Изучение творчества Н.А. Некрасова на уроках литературы в средней школе

32

Аннотация

Считается, что самым трудным в изучении и понимании родом литературы для школьников является лирика. Причинами этого являются яркая эмоциональная окраска произведений, метафоричность поэтического слова, несовпадение образа и понятия. Всё это усложняет работу с текстом, и школьникам достаточно тяжело уловить реальный смысл произведения. В данной статье рассматриваются способы и методы изучения творчества Н.А. Некрасова в школе с учетом требований, которые предъявляются ФГОС к урокам литературы.

Общая информация

Ключевые слова: лирика, Некрасов, урок литературы, поэзия, творческая личность

Рубрика издания: Мировая литература. Текстология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2021080407

Получена: 01.12.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Федотова Л.Л., Золотухина П.С. Изучение творчества Н.А. Некрасова на уроках литературы в средней школе [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 4. С. 54–59. DOI: 10.17759/langt.2021080407

Полный текст

Издавна сложилось представление о Н.А. Некрасове как о «певце крестьянской доли», «женской судьбы». Его поэзия отличается многообразием жанров и тематик. В раннем возрасте школьники знакомятся с произведениями, написанными для детей. Ему также принадлежат проникновенные слова любовных признаний, послания друзьям, тонкие пейзажные зарисовки, поражающие психологизмом сцены городской и деревенской жизни.

В лирике поэта отразились все стороны жизни того времени и философские раздумья поэта о судьбе народа, своей страны, о смысле жизни и назначении в ней человека, переданы его собственные сокровенные чувства и переживания. И конечно же, нельзя не отметить, что произведения Некрасова вдохновлены и мотивированны такими понятиями, как совесть, сопереживание и сострадание [7; с.290-293].

Изучение творчества того или иного писателя в основной и старшей школе предполагает знакомство обучающихся с биографией, определенными периодами жизни автора, чье произведение им предстоит изучать. На этом этапе актуальным является привлечение внимания школьников к общественным взглядам Н.А. Некрасова, его внутренним убеждениям, что может мотивировать обучающихся к более серьезному изучению творчества поэта, даст повод самостоятельно продолжить раздумья над книгой, прочитать другие произведения, побольше узнать о личности автора. Это помогает ученикам прийти к пониманию индивидуальности каждой творческой личности.

Неотъемлемой частью изучения произведений является их литературный анализ, который направлен на понимание объективного смысла и стимуляцию его субъективного понимания, что в свою очередь ставит ученика перед необходимостью аргументации и обоснования своей собственной позиции по отношению к произведению. В новых школьных программах сделана попытка несколько расширить представление о поэзии Н.А. Некрасова, выйти за рамки традиционных представлений о нем только как о художнике социального звучания.

Совсем недавно был принят ФГОС третьего поколения, поэтому важно рассмотреть, как на современном этапе изучается творчество Н.А. Некрасова в российской школе. Учебные программы по литературе для 5-9 и 10-11 классов соответствуют линейкам учебников, которые утверждаются в качестве основной учебной литературы учебно-методической комиссией образовательной организацией. Творчество Н.А. Некрасова во всех линейках учебников занимает особое место. Вошедшие в программы стихи поэта предполагают значительные читательские усилия, следовательно, повышаются требования к подготовке квалифицированного читателя, воспитанного на лучших образцах лирики. В процессе самостоятельного изучения ученики на уроках литературы знакомятся с разными в жанровом отношении произведениями. Н.А. Некрасов умел писать детям о детях. Внутренний мир детской души раскрыт в таких известных произведениях автора. К наиболее известным из них можно отнести такие, как «Школьник», «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Дедушка» и др.

Детские стихи Н.А. Некрасова воспевают не только человека, но и природу, его окружающую. Ярко представлен народный юмор, замечается огромная любовь к «маленьким и слабым». Образы героев произведений для детей пропитаны убеждениями поэта и его отношением к простому народу. С огромным интересом на уроках литературы школьники анализируют образ насмешливого, лукаво-добродушного дедушки Мазая или образ непутёвого «генерал» Топтыгина и подлизывающегося к нему смотрителя. А образ сострадательного дядюшки Якова, который добровольно отдал букварь простой крестьянской девочке, не может оставить равнодушным ребенка. В стихотворениях, написанных для детей, отмечаются такие общие художественные черты, как картинность, лаконичность речи, жизненность и реалистичность изображаемых ситуаций. Образы героев некрасовских произведений, созданные для детей, оригинальны и неповторимы [1; с.136].

В 5 классе школьникам предлагается изучить стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», «На Волге», поэму «Мороз, Красный нос». На их изучение отводится от двух до четырех часов. Помимо изучения теории литературы, на данном этапе формируется представление о жизни и судьбе детей в дореформенной России ХIХ века. Изучается краткая биография поэта, особое внимание уделяется детству Н.А. Некрасова. Задачи уроков – расширить представления учащихся о творчестве Некрасова [6; с.38].

В 6 классе программа усложняется: изучаются такие произведения, как «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». В течение двух часов учащиеся узнают о гражданской позиции Н.А. Некрасова, о том, как создается образ женщины-труженицы, женщины-матери. В ходе разбора данных произведений предполагается, что ученики должны научиться отличать трехсложные размеры стиха от двусложных, формулировать художественную идею произведения, объяснять понятие «коллективный портрет». Задача этих уроков заключается в том, чтобы учащиеся прониклись чувством любви к родине, ее талантливому, трудолюбивому народу. Они должны обратить внимание на величие народа – созидателя материальных и духовных ценностей.

В 7 классе на изучение творчества Н.А. Некрасова отводится 2-4 часа, в ходе которых рассматриваются стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и поэма «Русские женщины». Школьники должны научиться понимать основной пафос этих произведений, в центре которых изображение судьбы народа, выделять историческую поэму как разновидность лироэпического жанра. Цель данных уроков – рассмотреть историческую основу произведений. В процессе анализа текста произведений у школьников развивается способность осознавать авторскую идею, которая уже напрямую связана с изображением угнетенного народа и угнетателей.

По мнению авторов одной из программ, именно в 7 классе заканчивается глубокое изучение деятельности поэта. К его творчеству возвращаются только в 9 классе. И в центре изучения – стихотворение «Тройка», которое входит в раздел «Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков» [6; с.167]. В ходе анализа некрасовского произведения учащиеся приходят к выводу о народности поэзии Н.А. Некрасова, о его служении народу и любви к нему. В то же время в программе Г.С. Меркина и С.А. Зинина отводится три часа и в 8 классе на изучение основных вех жизни писателя и его произведений «Несжатая полоса», «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум» [2; с.76]. При этом, учебные программы позволяют учителю-предметнику рассмотреть на всех этапах актуальность для нашего времени изучения творчества Н.А. Некрасова.

В 10 классе школьники имеют возможность более глубоко познакомиться с творческим миром Н.А. Некрасова, его мировоззрением, осознать его общественно-политическую позицию. Им предлагается изучить поэмы «Кому на Руси жить хорошо?», «Тишина», «Коробейники», «Мороз, Красный нос». На изучение и повторение материла, в общей сложности, отводится двенадцать часов. Задача уроков – раскрыть особенности личности и творчества Н.А. Некрасова, его место как поэта, журналиста и издателя в истории русской литературы. Обучающиеся формируют представления об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; учатся понимать исторический, историко-культурный контекст, проводят анализ художественного произведения в контексте творчества писателя; учатся выявлять в художественных текстах образы, темы, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях. На этом этапе происходит овладение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; формируется представление о системе стилей языка художественной литературы [3; с.26-27].

Список литералы для внеклассного чтения – важный элемент образовательного процесса. Цель внеклассного чтения – приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению, создать самостоятельный читательский опыт. Особенность внеклассного чтения заключается в свободе выбора произведения учителем, возможности обращения к русской классике, которой нет в программе. Таким образом, учащиеся расширяют кругозор, больше узнают о личности писателя и его мировоззренческих взглядах. Так, на внеклассном чтении в 7 классе по творчеству Н.А. Некрасова рассматриваются следующие стихотворения: «Надрывается сердце от муки…», «Мы с тобой бестолковые люди…» [6; с.290].

Одним из главных приемов изучения творчества поэта можно назвать смысловое, выразительное чтение на уроке, которое способствует более глубокому понимаю текста и более быстрому усвоению материала. На современном этапе учителя пользуются представлением произведений в виде аудио- и видео-лекций с участием профессиональных актеров и дикторов, что позволяет прочувствовать всю глубину произведений.

Изучение творчества Н.А. Некрасова в школьном курсе литературы как школьного предмета особенно необходимо на современном этапе потому, что стиль поэта не является какой-то неподвижной, раз и навсегда установленной сущностью, он необычайно изменчив и гибок, ибо его определяет тематика, огромным разнообразием которой обусловлено разнообразие поэтических средств, свойственных творчеству Н.А. Некрасова. А это в свою очередь помогает учащимся лучше ориентироваться в творчестве других писателей.

В современной школе творчество Н.А. Некрасова способно расширить границы мировоззрения учащихся. Обозначенные в творчестве поэта общественно-политические, социальные проблемы до сих пор не оставляют равнодушными читателей, воспитывают художественную культуру, позволяют сквозь поэтические образы постигать историческое время. Исследователи-литературоведы отмечали, что творчеством Н.А. Некрасова открывается новый этап в развитии русской поэзии [4; с.43]. Н.А. Некрасов ввел в поэзию новые темы и образы, новый поэтический язык, который близок народно-поэтическому, поэтому его можно смело назвать народным поэтом, художником в слове русского крестьянства.

Литература

  1. Аушева Т.М., Бесаева М.Р. Поэзия Николая Алексеевича Некрасова [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2018. № 34 (220). С. 137-139. URL: https://moluch.ru/archive/220/52409/ (дата обращения: 15.11.2021).
  2. Зинин С.А. Программа курса «Литература». 5-9 классы. 2020. М.: ООО «Русское слово – учебник», 184 с.
  3. Зинин С.А. Программа курса «Литература». 10–11 классы. Базовый уровень. 2018. М.: ООО «Русское слово – учебник», 48 с.
  4. Измайлова Е.А. Методика преподавания литературы и современные технологии обучения литературе – взаимодействие или противостояние? // Филологическое образование: современные стратегии и практики: сборник научно-методических статей. 2018. СПб.: Изд-во ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», С. 36-44.
  5. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. 2014. М.: Просвещение, 128 с.
  6. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной 5-9 класс. 2016. М.: Просвещение, 354 с.
  7. Прозоров Ю.М. Традиционное и новое в лирике Н.А. Некрасова (из лекций по истории русской поэзии XIX века) // Русская классика. Сборник статей к 85-летию со дня рождения и 60-летию научной деятельности члена-корреспондента РАН Николая Николаевича Скатова. 2017. СПб.: Изд-во «Росток», С. 282-320.

Информация об авторах

Федотова Луиза Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Московский государственный областной университет (ГБОУ ВО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9082-2483, e-mail: Ly134@rambler.ru

Золотухина Полина Сергеевна, аспирант кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Московский государственный областной университет (ГБОУ ВО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9011-2406, e-mail: stupidbelle@mail.ru