психологами и другими специалистами, авторы статьи выделяют следующие способы, соблюдение которых позволит участникам образовательного учреждения сохранить жизнь и сохранить действенность образовательного учреждения:

-    способ оптимального соотношения зависимости-независимости одних участников образовательного учреждения от других участников, а также субъектов внешнего воздействия, путем тренировки у себя черт здоровой автономии;

-    способ «навыковой» управляемости личных стереотипных реакций в важных и нестандартных ситуациях, характеризуемых минимизаций раздражений и обид на личные унижения, оскорбления, издевательства и другие формы небезопасного воздействия субъекта экспансии;

-    сохранение уверенности на благополучное разрешение противоречий, которые привели к тому, что в образовательном учреждении возникла реальная опасность для жизни людей;

-    сохранение спокойствия и способности «трезво» оценивать ситуацию, не допущения действий, которые могут спровоцировать субъектов экспансии к применению оружия, к человеческим жертвам;

-    сохранение активности рационального мышления, использование умственных упражнений, тренировки памяти;

-            оказание, по возможности, содействия правоохранительным органам.

После разрешения противоречий, обусловивших создание в образовательных учреждениях небезопасной образовательной среды, всем её участникам, в том числе руководству, потребуется провести цикл мероприятий.

Они охватывают деятельность не только администрации, но и педагогических работников, вспомогательного персонала и предполагают использование всех средств и способов, которые мы рассмотрели. Они позволят обеспечить организацию работы по совершенствованию условий и факторов обеспечения безопасности образовательной среды в школах, вузах и предполагают: а) анализ и оценку проявления экспансии в образовательные учреждения; б) внедрение предложений членов образовательной организации по исключению факторов, обусловливающих проявление экспансии в образовательную организацию; в) переподготовку работников организации или повышение их квалификации; г) проведение процедур технического и технологического оснащения зданий, прилегающих территорий, информационного предупреждения и  оповещения о фактах  экспансии в образовательную среду; д)совершенствования контроля за всеми процессами, обеспечивающими безопасность образовательных учреждений, участников образовательного процесса.

Заключение

По оценкам многих экспертов, качественно выстроенная и методически продуманная образовательная среда позволяет обеспечить не только доступность и результативность образования и воспитания, но и снизить расходы на образование и обеспечить безопасность обучающихся.

Рассматривая тему использования средств и способов для обеспечения безопасности образовательной среды, авторы пришли к выводу, что это предполагает:

-   выявление, анализ, оценку, прогнозирование реальной экспансии в образовательную среду в стране и в конкретные образовательные учреждения;

-   разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мероприятий по выявлению, предупреждению и устранению видов экспансии, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

-   создание такого содержания и уровня отношений в образовательной среде и в обществе в целом, а также инструментария их сохранения и воспроизводства, чтобы в результате все включённые в образовательную среду могли выполнять свои статусные роли: а) обеспечивать обучаемым раскрытие тех задатков, которые они имеют в самих себе; б) позитивно развивать саму систему образования и воспитания; в) сохранять целостность образовательной среды и её динамизм; г) быть всегда открытой к нововведениям и использовать преемственность в своём развитии.

-   единство действий всех субъектов образования и сопряженных с ним сфер, особенно культуры, медицины, экологии, социальной защиты, безопасности систем жизнеобеспечения с использованием обоснованных наукой и практикой средств и способов.

Процесс обеспечения безопасности образовательной среды, как и другие процессы такого рода, для того, чтобы они осуществлялись эффективно, обязаны быть грамотно организованы, а его участники должны использовать для этого определённые средства и способы, которые были рассмотрены в данной статье.

Особое значение при решении задач безопасности образовательной среды играют не только научная разработка и обоснование используемых для достижения данной цели методов, средств, способов, но и способность и готовность руководителей, учителей, преподавателей, обслуживающего персонала в школах, вузах владеть данными методами, средствами, способами и умением и готовностью их эффективно использовать в образовательном процессе.


[1] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: рус. яз., 1990. - С. 424; «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека; Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека.

[2] Энциклопедия РВСН / Под общей редакцией Н.Е. Соловцева. - Москва-Белгород, 2009. С.257.

[3] Политическая энциклопедия : В 2 т. / Нац. обществ.-науч. фонд; [Науч.-ред. совет: пред. Г. Ю. Семигин и др.];

Рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999. - Т. 2. - С. 187.

[4] Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус.яз., 1990. - С. 758;

[5] Средства общения - это языковой, фонетический, лексический, грамматический и речевой материал, усваиваемый в процессе обучения в виде правил, инструкций, текстов, языковых моделей и речевых образцов с целью практического применения в процессе взаимодействия человека с человеком. - См.: Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - С. 292.

[6] Компоненты субъектов, обеспечивающих безопасность образовательной среды, - это их знания, умения, навыки, компетенции, материальные приспособления, усиливающие их мыслительные и практически- преобразовательные действия и операции, повышающие их эффективность.

[7] См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.2. М., 2003.-С. 150.

[8] См.: Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Современная редакция. М., 2014. - С. 854.

[9] См.: Кокорин А.А. Философский алгоритм познания: содержание и практические возможности. М., 2013.- С.

[10] См.: Ожегов С. И. Словарь русского я зыка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. М., 1987.- С.

658.

[11] Правило как элемент методологии познания и практического действия  — это выработанное на основе обобщения опыта и научных знаний требование к субъекту, определяющее ему очередность и последовательность познавательных и практических действий.

Приём, в методологии и методике познания и практического действия, представляет собой обоснованный знаниями, проверенный и закрепленный практикой, используемый всеми, кто участвует в познавательно­преобразовательной деятельности, алгоритм проявления содержания отдельного познавательного и практического действия.

Литература

  1. Аверюшкин А.Н. Проблема исторической теории в когнитивной практике и методологической рефлексии в XX столетии: дисс. канд. философ. н. М., 2005. 132 с.
  2. Алексеева С.В., Мельниковой Т.В. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений. 2013. СПб.: СПб АППО, 280 с.
  3. Андронникова О.О. Безопасность образовательной среды в современных геополитических условиях [Электронный ресурс] // Философия образования. 2015. №3. С. 14-22. DOI: 10.15372/PHE20150302
  4. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. 2003. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 208 с.
  5. Бакланова Н.К., Иванова Т.С., Колот В.В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход [Электронный ресурс] // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2018. №3. С. 13-28. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-13-24
  6. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. 2006. СПб.: Речь, 288 с.
  7. Габер И.В., Зарецкий В.В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций. 2018. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 50 с.
  8. Головяшкина М.А. Социально-экономическая глобализация как фактор развития межкультурной коммуникации в условиях цифрового общества // Материалы международной научно-практической конференции «Информационные технологии в науке, образовании и производстве» (г. Москва, 8 февраля 2018 года). Москва: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2018. С. 359-369.
  9. Иванов В.М., Грудуз А.А., Мачульная И.А. Практико-ориентированное обучение школьников и самоопределение личности [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. № 18. С. 21-25. URL: http://e-koncept.ru/2014/14727.htm (дата обращения: 24.04.2021).
  10. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Башкирск. ун-та. 2015. № 2. С. 716 – 720. URL: http://bulletin-bsu.com/arch/files/2015/2/64_4875_Ivanova_v2_716-721.pdf (дата обращения: 24.04.2021).
  11. Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н. Cодержание и виды безопасности образовательной среды [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 1. C. 64-78. DOI:10.17759/langt.2021080110
  12. Фальковской Л.П. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций. 2018. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 50 с.
  13. Савченко И.А. Конфликты в образовательной организации в условиях организационных изменений [Электронный ресурс] // Конфликтология. 2018. № 2. С.24-35. DOI: 10.7256/2454-0617.2018.2.25674
  14. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н. Концепция обеспечения безопасности высших учебных заведений // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2009. № 2. С. 127-142. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-obespecheniya-bezopasnosti-vysshih-uchebnyh-zavedeniy/viewer (дата обращения: 24.04.2021).
  15. Ярычев Н.У. Предотвращение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. Том 7. № 2. С. 23 – 33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predotvraschenie-konfliktov-kak-aspekt-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya/viewer (дата обращения: 24.04.2021).

Информация об авторах

Михалкин Николай Васильевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедры философии и гуманитарных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4419-2038, e-mail: fafnir85@yandex.ru

Аверюшкин Александр Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3150-0385, e-mail: paperitetics@yandex.ru

Симонова Светлана Анатольевна, доктор философских наук, профессор кафедры «Философия и гуманитарные науки», институт «Иностранные языки, современные коммуникации и управление», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), профессор кафедры гуманитарных наук, факультет социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4506-1248, e-mail: Jour2@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 774
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 241
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1