Язык и текст
2021. Том 8. № 3. С. 68–74
doi:10.17759/langt.2021080309
ISSN: 2312-2757 (online)
Акцентировка современного звучания поэзии Н.А.Некрасова в процессе самостоятельной работы старшеклассников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: актуальность тематики, естественные интонации, разговорность языка, Некрасов, поэзия
Рубрика издания: Лингводидактика и новации. Психологические основы изучения языков и культур
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2021080309
Получена: 01.09.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Выдрина Н.А. Акцентировка современного звучания поэзии Н.А.Некрасова в процессе самостоятельной работы старшеклассников [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 3. С. 68–74. DOI: 10.17759/langt.2021080309
Полный текст
Поэзия Н.А.Некрасова традиционно изучалась в школе. Но, осваивая ее, ученики нередко полагают, что она представляет лишь исторический интерес, поэтому важно показать школьникам, что некрасовское творчество и в XXI веке имеет современное звучание. Отнюдь не устарело и некрасовское обостренное восприятие народных страданий, и тема народной нравственности, и тема подвижничества во имя народного счастья.
Можно предложить десятиклассникам, используя их индивидуальную и групповую работу, в этом ракурсе, с позиций современности, осмыслить раскрытие указанных тем в произведениях Некрасова, что отразится в подготовленных школьниками сочинениях-эссе, рефератах, буктрейлерах и т.д. При этом десятиклассники замечают, что проблематика ряда стихотворений Н.А.Некрасова остается актуальной и даже злободневной в наши дни: мы находим, например, у поэта и тему, которую сейчас называют «экологической»: «где, бывало, леса вековечные на огромных просторах шумят, там теперь пустыри бесконечные пеленою могильной лежат» [ 3, т.3, с.148]; и тему коррупции, с которой в настоящее время ведется активная борьба: «грош у новейших господ выше стыда и закона, нынче тоскует лишь тот, кто не украл миллиона»[3, т.3, с.132].
Вторая половина 19 века —во многом предтеча нашего времени с его стремительным ритмом, многообразием человеческих типов, сложностью жизненных ситуаций, порождающих ряд проблем нравственного порядка. Лирика Некрасова отличается многогеройностью, вниманием поэта к судьбам людей разного социального положения, разных индивидуальных качеств. Освоение таких стихов - непростая задача для школьников, так как за объективной манерой повествования о жизненных историях надо увидеть авторскую оценку.
Полезным для учащихся в этом плане будет сопоставление двух значимых в творчестве поэта ранних стихотворений — «Огородник» и «В дороге».
В процессе сопоставительного анализа ученики замечают, что конкретные судьбы героев становятся частью народной судьбы: герои видят причины своих несчастий в социальном неравенстве. Но по своим человеческим качествам ямщик и огородник не похожи друг на друга. Ямщик косноязычен, не чуток, довольно примитивен. С таким мужем интеллигентная женщина особенно остро будет ощущать свое одиночество. У огородника возвышенное, в духе народной поэзии, представление о любви, а речь близка к народной песне. Возможно, в жизни возлюбленной огородника больше не будет встречи с подобным человеком. Такая ситуация сильнее подчеркивает трагизм положения героини.
В стихотворении «В дороге» намечается отход Некрасова от песенной традиции, в русле которой написано стихотворение «Огородник», в нем предстает живой рассказ конкретного крестьянина о своей жизни, что привлекло к стихотворению «В дороге» особое внимание читателей. Кроме ямщика, в стихотворении «В дороге» есть еще один герой, испытывающий ощущение неблагополучия, желающий отвлечься от своих невеселых мыслей. Казалось бы, «ямщик удалой» сможет это сделать. Однако жизненная история, которую услышал путник, предстала перед ним не в облагороженном виде народной песни, а в своей обыденной жестокости. Так у читателя возникает ощущение необходимости изменить, улучшить окружающую жизнь.
Подытоживая сопоставительный анализ стихотворений, ученики приходят к выводу о том, что причины зла, прежде всего, кроятся в социальном неравенстве, но и личные качества человека в любом случае имеют очень большое значение.
Человек может стать жертвой обстоятельств, которые не только обрекают его на несчастливую судьбу, но и толкают на путь порока. Чего заслуживает такой человек — сочувствия и помощи или осуждения? В своем творчестве Некрасов обращается и к этим вопросам.
«Чувство социальности» у Некрасова, по мнению Б.О.Кормана, значительно раздвинуло границы его лирики [1, с. 15].Тема человеческих пороков: пьянства, воровства, проституции (стихотворения «Пьяница», «Вор», «Убогая и нарядная» и др) приобретает у него социальную трактовку. Предлагая школьникам самостоятельно выявить авторскую оценку в них, обращаем внимание на такой вид композиционной связи, как «точки зрения»:
1) Как относятся к героям стихотворений окружающие? А как относится к ним и тем, кто их оценивает, автор? Как поэт подчеркивает типичность судьбы героев?
2) Оправдывает ли Некрасов сам порок, на путь которого вступили герои стихотворений?
Работая над указанными вопросами, десятиклассники замечают, что герои стихотворений вызывают со стороны окружающих отрицательное отношение. Автор во многом присоединяется к этой оценке: бесспорно, и пьяница, и вор, и женщина легкого поведения вряд ли вызовут положительные эмоции. Но автор исследует и то, как эти люди «дошли до жизни такой»: безысходность существования бедняка сделала пьяницей человека, судя по его речи, образованного, имевшего высокие цели в жизни и желание помочь близким. Девушка Саша в стихотворении «Убогая и нарядная» стала на порочный путь в силу обстоятельств, от нее не зависевших, она «нищеты и несчастия дочь». В стихотворении «Вор» говорится о человеке, укравшем хлеб из-за жестоких мук голода (об это свидетельствует такая деталь:«закушенный калач»). Этот человек, судя по одежде и целой гамме чувств, находящих свое отражение на его лице, не относится к простонародью. Но, по-видимому, ему пришлось испытать много страданий: возможно, из-за болезни он потерял место на службе, а вместе с тем и свое жалованье.
В стихотворении «Вор» особенно ощутимо и авторское отношение к тем, кто изобличал и ловил «преступника». Торговец, у которого был украден калач, назван уничижительно «торгаш». Описание его поведения тоже вызывает неприятное чувство к нему: он «поднял вой и плач», как будто произошло нечто непоправимое. Городовой и его помощник отменно строго говорили с несчастным и «торжественно» повели его в квартал как человека, совершившего серьезнейшее противозаконное действие. Даже вполне равнодушный к происходящему на улице рассказчик находит эту сцену «безобразной».
В стихотворении «Убогая и нарядная» окружающие считают зазорным даже находиться рядом с Сашей, но не гнушаются другой женщиной, вошедшей в моду и торгующей собой «без нужды», «по призванью». Роскошь ее нарядов и бриллианты, даже ее цинизм и бесстыдство, вызывают восхищение в свете. Автор же по отношению к ней испытывает гнев, возмущение — ведь для этой женщины нет ничего святого, она успешно торгует даже чувством матери. Отрицательное отношение у Некрасова проявляется и к людям, испытывающим восторг от бездушной красавицы, — это праздные и глупые люди, получившие богатое наследство. Люди же обездоленные, подчеркивает поэт, оказываются в некоем жизненном тупике: бедняку к пороку, по словам героя стихотворения «Пьяница», открыта «торная», то есть освоенная предыдущими людьми, «протоптанная» дорога; рассказ о тяжелом детстве Саши из стихотворения «Убогая и нарядная» не «нов», то есть вполне типичен для девушек с подобной судьбой.
В стихотворении же «Вор» показано, что не только бедный человек может очутиться в положении героя, но и любой человек в силу создавшихся обстоятельств. «Благополучный» рассказчик как бы примерил такую ситуацию на себя: «И Богу поспешил молебствие принесть за то, что у меня наследственное есть»[3, т. 1, с.126]. При этом, сочувствуя указанным героям, автор отнюдь не оправдывает сам порок. Он и сочувствует им в силу того, что они в отличие от «модной» красавицы в стихотворении «Убогая и нарядная» к пороку не склонны, не испытывают от этого удовлетворения, а чувствуют лишь стыд, как герой стихотворения «Вор».
Обращаем внимание на выявление авторской оценки и в других стихотворениях Некрасова, где, казалось бы, передаются конкретные житейские истории, но за объективностью их изложения, естественно, надо увидеть, как все это оценивает поэт, каков его нравственный идеал. С этой целью можно, например, обратиться к стихотворениям «Маша», «Княгиня», в которых очень емко воссоздается не одномоментное событие, а, по сути дела, вся жизнь человека. Предлагаем школьникам следующие вопросы по этим стихотворениям:
1) Какими принципами руководствуется в жизни герой стихотворения «Маша»? Как он относится к своей жене?
2) Какой образ жизни ведет Маша, чего ждет от мужа и ценит ли его любовь?
3) Какой трагедией для семьи может обернуться бездумное и легкомысленное отношение Маши к жизни с оглядкой на мнение окружающих, любыми путями стремящихся к богатству и успеху?
4) В этом стихотворении несколькими штрихами намечается иной облик жены — надежной подруги честного и любящего труженика. Какими же качествами, по мнению поэта, она должна обладать?
5) Что вы узнали из стихотворения «Княгиня» о судьбе главной его героини? Как автор оценивает итог ее жизни ? Какую память она о себе оставила?
В процессе работы над этими вопросами школьники начинают понимать, что праздность, легковесность, неумение ценить истинную любовь приведут героиню стихотворения «Маша» к жизненному краху, как и героиню стихотворения «Княгиня», у которой, казалось бы, было все, о чем можно мечтать: «красота, богатство, знатность и свобода». В молодости княгиня блистала в свете, равнодушно разбивала сердца, но никого не любила. На закате жизни ею овладела страсть к человеку совершенно недостойному, который ее разорил. В стихотворении упоминается и о русских селеньях, принадлежащих княгине, и о ее доме с гербами, доверху наполненном бедными жильцами, и о голяке —потомке — все это не волновало княгиню, думавшую только о своих прихотях. Она и сама умерла в нищете. Жизнь героини была пустой и бессодержательной: «И одна осталась память: что с отличным вкусом одевалась!» [ 3, т.1,263 ].
Личностному освоению стихотворений Некрасова будет способствовать и особая эмоциональность их восприятия учащимися, добиться которой могут помочь, например, следующие задания:
1) В чем, по вашему, смысл строк из стихотворения Н.А.Некрасова «Н.Г.Чернышевский (Пророк)»: «Его еще покамест не распяли, но час придет —он будет на кресте; его послал бог Гнева и Печали рабам земли напомнить о Христе»? [ 3, т.2:, с. 313]. Востребована ли такая личность в наше время?
2) Какое из стихотворений Н.А.Некрасова о любви в наибольшей степени затронуло ваши чувства?
3) Почему стихотворение «Внимая ужасам войны» пронзительностью своего звучания близко и современному читателю?
4) Как выражается в стихотворении «Современная ода» нравственный идеал поэта? Прочитайте предпоследнюю строфу стихотворения, передавая иронию автора по отношению к герою («не спрошу я, откуда явилося, что теперь в сундуках твоих есть; знаю: с неба к тебе все свалилося за твою добродетель и честь!» (3, т.1, с.73)
5) Некрасов, предвосхищая достижения поэтов 20 века, чутко улавливал «разнообразие голосов» сложной и быстро меняющейся действительности. К. Чуковский писал о том, что он «мог создать на протяжении каких-либо нескольких месяцев столь различные по стилю произведения поэзии, как «Рыцарь на час», «Дума», «Первый шаг в Европу», «Гимн времени», «На Волге», «Литературная травля» и «Что поделывает наша внутренняя гласность» [3,с.221]. Прочитайте перечисленные Чуковским произведения Некрасова вслух. В чем их отличие друг от друга по звучанию?
6) Обратите внимание на то, что в ряде стихотворений Некрасов употреблял разговорные слова: «Ничего! Гони во все лопатки, труден путь, да легок конь, дожигай последние остатки жизни, брошенной в огонь» [3, т.1, 182], « О Муза! Наша песня спета, приди, закрой глаза поэта на вечный сон небытия, сестра народа и моя!» [3, т.2, с.335]. Как влияет эта особенность лирики Некрасова на ваше восприятие его стихотворений? Кажется ли вам близкой их поэтическая интонация?
Ознакомление школьников с многообразной палитрой поэтического творчества Некрасова поможет им почувствовать преемственную связь между Некрасовым и поэтами 20 века, которая проявляется не только в проблематике, но и в особенностях стиля и ритма стиха. Им может быть предложена, например, следующая подборка стихотворений:
Дни идут...все так же воздух душен,
Дряхлый мир — на роковом пути...
Человек —до ужаса бездушен,
Слабому спасенья не найти!
(«Дни идут... все так же воздух душен... ) [3, т 2, с. 343]
Мысль — «Центрального дома терпимости»,
Такова наша мысль! Скажут нам:
Прежде Невский целковыми вымости,
И на то я согласие дам.
(«Современники. Герои времени») [ 3, т. 3, 102]
Сходится в хате моей
Больше да больше народу:
«Ну, говори поскорей,
Что ты слыхал про свободу?»
(«Деревенские новости») [3, т.1:, с.355 ]
У хладных невских берегов,
В туманном Петрограде,
Жил некто господин Долгов
С женой и дочкой Надей.
Accentuation of the Modern Sound of N.A. Nekrasov's Poetry in the Process of Independent Work of High
School Students
Language and Text. 2021. Vol. 8, no. 3, pp. 68-74.
Простой и добрый семьянин,
Чиновник непродажный,
Он нажил только дом один -
Но дом пятиэтажный.
(«Прекрасная партия») [ 3, т. 1, с. 153 ]
Жил-был за тридевять земель,
В каком-то царстве тридесятом,
В просвещенном и богатом,
Вельможа, именем—Кисель.
(«Притча о «Киселе») [3, т. 2, с.231]
Сравнивая предложенные им тексты, ученики замечают, что Некрасов в ряде своих произведений предвосхищает содержание и поэтическую интонацию А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, В.С. Высоцкого. Можно предложить школьникам обратиться и к источникам, в которых говорится о том, как стихи Н.А.Некрасова применяли в той или иной конкретной бытовой ситуации известные поэты 20 века. По словам К. Чуковского, В. Маяковский «во время какого-то диспута... сказал своим крикливым оппонентам, которых ему в конце концов удалось одолеть:
Весело бить вас, медведи почтенные (Некрасов)» [ 5, с.330].
По свидетельству А. Наймана, А.А. Ахматова, ища куда-то запропастившуюся сумочку, процитировала строку из некрасовского стихотворения «Влас», «переменив некрасовскую интонацию: «Кто снимал рубашку с пахаря? Крал у нищего суму?...»[3, с. 196].
Восприятие Н.А. Некрасова через художников более близкой школьникам поры повышает их интерес к поэту 19 века. Такую работу целесообразно предложить в выпускном классе при повторении тем, изученных ранее.
Литература
- Корман Б.О. Лирика Некрасова. 1978. Ижевск: Удмуртия, 297 с.
- Найман А.Г. Рассказы о Анне Ахматовой. 1989. М.: Художественная литература, 300 с.
- Некрасов Н.А. Сочинения. Вступит. статья Г.Г. Елизаветиной. Прим. К.И. Чуковского при участии А.М. Гаркави. В З т. Т. 1: Стихотворения и поэмы 1843 –1860. 1978. М.: Худож. лит., 416 с.
- Некрасов Н.А. Сочинения. Вступит. статья Г.Г. Елизаветиной. Прим. К.И. Чуковского при участии А.М.Гаркави. В З т. Т.2: Стихотворения и поэмы 1861–1877. 1978. М.: Худож. лит., 446 с.
- Некрасов Н.А. Сочинения. Вступит. статья Г.Г. Елизаветиной. Прим. К.И. Чуковского при участии А.М.Гаркави. В З т. Т. 3: Поэмы 1863 –1877. 1978. М.: Худож. лит., 447 с.
- Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. 1955. М.: Худож. лит., 687 с.
- Чуковский К.И. Современники. 1967. М.: Молодая гвардия, 590 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 172
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 94
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3