О предмете психологии

Аннотация

В статье обосновывается актуальность и значимость исследований по проблеме предмета психологии. Утверждается, что недопустимо смешение понятий «предмет психологии» и «предмет психологического исследования», что очень часто происходит. Показано, что в современной психологии существует множественность подходов к проблеме предмета психологии. Констатируется необходимость различения объекта и предмета психологии. Обосновывается необходимость теоретических исследований по проблеме предмета психологии. Выделены и описаны функции, которые должен выполнять предмет психологии, а также его основные характеристики. В статье показано, что может быть разработан новый подход к пониманию предмета психологии, который удовлетворял бы современным требованиям. Прообразом такого понимания может быть аналитическая психология К.Г. Юнга. В статье предлагается уровневая трактовка предмета психологии.

Общая информация

Ключевые слова: психология, предмет психологии, объект науки, предмет науки, функции предмета психологии, характеристики предмета психологии, аналитическая психология К.Г. Юнга, синтетический метод, уровневое понимание предмета психологии

Рубрика издания: Методологические основания определения предмета психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мазилов В.А. О предмете психологии // Методология и история психологии. 2006. № 1. С. 55–72.

Литература

  1. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. – СПб: Речь, 2003.
  2. Баронене С.Г. Особенности объекта и исследовательской позиции в гуманитарном исследовании // Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. – Томск, 2002. – С. 232–244.
  3. Василюк Ф.Е. К проблеме единства общей психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии. – Ярославль: МАПН, 2004. – С. 12–32.
  4. Волков И.П. Перспективы развития теоретической и практической психологии в России: Возродить научные исследования по предмету психологии // Вестник Балтийской педагогической академии. – 1996. Вып. 3. С. 6–13.
  5. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. – М.: «Корпорация Логос», 1994.
  6. Дубровский Д.И. Гносеология субъективной реальности (к постановке проблемы) // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии. – Ярославль: МАПН, 2004. – С. 72–90.
  7. Ждан А.Н. История психологии. – М.: МГУ, 1990.
  8. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.: МГУ, 1983.
  9. Зинченко В.П. Духовный организм и его функциональные органы (опыт интегративной работы в психологии) // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии. – Ярославль: МАПН, 2004. – С. 101–120.
  10. Карицкий И.Н. Методологические основания определения предмета психологии: сущность психического // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии. – Ярославль: МАПН, 2004. – С. 137–152.
  11. Козлов В.В. Седьмая волна в развитии психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии. – Ярославль: МАПН, 2004. – С. 185–296.
  12. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии. – Ярославль, 1998.
  13. Мазилов В.А. Утраты и обретения: еще раз о предмете научной психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 4. Выпуск 5 / Отв. ред. А.В. Карпов, В.А. Мазилов. – Ярославль: ЯрГУ, МАПН, Российское психологическое общество, 1998. – С. 49–54.
  14. Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века. – Ярославль, 2001.
  15. Мазилов В.А. Научная психология: тернистый путь к интеграции // Труды Ярославского методологического семинара. Т 1: Методология психологии. – Ярославль: МАПН, 2003.
  16. Мазилов В.А. Методология психологической науки. – Ярославль, 2003.
  17. Мазилов В.А. Интегративная методология психологической науки // Вестник интегративной психологии. – 2006. – Выпуск 1 (4). – С. 13–16.
  18. Петровский В.А. Психология: «непредметность» предмета // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии. – Ярославль: МАПН, 2004. – С. 240–245.
  19. Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1, 2. – М.: Прогресс, 1966. – С. 157–194.
  20. Предмет и метод психологии: Антология / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005.
  21. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Изд. второе. – М.: Изд-во «Политическая литература», 1990.
  22. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. – М.: МГУ, 1985.
  23. Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии. – Ярославль: МАПН, 2004. – С. 276–291.
  24. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. – М.: ЭСИ, 1994.
  25. Теплых Д. А. Проблема предмета психологии: опыт философско-методологического анализа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философ. наук. – Магнитогорск, 2005.
  26. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. – М.: Наука, 1989.
  27. Фресс П. Развитие экспериментальной психологии // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1, 2. – М.: Прогресс, 1966.
  28. Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. – 2004. – № 2. – С. 104–118.
  29. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб., 1994.
  30. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. – Киев, 1994.
  31. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.
  32. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М.: Канон, 1995.
  33. Юнг К.Г. Дух и жизнь. – М.: Практика, 1996.
  34. Юнг К.Г. Божественный ребенок. – М.: Олимп, 1997.
  35. Юнг К.Г. О природе психе. – М.: Рефл-бук. – Киев: Ваклер, 2002.
  36. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. – М.: Наука, 1978.
  37. Юревич А.В. Структура социогуманитарных теорий // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии. – Ярославль: МАПН, 2004. – С. 316–324.
  38. Якоби И. Психологическое учение К.Г. Юнга // Юнг К.Г. Дух и жизнь. – М.: Практика, 1996. – С. 385–534.
  39. 36. Ярошевский М.Г. История психологии. Третье издание, дораб. – М.: Мысль, 1985.
  40. Ярошевский М.Г. Новаторство И.М. Сеченова: историческая реальность или «сталинская фикция» // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 87–98.
  41. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: Русский путь. – М.: Институт практической психологии. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  42. Яшин В.П. Предмет психологии с точки зрения системного подхода // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии. – Ярославль: МАПН, 2004. – С. 325–331.
  43. Brentano F. Psychologie vom empirische Standpunkte. Bd. 1. – Leipzig: Duncker & Humblot, 1874.
  44. Jung С. G. Collected Works. – Vol. 8. – N.-Y. – L., 1968.

Информация об авторах

Мазилов Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0646-6461, e-mail: v.mazilov@yspu.org

Метрики

Просмотров

Всего: 1825
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 0