Культурно-историческая психология
2025. Том 21. № 3. С. 166–174
doi:10.17759/chp.2025210315
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Распространение культурно-исторической теории Л.С. Выготского в Бразилии
Резюме
Контекст и актуальность. В статье представлен краткий обзор того, как работы Л.С. Выготского и его соавторов появились и распространились в Бразилии, а также данные опроса, проведенного на платформе Национального совета по научным и технологическим разработкам (CNPq), а именно в разделе «Каталог исследовательских групп» (DGP), который регистрирует данные и результаты деятельности исследовательских групп в Бразилии. Цель. Опрос был направлен на выявление исследовательских групп в области образования и психологии, которые содержат в названиях и описаниях своих работ информацию о том, что они проводят исследования на основе культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Методы и материалы. Мы провели опрос, чтобы определить, сколько исследовательских групп активно работают с культурно-исторической теорией в Бразилии, особенно в областях образования и психологии. Опрос осуществлялся посредством серии поисковых запросов на странице параметризованной консультации DGP-CNPq4 в период с 1 по 10 июня 2025 года. Результаты. Опрос показал, что из общего числа найденных 154 групп, согласно выбранным дескрипторам, 140 групп (90,9%) находятся в государственных образовательных учреждениях и 14 (9,1%) — в частных учреждениях. Эти данные демонстрируют важность, которую придают государственные образовательные учреждения регистрации деятельности своих исследовательских групп. Выводы. Хотя работы Выготского появились в Бразилии почти 40 лет назад, распространение его идей, к сожалению, происходило на основе переводов и изданий, искаженных и урезанных, что привело к неправильному представлению о важных идеях его исследований и теоретико-методологических разработок. Представленный в этом тексте опрос не углубляется в этот вопрос и не рассматривает библиографические источники, использованные в научной деятельности зарегистрированных в DGP-CNPq исследовательских групп. Мы ограничились некоторыми более общими аспектами текущей ситуации, хотя и осознаем, как было отмечено ранее, что она не полностью соответствует реальности.
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, Выготский Л.С., научные исследования, психология, образование
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025210315
Поступила в редакцию 22.07.2025
Поступила после рецензирования 10.08.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Престес, З., Тунес, Э., Бек, М.Т. (2025). Распространение культурно-исторической теории Л.С. Выготского в Бразилии. Культурно-историческая психология, 21(3), 166–174. https://doi.org/10.17759/chp.2025210315
© Престес З., Тунес Э., Бек М.Т., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Подкаст
Литература
- Asbahr, F.S.F., Oliveira, M.L.S.A.M. (2021). Inventory of Brazilian research groups in cultural-historical theory based on the CNPq Directory of Obutchénie:R. de Didat. E Psic.Pedag., 5(2), 566—587. https://seer.ufu.br/index.php/Obutchenie/article/view/61477. (viewed: 01.07. 2025).
- Carvalho, N.G., Silvino, Z.R., Souza, C.J. (2022) Análise do perfil dos Grupos de Pesquisa sobre Gestão em Enfermagem no Brasil. Research, Society and Development [S. l.], 11(10), e214111032834. https://rsdjournal.org/index.php/rsd/article/view/32834. (viewed: 01.07. 2025).
- Chiarini, , Rapini, M.S., Ruffoni, J., Pereira, L.S. (2022). CNPQ Directory of Research Groups: trajectory and academic contributions. Text for discussion/Institute for Applied Economic Research. Brasília: Rio de Janeiro: Ipea.
- John-Steiner, V., Core, M., Souberman, E., Scribner, S. (1999). Prefácio dos organizadores [Preface by the organizers]. The Social Formation of the Mind - the development of higher psychological processes. São Paulo: Martins Fontes.
- Luria, A.R. (1979). General Psychology Course. Volume 1. Translated by Paulo Bezerra. Rio de Janeiro: Brazilian Civilization.
- Moreira, R., Vilan Filno, J.L., Mueller, S.P.M. (2015). Characteristics and scientific production of CNPq/DGP research groups in the areas of Information Science and Museology (1992-2012). Perspectives in Information Science, 20(4), 93—106. (In port.).
- Prado, D. and Sayd, J.D. (2004). Research on human aging in Brazil: groups and lines of research. Ciência e Saúde Coletiva, 1, 57—68. (In port.).
- Prestes, Z.R. (2012). When it's not almost the same. Translations of Lev Semionovich Vygotsky in Brazil. Campinas: Autores Associados. (In port.).
- Rocha-Filno, C., Tunes, E., Tolentino, M., Silva, R.R., Souza, E.C.P. (1988). Teaching concepts in chemistry. III. On the concept of substance. Química Nova, 11(4), 417—419.
- Silva, R., Rocha-Filno, R.C., Tunes, E., Tolentino, M. (1986). Teaching concepts in chemistry. II. Matter: A conceptual system in terms of its form of presentation. Ciência e Cultura (SBPC), 38(12), 2028—2030.
- Tolentino, , Silva, R.R., Rocha-Filno, R.C., Tunes, E. (1986). Teaching concepts in chemistry. I. Matter. Example of a system of scientific concepts. Ciência e Cultura (SBPC), 38(10), 1721—1724.
- Tunes, , Tolentino, M., Silva, R.R., Souza, E.C.P., Rocha-Filno, R.C. (1989). Teaching concepts in chemistry. IV. On the elementary structure of matter. Química Nova, São Paulo, 12(2), 199—202.
- Vigotski, S. (1999). The social formation of the mind. São Paulo: Martins Fontes.
- Vigotski, L.S. (1956). Izbrannie psikhologitcheskie issledovaniia [Избранные психологические исследования]. Akademiia pedagogitcheskikh nauk RSFSR [Академия педагогических наук РСФСР].
- Vigotski, L.S. (1934). Michlenie i retch [Мышление и речь]. Moskva/Leningrad: Gosudarstvennoe Sotsialno-ekonomitcheskoe izdatelstvo [Государственное Социально-экономическое издательство].
Информация об авторах
Вклад авторов
Зоя Престес — разработка идеи статьи, руководство по методологическим процедурам, обсуждение структуры и оформлении текста.
Элизабет Тунес — обсуждение идей, структура и оформление текста, представление начальных обсуждений.
Матеус Талер Бек — обсуждение методологических процедур, разработка и применение методологических методов, сбор и систематизация данных.
Все авторы приняли участие в анализе полученных данных.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Метрики
Просмотров web
За все время: 147
В прошлом месяце: 45
В текущем месяце: 8
Скачиваний PDF
За все время: 39
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0
Всего
За все время: 186
В прошлом месяце: 55
В текущем месяце: 8