Оппозиция метода и технологии в психологии

Аннотация

Рассмотрена оппозиция метода и технологии в психологии, приводящая к противостоянию научной и прикладной (профессиональной, практической) психологии. Показано, что слабость психологических методов определяется тем, что они задают вопросы, мало способствующие прогрессу науки. Прогресс науки обеспечивается применением метода моделирования, основанного на введении заведомо не существующих идеальных объектов, связанных между собой постулатами, противоречащими здравому смыслу, жизненному опыту, культурным традициям и интуиции и, в случае психологии, включающими «внутренний мир» человека. Специфика существующих психологических методов и теорий состоит в том, что их редко удается трансформировать в эффективные психологические технологии, они не ведут к созданию машин и приборов, ограничивающих или даже замещающих влияние человека.

Общая информация

Ключевые слова: метод, технология , научная психология, профессиональная компетентность психолога, идеальный конструкт, метод моделирования, аристотелевский способ мышления, галилеевский способ мышления, методологический парадокс П. Мила, формализованное знание, личностное знание

Рубрика издания: Частные вопросы метода в психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гарбер И.Е. Оппозиция метода и технологии в психологии // Методология и история психологии. 2007. № 1. С. 106–117.

Литература

  1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. М., 1980.
  3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.
  4. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
  5. Вигнер Е. Непостижимая эффективность математики в естественных науках // Этюды о симметрии. М., 1971.
  6. Гарбер Е.И., Гарбер И.Е. Адаптивное поведение минимальной восьминейронной модели мозга // Вопросы кибернетики. Адаптивные системы. Труды II Ленинградского симпозиума «Тео рия адаптивных систем». М., 1976. С. 151–152.
  7. Гарбер Е.И., Гарбер И.Е. О теоретико-множественных моделях мозга и личности // Личность, коллектив и проблемы воспитания. Оптимизация формирования личности и межличностных отношений. Саратов, 1983. С. 83–106.
  8. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2003.
  9. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб., 2004.
  10. Дорфман Л.Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. М., 2003.
  11. Карицкий И.Н. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик. М., 2002.
  12. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.
  13. Лем С. Сумма технологии. М., 2002.
  14. Лефевр В.А. Рефлексия. М., 2003.
  15. Лефевр В.А. Формула человека: контуры фундаментальной психологии. М., 1991.
  16. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.
  17. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии: период становления психологии как самостоятельной науки. Ярославль, 1998.
  18. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
  19. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М., 2001.
  20. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.
  21. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005.
  22. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  23. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.
  24. Поппер К.Р. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 4. C. 49.
  25. Поспелов Д.А. «Серые» и/или «черно-белые»? // Прикладная эргономика. Специальный выпуск «Рефлексивные процессы». 1994. № 1.
  26. Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2003.
  27. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
  28. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
  29. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. академика РАН Т.В. Осипова. М., 1998.
  30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  31. Смит Н. Современные системы психологии. СПб., 2003.
  32. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. СПб.; М., 2001.
  33. Фейнман Р.Ф. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман! Невероятные приключения Р.Ф. Фейнмана. М., 2001.
  34. Хайек Ф.А. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М., 2003.
  35. Харди Г.Г. Апология математика. М., 2005.
  36. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики: развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов. М., 1966.
  37. Юревич А.В. Психология и методология. М., 2005.
  38. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974.
  39. Danziger K. Naming the Mind. How Psychology Found its Language. London, 1997.
  40. Fülöp M. Competition as a culturally constructed concept // Travelling facts. The Social Construction, Distribution, and Accumulation of Knowledge / Eds. C. Baillie, E. Dunn, Y. Zheng. Frankfurt – N.Y., 2004. P. 129–153.
  41. Meehl P.E. Theory-Testing in Psychology and Physics: A Methodological Paradox // Philosophy of Science. 1967. Vol. 34. P. 103–115.
  42. Tracy J.L., Robins R.W., Gosling S.D. Tracking Trends in Psychological Science: An Empirical Analysis of the History of Psychology // The Life Cycle of Psychological Ideas: Understanding Prominence and the Dynamics of Intellectual Change (Path in Psychology). Kluwer Academic – Plenum Publishers, 2003. P. 105–130.

Информация об авторах

Гарбер Илья Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшего образования Института дополнительного профессионального образования, СГУ им.Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: garber@mail.saratov.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1334
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1