Искусственный интеллект в психодиагностике: когнитивные состояния в цифровой образовательной среде

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

В статье рассматривается задача построения мультимодальных ИИ-моделей для диагностики когнитивного состояния обучающихся (концентрация, усталость, стресс) в цифровых образовательных средах. Обоснована необходимость перехода от традиционных методов психодиагностики к автоматизированным системам на основе обработки естественного языка, компьютерного зрения и поведенческого анализа. Предложена математическая модель на основе гибридной архитектуры CNN-LSTM с адаптацией параметров под индивидуальные когнитивные профили. Описана структура модели, приведены рекомендации по её построению и интеграции в цифровую образовательную инфраструктуру. Обсуждаются проблемы интерпретируемости, приватности и устойчивости таких моделей, а также перспективы их применения.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивное состояние, мультимодальный анализ, искусственный интеллект, нейросетевая модель, персонализированная среда обучения, цифровая среда

Рубрика издания: Анализ данных

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/mda.2025150303

Поступила в редакцию 22.08.2025

Поступила после рецензирования 01.09.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Юрьева, Н.Е. (2025). Искусственный интеллект в психодиагностике: когнитивные состояния в цифровой образовательной среде. Моделирование и анализ данных, 15(3), 47–55. https://doi.org/10.17759/mda.2025150303

© Юрьева Н.Е., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Литература

  1.  Baker, R. S. (2019). Challenges for the future of educational data mining: The Baker Learning Analytics Prizes. Journal of Educational Data Mining, 11(1), 1–17. https://doi.org/10.5281/zenodo.3554745
  2. D’Mello, S., & Kory, J. (2015). A review and meta‑analysis of multimodal affect detection systems. ACM Computing Surveys, 47(3), Article 43. https://doi.org/10.1145/2682899. Открытый PDF (author version): https://people.ict.usc.edu/~gratch/CSCI534/Readings/dmello-MMML-Survey.pdf
  3. Grafsgaard, J. F., Wiggins, J. B., Boyer, K. E., Wiebe, E. N., & Lester, J. C. (2014). Predicting learning and affect from multimodal data streams in task-oriented tutorial dialogue. In J. Stamper, Z. Pardос, M. Mavrikis, & B. M. McLaren (Eds.), Proceedings of the 7th International Conference on Educational Data Mining (EDM 2014) (pp. 122–129). International Educational Data Mining Society. https://learndialogue.org/pdf/LearnDialogue-Grafsgaard-EDM-2014.pdf
  4. Reis, R. C. D., Isotani, S., Rodriguez, C. L., Jaques, P. A., & Bittencourt, I. I. (2018). Affective states in computer‑supported collaborative learning: Studying the past to drive the future. Computers & Education, 120, 29–50. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.01.015. Открытый PDF: https://isiarticles.com/bundles/Article/pre/pdf/126884.pdf
  5. Kingma, D. P., Ba, J. (2015). Adam: A method for stochastic optimization. arXiv. https://doi.org/10.48550/arXiv.1412.6980
  6. Kartasheva, M. I. (2022). The role of the self-system in the structure of mental states regulation during the educational activities. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (1), 162–174. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-162-174
  7. Wang, J., Yu, Y. (2025). Machine learning approach to student performance prediction of online learning. PLOS ONE, 20(1), e0299018. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0299018
  8. Солдатова, Г.У. (2018). Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество, 9(3), 71–80. https://doi.org/10.17759/sps.2018090308
    Soldatova, G.U. (2018). Digital socialization in the cultural-historical paradigm: A changing child in a changing world. Social Psychology and Society, 9(3), 71–80. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2018090308
  9. Савгильдина И. С. Использование искусственного интеллекта в образовании: перспективы и этические дилеммы // Актуальные исследования. 2024. №46 (228). Ч.II. С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/10526-ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii-perspektivy-i-eticheskie-dilemmy
    Savgildina, I.S. (2024). The use of artificial intelligence in education: Prospects and ethical dilemmas. Actual Research, 46(228), Pt. II, 66–68. (In Russ.). URL: https://apni.ru/article/10526-ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii-perspektivy-i-eticheskie-dilemmy
  10. Коровникова, Н.А. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. – Москва: ИНИОН РАН, 2021. – № 2. – С. 98–113
    Korovnikova, N.A. (2021). Artificial intelligence in the educational space: Problems and prospects. Social Innovations and Social Sciences, 2, 98–113. (In Russ.). Moscow: INION RAS.

Информация об авторах

Наталия Евгеньевна Юрьева, кандидат технических наук, Заведующий лабораторией «Информационные технологии для психологической диагностики», научный сотрудник лаборатории «Количественной психологии» центра информационных технологий для психологических исследований факультета информационных технологий, ответственный секретарь журнала «Моделирование и анализ данных», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1419-876X, e-mail: yurieva.ne@gmail.com

Метрики

 Просмотров web

За все время: 121
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 9

 Скачиваний PDF

За все время: 99
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 3

 Всего

За все время: 220
В прошлом месяце: 78
В текущем месяце: 12