Распространение культурно-исторической теории Л.С. Выготского в Бразилии

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

Контекст и актуальность. В статье представлен краткий обзор того, как работы Л.С. Выготского и его соавторов появились и распространились в Бразилии, а также данные опроса, проведенного на платформе Национального совета по научным и технологическим разработкам (CNPq), а именно в разделе «Каталог исследовательских групп» (DGP), который регистрирует данные и результаты деятельности исследовательских групп в Бразилии. Цель. Опрос был направлен на выявление исследовательских групп в области образования и психологии, которые содержат в названиях и описаниях своих работ информацию о том, что они проводят исследования на основе культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Методы и материалы. Мы провели опрос, чтобы определить, сколько исследовательских групп активно работают с культурно-исторической теорией в Бразилии, особенно в областях образования и психологии. Опрос осуществлялся посредством серии поисковых запросов на странице параметризованной консультации DGP-CNPq4 в период с 1 по 10 июня 2025 года. Результаты. Опрос показал, что из общего числа найденных 154 групп, согласно выбранным дескрипторам, 140 групп (90,9%) находятся в государственных образовательных учреждениях и 14 (9,1%) — в частных учреждениях. Эти данные демонстрируют важность, которую придают государственные образовательные учреждения регистрации деятельности своих исследовательских групп. Выводы. Хотя работы Выготского появились в Бразилии почти 40 лет назад, распространение его идей, к сожалению, происходило на основе переводов и изданий, искаженных и урезанных, что привело к неправильному представлению о важных идеях его исследований и теоретико-методологических разработок. Представленный в этом тексте опрос не углубляется в этот вопрос и не рассматривает библиографические источники, использованные в научной деятельности зарегистрированных в DGP-CNPq исследовательских групп. Мы ограничились некоторыми более общими аспектами текущей ситуации, хотя и осознаем, как было отмечено ранее, что она не полностью соответствует реальности.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, Выготский Л.С., научные исследования, психология, образование

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025210315

Поступила в редакцию 22.07.2025

Поступила после рецензирования 10.08.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Престес, З., Тунес, Э., Бек, М.Т. (2025). Распространение культурно-исторической теории Л.С. Выготского в Бразилии. Культурно-историческая психология, 21(3), 166–174. https://doi.org/10.17759/chp.2025210315

© Престес З., Тунес Э., Бек М.Т., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Подкаст

Литература

  1. Asbahr, F.S.F., Oliveira, M.L.S.A.M. (2021). Inventory of Brazilian research groups in cultural-historical theory based on the CNPq Directory of Obutchénie:R. de Didat. E Psic.Pedag., 5(2), 566—587. https://seer.ufu.br/index.php/Obutchenie/article/view/61477. (viewed: 01.07. 2025).
  2. Carvalho, N.G., Silvino, Z.R., Souza, C.J. (2022) Análise do perfil dos Grupos de Pesquisa sobre Gestão em Enfermagem no Brasil. Research, Society and Development [S. l.], 11(10), e214111032834. https://rsdjournal.org/index.php/rsd/article/view/32834. (viewed: 01.07. 2025).
  3. Chiarini, , Rapini, M.S., Ruffoni, J., Pereira, L.S. (2022). CNPQ Directory of Research Groups: trajectory and academic contributions. Text for discussion/Institute for Applied Economic Research. Brasília: Rio de Janeiro: Ipea.
  4. John-Steiner, V., Core, M., Souberman, E., Scribner, S. (1999). Prefácio dos organizadores [Preface by the organizers]. The Social Formation of the Mind - the development of higher psychological processes. São Paulo: Martins Fontes.
  5. Luria, A.R. (1979). General Psychology Course. Volume 1. Translated by Paulo Bezerra. Rio de Janeiro: Brazilian Civilization.
  6. Moreira, R., Vilan Filno, J.L., Mueller, S.P.M. (2015). Characteristics and scientific production of CNPq/DGP research groups in the areas of Information Science and Museology (1992-2012). Perspectives in Information Science, 20(4), 93—106. (In port.).
  7. Prado, D. and Sayd, J.D. (2004). Research on human aging in Brazil: groups and lines of research. Ciência e Saúde Coletiva, 1, 57—68. (In port.).
  8. Prestes, Z.R. (2012). When it's not almost the same. Translations of Lev Semionovich Vygotsky in Brazil. Campinas: Autores Associados. (In port.).
  9. Rocha-Filno, C., Tunes, E., Tolentino, M., Silva, R.R., Souza, E.C.P. (1988). Teaching concepts in chemistry. III. On the concept of substance. Química Nova, 11(4), 417—419.
  10. Silva, R., Rocha-Filno, R.C., Tunes, E., Tolentino, M. (1986). Teaching concepts in chemistry. II. Matter: A conceptual system in terms of its form of presentation. Ciência e Cultura (SBPC), 38(12), 2028—2030.
  11. Tolentino, , Silva, R.R., Rocha-Filno, R.C., Tunes, E. (1986). Teaching concepts in chemistry. I. Matter. Example of a system of scientific concepts. Ciência e Cultura (SBPC), 38(10), 1721—1724.
  12. Tunes, , Tolentino, M., Silva, R.R., Souza, E.C.P., Rocha-Filno, R.C. (1989). Teaching concepts in chemistry. IV. On the elementary structure of matter. Química Nova, São Paulo, 12(2), 199—202.
  13. Vigotski, S. (1999). The social formation of the mind. São Paulo: Martins Fontes.
  14. Vigotski, L.S. (1956). Izbrannie psikhologitcheskie issledovaniia [Избранные психологические исследования]. Akademiia pedagogitcheskikh nauk RSFSR [Академия педагогических наук РСФСР].
  15. Vigotski, L.S. (1934). Michlenie i retch [Мышление и речь]. Moskva/Leningrad: Gosudarstvennoe Sotsialno-ekonomitcheskoe izdatelstvo [Государственное Социально-экономическое издательство].

Информация об авторах

Зоя Престес, кандидат педагогических наук, профессор факультета наук в сфере образования, Федеральный университет Флуминенсе, Рио-де-Жанейро, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1347-3195, e-mail: zoiaprestes@id.uff.br

Элизабет Тунес, кандидат психологических наук, профессор, Федеральный университет Бразилиа, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6884-8521, e-mail: bethtunes@gmail.com

Матейус Талер Бек, аспирант, факультет наук в сфере образования, Федеральный университет Флуминенсе, Рио-де-Жанейро, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-0891-1019, e-mail: mthaler@id.uff.br

Вклад авторов

Зоя Престес — разработка идеи статьи, руководство по методологическим процедурам, обсуждение структуры и оформлении текста.

Элизабет Тунес — обсуждение идей, структура и оформление текста, представление начальных обсуждений.

Матеус Талер Бек — обсуждение методологических процедур, разработка и применение методологических методов, сбор и систематизация данных.

Все авторы приняли участие в анализе полученных данных.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 147
В прошлом месяце: 45
В текущем месяце: 8

 Скачиваний PDF

За все время: 39
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 186
В прошлом месяце: 55
В текущем месяце: 8