В 2025 г. исполнилось 230 лет со дня рождения одного из самых блестящих умов России, писателя, драматурга, дипломата, историка, востоковеда и композитора А.С. Грибоедова (рис. 1). В этом же году отмечается 200-летний юбилей создания его бессмертной комедии «Горе от ума», сделавшей своего создателя классиком русской литературы.
Рис. 1. 9586 – А.С. Грибоедов. Портрет с гравюры Н.И. Уткина. 1825. Литография
Fig. 1. 9586 – A.S. Griboedov. Portrait from engraving by N.I. Utkin. 1825. Lithograph
В Отделе рукописей (ОР) ФГБУ «Российская государственная библиотека» (РГБ) хранится личный архивный фонд А.С. Грибоедова, который насчитывает 18 ед.хр. (ф.451)1, и включает рукописи за 1818 – 1830-е гг. Фонд был сформирован в 1963 году из материалов, поступивших в разное время и от разных лиц.
В него вошел суфлерский список водевиля «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» с авторской правкой; письма к С.Н. Бегичеву, одно из которых - с припиской А.А. Жандра, четыре письма к П.М. Устимовичу. Помимо автографов, в фонде № 451 хранится формулярный список о службе А.С. Грибоедова за период с 1812 по 1829 гг., последняя запись в котором - 31 января 1829 года – «Во время смятения, происшедшего в Тегеране, лишился жизни», а также другие материалы, связанные с гибелью поэта, в том числе отчет А.К. Амбургера о денежных расходах в связи с похоронами.
В фонде знаменитого советского артиста эстрады, писателя, библиофила и историка книги Н.П. Смирнова-Сокольского хранятся четыре записки А.С. Грибоедова 1821-1823 г. на французском языке, адресованные Теодору Этье, французскому офицеру, с которым писатель познакомился в 1820 г. в Тавризе и впоследствии оставался в приятельских отношениях.
Рис. 2. 9593 – А.С. Грибоедов. Горе от ума. Список XIX в. Переплет. Ф. 178 № 6496
Fig. 2. 9593 – A.S. Griboedov. Woe from Wit. List of the XIX century. F. 178 No. 6496
Отдельного внимания заслуживают списки комедии «Горе от ума», которых в ОР насчитывается более пятидесяти (выявленных), и которые хранятся в различных фондах. В «Музейном собрании» ОР РГБ отложилось письмо Ф.В. Булгарина к Н.А. Полевому от 27 октября 1824 года. «Что это за человек Грибоедов! - пишет Булгарин, - что за комедия! После Мольера и Фон Визина он у меня первый - вот человек попал на путь национальной комедии. У него не французские маркизы и дюшесы, а Русь святая, со всем злом и добром. Чудо и человек, и его комедия»2.
Авторизованных вариантов комедии известно всего четыре: Музейный автограф3 и Жандровский список4 хранятся в Государственном историческом музее. Музейный автограф – это единственная рукопись комедии, почти полностью написанная рукой А.С. Грибоедова, и подаренная им в 1824 году С.Н. Бегичеву. Был издан в 1903 году с примечаниями В.Е. Якушкина5. В нем представлена ранняя редакция «Горя от ума», в которую впоследствии автором внесены были значительные изменения, нашедшие отражение в двух других авторизованных списках: Жандровском и Булгаринском, расхождения между которыми минимальны. Жандровский список— это значительно отредактированная версия «Горя от ума», которую автор в том же 1824 г. подарил драматургу и переводчику А.А. Жандру и который оставался неизученным до 1912 г. Третьим по времени авторизованным источником текста «Горя от ума» является единственная прижизненная публикация отрывков комедии в альманахе «Русская Талия» за 1825 г. (Русская Талия, 1824, с. 257-316). Содержит явления 7—10 действия I и целиком действие III с большим количеством цензурных искажений. Позднейший список комедии, авторизованный А.С. Грибоедовым в 1828 г., - Булгаринский, назван так по имени его владельца - Ф.В. Булгарина, которому он был вручен автором накануне его отъезда из Петербурга в Персию, хранится в РНБ6. Автограф окончательной редакции неизвестен.
Научное издание комедии, основанное на Жандровеком и Булгаринском списках, под редакцией и с комментариями Н.К. Пиксанова, осуществлено во втором томе Полного собрания сочинений А.С. Грибоедова в 1913 г. (Грибоедов, 1913).
Сразу же по написании комедия обрела заслуженную популярность. И так как до 1833 г. она не разрешалась цензурой к печати, разлетелась по стране в огромном количестве списков. «Возникновение первых списков с подлинного текста относится к зиме 1823/24. С момента, когда текст «Горя от ума» был окончательно редактирован Грибоедовым в Жандровской рукописи, т. е. с половины 1824 г., списки стали распространяться в Петербурге и оттуда в провинции в огромном количестве, – отмечал известный исследователь творчества А.С Грибоедова Н.К. Пиксанов.- Об этом писал и сам Грибоедов в письме к С. Н. Бегичеву от 10 июня 1825 г.: «Все просят у меня манускрипта и надоедают»; А.А. Жандр организовал размножение копий силами «целой канцелярии», то же делали декабристы; с этих копий повсюду снимались новые копии, и в начале 1830 г. Ф. Булгарин мог уже печатно заявить: «Ныне нет ни одного малого города, нет дома, где любят словесность, где б не было списка сей комедии, по несчастию, искаженного переписчиками». Ни одна книга не печаталась тогда в таком количестве экземпляров, сколько разошлось списков «Горя от ума» (Пиксанов, 1987, с. 397). Хранящиеся в фонде ОР РГБ списки комедии, хотя и не являются авторскими, чрезвычайно интересны и многие из них имеют свою уникальную историю бытования.
Известно, что пьесу очень активно переписывали декабристы. Одним из примеров тому является собственноручный список князя Федора Петровича Шаховского, одного из соучредителей «Союза спасения» и «Союза благоденствия»7. В этом списке, который датируется 1824 годом, Ф.П. Шаховской приводит поправки Федора Ивановича Толстого к посвященным ему строкам8.
Фрагмент писарского списка (2 отрывка из IV действия) с автографом самого Ф.И. Толстого, который воспроизводит Ф.П. Шаховской, также хранится в ОР РГБ. Граф Ф.И. Толстой, известный под прозвищем «Американец» (1782 - 1846) - русский авантюрист и путешественник, полковник, один из самых неоднозначных представителей русской аристократии первой половины XIX века. Замечания его относятся к словам Репетилова, в которых нельзя было не узнать скандально известного аристократа: «Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан был, вернулся алеутом, И крепко на руку нечист». Вместо слов «сослан был» Ф.И. Толстой вписал: «черт носил», сопроводив их добавлением на поле: «ибо сослан никогда не был»; вместо слов «и крепко» вписал: «в картишках», также добавив на поле: «для верности портрета сия поправка необходима, чтоб не подумали, что ворует табакерки со стола, по крайней мере я думал отгадать намерение автора»9. Штамп: «Николай Кириакович Пиксанов. СПБ. Гатчинская 31. кв.45» позволяет предположить, что эти две рукописи хранились в библиотеке Н.К. Пиксанова, чей труд «Творческая история „Горя от ума“», вышедший в 1928 году, до сих пор остается наиболее полным исследованием текстов комедии. Н.К. Пиксанов обладал уникальной библиотекой, в которой насчитывалось около 60 рукописных списков и свыше 150 печатных изданий комедии, начиная с самых ранних (1833, 1839, 1854). После смерти владельца библиотека была передана в Институт русской литературы (Пушкинский дом). Как списки Ф.П. Шаховского с пометами Ф.И. Толстого оказались в фонде Отдела рукописей РГБ – тема дополнительного исследования.
Несколько списков из фонда ОР РГБ принадлежало офицерам русской армии, сочувствовавших декабристам. «1845 года генваря 13го. Начата 13 генваря. Кончена 23 генваря. Петровский Полтавский корпус» – гласит владельческая надпись на титульном листе рукописи10 и подпись: «Ланской» (л.1). Петровский Полтавский кадетский корпус - военно-учебное заведение Российской императорской армии, готовившее детей и подростков к военной службе. Среди его выпускников было много участников Крымской (1853 - 1855) и русско-турецкой (1877 - 1878) войн. Список отложился в «Музейном собрании» (Собрании Румянцевского музея) и поступил в ОР РГБ в 1903 г. вместе с двумя другими11 «По завещанию ген.-м. А.П. Клочкова», о чем свидетельствует надпись на обороте верхней крышки переплета. Еще одна рукопись с экслибрисом «Из собрания генерал-майора Клочкова. 1903 № 266» также хранится в «Музейном собрании» ОР. В рукопись вклеен литографированный портрет поэта, комедию предваряет статья К.А. Полевого «О жизни и сочинениях А.С. Грибоедова»12.
Рис. 3. 9619 – А.С. Грибоедов. Горе от ума. Разворот. Литографированный портрет А.С. Грибоедова и титульный лист рукописи, лл. II об. – л. III. Ф. 176 № 9276
Fig. 3. 9619 – A.S. Griboyedov. Woe from Wit. Book spread. Lithographed portrait of A.S. Griboedov and the title page of the manuscript, l. II ob. - l. III. F. 176 No. 9276
Список из библиотеки подполковника русской армии, участника Русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов, картографа и археолога А.Ф. Вельтмана13, написанный его рукой, датируется концом 1820-х гг.14. В период службы в Бессарабии, с середины 1820-х гг., он проникся оппозиционными настроениями под влиянием своих близких друзей будущих декабристов В.Ф. Раевского, М.Ф. Орлова, П.И. Фаленберга. Именно в этот период им, как и многими его друзьями-декабристами, был создан список комедии А.С. Грибоедова для собственной библиотеки.
Есть среди списков ОР РГБ так называемые «театральные», на которых присутствуют фамилии актеров, исполнявших ведущие роли в комедии.
Рис. 4. 9597 – А.С. Грибоедов. Горе от ума. Список XIX в. Титульный лист рукописи. Л. III. Ф. 178 № 6496.
Fig. 4. 9597 – A.S. Griboedov. Woe from Wit. List of the XIX century. Title page of the manuscript. L. III. F. 178 No. 6496.
Театральная жизнь «Горя от ума» началась в 1825 г. постановкой учениками Петербургского театрального училища, проходившей под наблюдением самого автора, но запрещенной петербургским генерал-губернатором М.А. Милорадовичем. В 1827 г. постановка комедии была осуществлена офицерским театром в г. Эривань, и стала единственной, на которой присутствовал А.С. Грибоедов. Первая полная постановка с цензурными правками в Александринском театре, в Санкт-Петербурге состоялась в январе 1831 г. В ноябре того же 1831 г. на сцене Большого театра, так как в то время была единая труппа – московское отделение императорских театров, прошла первая постановка пьесы с участием актеров Малого театра. . С Малым театром в Москве связана самая долгая история комедии. С этого времени редкий театральный сезон проходил без постановки «Горя от ума». Комедия стала одной из «визитных карточек» театра, и по сей день продолжает пользоваться успехом у публики. В «Музейном собрании» ОР РГБ хранится красиво оформленный список комедии сер. XIX в. с карандашными приписками, содержащими фамилии актеров Малого и Александринского театров, исполнявших роли в комедии: М.С. Щепкина, В.В. Самойловой15, Н.О Дюра16 и др.17. На титульном листе рукописи (л.III) - карандашная надпись о гибели Российского посланника в Персии А.С. Грибоедова 30 января 1829 г. в своем доме почти со всей своею свитою.
Рис. 5. 9599 – А.С. Грибоедов. Горе от ума. Разворот рукописи. Ф. 178 № 6496.
Fig. 5. 9599 – A.S. Griboedov. Woe from Wit. Manuscript spread. F. 178 No. 6496.
Также к «театральным» относятся еще два списка из того же «Музейного собрания». В один, помимо комедии А.С. Грибоедова, включены различные афоризмы, водевиль «Горе без ума», к которому имеется подзаголовок «Представлена в первый раз на Имп. Санктпетербургском Большом театре в пользу актера Дюра 25 мая 1831 года…» В списке действующих лиц приписаны карандашом исполнители: «г. Рязанцев, г-жа Гусева, г-жа Степанова, г. Григорьев, г. Дюр и др.18. Другой включает отдельные роли графини-бабушки, графини-внучки, княжен, слуг и пометы, кому предназначались роли: Ушаковой, Гусевой, Васильеву, Струйской, Михайловой19.
К истории постановок комедии в Александринском театре нас отсылает список «Горя от ума»20 из собрания Н.С. Тихонравова21 - филолога, археографа, историка русской литературы, занимавшегося, в том числе, изучением начального периода русского театра. На л. 2 в нем карандашом подписаны фамилии актеров Александринского театра, исполнителей «Горе от ума» - Я.Г. Брянского22, В.В. Самойловой (Самойлова 2), А.М. Максимова23, И.И. Сосницкого24 и др. Всего в собрании Н.С Тихонравова хранится три списка комедии, один из которых датируется 1826 г., когда ее автор еще был жив25.
С темой театральных постановок комедии «Горя от ума» связан также список26, хранившийся в архиве театрального актера М.И. Комарова27, поступивший в ОР РГБ в 1981 г. в составе собрания Михаила Ивановича Чуванова (1890 - 1988) - старообрядца, библиофила и коллекционера. Список ранее принадлежал библиотеке театра Тверской мануфактуры, который был построен в 1901 году. «Чайная и зал для спектаклей», так первоначально назывался народный театр на «Тверской мануфактуре». Вероятно, на сцене театра с успехом шла комедия А.С. Грибоедова.
Список28, принадлежавший В.Я. Брюсову29, и хранившийся в его библиотеке, имеет богатую историю бытования. На л.I об. рукописи имеются записи ее владельцев: «Сия рукописная книга из библиотеки г-на Железникова, в которой толко несть она одна. 1829 года мая 1-го дня», «Сия книга принадлежит ныне В. (Бакиреву), коль куплена у г-на Железникова (заплачено 5 руб.) в 1848 году», «Из книг Валерия Брюсова № 2200». В.Я. Брюсов - драматург и театральный критик, чей авторитет в театральном мире был чрезвычайно высок, на протяжении многих лет интересовался спектаклями Художественного театра, лучшего, по его мнению, из европейских театров этого времени. Известна его заметка о первой постановке «Горя от ума» на сцене Художественного театра в Москве в 1906 году (Брюсов, 1906).
И еще один список из собрания букиниста и знатока редких книг Николая Александровича Старицына (1899-1986), хранящийся ныне в ОР РГБ, связан с театральной темой30. Список был создан в 1829 г. в Тифлисе. Как известно, первые два акта пьесы А.С. Грибоедов написал в Тифлисе в 1821 году. И еще до того, как комедия была выпущена в свет, ее уже ставили на Тифлисской сцене любители, а Тбилисский русский драматический театр по сей день носит имя А.С. Грибоедова.
Среди известных владельцев списков комедии «Горе от ума», из фонда ОР РГБ, - Вяземские, Елагины и Киреевские, Ивановы, Киселевы31, М.П. Келлер, П.П. Шибанов, П.В. Смирновский32, Ю.Н. Тынянов, П.Н. Никифоров, В.Э. Грабарь33, Г.И. Матвеев34.
П.А. Вяземский и А.С. Грибоедов познакомились осенью 1823 года, когда выступили соавторами водевиля «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», суфлерский список которого с правкой и вставками А.С. Грибоедова также хранится в ОР РГБ35. В дальнейшем П.А. Вяземский и А.С. Грибоедов много общались, обсуждали рукопись «Горе от ума», и по совету друга драматург добавил в комедию одну точку, разделившую реплику Чацкого на две. Список из собрания Вяземских ОР РГБ36 датируется 1820 – 1830 гг. (бумага 1825 г.) Текст представляет собой Жандровскую редакцию комедии (1824 г.). Совпадает с т.н. «основным» текстом, опубликованным под редакцией Н.К. Пиксанова с незначительными лексическими разночтениями.
В фонде Елагиных и Киреевских хранится список комедии, переписанный рукой А.П.37 и А.А. Елагиных38, и М.В. Киреевской, дочери А.П. Елагиной. А.П. Елагина общалась с представителями литературного сообщества, группировавшегося вокруг талантливого молодого Дм.И. Веневитинова, к которому принадлежали и А.С. Пушкин, и П.А. Вяземский, В.К. Кюхельбекер и князь В.Ф. Одоевский (издававшие вместе альманах «Мнемозина»), В.П. Титов, С.П. Шевырев, М.П. Погодин, М.А. Максимович. В этом кругу любили и ценили А.С. Грибоедова и прекрасно знали его комедию39.
Список, принадлежавший архитектору и художнику-графику С.А. Иванову40, написанный его рукой, долго прожившему и умершему в Италии, младшему брату знаменитого художника А.А. Иванова, датируется сер. XIX в. На титульном листе переписчик и владелец обозначил дату рождения А.С. Грибоедова: 4 янв. 1795 г., «год Творению» комедии – 1823 и дату, когда автор был убит в Тегеране - 30 янв. 1829 г.41.
Один из списков42 фонда ОР принадлежал графу М.П. Келлеру43 – известному библиофилу, члену Русского библиографического общества и Российского общества друзей книги. Граф обладал богатейшей библиотекой, располагавшейся в доме С.И. Щукина, которому он приходился зятем и хранителем галереи живописи которого он был в 1918 году. С апреля по октябрь 1921 года М.П. Келлер занимал должность заведующего Отделом редких книг в Библиотеке Румянцевского музея. Список с его экслибрисом хранится в «Музейном собрании» Отдела рукописей.
Список комедии44 из собрания Никифоровых, скорее всего, был приобретен коллекционером рукописей и старопечатных книг, купцом Николаем Порфирьевичем Никифоровым45, который был посетителем рукописного отделения Румянцевского музея, собрал и сохранил множество памятников древнерусской и старообрядческой культуры, и помогал русским ученым при их публикации и исследовании.
Н.П. Никифорова прекрасно знал известный антиквар-букинист П.П. Шибанов46, которому также принадлежали два списка47 из хранящихся ныне в его рукописном собрании в ОР РГБ.
Очень интересен список, поступивший от И.Ю. Тыняновой48. Видимо, он принадлежал ее отцу, Ю.Н. Тынянову, автору статьи «Сюжет «Горя от ума» (Тынянов, 1946, с. 147-188), написанной им в 1943 г. С рукописью49 явно работал текстолог. На многих ее страницах содержатся отметки почерком, отличным от почерка писца, карандашом о пропусках текста и ошибках переписчика с указаниями: «Пропущено», «Здесь пропущено», «Пропуск», отмечены страницы текста, с которым производилось сличение.
Составная рукопись50, содержащая список «Горя от ума», стихотворения и поэмы неустановленного лица с владельческой надписью В.В. Пассека51 от 16 марта 1847 г. хранится в фонде В.Э. Грабаря, к которому она, видимо, попала благодаря его супруге М.Е. Грабарь-Пассек.
Список со штампом-экслибрисом «Из книг Г.И. Матвеева»52 сохранился в собрании А.П. Гранкова53.
Шесть списков комедии хранятся в Коллекции архивных материалов и списков ОР. Один из них54 содержит вариант реплики Молчалина, рекомендованный для произнесения со сцены театральной цензурой. Список поступил в ОР в 1976 г. от неустановленного лица. Два других – отрывки55 без начала и окончания, того же периода создания. Еще один56 – с наклеенным печатным портретом А.С. Грибоедова (гравюра Н.И. Уткина 1829 г.), датируется 1838 г. В конце списка помещен «Исторический очерк жизни Александра Сергеевича Грибоедова», представляющий собой краткое изложение «Воспоминаний о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове» Ф.В. Булгарина. Наконец – список рукой неустановленного лица, с владельческими инициалами «К. В. В. Л»57.
Каждый из списков фонда ОР имеет свое лицо; есть изысканно оформленные, переписанные каллиграфическим почерком, с затейливыми шрифтами и виньетками, с золотым обрезом; на форзаце одного из них наклеена изящная картинка из модного журнала с подписью – «Софья Павловна Фамусова»58.
Рис. 6. 9611 – А.С. Грибоедов. Горе от ума. Форзац. Печатная (в красках) картинка с изображением молодой женщины. Под ней подписано: «Софья Павловна Фамусова». Ф. 178 № 6521.
Fig. 6. 9611 – A.S. Griboedov. Woe from Wit. Frontispiece. Printed (in colours) picture of a young woman. Underneath it is signed: “Sophia Pavlovna Famusova”. F. 178 No. 6521.
Некоторые имеют интересные владельческие надписи и вложения: на одном – надпись «Не докончено Горе от ума. Будьте так добры, дайте мне книг, а то со скуки умру, да и вы что делаете. М./И?/.Б.»59; в другой была вложена записка H.M. Мендельсона60 к Г.П. Георгиевскому61 от 25 янв. 1923 г. с указанием, что рукопись приносит в дар слушатель Рабфака Института им. К. Маркса тов. Лунден62.
Отдельного внимания заслуживает рукопись, содержащая сопоставление разночтений печатного и рукописного текста комедии63, выполненное С.Д. Полторацким64. В 1830-е гг., когда она была создана, С.Д. Полторацкий работал над «Словарем русских писателей», оставшимся неопубликованным, в печати появились лишь его отрывки. Владелец богатейшей библиотеки, основа которой досталась ему от отца, С.Д. Полторацкий в 1865 году вынужден был ее продать. Частично библиотека поступила в Румянцевский музей.
В представленном обзоре невозможно было уделить внимание каждому списку из собрания ОР РГБ. Однако, нами составлен перечень всех выявленных списков и представлен в конце данной статьи в виде описаний из описей, являющихся на данный момент действующими учетно-справочными документами хранящихся в ОР фондов. Некоторые описания содержат информацию о близости к тому или иному опубликованному списку, о наличии в нем разночтений. В некоторых данная информация отсутствует. Однако, представленная палитра дает достаточно полное описание списков комедии «Горе от ума», хранящихся в фондах ОР РГБ, и будет востребована исследователями его творчества.
Ограничения. В обзоре представлены только выявленные списки комедии «Горе от ума» из фонда Отдела рукописей РГБ.
Limitations. The review presents only the identified lists of the comedy “Woe from Wit” from the fund of the Manuscript Department of the RSL.
1 ОР РГБ. Ф.451 Грибоедов А.С.
2 ОР РГБ Ф.178 к.8566 ед.хр. 14.
3 ГИМ. 40865. (арх. 2415) / А 819. Грибоедов А.С. Горе от ума. Автограф ранней редакции (1823).
4 ГИМ. Арх. 2566 / А 819. Грибоедов А.С. Горе от ума. Авторизованный писарской список окончательной редакции (1824).
5 Императорский российский Исторический музей... Описание памятников. Вып. III: Рукопись комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». М., 1903.
6 ОР РНБ. Ф. 221. А.С. Грибоедов. № 2. Грибоедов А.С. Горе от ума. Писарской список окончательной редакции, авторизованный надписью Грибоедова от 5 июня 1828 г.
7 Шаховско́й Федор Петрович (1796 - 1829) - декабрист, отставной майор лейб-гвардии Семеновского полка, князь. Один из соучредителей тайных политических обществ декабристов - «Союза спасения» и «Союза благоденствия». После декабристского восстания был приговорен к пожизненной ссылке в Сибирь (был послан в Туруханск, с 1927 года - в Енисейск).
8 ОР РГБ. Ф. 218 № 59.14.
9 ОР РГБ. Ф. 218 № 59.12.
10 ОР РГБ. Ф. 178. № 3354.
11 ОР РГБ. Ф. 178. № 3355. ОР РГБ. Ф. 178. № 3356.
12 ОР РГБ. Ф. 178. № 9276.
13 Вельтман Александр Фомич (1800 - 1870) - российский картограф, лингвист, археолог, поэт и писатель.
14 ОР РГБ. Ф. 47III. к. 20. ед.хр. 39.
15 Самойлова-Мичурина Вера Васильевна (1824-1880) - российская актриса из актёрской династии Самойловых. Известна также как Самойлова 2-я. Дочь В. М. и С.В. Самойловых, сестра Василия Васильевича, Надежды Васильевны, Марии Васильевны Самойловых. Её племянники - известные артисты петербургского Александринского театра Николай Васильевич Самойлов 2-й и Павел Васильевич Самойлов.
16 Дюр Николай Осипович (1807 - 1839) - русский актёр, артист Императорских Петербургских театров, первый исполнитель роли Молчалина в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
17 ОР РГБ. Ф.178 № 6496.
18 ОР РГБ. Ф. 178 № 9487.
19 ОР РГБ. Ф. 178 № 10731.1.
20 ОР РГБ.Ф. 299. № 101.
21 Тихонравов Николай Саввич (1832-1893) - русский филолог, археограф, историк русской литературы, ректор Московского университета, представитель культурно-исторической школы в российском литературоведении
22 Брянский Яков Григорьевич (1791 - 1853) - русский актёр, муж актрисы Анны Матвеевны Брянской, отец мемуаристки А. Я. Панаевой
23 Максимов Алексей Михайлович (по сцене - Максимов I) (1813 -1861) - российский актер. Играл в Александринском театре.
24 Сосницкий Иван Иванович (1794 – 1871 - российский актёр. С 1812 г. играл в петербургской императорской труппе (с 1832 -Александринский театр).
25 ОР РГБ.Ф. 299. № 310. ОР РГБ. Ф. 299. № 564.
26 ОР РГБ. Ф. 784. к. 36 ед. хр. 35.
27 Комаров Михаил Иванович (1874-1955) - библиограф, библиофил, фотограф. Родился в 1874 г. в Москве. Актёр провинциальных театров, впоследствии - актер Малого театра.
28 ОР РГБ Ф. 386 к.118. ед.хр.2.
29 Брюсов Валерий Яковлевич (1873 -1924) - поэт, драматург, переводчик, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
30 ОР РГБ. Ф. 829 к.1 ед. хр. 3.
31 ОР РГБ. Ф. 129. к. 21. ед.хр. 29
32 Смирновский Пётр Владимирович (1846 - 1904) - русский преподаватель-филолог. Автор учебника История русской литературы XIX в.
33 Грабарь, Владимир Эммануилович (1865-1956) - русский и советский юрист. Брат художника Игоря Грабаря, муж филолога и переводчицы Марии Грабарь-Пассек.
34 Матвеев Герман Иванович (1904 - 1961) - русский советский писатель и драматург.
35 ОР РГБ. Ф. 218. № 365
36 ОР РГБ. Ф. 528. № 11.
37 Елагина Авдотья Петровна (урождённая Юшкова, по первому браку Киреевская; 1789 - 1877) - российская переводчица, хозяйка знаменитого общественно-литературного салона. Мать Ивана и Петра Киреевских.
38 Елагин Алексей Андреевич (1790 – 1846). Поручик 13 артиллерийской бригады, участник Отечественной войны 1812 г. Писатель, переводчик.
39 ОР РГБ. Ф. 99. к. 16 ед.хр. 50.
40 Ива́нов Сергей Андреевич (1822 - 1877) - русский архитектор, академик архитектуры Императорской Академии художеств.
41 ОР РГБ.Ф. 111. к. 3. ед. хр. 14.
42 ОР РГБ Ф. 178 № 5248.
43 Келлер, Михаил Павлович, граф (1883-1957).
44 ОР РГБ.Ф. 199 № 627.26.
45 Никифоров Николай Порфирьевич (1835 – 1901)
46 Шибанов Павел Петрович (1864 - 1935) - русский и советский антиквар-букинист, библиофил. Член Московского библиографического кружка, позднее преобразованного в Русское библиографическое общество при Московском университете.
47 ОР РГБ. Ф. 344 № 368. ОР РГБ. Ф. 344 № 369.
48 Тынянова Инна Юрьевна (1917-2004) - советский и российский литературный переводчик с испанского и португальского языков, дочь Ю.Н. Тынянова.
49 ОР РГБ. Ф. 218 № 366.1.
50 ОР РГБ Ф. 376 к.14. ед.хр.1
51 Пассек Вадим Васильевич (1808-1842) - русский писатель, историк и этнограф. Брат Диомида и Василия Пассеков.
52 ОР РГБ. Ф. 711 № 110/
53 Гранков, Александр Павлович (1894-1974), инженер-технолог, московский коллекционер-библиофил.
54 ОР РГБ. Ф. 743. к. 3 ед.хр.2.
55 ОР РГБ. Ф. 743. к. 23 ед.хр. 9. ОР РГБ. Ф. 743. к. 130 ед.хр. 2.
56 ОР РГБ.Ф. 743. к. 37 ед.хр. 5.
57 ОР РГБ. Ф. 743. к. 130 ед.хр. 2.
58 ОР РГБ. Ф. 178 № 6521.
59 ОР РГБ. Ф. 178 № 5055.
60 Мендельсон, Николай Михайлович (1874-1934). После революции 1917 г. некоторое время работал в библиотеке им. В.И. Ленина (быв. Румянцевский музей)
61 Георгиевский, Григорий Петрович (1866-1948) - археограф, книговед, хранитель Отдела рукописей МПРМ и ГБЛ.
62 ОР РГБ.Ф.178.1 №5253
63 ОР РГБ. Ф. 233. к. 23 ед.хр. 36. Сопоставление разночтений печатного и рукописного текста комедии "Горе от ума" /1830-е гг.?/ Рукою С. Полторацкого
64 Полторацкий Сергей Дмитриевич (1803-1884) - русский библиофил и библиограф.
65 МПРМ – Московский публичный Румянцевский музей.





