Введение
Семья играет важнейшую роль в жизни отдельного человека и целого народа. Для определения традиционных семейных ценностей русского народа особую значимость представляет нравоучительный сборник «Домострой» – важнейший источник для анализа семейной тематики в древнерусской книжности, поскольку в нем не просто излагаются мелкие практические рекомендации для жизни семьи, но, по слову Д.С. Лихачева, описывается, «как устроить свой дом так, чтобы в него было “как в рай войти”» (Лихачев, 2000, с. 13–14). В этом контексте актуальным видится рассмотрение художественной специфики семейного дискурса в «Домострое»; ее анализ позволит определить аксиологию древнерусской семьи, ее духовно-нравственную основу и ориентиры. Ранее художественные особенности, связанные с семейной тематикой в древнерусской литературе, фрагментарно рассматривались в исследованиях В.П. Андриановой-Перетц (Андрианова-Перетц, 1974), в частности в контексте связи «Домостроя» и другого учительного сборника «Измарагд», Д.С. Лихачева (Лихачев, 1979), Д.С. Демина (Демин, 2009), О.А. Туфановой (Туфанова, 2020); художественное своеобразие «Домостроя» рассматривал В.В. Колесов (Колесов, 2007); вопросы семьи в «Домострое» анализировались И.Е. Забелиным (Забелин, 2014), Л.П. Найденовой (Найденова, 1996; Найденова, 2003), В.В. Колесовым (Колесов, 2007), Н.Л. Пушкаревой (Пушкарева, 1989). Исследования художественных особенностей семейного дискурса «Домостроя» ранее не проводилось.
Результаты
Отличительной особенностью средневековой книжности и древнерусского мировосприятия, как известно, является христианский символизм: жизнь земная есть символ, отражение мира небесного; жизнь земная временна и конечна, жизнь после смерти – вечна. Поэтому перед человеком в земной жизни открываются два пути – путь добродетели, ведущий к блаженной жизни в вечности, и путь греха, ведущий к вечным мукам и гибели. Христианский символизм и характерная для него антитеза добродетели и греха нашли отражение в наставлениях «Домостроя». С добродетелью, ведущей к жизни вечной, в сборнике сопряжено «житие по правде» – «аще кто по Бозе живет и по заповедемъ Господнимъ, и по отческому преданию, и по християньскому закону» (Домострой, 2000, с. 148). С грехом, и как следствие, духовной гибелью, связано «неправедное» житие – это жизнь не «по християньскому житию», совершение всякой «неправды и насилия», «блудъ, нечистота, сквернословие и срамословие, клятвопреступление, и ярость, и гневъ, и злопамятство» (Домострой, 2000, с. 146). В сборнике содержатся предостережения, объективируемые посредством гиперболизации и синонимических повторов: «неправедно» творящие «все вкупе будутъ во аде, а зде прокляти <…>, а от Бога не помилованъ, а от народа проклят <…>; своей души на погибель, а дому тщета, и все проклятое, а не благословеное» (Домострой, 2000, с. 146). Такой изобразительный прием, как представляется, можно обозначить термином Д. С. Демина «нагнетательная» образность. Для нее характерно повествование в «усилительно-сдваивающей манере» (Демин, 2009, с. 292): неправедно живущие будут в вечной жизни «во аде» и «зде прокляти» (Домострой, 2000, с. 146), от Бога не помилованы и прокляты от людей; на погибель своей душе и тщета их дому.
Другая художественная особенность «Домостроя», обусловленная христианским символизмом, состоит в том, что для него характерна идеализация: в сборнике отображается «идеал» семейной жизни, «унификация, идеализация и поэтизация быта» (Лихачев, 2000, с. 13–14). На это указывают первые слова сборника – в поучениях излагается, «како по Бозе жити» (Домострой, 2000, с. 118) христианину и его семье; жить следует так, «сей памяти писано» (Домострой, 2000, с. 168), чтобы «воплотить в семье – “малой церкви”, духовные идеалы христианского служения» (Канюк, 2024, с. 193). Схожую мысль высказывал В.В. Колесов: «…непосредственность чувства, искренность и упорное стремление к утверждению нравственного идеала» (Колесов, 2007, с. 305) – главное, что определяло намерения составителя. Как отмечает Ф. И. Буслаев, для древнерусского книжника было характерно возноситься «из скудной действительности старого русского быта в светлую область поэзии», к идеалу. Поэтому в древнерусских памятниках изображался «высший, идеальный мир» (Буслаев, 1990, с. 263), идеал нравственного совершенства с тем, чтобы удовлетворить духовные потребности человека. Идеализация, по слову Д. С. Лихачева, является одним из художественных методов древнерусской литературы (Лихачев, 1979, с. 89). Стремление к высшему образцу в средневековой литературе обусловлено христианской верой и мировоззрением: достижение идеала есть уподобление Богу, то есть обожение, святость и спасение души (Малков, 2017, с. 16).
Обозначенные тезисы обусловливают другую художественную особенность рассматриваемого сборника. В нем в качестве мотивов – устойчивых повторяющихся идей, «осуществляющих конструктивно-смысловые “сцепления”» в тексте (Тюпа, 2008, с. 54), – выступают фразеологические единства, представляющие собой церковные штампы (Никифоров, 1947, с. 78). К таковым можно отнести «страх Божии», «Страшный суд», «память смертная» и пр. Например: «Аще сего моего писания не внемлете и наказания не послушаете <…>, сами себе ответъ дадите въ день Страшнаго суда» (Домострой, 2000, с. 116); «…веруй воскресению мертвым и жизни будущаго века, помяни Страшный судъ, и воздаяние по деломъ будетъ намъ» (Домострой, 2000, с. 118); «…та вся дела предстанут в день Страшнаго суда» (Домострой, 2000, с. 126). С мотивом памяти о Страшном суде в сборнике сопряжены мотивы памяти смертной и страха Божиего: «…страхъ Божий всегда имей в сердцы своемъ и память смертную» (Домострой, 2000, с. 120); «…живи <…>, постоянно ожидая часа смертного» (Домострой, 2000, с. 120); «…дочери растутъ, а страху Божию и вешътву учатся» (Домострой, 2000, с. 132); «…домочатцевъ своихъ учи страху Божию» (Домострой, 2000, с. 138). Для христианского мировоззрения, к которому «принадлежало мировоззрение древнерусского книжника, характерно осмысление жизни через «память смертную и Страшный суд» (Дергачева, 2017, с. 78). Идея богобоязненности представлена в «Домострое» как благоговейное исполнение христианских заповедей, положительно воздействующие на весь образ жизни человека и его семьи. Мотивы памятования о смерти и дне Страшного суда составитель сборника транслирует с той целью, чтобы привести человека и его семью к спасению в жизни вечной, с тем, что спаслось как можно больше людей.
Отношения между мужем и женой в «Домострое» подчинены этикету, «традиции, обычаю, церемониалу» (Лихачев, 1979, с. 80). В художественном плане роль мужа в семье объективируется через глаголы «учити», «наказывати», «вразумляти». Например: «…жену поучающе, тако же и домочадцов своихъ наказующе…» (Домострой, 2000, с. 150); «…подобаетъ поучити мужемъ женъ своихъ…» (Домострой, 2000, с. 116), «…[мужу надлежит] свою жену наказывати всякимъ разсужениемъ и учити…» (Домострой, 2000, с. 166). Муж выступает наставником своей жены и домочадцев (Черная, 2008, с. 182). Жене подобает с ним обо всем советоваться и спрашивать, покоряться ему: «…жены мужей своихъ вопрошают о всякомъ благочинии, <…> во всемъ ему покарятися; и что мужь накажетъ, то с любовию приимати и творити» (Домострой, 2000, с. 150). Власть мужа над женой и покорность жены мужу этикетны – это «закон, соответствующий иерархичности построения сословного государства» (Пушкарева, 1989, с. 87). Такое осмысление вписывается в парадигму патриархальных идеалов средневековой Руси (Ищенко, 2005, с. 123).
Для наставлений сборника об отношениях между супругами характерна эмоциональность, раскрываемая в контексте темы супружеской любви. «Домострой» проповедует, что мужу следует жену «любити» (Домострой, 2000, с. 130), «любовию наказывати» (Домострой, 2000, с. 166), с ней «жити в любви и чистосердии» (Домострой, 2000, с. 166). В случае недопонимания мужу надлежит жену «жаловати», «пожаловати, и «примолвити» (Домострой, 2000, с. 166); обозначенные слова принадлежат к семантическому полю слова «любовь» (Колесов, 2006, с. 356). Как следует из приведенных примеров, в которых преобладают глагольные наставления, супружеская любовь в «Домострое» изображается как отношение и действие. Обозначенный тезис подтверждает В. В. Колесов: «…для русского чувства, по-видимому, наиболее характерно понимание любви как отношения» (Колесов, 2006, с. 356), или любви деятельной.
Роль женщины как хранительницы домашнего очага изображается в контексте темы мирского аскетизма – жена должна быть «страдолюбива». Значимость трудолюбия для женщины объективируется через систему антропоморфных метафор, заимствованных из Книги Притчей Соломона: «…от плода руку своею насадит тяжание много; препоясавъше крепко чресла своя, утвердит мышца своя на дело» (Домострой, 2000, с. 136), «руце свои простирает на полезная, лакти же своя утвержает на вретено». Более того, у доброй жены «не угасаетъ светилникъ ея всю нощь», милость она «простирает убогу, плод же подаетъ нищим». Для описания образцовой жены в «Домострое» используются положительно маркированные эпитеты «добрая», «благоразумная», «домовитая», «страдолюбивая», «молчаливая». В памятнике выражается мысль о том, что добрая жена – залог благоденственной жизни мужа; это раскрывается через экспрессивные средства изобразительности – метафоры «дражайши камени многоценнаго», «корабль куплю деющи», «венецъ есть мужеви своему».
Центральное место в «Домострое» отводится теме отношений двух поколений, «отцов» и «детей», это отражает сама концепция памятника – он представляет собой наставление отца сыну. В контексте отношений между родителями и детьми в сборнике ярко проявился художественный принцип христианского провиденциализма: «неизменно подчеркивается, что жизнь и смерть человека – в руках Божиих» (Конявская, 2016, с. 24). В «Домострое» Бог «посылает» или забирает детей: «…пошлет Бог кому детей – сыновей или дочерей…» (Домострой, 2000, с. 130); «…аще отъ таковых которое чадо Богъ возметъ» (Домострой, 2000, с. 132), «…а по судбамъ Божиимъ толко та дочь преставится…». Для «Домостроя» характерно «постоянное присутствие Божественного промысла в земной жизни», устанавливающее «неразрывную связь мира с его Творцом» (Черная, 2008, с. 83), Божественное провидение участвует «в развертывании общего плана мироздания» (Чумакова, 2001, с. 118).
Наставлениям о воспитании детей в сборнике, как представляется, присуща эмоциональность, раскрываемая через «абстрактный психологизм» – изображение «психологических состояний человека, его чувств, эмоциональных откликов на события внешнего мира» (Лихачев, 2015, с. 123). В сборнике эти «психологические состояния», и эмоции выражаются через родительскую любовь к детям. В «Домострое» подчеркивается, что родителям необходимо «имети попечение <…> о чадех своих, снабдити их и воспитати в добре наказании, и учити страху Божию и вежству, и всякому благочинию <…> любити ихъ и беречи…» (Домострой, 2000, с. 130). Мотив любви к детям объективируется через афоризм из Священного Писания: детей должно «хранити <…> от всякаго греха <…> якоже зеницу ока и яко своя душа». Приведенная цитата подтверждает, что наибольшую ценность для родителей должен представлять религиозно-нравственный идеал – хранение чад от греха. Обозначенный тезис отражает аксиологию «Домостроя»: в вопросах воспитания главное – следование христианским идеалам и ценностям, родители несут ответственность за духовное спасение детей в жизни вечной.
Особое место в «Домострое» отведено наставлениям об обязанностях детей по отношению к родителям. В этой группе поучений прослеживаются реалистические элементы, которые раскрываются через стремление с художественной правдивостью (Адрианова-Перетц, 1960, с. 9) изобразить то, что ждет почитающих и не почитающих родителей. В одном из поучений (Домострой, 2000, с. 134) отмечается, что любящие родителей «от Бога помиловани» будут и от человек прославлены, «возвеселитися имутъ о чадех своихъ», «в день печали избавит их Господь Богъ»; Бог «подастъ имъ вся благая»; почитающий мать «волю Божию творит», угождающий «во благихъ поживет». Напротив, непослушные отцу и матери «не поживутъ дней своихъ», «обещникъ есть нечестивымъ», «ихъ нечестивый именова, иже бесчествуют родителя своя и паки насмехающагося отцу и укаряюща старость материю».
Любовь к отцу и матери также выражается в молитве об упокоении их души: «…приходи с милостынею и с приношениемъ за здравие и по родителехъ преставльшихъся память твори со всякою чистотою, и самъ воспомяновенъ будеши от Бога» (Домострой, 2000, с. 164). В приведенном примере поднимается значимая для древнерусской книжности тема поминовения усопших после смерти, носившая «аксиологический характер устроения жизни “будущего века”» (Дергачева, 2021, с. 158). «Домострой» учит чад молиться о почивших родителях, приходить в храм с милостыней и приношением за них. Согласно сборнику, забота детей о родителях не заканчивается земной жизнью, но продолжается и после их смерти: должно «устраивать» их душу, «облегчая ей переход в “жизнь вечную” и даруя возможность “небесных благ наслаждения”» (Дергачева, 2021, с. 159).
Заключение
Таким образом, художественная специфика семейного дискурса в «Домострое» раскрывает аксиологические ориентиры древнерусской книжности. В наставлениях сборника четко прослеживается принцип христианского символизма: жизнь отдельного человека и его семьи изображается как путь к жизни вечной. Наставления сборника направлены на то, чтобы семья жила так, как в «сей памяти писано», то есть достигла духовного спасения.