Постмодернистская социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования

Аннотация

Рассматривается проблема метода в психологическом исследовании в контексте постмодернистской социокультурно-интердетерминистской перспективы позиционирования в предмете психологии. Предлагается конструктивная критика позитивистской исследовательской методологии. На основе анализа существующих в современном психологическом знании подходов обосновывается принципиальная невозможность нахождения единственно верного универсального решения. Приводится сопоставительный анализ количественных и качественных методов психологического исследования с акцентом на фиксацию их исследовательского потенциала и ограничений. Обсуждается проблема соотношения итики и имики в психологическом исследовании. Описываются особенности методологической триангуляции как пути интеграции потенциала количественных и качественных методов. Предлагается авторская модификация интегративной эклектики путем триангуляции. Обосновывается идея, определяются пути и средства повышения экологической валидности посредством итико-имического сопряжения коллективной и индивидуальной культуры. Показывается перспектива использования диалогических методологий.

Общая информация

Ключевые слова: значение, количественные методы, переживание, качественные методы , интроспекция, диалогическая методология, имика, интегративная эклектика путем методологической триангуляции, итика, метод исследования, методологическая триангуляция, методология первого лица, методология второго лица, методология третьего лица, номотетика, культурно-историческая психология, предмет психологии

Рубрика издания: В поисках метода психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Янчук В.А. Постмодернистская социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования // Методология и история психологии. 2007. № 1. С. 207–226.

Литература

  1. Гудвин С.Д. Исследование в психологии: методы и планирование. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.
  2. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996.
  3. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. M.: Наука, 1988. С. 28–29.
  4. Квейле С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.
  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003.
  6. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003.
  7. Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3: Метод в психологии / Под ред. В.В. Новикова и др. Ярославль: МАПН, 2005.
  8. Шоттер Дж. М.М. Бахтин и Л.С. Выготский: интериоризация как «феномен границы» // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 107–117.
  9. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 5–18.
  10. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. Минск: Бестпринт, 2000.
  11. Янчук В.А. Психология постмодерна // Время как фактор изменений личности. Сборник научн. трудов / Под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Поликарпова. Минск: БГУ, 2003. С. 175–201.
  12. Янчук В.А. Методолого-психологические основания развития психологической науки в культурно-научной традиции постмодерна // Белорусский психологический журнал. 2004. № 1. С. 3–14.
  13. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. Минск: АСАР, 2005.
  14. Янчук В.А. Эволюция метода социально-психологического исследования: от модернистской экстраспекции к постмодернистской диалогической методологии / Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3. Метод в психологии / Под ред. В.В. Новикова. Ярославль: МАПН, 2005. С. 398–410.
  15. Янчук В.А. Постмодернистский, социокультурно-интердетерминистский диалогизм как перспектива позиционирования в предмете психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. С. 193–206.
  16. Blaikie N.W.H. A critique of the use of triangulation in social research // Quality and Quantity. 1991. Vol. 25. P. 115–136.
  17. Bradley J. Methodological issues and practices in qualitative research // Library Quarterly. 1993. Vol. 63. P. 431–449.
  18. Breitmayer B.J. Triangulation in Qualitative Research: Evaluation of Completeness and Confirmation Purposes // IMAGE: J. of Nursing Scholarship. 1993. Vol. 25. N 3. P. 235–57.
  19. Bryman A.A. Quantity and quality in social research. London: Unwin Hyman, 1988.
  20. Ceglowski D. Research as relationship // Qualitative Inquiry. 2000. Vol. 6. N 1. P. 88–103.
  21. Coolican H. Research methods and statistics in psychology. Seventh edition. London: Hodder & Stoughton, 1998.
  22. Duffy M.E. Methodological Triangulation: A Vehicle for Merging Quantitative and Qualitative Research Methods // IMAGE: J. of Nursing Scholarship. 1987. Vol. 19(3). P. 130–133.
  23. Gergen K.J., Gergen M.M. Toward a Cultural Constructionist psychology // Theory and Psychology. 1997. Vol. 7. P. 31–36.
  24. Greene J.C., Caracelli V.J. Defining and describing the paradigm issue in mixed-method evaluation // Advances in mixed-method evaluation: The challenges and benefits of integrating divers paradigms. New directions for Program evaluation, no 74 / Eds. J.S. Greene and V.J. Caracelli. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. P. 5–18.
  25. Harkness S., Moscardino U., Moises R., Zilich P.O. et al. Mixed methods in international collaborative research: The experiences of the international study of parents, children, and schools // Cross-Cultural Research. 2006. Vol. 40. N 1. P. 65–82.
  26. Harre R. The positivist-empiricist approach and its alternative // Human inquiry: A sourcebook of new paradigm research / Eds. R. Reason and J. Rowan. Chichester: Wiley, 1981. P. 20–48.
  27. Holloway I., Todres L. The status of method: flexibility, consistency and coherence // Qualitative Research. 2003. Vol. 3. N 3. P. 345–357.
  28. Macbeth D. On «reflexivity» in qualitative research: Two readings, and a third // Qualitative Inquiry. 2001. Vol. 7. N 1. P. 35–68.
  29. Maxwell J.A. Reemergent scientism, postmodernism, and dialogue across differences // Qualitative Inquiry. 2004. Vol. 7. N 1. P. 35–41.
  30. Mitchell E. Multiple Triangulation: A methodology for nursing science // Advances in Nursing Science. 1986. Vol. 8. P. 18–26.
  31. Morgan G., Smircich L. The case for qualitative research // Academy of management review. 1980. Vol. 5. P. 491–500.
  32. Morse J. Approaches to Qualitative-Quantitative Methodological Triangulation // Nursing Research. 1991. Vol. 40. N 1. P. 120–128.
  33. Osbeck L.M. Method and Theoretical Psychology // Theory and Psychology. 2005. Vol. 15(1). P. 5–26.
  34. Pidgeon N., Henwood K. Using grounded theory in psychological research // Doing qualitative analysis in psychology / Ed. N. Hayes. Hove, east Sussex: Psychology Press, 1998. P. 245–274.
  35. Polkinghorne D.E. Postmodern epistemology of practice // Psychology and postmodernism / Ed. S. Kvale. London: Sage Publications, 1997. P. 146–165.
  36. Reis H.T., Judd C.M. (Eds). Handbook of research methods in social and personality psychology. Cambridge: Cambridge university press, 2000.
  37. Robson C. Real world research: A resource for social scientists and practitioner-researchers. 8th ed. Oxford: Blackwell, 1998.
  38. Saucier G., Goldberg L.R. Lexical studies of indigenous personality factors: Premises, products, and prospects // J. of Personality. 2001. N 69. Р. 847–879.
  39. Stevens R. Trimodal theory as a model for interrelating perspectives in psychology. Theory and social psychology / Eds. R. Sapsford, A. Still, M. Wetherell, D. Miell and R. Stevens. London, Sage, 1998. P. 75–83.
  40. Tsourvakas G. Multi-visual qualitative method: Observing social groups in mass media // The Qualitative Report [On-line serial]. 1997. Vol. 3. N 3. Available: http://www.nova.edu/sss/QR/QR3-3/heath.html
  41. Yauch C.A., Steudel H.J. Complementary use of qualitative and quantitative cultural assessment methods // Organizational Research Methods. October 2003. Vol. 6. N 4. P. 465–481.

Информация об авторах

Янчук Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и организационной психологии, УО «Белорусский государственный университет» (УО БГУ), Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4524-8371, e-mail: yanchuk@academy.edu.by

Метрики

Просмотров

Всего: 1449
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1